"Happiness is the key to success !"

суббота, 4 января 2025 г.

Будущее Кишинева: новый градостроительный кодекс и цифровая трансформация города

 



Градостроительный кодекс — это всеобъемлющий нормативный акт, который регулирует основные принципы и основы градостроительства. Он охватывает широкий спектр тем, включая планирование, землепользование, архитектурное наследие, экологию, технические нормы и другие аспекты. Кодекс содержит базовые положения и принципы, которые служат рамками для разработки более детальных подзаконных актов.


Кодекс обычно пересматривается реже, так как его положения являются долгосрочными и общими.


Нужно ли в кодексе указывать детали градостроительных документов и их состав?

В кодексе не стоит подробно описывать состав градостроительных документов, так как:

  • Это снижает гибкость кодекса, делая его сложным для адаптации к новым реалиям и технологиям.

  • Подробности лучше регулировать подзаконными актами, которые легче изменять и актуализировать.

Как поступить?

В кодексе:

  • Указать общие принципы разработки градостроительных документов, их роль в системе градостроительства и юридическую силу.

В подзаконных актах (например, постановлениях правительства или методических рекомендациях):

  • Прописать детали состава градостроительных документов, их структуру и содержание.

  • Установить методику их разработки и утверждения.

Принципы, изложенные в Habitat III (Новая городская повестка), должны быть основой для современного градостроительного кодекса, так как они отражают актуальные тенденции в области устойчивого и адаптивного развития городов. Это особенно важно в контексте изменений технологий и подходов к планированию.

Почему важно сосредоточиться на принципах в кодексе?

  1. Устойчивость и гибкость:
    Включение принципов из Habitat III позволит кодексу быть актуальным на протяжении длительного времени, несмотря на изменения технологий или подходов к планированию.

  2. Фокус на стратегических целях:
    Кодекс может определять стратегические цели: устойчивое развитие, инклюзивность, адаптивность, использование цифровых технологий (например, цифровые двойники и GIS), а детали останутся в подзаконных актах.

Как интегрировать подход из Habitat III в кодекс?

  1. Закрепить базовые принципы:

    • Инклюзивность и равноправие: Учет интересов всех групп населения.

    • Устойчивое развитие: Сбалансированное развитие инфраструктуры, экологии и экономики.

    • Адаптивное планирование: Создание гибких инструментов для управления городами, включая мастер-планы и цифровые платформы.

    • Комплексность: Взаимосвязь между градостроительным планированием, транспортной инфраструктурой, экологией и социальными аспектами.

    • Технологичность: Использование цифровых двойников, GIS, симуляции и других технологий.

Преимущества такого подхода:

  1. Актуальность: Кодекс отражает современные международные подходы.

  2. Гибкость: Детали планирования легко адаптировать через подзаконные акты.

  3. Стимул для инноваций: Указание на цифровые технологии как основу планирования подтолкнет к внедрению современных решений.

Такой подход позволяет использовать международный опыт, избегая устаревших форматов, и создавать адаптивные документы, которые соответствуют современным вызовам и технологиям.

Сосредоточение на технологии непрерывного планирования, основанной на воркшопах и коллективной работе, позволяет перейти от жесткой документальной иерархии к более гибкому, динамичному процессу. Это соответствует современным вызовам и принципам адаптивного и инклюзивного управления городами.



Преимущества непрерывного планирования

  1. Гибкость и адаптивность:
    Отсутствие строгой иерархии документов позволяет быстрее реагировать на изменения в городском развитии, технологических трендах и запросах общества.

  2. Инклюзивность:
    Воркшопы, как ключевой инструмент, позволяют вовлекать в процесс планирования различные группы: граждан, экспертов, власти и инвесторов.

  3. Минимизация бюрократии:
    Процесс переходит из формальной документальной плоскости в динамическую среду, где решения принимаются в реальном времени.

  4. Технологичность:
    Использование цифровых инструментов (цифровых двойников, симуляций, GIS) для анализа и визуализации решений делает процесс прозрачным и эффективным.

  5. Устойчивость и комплексность:
    Такой подход поддерживает реализацию принципов Habitat III, включая устойчивое развитие, инклюзивность и снижение неравенства.


Как это можно включить в кодекс?

  1. Основной принцип: В кодексе указывается, что управление и планирование развития городов осуществляется через динамический процесс непрерывного планирования, основанный на участии всех заинтересованных сторон.

  2. Инструмент воркшопов: Закрепляется, что основным инструментом принятия решений в процессе планирования являются воркшопы, которые:

    • Собирают данные от цифровых систем (цифровые двойники, анализ больших данных);

    • Включают участие местных сообществ, экспертов и органов власти;

    • Формируют коротко- и долгосрочные решения, которые интегрируются в общую стратегию.

  3. Отказ от фиксированной иерархии: Вместо четко фиксированных планов (генпланов, мастер-планов) вводится понятие гибких сценариев развития, которые регулярно обновляются на основе данных и воркшопов.


Пример формулировки:

"Планирование и управление развитием городов осуществляется на основе принципов непрерывного планирования, которые включают:

  • участие всех заинтересованных сторон через воркшопы;

  • использование цифровых технологий (цифровые двойники, большие данные, GIS);

  • разработку гибких сценариев развития, регулярно пересматриваемых на основе актуальных данных."

"Решения, принимаемые в процессе планирования, утверждаются через механизм воркшопов и интегрируются в стратегию устойчивого развития территорий."


Преимущества такого подхода:

  1. Снижение затрат на разработку и обновление документов.
    Непрерывное планирование позволяет избежать необходимости создавать сложные и часто устаревающие документы, такие как генпланы.

  2. Инновации в управлении:
    Прозрачность и участие всех заинтересованных сторон способствуют инновационным решениям.

  3. Синхронизация с международными стандартами:
    Этот подход отражает принципы Habitat III и отвечает современным вызовам.

  4. Реализация в реальном времени:
    Гибкие сценарии и воркшопы позволяют управлять городским развитием в реальном времени, исключая длительные согласования.


Практические аспекты:

  1. Подзаконные акты:
    Указывают, как организовать воркшопы, какие технологии использовать и как принимать решения.

  2. Технологии:
    Важно внедрить цифровые инструменты (например, платформы для управления воркшопами, анализа данных).

  3. Пилотные проекты:
    Для внедрения такого подхода можно начать с пилотных проектов в городах Молдовы, чтобы протестировать модель.


Этот подход создаёт более динамичную, современную и адаптивную систему, которая может стать моделью для других стран, учитывая масштабность изменений в технологиях и общественных запросах. Такой подход мог бы стать революционным шагом для градостроительного законодательства Молдовы. 

Включение принципов Habitat III (Новой городской повестки) в качестве обязательных для применения и исполнения сделает кодекс более современным, ориентированным на устойчивое развитие и международные стандарты. Вот как это можно интегрировать в структуру:


Обновленная структура нового градостроительного кодекса

Раздел I. Общие положения

  1. Цели и задачи кодекса

    • Обеспечение устойчивого, адаптивного и инклюзивного развития городов.

    • Обязательное применение принципов устойчивого градостроительства, основанных на Новой городской повестке ООН (Habitat III).

    • Создание механизмов, обеспечивающих цифровую трансформацию и участие всех заинтересованных сторон.

  2. Сфера применения

    • Регулирование территориального планирования, проектирования и управления развитием городов.

    • Формирование единой системы правил, обязательной для всех участников.

  3. Основные термины и определения

    • Устойчивое развитие, непрерывное планирование, воркшопы, цифровые двойники, гибкие сценарии.


Раздел II. Принципы устойчивого градостроительства

(с обязательным указанием их применения и исполнения)

  1. Устойчивое развитие

    • Экологическая устойчивость: сохранение природных ресурсов и минимизация загрязнений.

    • Социальная справедливость: доступность жилья, инфраструктуры и услуг для всех слоев населения.

    • Экономическая устойчивость: поддержка местной экономики и создание рабочих мест.

  2. Инклюзивное планирование

    • Вовлечение всех заинтересованных сторон: граждан, организаций, экспертов, властей и частного сектора.

    • Учет потребностей маргинализированных и уязвимых групп населения.

  3. Экологическая ответственность

    • Минимизация воздействия градостроительных решений на климат.

    • Развитие «зеленой» инфраструктуры и сокращение энергопотребления.

  4. Адаптивное управление

    • Гибкость в принятии решений на основе актуальных данных и новых технологий.

    • Разработка механизмов, позволяющих быстро адаптироваться к изменениям (социальным, экологическим, технологическим).

  5. Культурная идентичность и наследие

    • Сохранение и интеграция исторических, архитектурных и культурных ценностей в процессе развития городов.

    • Поддержка местных традиций и обычаев при проектировании.

  6. Технологичность и инновации

    • Использование цифровых двойников, GIS, симуляционных моделей и анализа больших данных.

    • Внедрение решений, способствующих «умному» управлению городами (smart cities).


Раздел III. Обязательные инструменты реализации принципов

  1. Непрерывное планирование

    • Постоянный пересмотр и обновление сценариев развития.

    • Использование воркшопов как механизма для сбора данных и принятия решений.

  2. Интеграция технологий

    • Цифровые двойники для моделирования сценариев развития.

    • GIS для управления пространственными данными и контроля за реализацией решений.

    • Мониторинг климатических и экологических показателей.

  3. Общественное участие

    • Обязательная организация публичных обсуждений и воркшопов.

    • Прозрачность всех решений через открытые цифровые платформы.


Раздел IV. Правила реализации принципов на практике

  1. Гибкие сценарии развития

    • Регулярное обновление на основе анализа данных.

    • Минимизация зависимости от статичных документов (например, генпланов).

  2. Мониторинг и контроль

    • Оценка выполнения принципов устойчивого развития.

    • Утверждение критериев эффективности градостроительных решений.


Пример формулировки для закрепления обязательности:

«Принципы устойчивого развития, изложенные в Новой городской повестке (Habitat III), являются обязательными для применения в процессе планирования, проектирования и управления развитием территорий. Все градостроительные решения должны соответствовать указанным принципам и регулярно пересматриваться на их соответствие текущим вызовам и потребностям общества.»


Преимущества включения принципов Habitat III:

  1. Прямое соответствие международным стандартам.

  2. Обеспечение устойчивости, социальной справедливости и экологической ответственности.

  3. Гибкость и адаптивность планирования на основе динамических данных.

  4. Прозрачность процессов и вовлечение всех заинтересованных сторон.

Эта структура делает акцент на обязательное выполнение принципов, что позволит трансформировать подход к управлению и планированию городов, создавая платформу для их устойчивого развития.

Внедрение нового градостроительного кодекса в качестве пилотного проекта для муниципия Кишинев имеет ряд преимуществ, особенно в условиях окончания действия генерального плана и сложности его замены.



Преимущества внедрения пилотного проекта для Кишинева:

  1. Решение проблемы устаревшего генплана:

    • Вместо разработки нового генерального плана, который, вероятно, также быстро устареет, можно внедрить систему непрерывного планирования, обеспечивая гибкость и адаптивность.

    • Новый подход позволит оперативно реагировать на изменения и корректировать сценарии развития на основе реальных данных.

  2. Использование Кишинева как тестовой площадки:

    • Кишинев, как крупнейший город страны, является идеальным полигоном для апробации новых технологий и подходов в градостроительстве.

    • Опыт внедрения нового кодекса можно масштабировать на другие города и регионы.

  3. Преодоление бюрократических и политических барьеров:

    • Утверждение кодекса на муниципальном уровне с согласованием на национальном уровне снижает риски затягивания реформ.

    • Муниципальный совет может выступить инициатором, продемонстрировав инициативу в решении градостроительных проблем.

  4. Использование цифровых технологий:

    • Внедрение цифровых двойников и других инструментов непрерывного планирования позволит Кишиневу стать передовым примером применения современных технологий в управлении городами.

  5. Соответствие международным стандартам:

    • Пилотный проект покажет, что Молдова движется в направлении внедрения принципов Habitat III и устойчивого развития.


Предложение структуры пилотного проекта:

  1. Этап 1: Согласование и утверждение кодекса

    • Разработка проекта кодекса, ориентированного на непрерывное планирование, воркшопы и использование цифровых технологий.

    • Утверждение кодекса муниципальным советом Кишинева с последующим согласованием на национальном уровне.

  2. Этап 2: Формирование цифровой инфраструктуры

    • Создание цифрового двойника Кишинева на основе данных GIS, спутниковых снимков, данных о транспортной системе и инфраструктуре.

    • Внедрение платформы для организации воркшопов и визуализации решений.

  3. Этап 3: Проведение воркшопов

    • Организация серии воркшопов с участием экспертов, граждан и местной власти для формирования гибких сценариев развития.

    • Определение краткосрочных и долгосрочных приоритетов.

  4. Этап 4: Тестирование и корректировка

    • Реализация гибких сценариев в реальном времени.

    • Мониторинг результатов, сбор обратной связи и корректировка решений.

  5. Этап 5: Масштабирование

    • Анализ эффективности пилотного проекта и его масштабирование на другие города и регионы Молдовы.




Преимущества для Кишинева:

  • Гибкость управления: Возможность отказаться от устаревшей концепции генпланов и перейти к более адаптивной системе.

  • Привлечение инвестиций: Современный подход к планированию сделает город привлекательнее для международных и локальных инвесторов.

  • Решение текущих проблем: Новый кодекс может быть направлен на решение конкретных проблем города, таких как хаотичная застройка, транспортные коллапсы и экологические вызовы.

  • Поддержка международных партнеров: Устойчивый и инновационный подход привлечет внимание международных организаций и доноров.


Риски и как их минимизировать:

  1. Сопротивление со стороны заинтересованных групп:

    • Решение: Максимальная прозрачность процессов, организация общественных слушаний и вовлечение граждан на всех этапах.

  2. Недостаток ресурсов для внедрения технологий:

    • Решение: Привлечение грантов и международной помощи (например, через программы ООН или ЕС).

  3. Отсутствие опыта работы с новыми инструментами:

    • Решение: Организация обучения для специалистов и привлечение экспертов.


Заключение:

Внедрение нового градостроительного кодекса в качестве пилотного проекта для Кишинева — это возможность не только решить текущие градостроительные проблемы города, но и позиционировать его как лидера в устойчивом и инновационном планировании. Это также предоставит Молдове шанс выйти на новый уровень международного сотрудничества и соответствовать актуальным градостроительным трендам.


Комментариев нет: