"Happiness is the key to success !"

среда, 5 октября 2011 г.

Пешеходно-торговая улица в старом Кишиневе

 В последнее время вновь стала рассматриваться возможность создания в Кишиневе пешеходной улицы. Рассматриваются разные варианты. По ул. Мтрополит Варлаам даже сделаны предвврительные проектные предложения. Мне же почему-то кажется, что у нас уже давно есть такая улица. Причем не просто пешеходная, а торгово-пешеходная. И это даже не улица, а переулок Хабад Любавич (бывший Якимовский переулок).


Этот переулок один из самых старых переулков нижней части, сохранивший свое первоначальное направление. Функция торгово-пешеходной улицы здесь уже существует. Она не возникла по нашему желанию, она никуда и не исчезала. Торговля в этом переулке процветает столько, сколько я себя помню. В диком виде, это правда, но это и есть лучшее подтверждение того, что 2 основных участника процесса (бизнес и население) проголосовали за создание торгово-пешеходной зоны в данном месте. Осталось подключиться толко третьему участнику - местной власти. В чем может выражаться участие местных органов власти в данном проекте (а мне кажется, что лучшего места для пилот-проекта по созданию торгово-пешеходной улицы в Кишиневе не найти).





Местные органы власти должны взять на себя функцию поиска потенциальных инвесторов, как среди местных, так и среди международных фондов. Предварительно разработав проектные предложения на основе открытого конкурса проектов. В конечном счете местные власти должны оказать финансовую помощь (используя средства
 спонсоров и свои собственные средства) представителям бизнеса, имеющим торговую деятельность на данном участке в приведении своих заведений в тот вид, который будет определен выигравшим конкурс проектом, а также благоустроить данную территорию. Средства потребуются небольшие, а эффект может оказаться огромным в плане ревитализации элементов среды старого Кишинева, что немаловажно для жителей города, а также и для привлечении туристов.


понедельник, 3 октября 2011 г.

World Architecture Day 2011 - Architecture and Human rights

Из множества всех прав и свобод человека, изложенных во Всеобщей декларации прав  человека  ООН, принятой 10 декабря 1948 года, Международном пакте о гражданских и политических правах и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, принятых в 1966 году, а также изложенных и в других последующих документах, наибольшее отношение к нашей профессии имеет право человека на благоприятную окружающую среду, на мой взгляд.

Надо отметить, что все нарушения этого права начинают проявляться на стадии разработки градостроительной документации. Сегодня в нашей стране в иерархии пользователей средой любого уровня, начиная от небольшого села, деревни и кончая столичной агломерацией и собственно столицей, человек находится не на первом месте, и даже не на втором. Все планировочные идеи строятся в первую очередь на обеспечении потребностей транспорта и инженерной инфраструктуры. Все подчинено решению технических проблем в первую очередь. Вторым, немаловажным моментом, является экономическая составляющая планировочных документов. Необходимо добиться определенной плотности застройки, выдержать процент занятости территории и т.д. Основным предметом обсуждения и выявления лучших вариантов является сравнение их технико-экономических показателей в первую очередь.

А где же человек с его правом на благоприятную окружающую среду?

При этом раздел градостроительной композиции как-то выпал из числа необходимых к разработке материалов. Все имеющиеся современные методики ничего не говорят об этой части планировочных документов.

Необходимо вернуть человека на первое место в иерархии участников процесса. В первую очередь должны быть созданы благоприятные условия для жителя, человека, а потом уже, исходя из этого, должны решаться экономические, транспортные и инфраструктурные задачи. Во многих развитых европейских странах эта задача уже решается на протяжении лет 20-30, однако, мы все еще находимся в плену советских подходов, где на первом месте был план, а человек рассматривался как исполнитель задач этого плана, и поэтому задача скорейшей доставки этого исполнителя к месту работы являлась основной при решении транспортных проблем.

Сегодня стоит задача корректировки генерального плана Кишинева. Хотелось бы надеяться, что права человека на благоприятную окружающую среду  будут, в конце концов, обеспечены в разработанном документе.

воскресенье, 2 октября 2011 г.

В продолжение темы проблем исторического центра

World day of Architecture.
Architecture and human rights

После многих контактов с потенциальными инвесторами, желающими строить в центральной исторической части города, а также учитывая настроение, как властей (и местных, и центральных), так и населения в последнее время, желающих сохранить исторический центр в его существующих параметрах и стилевом решении, мне пришла в голову идея решения данного вопроса. Не претендую на оригинальность, однако, исхожу из требования о необходимости обеспечить консенсус и взаимную выгоду всех трех участников процесса: бизнеса, власти и населения. Только в таком случае проект может быть удачным. Решил проиллюстрировать этот подход на примере ранее представляемого проекта Бизнесс центра по ул.Колумна. Представленное решение, на мой взгляд, удовлетворило бы требования властей и населения. Я присоединясь к этой позиции, изменив свое отношение к проектированию в данной среде, что нетрудно заметить, сравнив предыдущие варианьы с представленным здесь.


Вид на вновь проектируемые здания по ул.Колутна с ул. Армянской.

То же самое, только несколько ближе и с противоположной стороны ул.Колумна.

Вид с точки зрения пешехода, идущего вдоль ул.Колумна от ул.Армянской

Вид на торгово-пешеходную ул. Хабад Любавич в районе нового Бизнес центра


На мой взгляд, после изучения большого количества архивных материалов за последние полгода, именно так и надо подходить к проетированию и строительству в историческом центре. Однако это устраивает всех, кроме инвесторов. Им не выгодно реализовывать такие проекты.

Мое предложение к данному инвестору состояло в том, чтобы часть расходов по реализации данного проекта взяли на себя местные власти. Поскольку население и власти высказывается в пользу такого решения, они должны взять часть расходов на себя. Это было бы справедливо по отношению к инвесторам. Еще лучше было бы найти и спонсоров в лице международных фондов. Аналогичное решение было реализовано в Сибиу в Румынии. Там в финансировании участвовал какой-то немецкий фонд, местные власти и инвестор в размере 20-30 % от всей стоимости проекта. Однако непременным условием является выполнение всех требований проекта.
Такое предложение вызвало интерес со стороны и нашего инвестора. Осталось найти понимание со стороны властей и помочь найти спонсоров. Если у кого есть советы в данном вопросе, милости прошу.

вторник, 2 августа 2011 г.

По-моему, у нас серьезные проблемы в историческом центре.

Проектные предложения по сторительству Бизнес Центра по ул.Колумна в Кишиневе (между ул.Армянская и Хынчешть). Вариант 1 (согласован для разработки градостроительного сертификата, но отклонен Советом Минкультуры) Общая площадь около 1,5 тыс. м2 каждому из 2 инвесторов.

То же самое, вид со стороны ул.Хынчешть вдоль улицы Колумна)

Вариант 2. (отклонен Советом Министерства Культуры). Общая площадь около 1000 м2 каждому из 2 инвесторов.

То же самое, вид вдоль пер.Хабад-Любавич, которая уже сегодня является торгово-пешеходной.

То же самое, вид со стороны ул.Армянской по ул. Колумна.

То же самое, аксонометрии и развертки.

Вариант 3. Откорректирован по требованиям Совета Министерства Культуры. Общая площадь около 700 м2 на каждого из 2 инвесторов.

То же самое, вариант можно было бы, наверное, согласовать, но инвесторы отказались. Для них это решение уже не рентабельно!!!!!
Аналогичная картина у меня и по другим 3 площадкам в центральной части города. По-моему, мы имеем серьезную проблему, которую надо срочно решать. Иначе мы потеряем и инвесторов, и памятники, и все остальные здания рассыпятся.
Какие у кого есть предложения?