"Happiness is the key to success !"

четверг, 16 июля 2020 г.

PUG 2007 / PUZ Centru 2011

Хоть меня и не приглашали на вчерашнюю встречу представителей местной администрации (чуть не написал "руководства города" по старинке) с местными архитекторами в Союзе Архитекторов Республики Молдова, но, просмотрев эту встречу в режиме он-лайн, хочется вставить и свои пару слов вдогонку))).

Справедливости ради, надо сказать, что я бы и не смог пойти, даже если бы меня пригласили. Наши представители центральной власти уже 4 месяца запрещают всем людям старше 63 лет выходить из дома без острой необходимости. Исключение - в аптеку, в магазин ближайший за продуктами или с собакой. Вот благодаря последней и выхожу))).

Хотелось бы для начала отметить общие замечания, возникшие после просмотра данного мероприятия.

Расстановка мест в зале напоминала колхозное собрание середины прошлого века. Начальство в президиуме, а остальные в зале. И трибунка в углу для выступающих. Никаких средств для показа каких-либо демонстрационных материалов. Все выступающие просто говорили. Но, как мне кажется, архитекторам проще и привычнее выражать свои мнения в виде различных презентаций. Как-то это было бы более современно. Но может быть я и ошибаюсь.  

Другим разочарованием послужило то, что в зале практически не было молодежи. Это было даже не "для тех, кому за 30", а кому за 40 и за 50. Что это? Их не пригласили или они не пришли? Или это было мероприятие для узкого круга членов Союза Архитекторов?

Как я понял, обсуждению подлежали две темы - что делать с Генпланом 2007 года и не утвержденным Проектом Центра, разработанным в 2011 году. Очевидно все присутствующие помнили все эти материалы наизусть, потому что никаких демонстрационных материалов по этим темам выставлено не было. И каждый выступающий должен был полагаться на свою память.

По-прежнему, оказывается, существует понятие "автор генплана". Архитекторы по -прежнему считают, что именно они создатели Генпланов. Мне казалось, что это осталось далеко в прошлом, примерно в прошлом веке, когда автором экономической стратегии был Госплан, автором нормативных документов был Госстрой, а автором картинок к этой государственной стратегии на основе государственных нормативов был архитектор, называвший себя "автором генплана". В чем тогда заключалось это авторство понять трудно. В чем заключается это понятие сегодня, сказать еще труднее. Если сравнивать с книгой, то автором текста является все-таки писатель, а не художник, сделавший иллюстрации. Но,как оказалось, это понятие и сегодня существует у нас в архитектурной среде, и широко распространено. Кстати, если говорить о Генплане 2007 года, то текст этого материала и иллюстрации во многом не соответствуют друг другу. Уместнее было бы говорить не об "авторе генплана", а об "авторе иллюстраций". Все-таки надо признать, что в современных условиях в разработке планов развития большее значение имеет участие экономистов, географов, социологов, представителей бизнеса и населения, местной администрации, чем архитекторов.

Но все это можно отнести к придиркам представителя "группы риска", к которой меня отнесли в последнее время в карантинных постановлениях (ранее в нее входили только наркоманы и проститутки).

Тем не менее рискну сказать пару слов и по существу рассматривавшихся вопросов.

Как обычно, два архитектора - три мнения.

Одна часть присутствующих выступала за то, что все прекрасно, оба материала разработаны на высшем уровне и актуальны по сей день. Проблема лишь в том, что из утвержденного Генплана не выполнено практически ничего. А проект по центру просто надо утвердить и будет нам счастье.

Другая группа присутствующих говорила о том, что и тот, и другой материалы давным давно пора корректировать, учитывая то, что еще  в момент утверждения генплана 2007 года было выдано отрицательное заключение Министерства Культуры.

Третья часть присутствующих пробовала, пользуясь присутствием Примара, решить свои какие-то вопросы, не имеющие отношения к обсуждаемым вопросам.

Однако, все разделение на группы происходило в основном по вопросу разрушит ли проспект Кантемира исторический Кишинев или нет. Сторонники первой группы уверены, что нет, и таких размеров исторического города нет нигде в мире. Сторонники другой группы уверены, что да, и от исторического центра ничего не останется.

Иногда вспоминали об идее моратория, но как-то острого обсуждения эта тема не получила.  

Вспомнили и о проекте Решения Муниципального Совета, подготовленного муниципальным советником Аленой Мандатий (Fracțiunea ACUM Platforma DA) , но как-то тоже размазали и не обсудили.

Каковы истинные цели и мнения по этому вопросу у представителей местной администрации так и осталось тайной. Решили в итоге продолжать такие встречи.

Со стороны складывается впечатление, что местная администрация хотела бы получить утвержденный Градостроительный регламент по центральной части как можно скорее и сейчас. Поскольку ни денег, ни времени, на корректуру имеющегося проекта по центру или, тем более, разработку нового проекта по центру, нет, то администрация рассматривает все возможные варианты решения проблемы именно сейчас.

Ну, а теперь по порядку, кому интересно, что я думаю по этому поводу.

Начнем с Генплана 2007 года. Как вы думаете, почему из предложений этого Генплана ничего не выполнено, как говорят разработчики этого материала? Действительно ли существуют в Муниципальном Совете и администрации Муниципия люди, не желающие улучшать ситуацию в городе и постоянно блокирующие выполнение всех предложений Генплана? Как то верится в это с трудом. Но оставим это заключение на совести авторов.

С момента утверждения этого Генплана прошло 13 лет, а с момента начала разработки все 15.

Неужели ничего не изменилось с тех пор, как утверждают авторы этого документа и он актуален и сегодня именно в том виде?

Попробуем проанализировать хотя бы по большому счету, что же все-таки изменилось с тех пор и требуется ли разработка нового Генплана.

В корне изменился вектор в структуре экспорта в пользу стран Евросоюза, по сравнению с прежним, направленным в страны СНГ (рис.1).


Вступил в силу с 02,02,2010 года Перечень памятников Республики Молдова, охраняемых государством, принятый еще в 1993 году (рис.2).



В этом перечне присутствует памятник под №308, Историческое ядро, включающий "Fondul construit al strazilor". На момент утверждения Генплана в 2007 году этот перечень существовал, но не был опубликован. После опубликования в 2010 году, этот перечень действует!

В 2016 году Конференцией ООН была принята и одобрена Генеральной Ассамблеей ООН Новая Программа развития городов (Хабитат III), выдержки из которой можно видеть здесь (рис.3 и 4).

 


Новая программа кардинально меняет многие принципы развития городов, используемых в Генплане 2007 года.

Получил распространение новый подход к определению иерархии участников транспортного движения (рис.5).

  Генплан 2007 года разработан на основе того, что главным в городе не является пешеход, а является человек в автомобиле.

Основным направлением решения транспортных проблем в современном мире уже давно принято развитие общественного, немоторизованных видов транспорта и пешеходной доступности (рис.6, 7 и 8).

 


Была разработана и утверждена Стратегия развития транспорта и логистики на 2013-2022 годы на национальном уровне (рис.9 и 10).


Этот материал оказывает влияние и на Кишинев.

Появились новые системы перевозок - интермодальные и мультимодальные, определнные в качестве основного направления развития и в упоминаемой выше Стратегии (рис.11).


Появился новый подход к строительству высокоскоростных пассажирских железных дорог (рис.12).

 

Появилось новое видение Китая по развитию Нового шелкового пути, в который попадает и Молдова (рис.13).


Появилось новое предложение по развитию европейских высокоскоростных железных дорог (рис.14).

Еще в 2004 году был разработан каркас устойчивого развития Республики Молдова (рис.15)


и Схема двух уровней Агломерации Кишинэу (рис.16).

Как видите, население Агломерации в 2030 году может достигнуть 2 млн. человек, а в 2050 - 2,2 млн человек. Большая часть жителей Агломерации приезжает ежедневно в город на работу и обслуживается в городе. Это никак не рассматривается в Генплане 2007 года.

Население же самого города, по прогнозу PNUD Moldova в 2030 году может составить 900 тыс. жителей вместо 600 тыс. сегодня, и 1,1 млн. жителей в 2050 году. Это все происходит в связи с ростом уровня урбанизации по всей планете, что не отражено в прошлом Генплане (рис.17).

 Планируется новый скоростной коридор Одесса-Кишинев-Унгень-Яшь-Тыргу Муреш и дальше в Европу (рис.18 и 19).



В связи с тем, что в Генплане 2007 года в качестве территорий для развития предлагаются территории за границами города, т.е. за счет использования земель сельхозназначения, что на сегодняшний день является нарушением всех рекомендаций Хабитат III, стали актуальными предложения, высказываемые различными авторами в 2005, 2007 и 2016 годах (рис.20, 21 и 22).

 


В Генплане 2007 года ничего не сказано об одном из основных разделов о сохранении энергии, а также о совмещении проблем утилизации отходов и производства энергии на этой основе (рис.23,24 и 25).




При отсутствии собственных источников энергии в Республике Молдова эта тема особенно актуальна.

Никак не отражены современные подходы к организации Public Food Forest (рис.26),

 Forest Garden, Urban Agriculture, Vertical Farming и т.д., также очень актуальные для нашего города.

Не было предложений в нем и по очистным сооружениям, по утилизации мусорных отходов, по кладбищу, по понижению уровня грунтовых вод и борьбе с постоянными наводнениями после каждого дождя в нижней части города и т.д.

Как вы думаете, стоит ли разрабатывать новый Генплан на базе Агломерации, или может оставим старый?

Ну а теперь и по поводу "PUZ Centru" пару слов.

Начинается все с того, что сами разработчики говорят о том, что такой административной единицы не существует!? Следовательно, никаких статистических данных также быть не может. Сам объект разработки определен неверно.

Сюрпризы начинаются буквально с первого листа (рис.27).

Что это за деление на жилые комплексы? Почему они жилые? На каком основании определены их границы? Допускаю, что я что-то пропустил, но что-то я не встречал такой единицы в нормативах. В чем смысл деления на такие участки? В Генплане 1969 года было деление на микрорайоны, но их границы были более логичными. Кстати, в Европе от идеи проектирования микрорайонами отказались лет 50 назад, в 70-е годы прошлого столетия. Идея микрорайонов пришла с Запада в СССР на 50 лет позже, в 1956 году начали строительство первого экспериментального микрорайона Новые Черемушки. Состоялось это после того, как после смерти Сталина в 1954 году советских архитекторов послали в Германию и в Скандинавские страны изучать опыт строительства микрорайонов. Вот и примерно через 50 лет после того, как весь мир перешел на квартальную застройку, мы по инерции еще мыслим микрорайонами. Поэтому сегодня говорить о том, что Копенгаген построен в соответствии  с советскими нормами - это все равно, что говорить, что оригинал очень похож на его копию)))

Не буду вдаваться в подробности, чем отличается квартальная застройка от микрорайонов, но лишь отмечу тот факт, что наш Технический университет продолжает учить студентов, как и прежде(((

 Вернемся к нашей теме. Как может прийти в голову, имея существующую квартальную застройку, пытаться ее привести к делению на микрорайоны?

А вот и главный результат по отношению к историческому центру (рис.28). 

Ну что тут можно комментировать? Разработчики, во всяком случае, честно показали нам, что останется от исторического центра в результате реализации этого проекта.

Ну а эта схема уже тянет на прямое нарушение законодательства (рис.29).
 

Здесь уже полностью, по всем практически улицам, предлагается изменение линий застройки, а также сети улиц исторического ядра (пр. Кантемира, ул. Измаильскя, ул. Сфатул Цэрий), которая представляет собой памятник национального значения и охраняется государством с 1993 года, а формально с 2010 года, после публикации в Мониторул Офичиал. Обратите внимание на тот факт, что красная линия, линия будущей застройки, проходит, например, по оси существующего здания Примарии!!!

Это уже может служить основанием для отзыва сертификатов у разработчиков.

Более того, те же самые красные линии можно видеть на портале https://moldova-map.md/  (рис.30 и 31).



https://moldova-map.md/mapstore/?fbclid=IwAR0Qc1Ewy7_1U3vgkdYHyvUy-M9Tfg8wiYGTICRWw7zxp5mrBGiblph1DyE#/viewer/openlayers/884

Как видите, красные линии, будущие линии застройки,  не обращают внимания ни на какие памятники! А это уже информация для потенциальных инвесторов.

Можно ли такой проект утверждать? Можно ли его как-то актуализировать или корректировать? Или все-таки надо разрабатывать новый? 

Комментариев нет: