"Happiness is the key to success !"

понедельник, 23 сентября 2024 г.

(продолжение 4) Децентрализация решений: эффективный путь к модернизации городских микрорайонов

 


Разрешить противоречие между иерархической системой градостроительных документов («сверху-вниз») и необходимостью учитывать желания жителей города («снизу-вверх») можно через реформирование подходов к планированию и управления развитием города. Для этого нужно внедрить гибкие и адаптивные механизмы, которые позволят реагировать на спонтанные и актуальные запросы граждан без нарушения существующей иерархии градостроительных документов. Рассмотрим ключевые стратегии и подходы, которые могли бы позволить это реализовать.

1. Создание механизмов участия граждан в процессе планирования на всех уровнях

1.1. Интеграция общественных инициатив через цифровые платформы

Цифровизация позволяет создать механизмы для прямого и регулярного участия жителей в планировании и развитии городских территорий. Жители могут использовать такие платформы для внесения предложений, которые будут рассмотрены на различных уровнях планирования.

  • Платформы для сбора предложений: Создание онлайн-платформ, через которые жители могут подавать инициативы по изменению отдельных частей города. Эти предложения могли бы быть публично обсуждены и интегрированы в градостроительные документы после анализа и утверждения.

  • Голосование за проекты: Платформы могли бы также использоваться для проведения голосований, где жители выбирают наиболее важные проекты для их микрорайонов, будь то реновация дворов, создание зеленых зон или транспортные решения.

1.2. Вовлечение местных сообществ на этапе разработки ППТ и PUD

Реализация принципа «снизу-вверх» может быть усилена через обязательное вовлечение жителей на этапе разработки проекта планировки территории (ППТ) и детальных планов территории (PUD).

  • Местные рабочие группы: Для каждого крупного проекта реновации или нового строительства можно организовывать рабочие группы, состоящие из жителей микрорайона, представителей бизнеса и муниципалитета, которые участвуют в обсуждении деталей проекта.

  • Гибкие механизмы внесения изменений: Законодательство может предусмотреть упрощённые процедуры для внесения изменений в PUD, чтобы можно было оперативно учитывать потребности жителей на локальном уровне.

2. Гибкие градостроительные документы с возможностью оперативного изменения

2.1. Модели "гибких планов" и сценарное планирование

Для адаптации градостроительных документов к изменениям в реальной жизни можно внедрить сценарное планирование. Этот подход предусматривает разработку нескольких сценариев развития территорий, которые можно будет корректировать по мере изменений.

  • Вариативные сценарии для каждой зоны: Вместо жестко фиксированных функциональных зон в планах можно предусмотреть несколько возможных сценариев использования территории (например, зона может быть как жилой, так и коммерческой, в зависимости от потребностей).

  • Постоянная корректировка сценариев: Документы могут предусматривать возможность постоянной корректировки сценариев по мере изменения ситуации. Важно предусмотреть механизмы быстрого обновления градостроительных планов на основе поступающих данных о потребностях жителей.

2.2. Процедура внесения изменений по инициативе граждан

Необходим гибкий механизм внесения изменений в градостроительные документы по инициативе жителей, который позволит быстро адаптировать планы к новым условиям.

  • Гибкие изменения в PUD: Разрешить внесение изменений в детальные планы территории (PUD) по инициативе местных сообществ, если изменения не противоречат генеральному плану и общим принципам развития территории.

  • Локальные корректировки PUZ: Для небольших изменений, которые касаются только одного микрорайона или его части, можно упростить процедуру изменения плана зонирования (PUZ), введя специальный процесс "упрощенной коррекции", который позволит жителям или бизнесу быстро вносить правки при согласовании с местными властями.

3. Развитие инструментов локального самоопределения через квартальные и микрорайонные проекты

3.1. Локальные градостроительные инициативы на уровне микрорайонов

Одним из способов разрешения противоречий является создание механизмов самоопределения на уровне микрорайонов и кварталов. Это может быть реализовано через программы реновации микрорайонов, в рамках которых жители могут предлагать собственные проекты.

  • Квартальные программы развития: В рамках общего плана города или района можно запустить программы, где каждый микрорайон может разработать свою программу развития. Это может включать модернизацию жилых зон, создание новых общественных пространств или улучшение транспортной доступности. Такие программы можно утверждать быстрее, чем изменения на уровне всего города.

  • Финансирование местных инициатив: Для поддержки инициатив можно создать городские или государственные фонды, которые будут финансировать проекты реновации и улучшений, предложенные жителями.

3.2. Институты локального самоуправления

Для усиления "снизу-вверх" подхода к управлению городским пространством можно развивать институты локального самоуправления на уровне микрорайонов, которые будут координировать предложения жителей и инициировать изменения в городских документах.

  • Советы микрорайонов: Создание официальных советов микрорайонов, которые будут представлять интересы местного населения и работать с муниципальными властями по вопросам градостроительства. Советы могут напрямую предлагать изменения в градостроительные документы или выступать консультантами на стадии разработки проектов.

4. Децентрализация полномочий в области планирования и управления

4.1. Передача полномочий по утверждению ППТ и PUZ на уровень муниципалитетов

Часто документы городского планирования утверждаются на более высоком уровне, что делает процесс слишком длительным и не гибким. Чтобы устранить это, нужно передать больше полномочий местным органам власти.

  • Муниципальные полномочия: Муниципалитеты должны иметь возможность самостоятельно утверждать изменения в планах зонирования (PUZ) и детальных планах территории (PUD) для ускорения процесса корректировки в ответ на потребности жителей.

  • Облегченные процедуры корректировки: На местном уровне могут быть разработаны облегчённые процедуры для небольших изменений (например, преобразование общественного пространства или частичная смена зонирования), что позволит быстрее реагировать на инициативы снизу.

5. Нормативно-правовая поддержка изменений в законодательстве

5.1. Введение механизмов общественного планирования в законодательство

Чтобы обеспечить гибкость и вовлечение граждан, необходимо внести изменения в Закон о градостроительстве и архитектуре и другие нормативные акты, закрепив механизмы общественного участия и упрощённого изменения градостроительных документов.

  • Законодательная поддержка локальных инициатив: Внести нормы, позволяющие жителям подавать инициативы по изменению градостроительных планов и требовать рассмотрения их предложений в ускоренном порядке, если они касаются интересов большинства жителей микрорайона.

  • Упрощённые процедуры корректировки для общественных проектов: Создать механизм упрощённого изменения PUD и PUZ для общественных проектов, предложенных и одобренных жителями, что ускорит их реализацию.

5.2. Правовая защита общественных инициатив

Закрепление механизмов защиты прав жителей на участие в городском планировании, включая возможность внесения инициатив по корректировке планов, участие в обсуждениях, а также обязательный пересмотр планов на основе общественных интересов.

Заключение

Для разрешения противоречия между иерархическим подходом к планированию и спонтанными запросами жителей необходима комплексная реформа градостроительной системы. Это включает внедрение гибких механизмов внесения изменений в документы, создание цифровых платформ для участия жителей, децентрализацию полномочий, развитие локального самоуправления и правовую поддержку общественных инициатив. Важно обеспечить возможность для быстрых изменений, чтобы городские документы отражали реальные и актуальные потребности общества, способствуя устойчивому и динамичному развитию городов.



Градостроительный и строительный кодекс Республики Молдова, принятый в 2023 году, устанавливает единые правила для регулирования всех этапов строительства, от проектирования до эксплуатации зданий. Однако для разрешения противоречий между иерархическим подходом к планированию и спонтанными запросами жителей требуются дополнительные механизмы, которые позволят быстрее реагировать на реальные потребности общества.

Предложения по изменению кодекса:

  1. Упрощённая процедура внесения изменений по инициативе граждан: Важно внедрить правовой механизм, позволяющий жителям микрорайонов подавать предложения о внесении изменений в градостроительные планы на локальном уровне. Это может быть реализовано через цифровые платформы, где граждане смогут инициировать проекты, которые затем оперативно рассматриваются и утверждаются. Такие инициативы могли бы касаться, например, модернизации инфраструктуры, создания новых общественных пространств или изменения функционального назначения зданий.

  2. Гибкость в пересмотре документов: Кодекс следует дополнить положениями о регулярном пересмотре генерального плана и планов зонирования, чтобы документы могли быстрее адаптироваться к изменениям. Например, пересмотр раз в 3–5 лет или при возникновении крупных проектов, инициированных жителями или инвесторами. Это создаст более динамичную систему планирования, в которой интересы общества будут учтены своевременно.

  3. Развитие смешанного зонирования: Необходимо закрепить в кодексе принцип многофункционального использования территорий. Это позволит городам развиваться гибче, создавая условия для одновременного использования зданий для жилых, коммерческих и общественных нужд, что будет актуально для реновации микрорайонов.

  4. Ускоренные процедуры для социально значимых проектов: Кодекс может включать механизм ускоренного согласования проектов, которые имеют общественное значение, например, модернизация ветхого жилого фонда или улучшение транспортной доступности. Такие проекты можно рассматривать по упрощённой процедуре, чтобы минимизировать задержки.

  5. Децентрализация решений: Передача части полномочий по утверждению планов зонирования и детальных планов на уровень муниципалитетов позволит быстрее вносить изменения на локальном уровне, особенно в тех случаях, когда они инициированы жителями. Это снизит бюрократическую нагрузку и ускорит реализацию небольших, но важных для сообщества проектов.

Внесение этих изменений сделает систему более гибкой и позволит учитывать реальные потребности жителей быстрее и эффективнее​(Monitorul oficial al Republicii Moldova)​(Moldova Libera)​(СП - Новости Бельцы Молдова)​(NewsMaker).

(продолжение следует)


Комментариев нет: