Предложения по определению охранных зон церквей в центре Кишинева с учетом последних изменений в российском законодательстве
Введение
Центральная часть Кишинева, богатая историческими церквями, такими как Церковь Мазарочи, Кафедральный собор Рождества Христова и Церковь Преображения Господня, сталкивается с проблемой сохранения культурного наследия в условиях стесненной городской застройки. Утрата исторической среды, отсутствие композиционных связей с окружающей застройкой и влияние на исторические панорамы становятся ключевыми факторами при определении зон охраны объектов культурного наследия. В то же время, последние изменения в российском законодательстве, касающиеся регулирования таких зон, могут служить источником вдохновения для разработки историко-архитектурного опорного плана Кишинева. В данной статье мы рассмотрим эти изменения и предложим их адаптацию для центра Кишинева как одно из возможных решений, подлежащих обсуждению на специализированном воркшопе.
Последние изменения в российском законодательстве
В 2023–2024 годах в Российской Федерации были внесены поправки в Федеральный закон № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". Одним из ключевых нововведений стало уточнение порядка установления и изменения зон охраны в условиях утраты исторической среды. Согласно обновленным положениям, если объект культурного наследия полностью лишен историко-градостроительного контекста, а его связи с окружающей застройкой утрачены, граница зоны охраны определяется как замкнутый контур, образованный линиями, соединяющими ближайшие здания и сооружения. Это обеспечивает минимальное визуальное восприятие объекта в его актуальной среде, даже если исторические панорамы не сохранились.
Кроме того, введены более строгие требования к согласованию проектов зон охраны с местными сообществами и экспертами, а также обязательность проведения общественных слушаний. Эти изменения направлены на баланс между сохранением наследия и развитием городской инфраструктуры, что особенно актуально для густонаселенных центров.
Применимость к центру Кишинева
Центр Кишинева, как показывает анализ, во многом соответствует условиям, описанным в российском законодательстве. Большинство церквей, таких как Церковь Мазарочи (построена в 1752 году) или Церковь Преображения Господня, окружены современной застройкой, которая заменила историческую среду советскими и постсоветскими зданиями. Например, согласно исследованиям, опубликованным на Urban Transformations in Chisinau, значительная часть исторического ландшафта была утрачена из-за урбанизации в XX веке. Кафедральный собор Рождества Христова, хотя и расположен в парке, также окружен элементами, не связанными с его первоначальным контекстом, такими как Триумфальная арка и современные улицы.
Применение подхода, аналогичного российскому, могло бы означать следующее:
Определение зон охраны: Для каждой церкви граница зоны охраны могла бы быть установлена по контурам ближайших зданий, обеспечивая минимальное визуальное восприятие объекта. Например, для Церкви Мазарочи это могли бы быть современные строения вдоль улицы, сохраняющие видимость ее фасада и куполов.
Учет утраты среды: Признание полной или частичной утраты исторической среды позволило бы отказаться от попыток искусственного восстановления панорам, сосредоточив усилия на интеграции объекта в текущий городской ландшафт.
Гибкость в развитии: Подобный подход дал бы возможность властям Кишинева продолжать модернизацию центра, не нарушая минимальных требований к охране церквей как объектов наследия.
Предложения по определению охранных зон церквей для историко-архитектурного опорного плана
Мы предлагаем рассмотреть адаптацию описанного подхода как одно из возможных решений при разработке историко-архитектурного опорного плана Кишинева. Это предложение не является окончательным, а служит отправной точкой для дискуссии. Например, для Кафедрального собора можно было бы установить охранную зону, охватывающую парк и прилегающие улицы, с учетом современных зданий, чтобы сохранить его видимость, но без попыток воссоздания утраченной исторической перспективы. Для Церкви Преображения Господня зона могла бы быть ограничена ближайшими строениями, учитывая исчезновение связанной с ней гимназии.
Такой подход позволил бы:
Сбалансировать сохранение наследия и развитие инфраструктуры, что соответствует текущим планам модернизации города, упомянутым в Chisinau Urban Roads Project.
Упростить процесс согласования зон охраны в условиях ограниченных ресурсов.
Обеспечить визуальную доступность церквей для жителей и туристов, что поддерживает культурную идентичность города, как отмечено в Cultural Heritage in Chisinau.
Необходимость воркшопа
Принятие окончательных решений по определению охранных зон церквей в центре Кишинева должно базироваться на результатах открытого обсуждения с участием всех заинтересованных сторон: местных властей, архитекторов, историков, представителей церкви и жителей города. Мы предлагаем организовать воркшоп, посвященный этой теме, где можно было бы:
Оценить применимость российского опыта к молдавским реалиям.
Провести анализ состояния каждой церкви и ее окружения.
Согласовать границы зон охраны с учетом мнений экспертов и общественности, как это требуется в обновленном российском законодательстве.
Такой формат обеспечит прозрачность и позволит найти оптимальное решение, учитывающее как международный опыт, так и специфику Кишинева.
Заключение
Последние изменения в российском законодательстве предлагают прагматичный подход к определению зон охраны объектов культурного наследия в условиях утраты исторической среды, что может быть полезным для Кишинева. Большинство церквей в центре города, вероятно, подпадают под эти условия, что делает возможной адаптацию такого подхода. Однако окончательное решение требует дальнейшего обсуждения на воркшопе с участием всех сторон. Этот процесс не только поможет сохранить культурное наследие, но и поддержит устойчивое развитие столицы Молдовы.
Литература
Федеральный закон № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (с изменениями 2023–2024 гг.).
Комментариев нет:
Отправить комментарий