"Happiness is the key to success !"

вторник, 18 июня 2024 г.

(продолжение 3) Забытый Идиш Театр: История и Наследие


Один из мифов  “...Ортодоксальный образ жизни не подразумевает посещения и вообще существования театра…” 


Представление пуримшпилерами Ахашвейреш-шпил Артарксерксово действо Германия 17 век 



Сцена из пьесы продажа Иосифа Пуримское представление Вильно 1928


Попробуем представить какие еврейские общины существовали в Кишиневе в начале 20 века.


Определить точные процентные соотношения различных еврейских общин в Кишиневе конца 19-го и начала 20-го века достаточно сложно, так как точные статистические данные того времени могут быть недостаточно полными. Тем не менее, на основе исторических записей и общего понимания демографии того времени, можно сделать приблизительные оценки. Вот возможные процентные соотношения:


### Ашкеназские евреи (включая хасидов и литваков)


1. **Ашкеназские евреи (в целом)**:

   - Ашкеназские евреи составляли подавляющее большинство еврейского населения Кишинева. Они включали как хасидов, так и литваков. Примерно 80-90% еврейского населения можно отнести к этой категории. Ашкеназские евреи происходят из Центральной и Восточной Европы и говорят на идише. Язык идиш был основным языком общения в общине, а идишская литература и театр были важной частью культурной жизни. Они составляли основу еврейского населения города и играли важную роль в его экономической, культурной и религиозной жизни.


Примерное распределение:


- Ашкеназские евреи (включая хасидов и литваков)**: 80-90%

- Хабад-Любавич и другие хасидские группы**: 30-40%

- Хабад-Любавич**: 15-20%

- Другие хасидские группы**: 10-20%

- Литваки**: 20-30%

-  Сионисты**: 10-15%

-  Другие группы**: 5-10%


Эти процентные соотношения являются приблизительными и основаны на исторических данных и оценках. Точные цифры могут варьироваться, но в целом они отражают структуру еврейской общины Кишинева того времени.


Практически, две общины, Хабад и другие хасидские группы, а также Литваки, были самыми крупными в Кишиневе в те времена. Литваки были даже более многочисленны, чем Хабад сам по себе. 



Странно, что при этом соотношении жителям Кишинева известно гораздо больше о деятельности Хабад (хотя бы по названию улицы), чем о Литваках. 


Литваки и хасиды появились в Кишиневе раньше, чем община Хабад. Первыми раввинами Кишинева были хасиды. Литваки начали селиться в городе уже в XVIII веке, и к началу XIX века они составили значительную часть еврейского населения Кишинева. Община Хабад начала формироваться позже, в XIX веке, и также внесла значительный вклад в религиозную и культурную жизнь еврейской общины города. Обе общины играли важную роль в еврейской жизни Кишинева.


Обсуждая все эти детали с моим коллегой Valeriu Grisco, мы пришли к заключению, что исходя из естественного желания селиться по соседству со своими единоверцами,  скорее всего, Литваки и хасиды, прибывшие в Кишинев раньше Хабада, селились в районе современного центра и старого, а евреи общины Хабад уже дальше от Старого Базара и  современного центра, в районе Нового базара и выше. 

Не стоит забывать, что ул. Харлампиевская (Золотая) одно время выполняла роль центральной улицы Кишинева. Расположение рассматриваемого нами общинного центра на этой улице, в зоне расселения Литваков, позволяет сделать предположение о том, что этот центр принадлежал Литовской общине. 


Хотя архитектурные стили и детали оформления фасадов синагог литваков и Хабада могут пересекаться из-за общих архитектурных тенденций и ресурсов, некоторые отличия все же существуют. Литваки предпочитали более строгие и функциональные стили, в то время как Хабад часто использовал более эклектичные и декоративные элементы, подчеркивая символизм и украшение фасадов. Эти различия отражают уникальные аспекты религиозной и культурной идентичности каждой общины.







Синагога и Ешива Цирельсона (ул. Рабби Цирельсона,8) https://oldchisinau.com/


Теперь о Дровяной Синагоге, одной из крупнейших в Кишиневе:


“... Мы открываем синагогу, выстроенную в сохранившейся старой части нового еврейского общинного центра (КЕДЕМ прим. автора), построенного на историческом месте синагоги «Лемнэрия», существовавшей с 1835 г. От нее сохранилась историческая фасадная стена и полуподвальное помещение бывшей миквы. Здание было в 1990 г. передано общине и реконструировано в 2005 г…


… Синагога общинного центра будет ортодоксальной, «литовской»?


– Да, хотя для руководства общины это не было принципиально…” 


«Литовский» раввин молдавской общины 


И тут же вспоминается фраза, оброненная тем же Равом Шимшоном: 

“... Есть улица «Хабад-Любавич»! Это улица, где находится «хабадская» синагога. Исторически синагога не была «хабадской»…”  


«Литовский» раввин молдавской общины 





Исторически, в Кишиневе было несколько синагог, которые меняли своих владельцев или управлялись разными общинами в разное время.


Вернемся к объекту нашего внимания. Архитектурный стиль и детали фасада также дают возможность предположить принадлежность к Литовской общине. В масштабе застройки когда-то центральной улицы Кишинева, здание выглядит довольно внушительно в сравнении с существующими зданиями того периода, расположенными на этой улице.







Архитектурный стиль можно отнести к строгому и функциональному, характерному для Литовских общин. Указание на принадлежность к еврейской общине можно видеть в двух симметричных вертикальных акцентах здания, имеющих завершение в виде характерных фронтонов, напоминающих звезду Давида. 




Сравните с архитектурным  стилем  Ешивы “Талмуд-Тора”. 



В конце 19 - начале 20 века общинные центры литваков также играли важную роль в религиозной, образовательной, культурной и социальной жизни еврейской общины. 

Общинный центр литваков в конце 19 - начале 20 века без молитвенных помещений был ориентирован на образовательные, культурные и социальные функции. Такие центры предоставляли разнообразные помещения для обучения, проведения культурных мероприятий, социальной поддержки и работы с молодежью и детьми, играя важную роль в укреплении общинных связей и поддержании еврейской идентичности и культуры.


При этом не очень большое значение имеет гипотеза о том, кому принадлежал рассматриваемый нами общинный центр. Основная разница в наборе помещений общинных центров без молитвенных помещений между Хабад и литваками в Кишиневе начала 20 века заключается в акцентах на образовательные и социальные функции. Хабад больше фокусируется на хасидской философии и миссионерской деятельности, тогда как литваки делают акцент на глубокое аналитическое изучение религиозных текстов и академические дискуссии. Состав помещений практически одинаков. 


Вот несколько откорректированные возможные планы такого общинного центра и Молдавского Театрального Общества (Дома Актера). 









В дополнение традиционно фантазии на эту тему, как это могло выглядеть:







В любом случае, исходя из того, что сегодня это здание находится в государственной собственности, а Музей истории евреев Республики Молдова, государственный музей подведомственный Министерству Культуры Республики Молдова, насколько мне известно, не имеет своего здания, было бы логично передать это здание или часть помещений в аренду этому музею. При этом возможно было бы, как восстановить часть функций этого центра, так и продолжить изучение истории и этого здания, наряду с созданием музея и постоянной экспозиции. 


На основании активности и видимости общин можно предположить, что Хабад имеет более значительное присутствие в современной жизни еврейской общины Кишинева. При этом литваки, сохраняя свои традиции, могут быть численно меньшей, но все же важной частью общины. Было бы справедливо донести больше информации жителям города о важности и активности также и Литовской еврейской общины в истории развития и роста нашего  города.


Представленные материалы выполнены с использованием  нейросетей ChatGPT 4o и Midjorney  6.0


Комментариев нет: