"Happiness is the key to success !"

воскресенье, 1 сентября 2024 г.

Археологические Загадки: Планировка и Ритуалы Поселений Кукутень-Триполье(продолжение 3)

 Культура Кукутень-Триполье, существовавшая в период 5500–2750 гг. до н.э. на территории современных Украины, Румынии и Молдовы, является одной из самых значимых археологических культур эпохи неолита и энеолита. Вот несколько интересных фактов о этой культуре:

  1. Гигантские поселения: Культура Кукутень-Триполье известна своими крупными поселениями, которые включали до 15 000 человек. Эти поселения, такие как Триполье в Украине, часто занимали площадь до нескольких сотен гектаров, что делало их одними из самых больших поселений в мире на тот момент.


  2. Уникальная керамика: Кукутень-Триполье выделяется своей высокоразвитой керамикой. Сосуды были украшены сложными геометрическими и спиралевидными узорами, часто выполненными в красной, белой и черной краске. Эти узоры имели не только эстетическую, но и, вероятно, символическую или ритуальную функцию.




  3. Дома и жилищное строительство: Люди культуры Кукутень-Триполье строили двух- и трехэтажные дома из дерева и глины. Эти дома имели сложную конструкцию, включающую деревянные каркасы, глиняные стены и крыши, что было необычно для того времени.



  4. Экономика и сельское хозяйство: Эта культура обладала развитым сельским хозяйством. Они выращивали различные зерновые культуры, такие как пшеница и ячмень, а также занимались скотоводством. Были найдены многочисленные зернохранилища и сельскохозяйственные орудия.



  5. Общественная организация и социальная структура: Археологические находки свидетельствуют о сложной социальной структуре и высоком уровне организации. В поселениях были обнаружены здания, которые, возможно, служили общественными или ритуальными центрами.



  6. Религиозные и ритуальные практики: Люди культуры Кукутень-Триполье почитали различные божества, включая женские божества плодородия. Были найдены многочисленные статуэтки, представляющие женщин, а также модели домов и святилищ, что указывает на важность ритуалов и религии в их обществе.



  7. Система сжигания домов: Один из самых необычных аспектов культуры Кукутень-Триполье — это практика сжигания своих поселений через каждые 60–80 лет. Ученые до сих пор не уверены в причинах этого обычая, но предполагают, что это могло быть связано с ритуальными или экономическими причинами.



  8. Отсутствие письменности: Несмотря на высокий уровень развития, культура Кукутень-Триполье не имела письменности. Тем не менее, сложные узоры на керамике и других предметах могут свидетельствовать о наличии символической системы коммуникации.

Эти факты подчеркивают уникальность и значимость культуры Кукутень-Триполье в истории древних цивилизаций.


Информация о войнах и военных конфликтах в период существования культуры Кукутень-Триполье (5500–2750 гг. до н.э.) довольно ограничена, так как письменных источников того времени не сохранилось, а археологические данные часто бывают недостаточно конкретными. Однако некоторые археологические находки и анализы позволяют сделать определенные выводы:

  1. Отсутствие явных фортификаций: В поселениях Кукутень-Триполье не обнаружено явных фортификационных сооружений, таких как городские стены или рвы, что может свидетельствовать об относительном мире и отсутствии постоянной угрозы нападений. Это указывает на то, что крупные военные конфликты, возможно, были редкостью.

  2. Оружие и военное снаряжение: Найденные артефакты, такие как каменные топоры, наконечники стрел и копий, могли использоваться как для охоты, так и для военных целей. Однако их количество относительно невелико, что снова может указывать на ограниченное использование оружия в военных конфликтах.

  3. Насильственные смерти и захоронения: В некоторых захоронениях были обнаружены признаки насильственной смерти, такие как следы от ударов и ранений. Это может свидетельствовать о случаях межличностного насилия или небольших конфликтов, но не о масштабных войнах.

  4. Миграции и культурные контакты: Археологические данные показывают, что культура Кукутень-Триполье имела контакты с другими соседними культурами. Эти контакты могли быть как мирными (торговля, обмен), так и конфликтными. Взаимодействие с другими культурами могло приводить к спорам за ресурсы или территории, что иногда могло перерастать в вооруженные столкновения.

  5. Исчезновение культуры: Около 2750 года до н.э. культура Кукутень-Триполье внезапно исчезает. Одной из гипотез является возможное вторжение кочевых племен из степей, таких как ямная культура, которые могли привести к конфликтам и разрушению поселений. Однако четких доказательств этого сценария нет, и причина исчезновения культуры остается предметом научных споров.

В целом, хотя археологические данные не дают четкой картины масштабных военных конфликтов в период существования культуры Кукутень-Триполье, возможно, что небольшие локальные конфликты и столкновения все же имели место. Большая часть информации остается гипотетической, и новые археологические открытия могут внести больше ясности в этот вопрос.


При выборе места для поселения жителями эпохи Кукутень-Триполье (около 5500–2750 лет до н.э.) важную роль играли следующие природные условия:

  1. Близость к водоисточникам: Поселения располагались вблизи рек и ручьев, что обеспечивало доступ к питьевой воде, а также воду для сельского хозяйства и бытовых нужд.

  2. Плодородные земли: Жители выбирали участки с плодородными почвами, пригодными для земледелия. Это позволяло им выращивать необходимые сельскохозяйственные культуры.

  3. Умеренный климат: Регион должен был иметь климат, благоприятный для земледелия и скотоводства, с достаточным количеством осадков и умеренными температурами.

  4. Защищенность от наводнений и других природных бедствий: Места, где были меньше шансы на наводнения, оползни или другие природные катастрофы, предпочитались для долгосрочного обитания.

  5. Лесные ресурсы: Наличие лесов вблизи поселений обеспечивало строительные материалы, дрова и другие ресурсы.

  6. Удобное местоположение для обороны: Естественные барьеры, такие как реки, холмы и леса, предоставляли дополнительную защиту от врагов и диких животных.

Эти факторы в совокупности обеспечивали необходимые условия для существования и развития поселений Кукутень-Трипольской культуры.


Защищенность от наводнений и других природных бедствий была важным фактором при выборе места для поселения жителями эпохи Кукутень-Триполье. Вот несколько ключевых аспектов этого фактора:

Наводнения

  1. Высокие участки земли: Поселения часто строились на возвышенностях или склонах, что уменьшало риск затопления во время паводков и сезонных разливов рек.

  2. Удаленность от рек: Хотя близость к водоисточникам была важна, поселения старались располагать на безопасном расстоянии от русел рек, чтобы избежать прямого воздействия паводков.

  3. Наблюдение за водоемами: Древние жители могли выбирать места, где реки имели стабильное русло, а также наблюдали за изменением уровня воды и сезонными колебаниями, чтобы минимизировать риски.

Оползни и эрозия

  1. Избежание крутых склонов: Поселения старались избегать крутых склонов, где были высокие риски оползней и эрозии почвы, особенно после сильных дождей.

  2. Закрепление склонов: Возможно, применялись методы закрепления почвы, такие как посадка растений, укрепляющих грунт, чтобы предотвратить эрозию и оползни.

Погодные явления

  1. Укрепление построек: Дома строились с учетом возможности сильных ветров и снегопадов. Использовались устойчивые к погодным условиям материалы, такие как дерево и глина.

  2. Расположение построек: Дома располагались так, чтобы минимизировать воздействие ветров и создать защитные зоны. Это могло включать ориентацию построек относительно преобладающих ветров или создание плотных групп домов, защищающих друг друга.

Другие природные бедствия

  1. Избежание болотистых мест: Болота и заболоченные территории избегались из-за риска болезней, связанных с застоявшейся водой, и сложностей в строительстве.

  2. Местные наблюдения: Жители, вероятно, полагались на местные знания и наблюдения, чтобы выбрать наиболее безопасные и стабильные территории для своих поселений.

Эти меры позволяли жителям Кукутень-Трипольской культуры минимизировать риски, связанные с природными бедствиями, и обеспечивать стабильное и безопасное проживание на выбранных территориях.


Факт того, что каждые 50-80 лет жители Кукутень-Трипольской культуры покидали старое поселение и уходили на новое место, можно объяснить несколькими факторами:

1. Истощение земельных ресурсов

  • Плодородие почвы: Сельское хозяйство на одном месте без применения современных методов восстановления почвы (севооборота, удобрений) приводило к истощению земель. После нескольких десятилетий эксплуатации плодородие земли снижалось, что вынуждало людей искать новые плодородные земли для обеспечения продовольствием.

2. Накопление отходов и ухудшение санитарных условий

  • Гигиена и здоровье: Постоянное проживание на одном месте приводило к накоплению бытовых отходов, что ухудшало санитарные условия и могло способствовать распространению болезней. Перемещение на новое место помогало избежать этих проблем.

3. Изменение водных ресурсов

  • Изменение русел рек и водоёмов: Со временем русла рек могли меняться, уменьшаться количество воды в водоёмах, что делало местоположение поселения менее удобным и требовало перемещения к новым, более стабильным водоисточникам.

4. Социальные и культурные причины

  • Ритуальные и культурные практики: Возможно, существовали культурные или ритуальные причины, которые требовали обновления места жительства. Это могло быть связано с верованиями в необходимость обновления или омоложения общины через переселение.

  • Социальные структуры: Перемещение могло быть связано с социальной динамикой внутри общины, например, с ростом численности населения и необходимостью разделения на новые поселения для поддержания социальной гармонии.

5. Природные катастрофы

  • Наводнения, пожары и другие катастрофы: Природные катастрофы могли разрушать поселения или делать их небезопасными для дальнейшего проживания. В таких случаях переселение было вынужденной мерой для обеспечения безопасности жителей.

6. Экономические и торговые причины

  • Истощение местных ресурсов: Кроме плодородия почвы, истощение других ресурсов, таких как лес для строительства, дрова, дикие животные для охоты и т.д., могло также быть причиной перемещения.

  • Торговые маршруты: Изменение торговых маршрутов или необходимость установления новых торговых связей могло стимулировать перемещение поселений ближе к экономически выгодным зонам.

7. Враждебные действия и конфликты

  • Военные угрозы: Конфликты с соседними племенами или народами могли вынуждать общину перемещаться на более безопасные территории.

Все эти факторы в совокупности могли объяснить регулярные перемещения жителей Кукутень-Трипольской культуры на новые места каждые 50-80 лет.


Способ развития поселений, при котором строительство и освоение территории начинались с окраин и постепенно продвигались к центру, мог способствовать практике сжигания поселений и перехода на новое место. Эта практика была одной из характерных черт культуры Кукутень-Триполье. Рассмотрим, как именно такой тип развития мог способствовать этой практике:


1. Истощение ресурсов и необходимость перемещения

  • Земледелие и истощение почв: Жители, сначала освоившие окраины поселения для земледелия и других хозяйственных нужд, могли со временем столкнуться с истощением почв и природных ресурсов на освоенной территории. Поскольку основная часть хозяйственных работ была сосредоточена на периферии, где почва постепенно теряла плодородие, это могло вынудить жителей искать новые плодородные земли.

  • Необходимость нового цикла освоения: После того как значительная часть ресурсов была исчерпана, население могло решить, что легче и эффективнее будет начать новый цикл освоения на новом месте, чем пытаться восстановить истощенные ресурсы в старом поселении.

2. Символическое обновление

  • Ритуал сжигания как акт обновления: Сжигание поселений могло иметь ритуальное значение, символизируя завершение одного жизненного цикла и начало нового. Это могло быть связано с верой в необходимость "обновления" и очищения через огонь перед началом нового этапа жизни на новом месте.

  • Окончание жизненного цикла поселения: Постепенное заселение от окраин к центру могло восприниматься как завершение жизненного цикла поселения, после чего оно подлежало разрушению (сожжению) и переносу на новое место.

3. Социальная структура и мобильность

  • Гибкость социальной структуры: Общество культуры Кукутень-Триполье, вероятно, было относительно мобильным, с меньшей степенью привязанности к конкретным местам по сравнению с более централизованными и иерархическими культурами, такими как Месопотамия или Египет. Эта мобильность могла способствовать готовности перемещаться и начинать заново на новом месте.

  • Отсутствие централизованного управления: В отличие от городов с развитой центральной властью, в которых было много постоянных административных и культовых сооружений, население Кукутень-Триполье могло иметь меньше причин оставаться в одном месте, особенно если ресурсы были исчерпаны.

4. Практическое удобство

  • Легкость перемещения: Постепенное заселение окраин и менее интенсивное освоение центра могли привести к тому, что поселение не имело крупных, трудно перемещаемых объектов, что облегчало перемещение всей общины на новое место.

  • Использование огня для "очистки" территории: Сжигание поселения могло служить средством очищения территории перед переселением. Оно могло также предотвращать распространение болезней или насекомых, которые могли заселить старые жилища.

5. Защита от врагов

  • Тактика защиты: В некоторых случаях сжигание поселений могло быть частью тактики защиты. Уничтожение старых жилищ и переход на новое место делало невозможным использование старого поселения врагами. Это также могло сбивать с толку врагов, преследующих переселяющихся жителей.

Заключение

Таким образом, развитие поселений культуры Кукутень-Триполье от окраин к центру могло способствовать практике сжигания поселений и перехода на новое место. Это сочетание хозяйственных, социальных и ритуальных факторов создавало условия, при которых сжигание поселений и переселение воспринималось как логичный и естественный способ завершения одного цикла и начала нового.


При таком способе строительства поселений географические особенности местности с самого начала играли ключевую роль в определении максимального размера поселения, численности его жителей и продолжительности его существования. Рассмотрим, как именно это происходило:








1. Географические особенности и максимальный размер поселения

  • Ограниченные ресурсы: Географические особенности, такие как доступность плодородных земель, наличие водоемов, лесов и пастбищ, напрямую влияли на размер поселения. Поселение развивалось от окраин к центру, и его расширение было возможно только в пределах доступных природных ресурсов. Как только эти ресурсы были исчерпаны или территория была полностью освоена, расширение становилось невозможным, что ограничивало максимальный размер поселения.

  • Рельеф и климат: Рельеф местности мог определять, какие участки земли были пригодны для строительства и сельского хозяйства. Например, если поселение располагалось на холмах или в долинах, его расширение могло быть ограничено физическими барьерами, такими как крутые склоны или затопляемые равнины.

2. Численность жителей

  • Емкость ресурсов: Численность населения зависела от способности окружающей территории поддерживать жителей за счет сельского хозяйства, охоты, рыболовства и других видов деятельности. Географические особенности определяли, сколько людей могло проживать в поселении, не вызывая истощения ресурсов.

  • Заселение окраин: В условиях, когда заселение начиналось с окраин, численность населения могла расти только до тех пор, пока оставались доступные ресурсы. По мере того как ресурсы на окраинах истощались, рост численности населения замедлялся, что могло способствовать перенаселению и создавать давление на необходимость переселения.

3. Продолжительность жизни поселения

  • Изменение условий: По мере использования природных ресурсов окружающей территории продолжительность жизни поселения могла сокращаться. Если земли истощались, а условия для сельского хозяйства ухудшались, население могло быть вынуждено покидать поселение раньше, чем если бы ресурсы были доступны в изобилии.

  • Зависимость от природных циклов: Географические особенности также определяли зависимость поселения от природных циклов, таких как сезонные колебания воды в реках или изменения климата. Это могло повлиять на продолжительность жизни поселения, особенно если природные условия резко ухудшались.

4. Географическое планирование

  • Раннее планирование: Географические условия могли заставлять жителей планировать будущее поселения с учетом максимального возможного размера и срока его существования. Например, если местность позволяла только ограниченное расширение, это могло побудить к созданию резервных планов по переселению на новые территории заранее.

  • Ограничение в строительстве: Ограниченные возможности расширения могли повлиять на стратегию строительства поселения. Жители могли сознательно избегать слишком плотной застройки, чтобы не истощать ресурсы и продлить жизненный цикл поселения.

Заключение

Таким образом, при таком способе строительства поселений, как в культуре Кукутень-Триполье, географические особенности местности действительно диктовали возможные пределы развития поселения, включая его максимальный размер, численность населения и продолжительность существования. Жители были вынуждены учитывать эти факторы с самого начала размещения, что напрямую влияло на их решения о дальнейшем развитии, управлении ресурсами и, в конечном итоге, на необходимость переселения на новые территории.


Комментариев нет: