"Happiness is the key to success !"

среда, 18 ноября 2020 г.

Dezvoltare istorica a nucleului Centrului Chisinaului (XVIII-XXI).

 

Для того, чтобы определить направление развития ядра центра Кишинева на будущее, необходимо было бы проанализировать развитие того же ядра в прошлом.

1778 год, конец 18 века (рис.1).


Кишинев представлял собой Агломерацию, состоящую из двух частей, расположенных на обеих сторонах реки Бык. На правом берегу центр поселения уже в те времена был двухядерным. Церковь-крепость Рождества Богородицы (Мазаракиевская) выполняла в том числе роль административного центра, а роль торгового центра выполняли " купеческие лавки, каменный квадрат в окружности 300 саженей", как описывал его секунд-майор Русской армии Фон Раан. Несколько в стороне располагался замок на так называемой Пушкинской горке, дом Донича.  При этом Кардо (главная торговая улица) располагалась по линии Север-Юг, Декуманус - Восток -Запад, а на их пересечении располагалась торговая площадь.

На левом берегу была аналогичная картина, с той лишь разницей, что роль административного центра выполняла церковь-крепость Воскресения (Константина и Елены), торгового центра - базарная площадь, а роль замка - дом Рышкана, владельца этих вотчин.

1800 год, начало 19 века (рис.2).


 Картина практически не меняется. Меняется конфигурация застройки, однако все элементы центров на обеих сторонах реки остаются на своих местах. При этом Кардо проектируется уже под прямым углом к границе вотчин и приобретает тот угол, близкий к современному.

1834 год, первая половина 19 века (рис.3). 

Кишинев начинает развиваться исключительно на правом берегу. В дополнение к старому центру в нижней части,  появляется двухядерный центр в новой, верхней части города. Административный центр представлен Новым Собором с площадью, а торговый центр - Новым Базаром. Кардо (ул.Московская) уже ориентирована уже параллельно Кардо военного лагеря, стоящего здесь чуть раньше, а именно почти 45 градусов к линии Север-Юг. Роль замка выполнял дом главнокомандующего, расположенный так же неподалеку, на этой основной оси.

1940 год, середина 20 века (рис.4). 

Как видим, картина не меняется, несмотря на то, что прошло более 100 лет.

2020 год, начало 21 века (рис.5). 

Стихийно, сам по себе, формируется новый центр, уже не города, а Агломерации Кишинев. Кардо Агломерации начинает формироваться опять на левом берегу реки, по той же линии, что и в 18 веке. Роль Декумануса Агломерации начала выполнять ул. Измаильская. На пересечении этих новых  осей Агломерации возникает новый Форум/Агора Агломерации (торговый центр в виде группы различных рынков). Логично было бы возникновение нового административно-делового центра в районе Цирка, а также "замка" на пересечении улиц Михай Витязул и Петриканской.

Город Кишинев уже давно вырос, как из границ города, так и Муниципия (рис.6). 

Агломерация Кишинев представляет собой сегодня два уровня. Первый с доступностью 30 минут и второй с доступностью 60 минут на личном автомобиле.

Все транспортные проблемы в городе невозможно решить, полагаясь только на расширение существующих улиц и дорог.

"...În fapt, dacă la noapte, în mod magic, toate bulevardele din București (384km) s-ar lărgi brusc cu o bandă pe sens, deabia s-ar face loc în trafic pentru încă 150.000 de mașini din cele 1.1 milioane. Adică 12% !!!

Iar dacă toate străzile din București (fiecare străduță dintre blocuri, fiecare fundătură, fiecare petec de asfalt public, în total 1821 km) s-ar lărgi brusc la noapte, mâine dimineață deabia ar încăpea în trafic încă 728.000 de vehicule, adică 50% din cele în așetptare. Așadar, chiar și dacă la noapte s-ar demola sute de case și zeci de blocuri, s-ar desfința trotuare și spații verzi și s-ar cheltui 100 de miliarde de EUR pe exproprieri și pe construcții de drumuri, mâine dimineață n-ar încăpea în trafic nici măcar toate autoturismele înmatriculate în București astăzi! Aceasta este o realitate pe care marile metropole europene au înțeles-o încă din anii ’70, când au realizat că nu poți construi atâtea străzi câte mașini își pot cumpăra oamenii. O astfel de bătălie este pierdută din start...." (Gara Centrală și Trenul Suburban, soluțiile traficului din București . 15 noiembrie 2020.)

Единственным решением данной проблемы является организация общественного транспорта в масштабе Агломерации (рис.7), 


а также развитие мульт и интермодальных систем перевозки, как пассажиров, так и грузов. При этом, в месте пересечения всех этих потоков, в районе моста на Измаильской, необходимо было бы устроить пересадочный узел (рис.8). 

Таким образом, зона развития центра Агломерации в границах города определяется зоной, прилегающей к реке Бык (рис.9), 

а интенсификация застройки будет соответствовать расположению остановок общественного транспорта (рис.10). 

 
При этом ядро центра"Chisinau City" определяется, по аналогии с предыдущими этапами развития, между будущим административно-деловым и торговым центрами Агломерации (стр.11)

 
и могло бы выглядеть как на рис. 12, 13, 14. 






Комментариев нет: