"Happiness is the key to success !"

понедельник, 23 сентября 2024 г.

(продолжение 5) Децентрализация решений: эффективный путь к модернизации городских микрорайонов


 Упрощённая процедура внесения изменений по инициативе граждан — это механизм, который позволит жителям активно участвовать в процессе градостроительного планирования и предлагать изменения в городскую инфраструктуру или застройку без необходимости проходить все длительные этапы бюрократических согласований. Внедрение такого механизма может стать решением проблемы долгосрочной инертности градостроительных документов и несоответствия их актуальным потребностям горожан.

Основные аспекты упрощённой процедуры:

1. Создание цифровой платформы для подачи инициатив

Жители микрорайонов должны иметь возможность подавать свои предложения в электронном виде через специализированную цифровую платформу, доступную для всех. Такой портал позволит:

  • Подавать инициативы по изменениям в застройке, улучшению инфраструктуры, созданию новых общественных пространств или изменению функционального назначения зданий.

  • Отслеживать статус рассмотрения предложений и получать обратную связь от муниципалитета.

Пример:

В Барселоне существует платформа Decidim (что переводится как «Мы решаем»), через которую граждане могут инициировать предложения по изменению городской среды, голосовать за проекты и участвовать в обсуждениях. Этот инструмент повышает уровень участия и делает процессы планирования прозрачнее.

2. Упрощённая экспертиза и согласование инициатив

Предложенные изменения должны проходить ускоренную экспертизу. Для этого нужно предусмотреть создание специальной комиссии при муниципалитете, которая будет рассматривать такие инициативы в короткие сроки.

  • Сроки рассмотрения: Например, комиссия должна рассматривать предложения в течение 30–60 дней с момента подачи.

  • Упрощённая экспертиза: Инициативы, которые не требуют изменения ключевых городских стратегий (например, генерального плана), должны рассматриваться по упрощённой процедуре без необходимости утверждения на более высоком уровне.

Пример:

В Париже действует Conseil de Quartier — районные советы, в рамках которых жители подают предложения о модернизации своих кварталов. После обсуждений на локальном уровне проекты могут быть быстро одобрены и реализованы.

3. Введение критериев отбора и общественное голосование

Для отбора инициатив можно предусмотреть следующие критерии:

  • Социальная значимость (например, улучшение качества жизни большого числа жителей).

  • Экологическая устойчивость (создание зеленых зон, улучшение экологической ситуации).

  • Экономическая целесообразность (проекты, не требующие значительных бюджетных затрат).

После отбора наиболее важных предложений можно проводить общественное голосование среди жителей, чтобы определить приоритетные проекты.

Пример:

В Португалии действует практика партиципаторного бюджетирования, где горожане могут предлагать и выбирать проекты для финансирования из городского бюджета. Это повышает прозрачность и улучшает взаимодействие между властями и жителями.

4. Быстрое внесение изменений в локальные планы (PUD и PUZ)

Для инициатив, которые касаются конкретных микрорайонов или участков, закон может предусматривать быструю корректировку детальных планов (PUD) или планов зонирования (PUZ). Эти изменения должны согласовываться на уровне муниципалитета без необходимости пересмотра генерального плана.

Пример:

В некоторых европейских городах изменения на уровне микрорайонов могут утверждаться местными органами власти по упрощённой процедуре, если они соответствуют общей градостроительной стратегии и не требуют значительного изменения инфраструктуры.

Преимущества упрощённой процедуры:

  • Оперативность: Процедура позволяет быстрее реагировать на актуальные запросы общества.

  • Участие граждан: Жители могут активно влиять на развитие городской среды, предлагая свои решения и участвуя в обсуждениях.

  • Гибкость планирования: Городские власти могут быстрее адаптировать документы к реальным потребностям, не нарушая общей структуры планирования.

Внедрение упрощённой процедуры внесения изменений в градостроительные документы на основе инициатив граждан позволит сделать городскую среду более динамичной, адаптивной и ориентированной на нужды жителей.



Смешанное зонирование (mixed-use zoning) — это современный подход к планированию городских территорий, при котором одна и та же зона может включать разные виды использования: жилое, коммерческое, культурное, рекреационное и общественное. В отличие от традиционного, жёсткого зонирования, которое разделяет город на отдельные зоны с узкими функциями, смешанное зонирование предлагает более гибкий и адаптивный подход, что способствует созданию более живой, многофункциональной и устойчивой городской среды. Рассмотрим более подробно, как можно внедрить и развивать смешанное зонирование.

1. Принципы смешанного зонирования

1.1. Интеграция разных функций в одной зоне

В рамках смешанного зонирования допускается совмещение различных типов использования территории. Например:

  • Жильё и коммерция: На одной территории могут быть жилые дома, магазины, офисы, кафе и другие коммерческие объекты.

  • Жильё и общественные функции: На первых этажах жилых домов могут располагаться общественные пространства (библиотеки, школы, спортивные центры).

  • Рекреация и культура: Парки и скверы могут быть интегрированы с культурными объектами (музеями, галереями) или даже коммерческими учреждениями (например, кафе в парке).

Пример:

Многие современные районы в Европе и США используют концепцию mixed-use development, где в одном районе находятся офисы, жильё, магазины и зоны отдыха. Ярким примером является район Greenwich Peninsula в Лондоне, где успешно сочетаются жилые дома, офисы, развлекательные заведения и парки.

2. Преимущества смешанного зонирования

2.1. Повышение доступности и качества жизни

Смешанное зонирование делает города более удобными для жизни за счёт того, что жители могут получить доступ ко всем необходимым услугам (магазины, школы, спорт) в шаговой доступности. Это снижает зависимость от транспорта и улучшает качество жизни.

  • Близость рабочих мест и жилья: Жители могут жить и работать в одном районе, что сокращает время на дорогу.

  • Общественные пространства: Смешанное зонирование позволяет создавать многофункциональные общественные пространства, которые оживляют городскую среду.

2.2. Экономическое развитие

Многофункциональные районы привлекают больше инвестиций, так как бизнес, жильё и развлекательные объекты сосуществуют и поддерживают друг друга. Это приводит к оживлению экономической активности и созданию рабочих мест.

2.3. Социальная интеграция

Разнообразие функций в районе способствует смешению социальных групп и делает городскую среду более инклюзивной. Жители с разным уровнем доходов могут жить и работать в одном районе, что способствует социальной интеграции.

3. Как внедрить смешанное зонирование в Молдове

3.1. Адаптация законодательства

Для успешного внедрения смешанного зонирования необходимо внести изменения в градостроительные нормы и правила, которые на данный момент чаще всего жёстко разделяют зоны по функциональному назначению.

  • Гибкость зонирования: Необходимо создать категории смешанного зонирования на уровне городских планов (например, зоны для многофункционального использования). Это позволит адаптировать развитие городских пространств под современные запросы.

Пример:

Планирование на уровне PUZ и PUD: Местные органы власти могут утвердить смешанное зонирование в рамках разработки планов зонирования (PUZ) и детальных планов территории (PUD) для микрорайонов или кварталов, где планируется реновация. Это позволит интегрировать коммерцию и социальные объекты на уже существующих жилых территориях.

3.2. Использование проектов реновации микрорайонов

Реновация советских микрорайонов в Молдове — это отличная возможность для внедрения смешанного зонирования. При реконструкции можно:

  • Превратить первые этажи жилых домов в коммерческие или социальные пространства (магазины, кафе, аптеки, культурные центры).

  • Создать новые общественные зоны для встреч, отдыха и занятий спортом, интегрируя их в существующую жилую структуру.

3.3. Финансовые и инвестиционные стимулы

Для стимулирования развития смешанных зон можно ввести налоговые льготы или субсидии для инвесторов, которые развивают многофункциональные объекты. Это привлечёт девелоперов и ускорит процесс создания таких районов.

4. Обеспечение устойчивого развития через смешанное зонирование

4.1. Экологические и устойчивые решения

Смешанное зонирование способствует устойчивому развитию городов, так как снижает необходимость в дальних поездках, поддерживает общественный транспорт и способствует созданию более экологичных районов.

  • Зелёные зоны и инфраструктура: Многофункциональные районы часто проектируются с учётом устойчивого использования ресурсов, таких как возобновляемая энергия, системы сбора дождевой воды и зеленые крыши.

Пример:

В Копенгагене смешанное зонирование активно используется для создания экологичных районов, где жилые дома сочетаются с зелеными зонами, офисами и развлекательными учреждениями, а весь транспорт ориентирован на пешеходов и велосипедистов.

Заключение

Развитие смешанного зонирования в Молдове может стать ключевым инструментом для модернизации городов и реновации советских микрорайонов. Это позволит сделать городские районы более живыми, удобными для жизни, социально инклюзивными и экологически устойчивыми. Важно интегрировать эти принципы в градостроительные документы на всех уровнях, начиная с изменения законодательной базы и заканчивая планированием на уровне микрорайонов.

(продолжение следует)


Комментариев нет: