История Кишинева в XVII-XVIII веке: Развитие и Влияние Внешних Факторов
Каменная Церковь и Социальная Эволюция Кишинева
В середине XVII века молдавский господарь Василе Лупу сделал значительный вклад в развитие поселения Кишинев, подарив ему каменную церковь. Это событие имеет гораздо большее значение, чем кажется на первый взгляд, и открывает перед нами интересные аспекты социальной и демографической эволюции Кишинева того времени.
Во-первых, важно отметить, что строительство каменной церкви свидетельствует о росте численности населения. Это также указывает на повышение статуса и значимости поселения. Деревянные церкви обычно строились в небольших населённых пунктах, где люди не могли позволить себе капитальные здания, а также в случаях, когда строительство требовалось быстро. Появление второй, более прочной и долговечной каменной церкви указывает на то, что в Кишиневе к середине XVII века могло проживать от 700 до 1000 человек, что требовало ещё одно место для богослужений.
Во-вторых, каменная церковь — это символ экономического процветания и социальной значимости. Строительство из камня требовало значительных ресурсов и труда, что указывает на экономический рост и социальную поддержку со стороны как местного населения, так и центральной власти. Такой жест со стороны Василе Лупу мог быть не просто подарком, а своеобразным признанием статуса Кишинева как важного центра в регионе.
Кроме того, сам факт постройки каменной церкви говорит о духовной значимости поселения. Василе Лупу, известный своим покровительством православию и культурному развитию Молдавского княжества, вероятно, видел в Кишиневе потенциал для дальнейшего религиозного влияния и хотел укрепить православные позиции в этом районе.
Таким образом, строительство каменной церкви в Кишиневе в середине XVII века — это не просто акт благочестия со стороны господаря, но и важный индикатор социальной динамики, численности населения и экономического роста поселения.
Рост Кишинева в XVIII веке
Если в XVIII веке в Кишиневе существовало уже шесть каменных церквей, это свидетельствует о значительном росте и развитии города, что указывает на достаточно крупное население по меркам того времени. Историки обычно оценивают численность населения для подобных поселений на основе количества церквей и их вместимости, принимая во внимание социальные, экономические и политические факторы.
Примерные оценки численности населения для города с шестью каменными церквями в XVIII веке могли составлять от 5,000 до 10,000 жителей. Такой диапазон объясняется следующими факторами: социальный рост, экономическое процветание и поддержка со стороны центральной власти.
Если в XVIII веке в Кишиневе была большая каменная синагога, а также зарегистрировано еврейское похоронное братство из 144 членов, это может дополнительно указывать на значительное еврейское население в городе, которое могло составлять от 800 до 1,500 человек. Общая численность при этом могла быть от 6,000 до 12,000 жителей.
По данным переписи населения 1774 года, то есть в конце военных действий, в центральной части города тыргул Кишинэу было 162 налогоплательщика, что может указывать на общее население центральной части города в пределах 800-1,000 человек, учитывая семьи и зависимых. В другой части города с тем же названием, которая была разрушена полностью, жителей не было. В двух частях с названием Буюкань и Вистерничень проживало по 50 налогоплательщиков, что может указывать на население в 250-400 человек для каждого поселения. В Гециоань было зарегистрировано 182 налогоплательщика, что соответствует населению около 900-1,000 человек. Таким образом, общая численность населения Кишинева и его окрестностей, включая центральную часть тыргул Кишинэу, могла составлять от 2,500 до 3,500 человек в этот период. Это свидетельствует о постепенном восстановлении и развитии инфраструктуры после разрушений, а также о значительном изменении численности населения по сравнению с довоенным состоянием.
Прутский Поход и Влияние России на Регион
В начале XVIII века произошёл так называемый Прутский поход, в ходе которого российская армия во главе с Петром I оказалась в крайне тяжёлом положении.
Это событие стало одной из ключевых вех в русско-турецких войнах того периода. В 1711 году российский император Пётр I предпринял поход против Османской империи, стремясь укрепить свои позиции в регионе и заручиться поддержкой молдавского господаря Дмитрия Кантемира, который обещал поддержку и союз. Однако кампания развивалась неудачно: турецкие войска оказались многочисленнее, и вскоре русская армия была окружена на берегу реки Прут.
Положение российской армии осложнялось нехваткой продовольствия и тяжелыми условиями для снабжения. Пётр I едва не попал в плен, и лишь благодаря дипломатическим усилиям и переговорам со стороны Екатерины I, будущей императрицы, удалось заключить мирный договор. По Прутскому миру Россия была вынуждена отказаться от Азова и других завоеванных территорий, а также обязалась не вмешиваться в дела Польши и Молдавии. Это событие стало важным уроком для Петра I и России, подчёркивая необходимость укрепления армии и поиска более надёжных союзников.
Таким образом, Прутский поход 1711 года продемонстрировал как амбиции, так и недостатки российской политики на Балканах и в регионе Молдавии, что привело к значительным изменениям в военной стратегии России и вынудило её пересмотреть свои планы на Балканах и укрепить свои позиции в будущем.
Влияние России на Молдавию в Конце XVIII - Начале XIX Века
В конце XVIII - начале XIX века господарем Молдовы был Александр Морузи, двор которого был переполнен российскими шпионами, что демонстрировало огромное влияние России на регион. План развития Кишинева 1800 года даже имел перевод на русский язык, что подчеркивало степень контроля и интереса России к развитию этого города.
В XVIII веке на территории Молдовы произошло четыре русско-турецкие войны: 1710-1711, 1735-1739, 1768-1774 и 1787-1792 годы.
Эти войны оказали значительное влияние на развитие региона и привели к многочисленным изменениям в структуре населения и инфраструктуре.
Во времена последней войны в Кишиневе была построена земляная крепость, в которой располагался гарнизон, и которая в результате вывода российских войск за Днестр в соответствии с очередным мирным договором, была разрушена.
При этом также существует информация о том, что российские генералы во время походов иногда захватывали местных мирных жителей для продажи в качестве крепостных в России.
Такая практика постепенно прекратилась к концу XIX века благодаря реформам и изменениям в управлении Россией.
Заключение
Эти события стали началом новой главы в истории города, который в дальнейшем стал одним из крупнейших культурных и религиозных центров региона.
Комментариев нет:
Отправить комментарий