Градостроительный кодекс — это всеобъемлющий нормативный акт, который регулирует основные принципы и основы градостроительства. Он охватывает широкий спектр тем, включая планирование, землепользование, архитектурное наследие, экологию, технические нормы и другие аспекты. Кодекс содержит базовые положения и принципы, которые служат рамками для разработки более детальных подзаконных актов.
Кодекс обычно пересматривается реже, так как его положения являются долгосрочными и общими.
Нужно ли в кодексе указывать детали градостроительных документов и их состав?
В кодексе не стоит подробно описывать состав градостроительных документов, так как:
Это снижает гибкость кодекса, делая его сложным для адаптации к новым реалиям и технологиям.
Подробности лучше регулировать подзаконными актами, которые легче изменять и актуализировать.
Как поступить?
В кодексе:
Указать общие принципы разработки градостроительных документов, их роль в системе градостроительства и юридическую силу.
В подзаконных актах (например, постановлениях правительства или методических рекомендациях):
Прописать детали состава градостроительных документов, их структуру и содержание.
Установить методику их разработки и утверждения.
Принципы, изложенные в Habitat III (Новая городская повестка), должны быть основой для современного градостроительного кодекса, так как они отражают актуальные тенденции в области устойчивого и адаптивного развития городов. Это особенно важно в контексте изменений технологий и подходов к планированию.
Почему важно сосредоточиться на принципах в кодексе?
Устойчивость и гибкость:
Включение принципов из Habitat III позволит кодексу быть актуальным на протяжении длительного времени, несмотря на изменения технологий или подходов к планированию.Фокус на стратегических целях:
Кодекс может определять стратегические цели: устойчивое развитие, инклюзивность, адаптивность, использование цифровых технологий (например, цифровые двойники и GIS), а детали останутся в подзаконных актах.
Как интегрировать подход из Habitat III в кодекс?
Закрепить базовые принципы:
Инклюзивность и равноправие: Учет интересов всех групп населения.
Устойчивое развитие: Сбалансированное развитие инфраструктуры, экологии и экономики.
Адаптивное планирование: Создание гибких инструментов для управления городами, включая мастер-планы и цифровые платформы.
Комплексность: Взаимосвязь между градостроительным планированием, транспортной инфраструктурой, экологией и социальными аспектами.
Технологичность: Использование цифровых двойников, GIS, симуляции и других технологий.
Преимущества такого подхода:
Актуальность: Кодекс отражает современные международные подходы.
Гибкость: Детали планирования легко адаптировать через подзаконные акты.
Стимул для инноваций: Указание на цифровые технологии как основу планирования подтолкнет к внедрению современных решений.
Такой подход позволяет использовать международный опыт, избегая устаревших форматов, и создавать адаптивные документы, которые соответствуют современным вызовам и технологиям.
Сосредоточение на технологии непрерывного планирования, основанной на воркшопах и коллективной работе, позволяет перейти от жесткой документальной иерархии к более гибкому, динамичному процессу. Это соответствует современным вызовам и принципам адаптивного и инклюзивного управления городами.
Преимущества непрерывного планирования
Гибкость и адаптивность:
Отсутствие строгой иерархии документов позволяет быстрее реагировать на изменения в городском развитии, технологических трендах и запросах общества.Инклюзивность:
Воркшопы, как ключевой инструмент, позволяют вовлекать в процесс планирования различные группы: граждан, экспертов, власти и инвесторов.Минимизация бюрократии:
Процесс переходит из формальной документальной плоскости в динамическую среду, где решения принимаются в реальном времени.Технологичность:
Использование цифровых инструментов (цифровых двойников, симуляций, GIS) для анализа и визуализации решений делает процесс прозрачным и эффективным.Устойчивость и комплексность:
Такой подход поддерживает реализацию принципов Habitat III, включая устойчивое развитие, инклюзивность и снижение неравенства.
Как это можно включить в кодекс?
Основной принцип: В кодексе указывается, что управление и планирование развития городов осуществляется через динамический процесс непрерывного планирования, основанный на участии всех заинтересованных сторон.
Инструмент воркшопов: Закрепляется, что основным инструментом принятия решений в процессе планирования являются воркшопы, которые:
Собирают данные от цифровых систем (цифровые двойники, анализ больших данных);
Включают участие местных сообществ, экспертов и органов власти;
Формируют коротко- и долгосрочные решения, которые интегрируются в общую стратегию.
Отказ от фиксированной иерархии: Вместо четко фиксированных планов (генпланов, мастер-планов) вводится понятие гибких сценариев развития, которые регулярно обновляются на основе данных и воркшопов.
