"Happiness is the key to success !"

четверг, 30 ноября 2017 г.

Градостроительные коллизии в развитии Кишинева (часть 4)

В последнее время появилась версия, что А.В. Щусев не имел отношения к первому послевоенному Генплану. Он, дескать, разработал только схему Генплана, а Генплан был разработан местными архитекторами под руководством Р.Е. Курца.

А что говорил сам Р.Е.Курц об этом?

«…Впервые проект реконструкции Кишинева был начат под руководством А.В. Щусева… Другой вариант генерального плана, разрабатываемый коллективом архитекторов, работающих в Молдавии…» (Р.Е. Курц, 1965 стр. 84)

Авторы, а Р.Е. Курцу нельзя не верить, так как он в то время был автором разработки генплана (главный архитектор города Ф.П. Наумов), а также возглавлял группу местных разработчиков генплана после смерти А.В. Щусева в 1949 году, признают наличие разных вариантов генплана в то время, но разница касается только экономических показателей. Если в варианте А.В. Щусева здания в основном одноэтажные, то в варианте, разработанном местными архитекторами 35% зданий – 3-4 этажные, например.

Проблема развития и реконструкции Кишинева [Раздел книги] / авт. Р.Е. Курц С.М. Шойхет, Б.М. Мисельский // Опыт проектирования городов Украины и Молдавии / авт. книги КиевНИИПградостроительства. - Киев :Будивельник, 1965, стр.84

Фактически Генплан был утвержден в 1952 году. Более точную дату дает выписка из Протокола заседания Архитектурной комиссии при Главном Архитекторе города 7 января 1953 года №1:

«…В основу правил застройки города Кишинева положен проект планировки и застройки города Кишинева, утвержденного Советом Министров Молдавской ССР 24 сентября 1952 года постановлением за № 1390…» (3304)

Fond R-3304-1 // Информация о работе Городского Отдела Архитектуры за 1951-1952 годы.. - Chișinău : Arhiva Națională a Republicii Moldova. - Vol. Dosar N46.


Более того, все это время, параллельно с разработкой и корректурой генплана, на протяжении с 1945 года и по 1952 год, велось строительство в соответствии с принятым планировочным решением.

 По материалам Пояснительной записки к проекту планировки района 3-х Лучей гор. Кишинева (составитель Институт «Молдавстройпроект» Управления по делам Архитектуры при Совете Министров МССР – И.о. директора Мельник, главный инженер – Малерман Б.М., рук. Мастерской – Курц Р.Е., гл. архитектор – Курц Р.Е.. Кишинев, декабрь 1952 г.):

«…Б. Новая застройка (осуществленная в этой части города за период разработки проекта генерального плана города 1945-1949 г.г.)

Жилые дома 181 квартала МЖГС
Детские ясли на Минковской улице
Жилой дом Главмуки на продолжении ул.Пушкинской
8-квартирные жилые дома по Ланкастерскому переулку
Роддом на Центральном Луче
Восстановленные общежития на ул. Минковской и Стефана Великого
Банно-прачечный комбинат на ул.Комсомольской и Фрунзе
Квартал Сельхозинститута на Центральном Луче
8-ми и 12-ти квартирные жилые дома в квартале №153 (Саловский переулок – Большое кольцо)…»

То есть можно сказать, что утвержденные решения Генерального Плана фиксировали уже частично реализованную картину. Но это в традиции Кишинева. Так было до этого, так было и после этого. Вспомните ситуацию, как со схемой 1817 года, на которой обозначены объекты, построенные с 1813 года, так и с Генпланом 1834 года, фактически фиксирующего реальную картину.

«…О значении градостроительных работ, проведенных в этот период (1952-1954 – прим. автора) можно судить по решению таких проблем, как создание нынешнего проспекта Молодежи в Кишиневе, соединение главной столичной магистрали проспекта им. В.И. Ленина с привокзальным районом посредством вновь проложенного бульвара им. Негруцци…» (Г.А. Педаш, 1965 стр. 66) 
Развитие городов Молдавии [Раздел книги] / авт. Г.А. Педаш И.С. Эльтман // Опыт проектирования городов Украины и Молдавии / авт. книги градостроительства КиевНИИП. - Киев :Будивельник, 1965. - Т. Педаш.

Вот еще один, не оцененный по достоинству «подвиг»! Мы как-то забыли о другом бульваре, бульваре Негруцци, который также послужил началу уничтожения еще одной части старого Кишинева - Гуцулевки. В отличие от центрального Луча, назначение которого было красиво провезти прилетевшее самолетом высокое начальство, бульвар Негруцци выполнял ту же функцию, но в случае приезда высокого начальства поездом.

«…Феодализм оставил в нижней части города путаницу случайно сложившихся узких улочек и переулков, с домами, прижатыми друг к другу…
… Но вместе с тем основные элементы градостроительной структуры прошлого – прежние мелкие кварталы, тесные дворы и т.п. – остались неизменными. В эти узкие рамки не укладывается жизнь советских людей, объединенных в крупные коллективы, стремящихся с самого раннего возраста к общественной самодеятельности, коллективному отдыху и массовому спорту…

… Одна из них (возможностей, прим.автора) заложена в укрупнении кварталов и закрытии ряда второстепенных улиц, без которых могут обойтись городские транспортные потоки. Таких улиц и переулков особенно много в нижней части города. Их площадь целиком, за вычетом лишь узких внутриквартальных проездов, может быть использована для отдыха населения, детского спорта и озеленения…» (Дементьев, 1958)
«Об архитектурном облике Кишинева». В. Дементьев, архитектор; «Советская Молдавия», №97 (25 апреля) 1958 года.

Существующая градостроительная структура считалась тесной для нового типа людей.

Какой представлялось будущая застройка нижней части города в то время, можно видеть на примере Экспериментального проекта жилого района в центре Кишинева, разработанного КиевНИИПградостроительства в 1963 году. 

«… Этот район (экспериментальный проект жилого района в центре Кишинева, разработанного КиевНИИПградостроительства – прим. автора) спроектирован между проспектом Молодежи, проспектом Космонавтов, Измайловской и железной дорогой Кишинев – Унгены…. Жилой фонд, который может быть использован, находится только вдоль проспекта Молодежи, а остальной, состоящий из старых домов, будет снесен, поэтому организацию застройки всего района можно принять такой же, как на вновь осваиваемых землях… (Смирнов, 1975 стр. 94)

«Градостроительство Молдавии ХIXXX веков», Смирнов В.Ф, КартяМолдовеняскэ, 1975 год, стр.94

Организацию застройки всего района можно принять такой же, как на вновь осваиваемых землях – вот самое точное определение отношения к исторической застройке в те времена! Обратите внимание, что в этом проекте ул.Набережной еще нет. 

«… В связи с этим представляется неоправданной затянувшаяся реконструкция центра города. Между тем, построив за один год резервный фонд, можно было постепенно отселять жителей из старой застройки, сносить ее и возводить жилые дома, перестраивая центр…» (Смирнов, 1975 стр. 95) «Градостроительство Молдавии ХIXXX веков», Смирнов В.Ф, КартяМолдовеняскэ, 1975 год, стр.95

Тотальный снос старой застройки и строительство на ее месте нового центра – вот то, что так волновало градостроителей того периода. Причем, делать это, по их мнению, надо было как можно скорее.

Конечно же эти факты нельзя отнести к тем, что вызвали вторую градостроительную коллизию. Но это, можно так сказать, развитие и последствия градостроительной коллизии, начало которой в 40-х годах 20 века.

Основные идеи данной коллизии совершенствовались и поэтапно реализовывались.

«…Для создания высокохудожественной, полноценной архитектурно-пространственной композиции центра города стал необходим проект его детальной планировки и застройки. В 1966 году Госстроем СССР совместно с Госстроем МССР, Союзом архитекторов СССР и Кишиневским горисполкомом был объявлен конкурс на лучший эскизный проект планировки и застройки центрального района Кишинева. К участию в конкурсе были привлечены ведущие институты страны. Из четырех представленных проектов выездным заседанием жюри в апреле 1968 года было отмечено два – коллектива института Молдгипрострой и ЛенНИИПградостроительства. Разработанный проект детальной планировки центральной части города с учетом рекомендаций жюри конкурса и общественных обсуждений был утвержден в 1971 году…» (А.В. Колотовкин, 1973 стр. 84)
Архитектура Советской Молдавии [Carte] / autor А.В. Колотовкин И.С. Эльтман, Г.А. Педаш. - Москва : Стройиздат, 1973. стр.84

Глядя на разработанный и утвержденный проект, можно сказать, что 

подход к застройке реконструируемых районов центра, как к строительству на вновь осваиваемых землях, был признан передовым подходом и применялся в  общегосударственном масштабе.

«…Новое в генплане (речь идет о генплане, утвержденном в 1969 году – прим. автора), отличающее его от предыдущих проектов – это перестройка общей схемы города с организацией как в старой, так и в новых его частях микрорайонов; центр решен не как главная улица с площадью, а как большое ядро, охватывающее территорию в пределах от реки Бык до ЦПКиО – с юга на север и от медицинского института до бульвара Негруцци – с запада на восток…» (Смирнов, 1975 стр. 109)

«Градостроительство Молдавии ХIXXX веков», Смирнов В.Ф, КартяМолдовеняскэ, 1975 год, стр.109

Наконец свершилось! В Генплане 1969 года и в старой и в новой части запроектированы микрорайоны! А что это значит? А это значит тотальное уничтожение существующей планировочной структуры, как нижнего, так и верхнего города уже.

Здесь же можно видеть те изменения в транспортной сети города, с которыми приходится бороться до сих пор. Кроме проспекта Кантемира, который берет свое начало еще в Схеме Щусева А. В., в Генплане 1969 года мы уже видим аналогичные проспекты Искры (ныне Букурешть), а также расширение, кроме ул.Измаил, ул. Котовского (ныне В.Александри) и ул.Мичурина (ныне Сфатул Цэрий).

Забегая вперед, можно отметить тот факт, что транспортная структура, предлагавшаяся еще в середине прошлого века, превращающая исторический центр в группу микрорайонов, находит отражение и продвигается в виде единственного варианта решения всех проблем и сегодня.

Анализируя Генплан 1969 года, можно сказать, что с точки зрения рассматриваемого нами вопроса, он ничем не отличается от первого послевоенного Генплана, лежавшего в основе столкновения градостроительных объектов и попытки полного уничтожения старого за счет нового. 

В процессе написания этой статьи, мне пришла в голову мысль о том, что в результате коллизии новый градостроительный объект начинает главенствовать над старым, разрушая его, но это не значит, что "новым" в данной схеме не может быть градостроительный объект, когда-то бвыший "старым"!

Вот именно такая, третья градостроительная коллизия, которую я не упоминал в начале этого материала, произошла во времена так называемой "перестройки", в 80-е годы прошлого века. Именно в это время бывший до этого "новым" градостроительный объект, возникший после Второй Мировой Войны, предполагающий полное исчезновение "старого" градостроительного объекта в виде исторического центра, начал уступать свои позиции. То есть, постепенно, идея сохранения исторического города стала доминировать над идеей его разрушения.

Действительно, этот процесс может быть отнесен к третьей градостроительной коллизии, зеркальной к первым двум.

Как же это происходило рассмотрим в следующей части.

Комментариев нет: