В XXI веке появились авторы, исследовательские группы и практики, продолжающие идеи Льюиса Манфорда — особенно в контексте климатического урбанизма, культурной географии, цифровых городов и устойчивости. Вот некоторые из наиболее релевантных современных продолжателей, активно работающих в 2000–2020-х годах:
🔹 Современные продолжатели идей Льюиса Манфорда (после 2000 года)
1. Carlos Moreno
Известен как автор концепции “15-минутного города” (2020)
- Перевёл идею города как живого организма и среды для культурной и социальной автономии в прикладной формат, близкий к повседневности.
- Основная мысль: каждый человек должен иметь доступ к культуре, образованию, работе, отдыху в пределах 15 минут пешком.
- Это гуманистический, экологичный и постфункционалистский подход, перекликающийся с Манфордом по духу и критике гипермашинных городов.
2. Kate Raworth (экономистка)
Книга: Doughnut Economics: Seven Ways to Think Like a 21st-Century Economist (2017)
- Переносит идеи органической взаимосвязи между городом, природой, трудом и смыслом в экономическую модель.
- Модель "город в пределах экологического и социального досягаемого" напрямую связана с духом Манфорда — город не как машина, а как культурный биотоп.
- Применяется в Амстердаме, Копенгагене, Лондоне.
3. Doug Kelbaugh
Книга: The Urban Fix: Resilient Cities in the War against Climate Change, Heat Islands and Overpopulation (2019)
- Рассматривает город как климатически-чувствительное и культурно-устойчивое образование.
- Критикует технократию и настаивает на возвращении городского масштаба к человеческой мере и смыслу.
- Фокус на этике и культуре проектирования, а не на цифровом управлении ради KPI.
4. Manuel Castells (в поздних работах)
- В XXI веке (например, в работах 2010-х годов) делает упор на город как пространство коллективной памяти и новых форм гражданской культуры (например, протесты, временные сообщества, культурные ландшафты).
- Особенно интересны его наблюдения о цифровых городах как носителях нового символического капитала — продолжение Манфордовской критики «некрополей».
🔹 Архитекторы и практики, работающие в духе Манфорда:
- Bjarke Ingels (BIG) — его проекты часто сочетают символ, технологию и социальную утопию, близко к манифестам Манфорда.
- Studio L+ (Landscape + Urbanism) — соединяют культурную устойчивость, ландшафт и ритуальность среды.
- Urbanistas (UK) — женское объединение, практикующее этичный урбанизм, ориентированный на повседневную культуру.
Как изменились технологии и инструменты изучения и принятия решений по тем или иным вопросам со времен Манфорда и его последователей в 20 веке и сегодня?
Визуальное сравнение: инструменты изучения и принятия решений — XX vs XXI век
Эта таблица иллюстрирует, как гуманистический подход к городу, заложенный Манфордом и его последователями, получает сегодня мощное развитие благодаря цифровым технологиям. Однако суть остаётся прежней: город — это не только данные, а прежде всего пространство смысла, памяти и взаимодействий.
Как это влияет на суть подхода?
- Тогда: город понимался через культуру и память, но с ограниченными средствами её фиксации. 
- Сейчас: мы можем одновременно видеть ритмы города, память, конфликты и поведение в реальном времени, но возникает риск потери смысловой глубины. 
👉 Поэтому важна интеграция:
- Цифровые инструменты ≠ замена гуманистическим идеям; 
- Они становятся протезами чувствительности, если использовать их с философией Манфорда: 
 «не просто знать, где идёт человек, а понять — почему он идёт туда, как он себя чувствует и что значит это место для него».
Вот подборка современных продолжателей идей Джейн Джейкобс (после 2000 года), которые расширяют и переосмысляют её взгляды на город как живой, саморегулирующийся организм, основанный на уличной жизни, многофункциональности, плотности и партисипации:
🔹 Современные продолжатели идей Джейн Джейкобс
1. Janette Sadik-Khan
Роль: бывшая комиссар по транспорту Нью-Йорка (2007–2013)
 Книга: Streetfight: Handbook for an Urban Revolution (2016)
- Провела масштабную реформу улиц Нью-Йорка, вдохновлённую философией Джейкобс: 
 — закрытие Таймс-Сквер для автомобилей,
 — внедрение велодорожек,
 — временное уличное благоустройство (parklets, pop-up cafes).
- Акцент на "тактическом урбанизме" и возврате улицы пешеходам. 
2. Charles Montgomery
Книга: Happy City: Transforming Our Lives Through Urban Design (2013)
- Развивает идею Джейкобс о влиянии городской среды на повседневное счастье. 
- Исследует, как уличная активность, плотность, доверие между соседями создают не только безопасность, но и психологическое благополучие. 
- Проводит городские «эксперименты счастья» в сотрудничестве с урбанистами и муниципалитетами. 
3. Jeff Speck
Книга: Walkable City (2012)
- Продвигает "город для пешехода", опираясь на принципы Джейкобс: 
 — плотность,
 — разнообразие функций,
 — «глаза на улице».
- Практикует внедрение стратегий оживления центральных районов американских городов с помощью дешёвых, но эффективных вмешательств. 
4. Emily Talen
Роль: профессор урбанистики (University of Chicago), автор работы Neighborhood (2018)
- Развивает концепт "живого квартала", теоретически расширяя идеи Джейкобс. 
- Анализирует зонирование, морфологию кварталов, культурное разнообразие и предлагает метрики качества уличной жизни. 
- Активно исследует влияние формы улиц и зданий на социальные связи. 
5. Mike Lydon и команда Street Plans
Движение: Tactical Urbanism
 Книги и манифесты: Tactical Urbanism Guide (2011+)
- Использует временные, гибкие решения (например, покраска улиц, pop-up библиотеки, временные кафе), чтобы тестировать новые сценарии уличной жизни. 
- Прямое продолжение идей Джейкобс: малые шаги → большой эффект. 
🔸 Общие черты подхода после 2000 года:
- Партисипативность: вовлечение жителей в проектирование; 
- Уличная активность как индикатор здоровья города; 
- Малые пространственные форматы (street-level, первые этажи); 
- Тактические и адаптивные подходы вместо жёстких планов; 
- Применение цифровых инструментов (опросы, тепловые карты, прототипы). 
Вот структурный обзор эволюции технологий и инструментов с времён Джейн Джейкобс до настоящего времени — в контексте изучения городской жизни и принятия решений:
🔹 Что сохранилось — и что изменилось:
✅ Сохранилось:
- Интуитивное внимание к мелким паттернам поведения; 
- Ценность уличной жизни как индикатора здоровья города; 
- Идея, что жители лучше знают, как должен работать их квартал. 
🔁 Изменилось:
- Стали доступны точные поведенческие данные и инструменты симуляции; 
- Жители и малые бизнесы теперь могут быстро влиять на решения через цифровые каналы; 
- Проекты можно тестировать до реализации — в AR/VR, с краудсорсинговой валидацией. 
💡 Пример:
- Если раньше активисты могли вручную считать прохожих и наблюдать за окнами домов, то теперь можно в режиме реального времени собирать тепловые карты передвижения, зон ожидания, поведения у фасадов — и использовать это для оптимизации маршрутов, расстановки уличной мебели, планирования точек активности. 
Вот список современных исследователей и практиков, которые развивают идеи Кевина Линча после 2000 года. Линч ввёл концепцию ментальной карты, городского образа и когнитивной читаемости, что легло в основу восприятия городской среды как визуальной и поведенческой структуры.
🔹 Современные продолжатели идей Кевина Линча (после 2000 года)
1. Christian Norberg-Schulz (последние работы до 2000-х повлияли на современную школу)
- Развивал феноменологию места (genius loci), подчеркивая не просто читаемость, но экзистенциальную укоренённость человека в пространстве. 
- Его идеи сегодня воплощаются через архитектурные практики, ориентированные на эмоциональное восприятие среды. 
2. Shannon Mattern
Книга: Code and Clay, Data and Dirt (2017)
- Исследует город как информационную структуру и медиа-интерфейс. 
- Применяет идеи Линча к цифровым и гибридным средам: как жители "читают" город через навигационные интерфейсы, датчики, AR. 
- Заменяет физические "ориентиры" Линча (башни, перекрёстки) на зоны Wi-Fi, узлы сетевого поведения, экранные ориентиры. 
3. Kevin A. Lynch Research Revival: MIT Senseable City Lab
- Лаборатория под руководством Carlo Ratti в MIT 
- Продолжает изучение восприятия города через данные и поведение. 
- Использует тепловые карты, цифровые тени, краудсорсинговые ментальные карты, повторяя подход Линча на новом технологическом уровне. 
4. Dan Hill
Работы: Dark Matter and Trojan Horses
- Исследует, как "невидимая архитектура" (данные, поведение, логистика) формирует образ города. 
- Продвигает идеи «сценарной визуализации города», в духе Линча, но через интерфейсы, приложения, поведенческую архитектуру. 
5. Adam Greenfield
Книга: Radical Technologies (2017)
- Критически изучает новые "читаемые" пространства: умные остановки, биометрические пропускные пункты, цифровые стены. 
- Переосмысляет понятие читаемости (legibility) — теперь оно включает интерфейсы власти, данных и приватности. 
🔸 Концептуальные продолжения:
- Mental Mapping 2.0 — используется в цифровом планировании (например, Mapbox, UrbanFootprint); 
- Wayfinding Design — целая отрасль, работающая на основе Линчевских принципов навигации, ориентиров и маршрутов; 
- AR/VR симуляции городской читаемости — используются при проектировании новых районов. 
Вот структурное сравнение технологий и инструментов, которыми пользовались Кевин Линч и его последователи в XX веке, и теми, что используются сегодня для изучения образа города, ментального картирования, восприятия городской среды и принятия решений:
🔸 Основное отличие:
- У Линча — читаемость города через архитектурную форму. 
- Сегодня — читаемость среды через многослойный цифровой и телесный опыт: пользователь «читает» город не только глазами, но и через сенсоры, интерфейсы и алгоритмы. 
🔹 Примеры современных инструментов:
- Maptionnaire, Walkable App — цифровые ментальные карты; 
- Wayfinding prototyping tools — проектирование навигации в новых районах; 
- Google Location History + Urban Observatory — восприятие города в зависимости от привычек; 
- AR/VR симуляции — тестирование восприятия фасадов, улиц, ориентира в виртуальной среде. 
Вот пример ментальной карты Кишинёва, составленной по методике Кевина Линча — с использованием пяти ключевых элементов: пути, узлы, границы, районы и ориентиры (paths, nodes, edges, districts, landmarks):
🔹 Ментальная карта Кишинёва (по Линчу)
1. Пути (Paths) – маршруты, по которым люди передвигаются:
- Бульвар Штефан чел Маре – главная ось города, воспринимается как «городской хребет» 
- Улица Измаильская – активная пешеходно-автомобильная артерия 
- Улица Пушкина – маршрут, связывающий административные и культурные объекты 
- Пешеходные тропы в парке Валя Морилор – маршруты отдыха и прогулок 
- Трамвайные и автобусные направления старого центра (восстановленные в памяти) 
2. Узлы (Nodes) – места пересечения и концентрации потоков:
- Крестовина Штефан чел Маре / Бэнулеску-Бодони / Пушкина 
- Центральный рынок – оживлённый торговый узел и социальное «сердце» 
- Сквер у театра оперы и балета – культурный и визуальный центр 
- Кишинёвский железнодорожный вокзал – транспортный и эмоциональный вход в город 
- Кафедральный парк / площадь – ритуальный центр общественной жизни 
3. Границы (Edges) – грани, разделяющие районы и формирующие «контуры»:
- Река Бык – психологическая и физическая граница между центром и востоком 
- Железная дорога – барьер между районом вокзала и историческим центром 
- Ботанический сад и южные склоны – граница между городом и природным массивом 
- Промзоны (в районе "Рышкановки") – граница, создающая ощущение перехода в «другой» город 
4. Районы (Districts) – области, воспринимаемые как целостные:
- Исторический центр (между Пушкина и Бэнулеску-Бодони) – компактный, узнаваемый, насыщенный 
- Буюкань – жилой, «квартальный» по структуре, с микрорайонами 
- Рышкановка – более модернистская, с широкими проспектами и высотками 
- Чеканы – отдалённый, воспринимается как «внецентровой город» 
- Ботаника – район с парками, доминантой – парк Валя Морилор 
5. Ориентиры (Landmarks) – визуальные и символические «якоря»:
- Арка Победы у Собора – главный визуальный символ центра 
- Центральный универмаг – узнаваемый фасад 
- Памятник Штефану чел Маре – символ города и точка навигации 
- Смотровая площадка у лестницы в Валя Морилор – панорамный ориентир 
- Телевизионная башня на Буюканах – визуальный якорь для юго-запада города 
Эта карта представляет собой ментальную схему Кишинёва, составленную по методике Кевина Линча, американского урбаниста, разработавшего концепцию “образа города” (The Image of the City, 1960). Цель карты — отразить то, как жители и посетители воспринимают городскую среду, как ориентируются в ней и какие элементы формируют их пространственную память.
🔹 Что означает эта карта?
Карта показывает не официальную планировку города, а когнитивную структуру — то, как город воспринимается на уровне ощущений, памяти и повседневных маршрутов. Она организована через пять ключевых понятий Линча:
1. Районы (Districts)
Области, воспринимаемые как единые и узнаваемые зоны с характерной атмосферой:
- Исторический центр — плотная культурная и административная ткань; 
- Буюкань, Рышкановка, Чеканы, Ботаника — микрорайоны с разным градостроительным «характером»; 
- Скулянка, Старая Почта, Табакария, Малина, Валя Дическу — «вторичные» районы, воспринимаемые как периферийные или особые по идентичности. 
2. Пути (Paths)
Основные маршруты, по которым люди передвигаются и которые формируют их картину города:
- Бульвар Штефан чел Маре — центральная ось и «позвоночник» восприятия; 
- Измаильская, Пушкина, прогулочные и транспортные маршруты — формируют ощущение доступности и связи. 
3. Узлы (Nodes)
Точки концентрации активности — места пересечения маршрутов, концентрации людей, событий и впечатлений:
- Центральный рынок, площадь у Собора, театр оперы, ЖД вокзал — ключевые «узлы действия», где происходит культурный, торговый и социальный обмен. 
4. Границы (Edges)
Физические или психологические барьеры, разделяющие районы:
- Река Бык, железная дорога, промзоны, южные склоны — воспринимаются как рубежи, за которыми «другой город» или другое ощущение. 
5. Ориентиры (Landmarks)
Яркие визуальные и символические точки, помогающие в навигации и формирующие образ города:
- Арка Победы, памятник Штефану, ЦУМ, смотровая площадка, телебашня — символы, с которыми у жителей связаны эмоции, память, ориентация. 
🔸 Зачем нужна такая карта?
- Помогает понять как город воспринимается, а не как он спроектирован; 
- Выявляет ключевые точки идентичности и ощущения городской ткани; 
- Может использоваться при проектировании: оживление улиц, сохранение ориентиров, улучшение навигации; 
- Основна на живом опыте, а не только на функциональной логике. 
Вот еще одна карта с дополнительнми слоями - телесное восприятие и культурные кластеры
🔹 Зоны телесного восприятия — участки города, где среда особенно комфортна для пребывания (отмечены светло-голубыми кругами).
🔸 Культурные кластеры — места с активной локальной культурной жизнью (отмечены фиолетовыми квадратами).
Вот обновлённая версия ментальной карты Кишинёва с дополнительными слоями:
🔹 Зелёные пунктирные линии — маршруты школьников (из жилых районов к образовательным и общественным центрам).
 🟣 Фиолетовые линии — маршруты пожилых людей (от жилых зон к рынку, парку и культурным узлам).
Вот список современных теоретиков и практиков, продолжающих и развивающих идеи Амоса Раппопорта после 2000 года — в том числе о влиянии культуры, обычаев, климата и уклада на архитектуру и городскую форму:
🔹 Современные продолжатели идей Амоса Раппопорта
1. Paul Oliver
- Автор "Dwellings: The Vernacular House Worldwide", один из главных исследователей вернакулярной архитектуры. 
- Продолжает тезис Раппопорта о том, что форма следует укладу, а не абстрактным нормам. 
- Создал международную классификацию традиционных жилищ с учётом культуры, климата и религии. 
2. Nezar AlSayyad
- Архитектор, антрополог, автор "Traditions: The Real, the Hyper, and the Virtual". 
- Исследует, как традиционные формы трансформируются в современных условиях, особенно в странах Глобального Юга. 
- Подчёркивает роль ритуала, миграции, гибридности в формировании городской среды. 
3. Howard Davis
Книга: The Culture of Building (2006)
- Продолжает линию Раппопорта в анализе строительной культуры: 
 — как знания передаются поколениями,
 — как традиции формируют строительные типы.
- Подчёркивает важность локального знания и ремесла в архитектуре. 
4. Sandra Alfoldy / Anna Heringer / Patrick Bouchain
(практики, использующие принципы культурной устойчивости в дизайне)
- Anna Heringer — немецкий архитектор, проектирующий школы и общественные здания из местных материалов (например, в Бангладеш). 
- Patrick Bouchain — создаёт архитектуру через диалог с сообществом и культурным контекстом, противопоставляя стандартам «живую форму». 
5. Hassan Fathy (поздние последователи его метода)
- Хотя сам Фатхи умер в 1989, его идеи продолжают использовать архитекторы, которые работают в духе Раппопорта: 
 — адаптация к климату,
 — восстановление ремесел,
 — участие местного сообщества в проектировании.
6. Rudofsky Revival (через устойчивую архитектуру)
- Концепции, описанные в выставке и книге Architecture Without Architects, снова актуализированы в эпоху климатического кризиса. 
- Современные урбанисты обращаются к традиционной архитектуре как устойчивой модели — например, проекты в Латинской Америке, Африке и Азии, основанные на методах Раппопорта. 
🔸 Современные применения идей Раппопорта:
- Design for cultural fit: архитектура, учитывающая ритуалы и социальную структуру; 
- Participatory design: вовлечение жителей как носителей культуры; 
- Vernacular urbanism: сохранение и адаптация традиционных городских форм; 
- Post-disaster housing: проекты на основе уклада пострадавших сообществ. 
Вот структурное сравнение того, как изменились технологии и инструменты с времён Амоса Раппопорта (1960–1980-е годы) до наших дней — в контексте изучения культурной обусловленности архитектуры, уклада и формирования среды:
🔸 Что сохраняется:
- Принцип сначала образ жизни – потом форма; 
- Интерес к локальным традициям, неформальным нормам, социальной структуре; 
- Внимание к ритуалу, обряду, повседневному сценарию жизни как к базису архитектуры. 
🔁 Что изменилось:
- Теперь мы можем моделировать и тестировать культурно-чувствительные среды до их реализации; 
- Стало возможным отслеживать изменения уклада в динамике с помощью цифровых следов (датчики, трекеры, IoT); 
- Принятие решений стало более демократичным и партисипативным. 
📍 Пример:
Вместо ручной фиксации ритуалов и хозяйственных привычек, как это делал Раппопорт, сегодня архитекторы могут:
- Запускать мобильные опросы для выявления структуры дня разных поколений; 
- Использовать сенсоры для определения, как используется внутренний двор; 
- Создавать адаптивную типологию зданий на основе реально зафиксированных сценариев. 
Вот карта культурных укладов Кишинёва, составленная по методике, вдохновлённой идеями Амоса Раппопорта. Она показывает, как различаются социальные и поведенческие профили районов: от многослойного исторического центра до экологически ориентированных окраин.
Вот карта укладов Исторического центра Кишинёва, детализирующая ключевые зоны: от еврейской и армянской слободы до молдавских садов и торговых участков. Каждый подрайон отражает уникальный повседневный, религиозный или ремесленный уклад.
Вот обзор современных продолжателей и интерпретаторов идей Яна Гейла (после 2000 года), чья работа развивает подход к городскому пространству как месту человеческой активности, телесного опыта и соучастия:
🔹 Современные продолжатели идей Яна Гейла
1. Gehl Architects (официальное бюро)
- Основано Яном Гейлом, но с 2000-х возглавляется его учениками: David Sim, Henrik Nolmark, Helle Søholt. 
- Работают по всему миру: Копенгаген, Мельбурн, Нью-Йорк, Москва, Сан-Паулу. 
- Принципы: 
 — среда для пешехода и тела,
 — повседневный комфорт,
 — измерение качества пребывания, а не только передвижения.
2. David Sim
Книга: Soft City: Building Density for Everyday Life (2019)
- Расширяет идеи Гейла в сторону человекоцентричной плотности. 
- Описывает, как сделать города дружелюбными и многофункциональными без небоскрёбов. 
- Ключевые принципы: мягкие границы, прозрачные фасады, запахи, текстуры, тени, возможности выбора маршрута. 
3. Jeff Speck
Книга: Walkable City (2012)
- Фокусируется на транспортабельности и ходьбе как основе городской жизни. 
- Использует методологии, близкие Гейлу, для американских городов. 
- Активно внедряет инструменты оценки walkability и влияния городской формы на здоровье. 
4. Gil Penalosa / 8 80 Cities
- Ключевая идея: город должен быть удобен для 8-летнего ребёнка и 80-летнего пожилого. 
- Вдохновлён Гейлом, но акцент на инклюзивности городской среды и простых городских интервенциях (лавочки, навесы, перекрёстки). 
5. Janette Sadik-Khan
Проекты в Нью-Йорке (2007–2013):
- Руководствуясь философией Гейла, превратила улицы Нью-Йорка в пространства жизни, а не только транспорта. 
- Использовала быстрые, дешёвые, телесно ощутимые преобразования (paint and planters strategy). 
6. Лаборатории и платформы:
- UrbanistAI, Happy Streets, Urban95 (Bernard van Leer Foundation) 
 — разрабатывают датчики и алгоритмы, измеряющие удовлетворение средой, анализ движения тела, взгляда, задержек, основанные на принципах Гейла.
🔸 Современные инструменты, вдохновлённые Гейлом:
- Тепловые карты пребывания (а не только трафика); 
- Анализ микроклимата на уровне человека; 
- Опросники восприятия пространства; 
- AR/VR симуляции уличной жизни до реализации; 
- Метрики активности (сидячей, визуальной, контактной). 
Вот сравнительный обзор того, как изменились технологии и инструменты изучения городской среды и принятия решений со времён Яна Гейла (особенно с 1970-х по 1990-е годы) и в XXI веке. Ян Гейл акцентировал внимание на телесном восприятии города, уличной активности и наблюдении за поведением, и этот подход кардинально усилился за счёт цифровых инструментов.
🔹 Сравнение: тогда и сейчас
🔸 Что сохранилось:
- Принцип «сначала поведение — потом проект» (человекоцентричный подход); 
- Анализ повседневного взаимодействия человека с пространством; 
- Учет масштаба, ритма, комфорта, тени и границ. 
🔁 Что изменилось:
- Телесность больше не только ощущается — она фиксируется и моделируется цифрово; 
- Среду можно тестировать до реализации в AR/VR; 
- Жители стали активными участниками в создании среды, а не только наблюдаемыми объектами. 
📍 Пример:
Если Гейл лично стоял с таймером и записывал, сколько человек сидит на лавке, то сегодня:
- Камера с нейросетью может подсчитать время пребывания, тип взаимодействия, возрастные различия; 
- Карта активности в реальном времени покажет, где не хватает скамеек; 
- Можно создать AR-предпросмотр интервенции и дать людям проголосовать за неё прямо на месте через смартфон. 
Вот тепловая карта пребывания в Кишинёве, показывающая, где горожане чаще всего проводят время:
🔴 Самые насыщенные зоны:
- Центральный рынок 
- Площадь Собора 
- Театр оперы 
- Парк Валя Морилор 
🟠 Средняя активность:
- Вокзал, Буюкань, Рышкановка 
🟡 Низкая активность:
- Малина, Чеканы, Старая Почта 
тепловая карта вечерней активности в Кишинёве:
🌆 Зоны с наибольшей активностью после заката:
- Площадь у Собора 
- Театр оперы 
- Парк Валя Морилор 
- Улицы с кафе и барами рядом с центром 
Вот тепловая карта прогулочных маршрутов по Кишинёву — она показывает, где чаще всего происходят пешие прогулки:
🟢 Основные маршруты:
- Вдоль озера в Валя Морилор 
- Между рынком, оперой и площадью Собора 
- По пешеходным зонам центра 
- Прогулки по кварталам Буюкань и новостройкам 
тепловая карта пребывания в Историческом центре Кишинёва — она показывает зоны, где люди чаще всего останавливаются, общаются или проводят время.
🟠 Основные очаги активности:
- Центральный рынок 
- Площадь Собора 
- Театр оперы 
- Кафейные улицы и ЦУМ 
- Переулки и проходные дворы 
тепловая карта вечерней активности в Историческом центре Кишинёва — она отражает, где концентрируются люди в вечернее время:
🌙 Основные зоны:
- Площадь Собора 
- Театр оперы 
- Кафейные и барные улицы 
- Встречи у арок и в переулках 
финальная карта телесного восприятия и безопасности в Историческом центре Кишинёва с подписями к каждому участку:
- 🔵 Соборная площадь, кафейные аллеи, улица у ЦУМа, камерные переулки — комфортные для тела зоны 
- 🟢 Площадь Собора, Театр оперы, ЦУМ — безопасные 
- 🔴 Тёмные переулки, арки и ниши — потенциально небезопасные 
тепловая карта туристической активности в Историческом центре Кишинёва:
🔹 Основные точки притяжения:
- Арка Победы и площадь Собора 
- Театр оперы и бульвар 
- ЦУМ и пешеходная улица 
- Исторические переулки и гастрономические зоны 
тепловая карта телесного восприятия в Историческом центре Кишинёва — она показывает, где наиболее комфортно двигаться, отдыхать и взаимодействовать с городской средой:
🔷 Основные зоны комфорта:
- Площадь у Собора 
- Кафейные улицы 
- Улица у ЦУМа 
- Переулки с укрытием 
- Зелёная зона у оперы 
- Тенистые закоулки 
карта телесного восприятия города Кишинёва, показывающая, где людям наиболее приятно находиться физически — благодаря теням, текстурам, запахам, доступности лавочек и мягким границам:
🔹 Зоны с наивысшим комфортом:
- Площадь Собора и центр 
- Парк Валя Морилор 
- Зелёные районы Буюкань и Рышкановка 
- Современные пространства на Малине и Ботанике 
Анализ микроклимата на уровне человека в Кишинёве подразумевает оценку таких факторов, которые не всегда фиксируются метеостанциями, но непосредственно влияют на телесное восприятие городской среды. Вот структурированный анализ с примерами для районов Кишинёва:
🔹 Что включает анализ микроклимата на уровне человека:
🔸 Пример анализа по районам Кишинёва
🔹 Цифровые инструменты для оценки в Кишинёве:
- ENVI-met — симуляция микроклимата с точностью до метра (модель используется для анализа новостроек и реконструкций). 
- OpenWeather API + сенсоры Netatmo или Xiaomi — сбор температуры и влажности у жителей. 
- Спутниковая съёмка (Landsat, Sentinel) — для анализа температур поверхностей и тепловых островов. 
- QGIS + Raster Calculator — для визуализации данных по районам. 
- Maptionnaire / Survey123 — краудсорсинг субъективного теплового комфорта. 
тепловая карта микроклиматического комфорта Кишинёва, основанная на ощущениях и факторах как тень, испарение, вентиляция и материалы покрытия:
🔹 Зоны наивысшего комфорта:
- Валя Морилор 
- Центр у Собора и ЦУМа 
- Буюкань и Рышкановка (тенистые кварталы) 
🔸 Менее комфортные:
- Чеканы и южная Ботаника — открытые, перегреваемые районы 
карта зон перегрева Кишинёва в летний период — она показывает участки с повышенной температурной нагрузкой на человека:
🔥 Основные «горячие точки»:
- Юг Ботаники и Чеканы — открытые, слабо озеленённые районы 
- Малина и новостройки — бетонные пространства без тени 
- Центр (ЦУМ, вокзал) — перегретые тротуары и площади 
- Улицы без укрытия в историческом ядре 
карта перегрева центра Кишинёва летом — она показывает зоны с наибольшим температурным дискомфортом из-за отсутствия тени, жары от плитки и фасадов:
🔥 Ключевые зоны перегрева:
- Площадь у ЦУМа 
- Улица без зелени и тени 
- Пространство у Арки Победы 
- Административные и торговые фасады с отражающими поверхностями 
- Сквозные улицы в сторону рынка 
Вот план рекомендаций по снижению перегрева в центре Кишинёва, основанный на данных карты и принципах устойчивого микроклиматического дизайна:
🔹 Цели:
- Повысить тепловой комфорт в уличной среде; 
- Снизить эффект «городского теплового острова»; 
- Повысить время пребывания и активность пешеходов летом. 
🔸 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЗОНАМ
🔸 Инструменты реализации:
- Пилотные участки (1–2 кв. улочки, например, ЦУМ–Собор); 
- Сезонные и временные решения (летние тенты, мобильные деревья); 
- Партнёрства с бизнесами: совместная тень, террасы, озеленение; 
- Микропроекты с горожанами: конкурс теневых решений; 
- Мобильные сенсоры и обратная связь от пользователей (опросы в Telegram, QR у лавочек). 
🔸 Эффект:
- Повышение телесного и визуального комфорта; 
- Увеличение пребывания в публичных пространствах; 
- Снижение температурной нагрузки на уязвимые группы населения (пожилые, дети). 


















 
 
Комментариев нет:
Отправить комментарий