Пример формулировки:
"Планирование и управление развитием городов осуществляется на основе принципов непрерывного планирования, которые включают:
участие всех заинтересованных сторон через воркшопы;
использование цифровых технологий (цифровые двойники, большие данные, GIS);
разработку гибких сценариев развития, регулярно пересматриваемых на основе актуальных данных."
"Решения, принимаемые в процессе планирования, утверждаются через механизм воркшопов и интегрируются в стратегию устойчивого развития территорий."
Преимущества такого подхода:
Снижение затрат на разработку и обновление документов.
Непрерывное планирование позволяет избежать необходимости создавать сложные и часто устаревающие документы, такие как генпланы.Инновации в управлении:
Прозрачность и участие всех заинтересованных сторон способствуют инновационным решениям.Синхронизация с международными стандартами:
Этот подход отражает принципы Habitat III и отвечает современным вызовам.Реализация в реальном времени:
Гибкие сценарии и воркшопы позволяют управлять городским развитием в реальном времени, исключая длительные согласования.
Практические аспекты:
Подзаконные акты:
Указывают, как организовать воркшопы, какие технологии использовать и как принимать решения.Технологии:
Важно внедрить цифровые инструменты (например, платформы для управления воркшопами, анализа данных).Пилотные проекты:
Для внедрения такого подхода можно начать с пилотных проектов в городах Молдовы, чтобы протестировать модель.
Этот подход создаёт более динамичную, современную и адаптивную систему, которая может стать моделью для других стран, учитывая масштабность изменений в технологиях и общественных запросах. Такой подход мог бы стать революционным шагом для градостроительного законодательства Молдовы.
Включение принципов Habitat III (Новой городской повестки) в качестве обязательных для применения и исполнения сделает кодекс более современным, ориентированным на устойчивое развитие и международные стандарты. Вот как это можно интегрировать в структуру:
Обновленная структура нового градостроительного кодекса
Раздел I. Общие положения
Цели и задачи кодекса
Обеспечение устойчивого, адаптивного и инклюзивного развития городов.
Обязательное применение принципов устойчивого градостроительства, основанных на Новой городской повестке ООН (Habitat III).
Создание механизмов, обеспечивающих цифровую трансформацию и участие всех заинтересованных сторон.
Сфера применения
Регулирование территориального планирования, проектирования и управления развитием городов.
Формирование единой системы правил, обязательной для всех участников.
Основные термины и определения
Устойчивое развитие, непрерывное планирование, воркшопы, цифровые двойники, гибкие сценарии.
Раздел II. Принципы устойчивого градостроительства
(с обязательным указанием их применения и исполнения)
Устойчивое развитие
Экологическая устойчивость: сохранение природных ресурсов и минимизация загрязнений.
Социальная справедливость: доступность жилья, инфраструктуры и услуг для всех слоев населения.
Экономическая устойчивость: поддержка местной экономики и создание рабочих мест.
Инклюзивное планирование
Вовлечение всех заинтересованных сторон: граждан, организаций, экспертов, властей и частного сектора.
Учет потребностей маргинализированных и уязвимых групп населения.
Экологическая ответственность
Минимизация воздействия градостроительных решений на климат.
Развитие «зеленой» инфраструктуры и сокращение энергопотребления.
Адаптивное управление
Гибкость в принятии решений на основе актуальных данных и новых технологий.
Разработка механизмов, позволяющих быстро адаптироваться к изменениям (социальным, экологическим, технологическим).
Культурная идентичность и наследие
Сохранение и интеграция исторических, архитектурных и культурных ценностей в процессе развития городов.
Поддержка местных традиций и обычаев при проектировании.
Технологичность и инновации
Использование цифровых двойников, GIS, симуляционных моделей и анализа больших данных.
Внедрение решений, способствующих «умному» управлению городами (smart cities).
Раздел III. Обязательные инструменты реализации принципов
Непрерывное планирование
Постоянный пересмотр и обновление сценариев развития.
Использование воркшопов как механизма для сбора данных и принятия решений.
Интеграция технологий
Цифровые двойники для моделирования сценариев развития.
GIS для управления пространственными данными и контроля за реализацией решений.
Мониторинг климатических и экологических показателей.
Общественное участие
Обязательная организация публичных обсуждений и воркшопов.
Прозрачность всех решений через открытые цифровые платформы.
Раздел IV. Правила реализации принципов на практике
Гибкие сценарии развития
Регулярное обновление на основе анализа данных.
Минимизация зависимости от статичных документов (например, генпланов).
Мониторинг и контроль
Оценка выполнения принципов устойчивого развития.
Утверждение критериев эффективности градостроительных решений.
Пример формулировки для закрепления обязательности:
«Принципы устойчивого развития, изложенные в Новой городской повестке (Habitat III), являются обязательными для применения в процессе планирования, проектирования и управления развитием территорий. Все градостроительные решения должны соответствовать указанным принципам и регулярно пересматриваться на их соответствие текущим вызовам и потребностям общества.»
Преимущества включения принципов Habitat III:
Прямое соответствие международным стандартам.
Обеспечение устойчивости, социальной справедливости и экологической ответственности.
Гибкость и адаптивность планирования на основе динамических данных.
Прозрачность процессов и вовлечение всех заинтересованных сторон.
Эта структура делает акцент на обязательное выполнение принципов, что позволит трансформировать подход к управлению и планированию городов, создавая платформу для их устойчивого развития.
Внедрение нового градостроительного кодекса в качестве пилотного проекта для муниципия Кишинев имеет ряд преимуществ, особенно в условиях окончания действия генерального плана и сложности его замены.
Преимущества внедрения пилотного проекта для Кишинева:
Решение проблемы устаревшего генплана:
Вместо разработки нового генерального плана, который, вероятно, также быстро устареет, можно внедрить систему непрерывного планирования, обеспечивая гибкость и адаптивность.
Новый подход позволит оперативно реагировать на изменения и корректировать сценарии развития на основе реальных данных.
Использование Кишинева как тестовой площадки:
Кишинев, как крупнейший город страны, является идеальным полигоном для апробации новых технологий и подходов в градостроительстве.
Опыт внедрения нового кодекса можно масштабировать на другие города и регионы.
Преодоление бюрократических и политических барьеров:
Утверждение кодекса на муниципальном уровне с согласованием на национальном уровне снижает риски затягивания реформ.
Муниципальный совет может выступить инициатором, продемонстрировав инициативу в решении градостроительных проблем.
Использование цифровых технологий:
Внедрение цифровых двойников и других инструментов непрерывного планирования позволит Кишиневу стать передовым примером применения современных технологий в управлении городами.
Соответствие международным стандартам:
Пилотный проект покажет, что Молдова движется в направлении внедрения принципов Habitat III и устойчивого развития.
Предложение структуры пилотного проекта:
Этап 1: Согласование и утверждение кодекса
Разработка проекта кодекса, ориентированного на непрерывное планирование, воркшопы и использование цифровых технологий.
Утверждение кодекса муниципальным советом Кишинева с последующим согласованием на национальном уровне.
Этап 2: Формирование цифровой инфраструктуры
Создание цифрового двойника Кишинева на основе данных GIS, спутниковых снимков, данных о транспортной системе и инфраструктуре.
Внедрение платформы для организации воркшопов и визуализации решений.
Этап 3: Проведение воркшопов
Организация серии воркшопов с участием экспертов, граждан и местной власти для формирования гибких сценариев развития.
Определение краткосрочных и долгосрочных приоритетов.
Этап 4: Тестирование и корректировка
Реализация гибких сценариев в реальном времени.
Мониторинг результатов, сбор обратной связи и корректировка решений.
Этап 5: Масштабирование
Анализ эффективности пилотного проекта и его масштабирование на другие города и регионы Молдовы.
Преимущества для Кишинева:
Гибкость управления: Возможность отказаться от устаревшей концепции генпланов и перейти к более адаптивной системе.
Привлечение инвестиций: Современный подход к планированию сделает город привлекательнее для международных и локальных инвесторов.
Решение текущих проблем: Новый кодекс может быть направлен на решение конкретных проблем города, таких как хаотичная застройка, транспортные коллапсы и экологические вызовы.
Поддержка международных партнеров: Устойчивый и инновационный подход привлечет внимание международных организаций и доноров.
Риски и как их минимизировать:
Сопротивление со стороны заинтересованных групп:
Решение: Максимальная прозрачность процессов, организация общественных слушаний и вовлечение граждан на всех этапах.
Недостаток ресурсов для внедрения технологий:
Решение: Привлечение грантов и международной помощи (например, через программы ООН или ЕС).
Отсутствие опыта работы с новыми инструментами:
Решение: Организация обучения для специалистов и привлечение экспертов.
Заключение:
Внедрение нового градостроительного кодекса в качестве пилотного проекта для Кишинева — это возможность не только решить текущие градостроительные проблемы города, но и позиционировать его как лидера в устойчивом и инновационном планировании. Это также предоставит Молдове шанс выйти на новый уровень международного сотрудничества и соответствовать актуальным градостроительным трендам.
Комментариев нет:
Отправить комментарий