В соответствии с теорией проф. Л. Ван ден Берг, в
процессе развития и заката городов, города надо рассматривать как динамичные
структуры, в которых развитие/функционирование есть результат действий основных
участников:
·        
Население / семьи
·        
Компании, фирмы
·        
Местные органы власти: Примарии и Местные
Советы
Развитие городов есть результат территориального
поведения этих основных трех участников - пространственного поведения, которое
каждый из участников выбирает, исходя из наличия:
·        
Жилья, для семей
·        
Офисов для фирмы и строительства
производственных помещений для фирм и компаний
·        
Возможностей, предоставленных местными
властями, набора условий и правил, законодательной и политической среды,
созданной и применяемой на практике для размещения компаний и фирм, а также
населения и семей
Каждый город проходит 4 фазы развития от расцвета до
заката и опять к расцвету.
Фаза 1. Индустриализация (Урбанизация). 
Города являются моторами роста регионов и характеризуется
постоянным ростом населения, мест приложения труда и городских удобств.
·        
Приоритетный рост экономики
·        
Формирование и размещение промпредприятий
·        
Развитие
внутреннего общественного транспорта
Фаза 2. Развитие 
секторов обслуживания и транспорта (Субурбанизация). 
Пространственная деконцентрация. На этой стадии
потребности жителей являются доминирующими, диктующими пространственное
развитие.
Жители начинают искать улучшенные условия проживания и
начинают селиться на периферии в пределах первого кольца, используя автомобиль
для поездок на работу. 
Фирмы начинают размещать свои новые предприятия вблизи
новых поселений, т.е. тоже на периферии.
В это время новые поселения начинают выполнять роль
полюсов роста и начинает формироваться Метрополия.
В то же время начинается закат «города-матки».
Фаза 3. Повышенное внимание к природному окружению
(Дезурбанизация). 
Эта фаза характеризуется усиленной деконцентрацией.
Уменьшение рабочих мест в «городе-матке», уменьшение
населения. Полюсы роста предлагают более подходящие условия как для компаний,
так и для жителей. 
В то же время, в поисках еще более лучших условий
проживания (природное окружение, меньшее количество загрязнений и транспорта,
условия для отдыха, наличие гипермаркетов и молов за городом и т.д.), люди
начинают осваивать и более удаленные малые города, находящиеся во втором
кольце.
Происходит развитие малого и среднего бизнеса, условия
проживания в первом кольце не отличаются от «города-матки».
Происходит дальнейшее уменьшение населения в пределах
первого кольца.
В данной фазе находится большинство американских и
западно-европейских городов.
Фаза 4. Развитие информатики (Реурбанизация). 
Происходит вновь  рост населения в «городе-матке» благодаря
политике местной администрации. 
Происходит строительство в непосредственной близости от
станций общественного транспорта бизнес - центров, конференц – залов, гостиниц,
поддерживающих бизнес – туризм.
Политика ревитализации подразумевает повышение
привлекательности «города – матки» для малых и средних предприятий, не
требующих больших территорий, занятых производством абстрактного или
конкретного продукта в области информационных технологий, а также повышение
привлекательности условий проживания для лиц третьего поколения, с большими
доходами.
    Целая серия
городов – метрополий западной Европы столкнулись с фазой заката и последующего
расцвета, когда основная экономическая активность города была реорганизована. 
Пример Роттердама, рабочего города и порта, который
ощутил сильное падение в сравнении с городами первого кольца в момент
модернизации и автоматизации порта. Набор мер градостроительной политики,
финансируемых через партенериат общественных и частных капиталов, помогли
преобразовать его в полюс регионального развития в области образования и
культурно-художественной жизни. Были построены концертные залы больших
размеров, которые позволили проводить международные мероприятия.
А что же Кишинев? В какой фазе мы находимся?
Понятно, что первую фазу, фазу индустриализации, Кишинев
прошел еще в конце прошлого века. 
С помощью GIS технологий определим границы Агломерации (Метрополии) (рис. 1).
На этом плане хорошо видно, что границы Муниципия не
совпадают даже с границей первого кольца Метрополии, не говоря уже о втором.
А теперь давайте проанализируем, что происходит в этих
границах в последние годы. 
За последние 15 лет, с 2004 по 2019 год, население всех комун в первом кольце Метрополии, за исключением коммуны Хынчешть, не уменьшилось (рис.2).
Население же коммун второго кольца, за исключением коммуны Кэушень, уменьшилось примерно на 20%. В наших условиях, когда огромное количество жителей Молдовы ежегодно покидает страну в поисках заработков, сохранение численности населения какой либо из комун может обеспечиваться только за счет притока жителей из другого места, в нашем случае скорее всего из Кишинева. Это обьясняется именно тем, что во второй фазе формирования Метрополии, " жители начинают искать улучшенные условия проживания и начинают селиться на периферии в пределах первого кольца, используя автомобиль для поездок на работу ". Другими словами, вроде бы мы находимся во второй фазе развития Метрополии Субурбанизации. Если же посмотреть, что произошло с количеством предприятий за период с 2015 по 2018 год (рис.3),
Исходя из
этого, можно сделать вывод, что мы находимся в конце второй фазы развития
Метрополии, когда "фирмы начинают
размещать свои новые предприятия вблизи новых поселений, т.е. тоже на
периферии. В это время новые поселения начинают выполнять роль полюсов роста и
начинает формироваться Метрополия. В то же время начинается закат
«города-матки». 
Что касается неизменности населения
"города-матки" за последние годы, то это происходит за счет того, что
на место уезжающих из города жителей постоянно приезжают жители из других
частей Молдовы, что создает впечатление постоянности.
Кишинев находится в  переходной стадии из второй фазы в третью,
т.е. из фазы Субурбанизации в фазу Дезурбанизации:
·        
Практически отсутствуют свободные территории
в границах «города-матки» 
·        
Жители города начинают расселяться в
пригороде, на территории ближайших дачных кооперативов и в пределах первого
кольца
·        
Значительно выросли цены на участки, как в
непосредственной близости, так и в радиусе 20 км от города
·        
Инвесторы предпочитают свободные территории
на периферии для строительства новых микрорайонов
На данном этапе важно
определиться с основными задачами фазы Субурбанизации / Дезурбанизации: 
определение границ формирующейся Метрополии (рис.5),
·        
создание Ассоциации межкоммунитарного развития
 (Asociaţia
de Dezvoltare Intercomunitară  Zona Metropolitană Chisinau) по типу аналогичной Ассоциации в Клуж https://www.cjcluj.ro/asociatii-de-dezvoltare-intercomunitara
·        
создание
«открытого» каркаса на базе развития нового вида, общественного транспорта
(легкого метро, обеспечивающего сокращение передвижений личного моторизованного
транспорта и уменьшающего экологические проблемы ) в масштабе Метрополии,
который позволит наполнять его функцией по мере необходимости и в зависимости
от конкретных условий и требований времени,
·        
создание для этого Asociatia Metropolitana de
Transport Public  Chisinau по аналогии  Asociatia Metropolitana de Transport Public Cluj  https://www.amtpcluj.ro/
·        
разработка Плана
обустройства Метрополии Кишинев и определить роль и функции каждого из
субъектов Метрополии.
Что же нас ожидает в ближайшее время?
В соответствии с данной теорией, будет происходить снижение значения "города-матки" и выравнивание условий проживания в первом кольце Метрополии с условиями проживания в "городе-матке". Это, кстати, уже происходит (рис. 6).
Это утверждение может показаться странным, исходя из того, что число жителей во втором кольце уменьшается в настоящее время, как и численность населения Молдовы в целом. Однако не следует забывть, что мы живем во время переселения народов в глобальном масштабе. Жители менее развитых стран стремятся перебраться в более развитые страны. Жители Молдовы перебираются в страны Евросоюза, Великобританию, Россию, США и другие развитые страны. На их место к нам приезжают жители бывших союзных республик Центральной Азии, средняя зарплата в которых значительно ниже, чем в Молдове (рис.8).
Это объективный факт и бороться с этим бессмысленно.
Некоторые приезжают временно, на сезонные работы, а другие и на постоянное проживание.
Кроме этого, придет все-таки время, когда начнут возвращаться и наши
соотечественники более массово, чем сегодня. Не стоит забывать и о глобальном
процессе урбанизации. Мы не можем стоять в стороне. Идет процесс перетекания
жителей из сельской местности в города. 
И вот в этих условиях потребуется переход в 4 фазу Реурбанизации.
"...Происходит
строительство в непосредственной близости от станций общественного транспорта
бизнес - центров, конференц – залов, гостиниц, поддерживающих бизнес – туризм.
Политика
ревитализации подразумевает повышение привлекательности «города – матки» для
малых и средних предприятий, не требующих больших территорий, занятых
производством абстрактного или конкретного продукта в области информационных
технологий, а также повышение привлекательности условий проживания для лиц
третьего поколения, с большими доходами..."
В заключение необходимо отметить, что на продолжительность процессов каждой фазы можно оказывать влияние, зная основные принципы развития. Их можно как ускорить умелым руководством, так и приостановить, принимая неправильные стратегические решения, но избежать их невозможно.








 
 
Комментариев нет:
Отправить комментарий