• В социологии коллизия — это столкновение области человеческих отношений.
• В литературоведении — изображение жизненных конфликтов и борьбы в художественном произведении.
• В строительном проектировании — ошибка, допущенная на стадии проектирования и заключающаяся в пересечении запроектированных объектов.
• В праве коллизия — это столкновение норм права, регулирующих одни и те же общественные отношения. При коллизии действует закон, вступивший в силу позже (при прочих равных, то есть при одинаковой юридической силе).
В градостроительстве, можно добавить - это столкновение существующего и нового объектов градостроительства. При коллизии действует новый объект, меняя существующий.
Основными, известными нам, градостроительными коллизиями в развитии Кишинева, были коллизия в начале 19 века и коллизия в середине 20 века. Это были два события, значительно изменившие Кишинев.
Одним из важных факторов развития Кишинева безусловно является назначение Кишинева центром 2 цинутов в конце 17века. Однако никакой коллизии, столкновения существующего и нового объектов градостроительства в то время не произошло. Напротив, это был естественный ход развития Кишинева. В 1661-1662 г.г. Господарь Еустратие Дабижа присоединил Вистерничень к Кишиневу и это поселение получило статус "тырг". Чуть позже Господарь Георге Дука присоединил и Гециоань. В октябре 1671 года вспыхнуло восстание жителей Орхейского и Лапушнянского цинутов во главе с Михалчей Хынку. Восставшие захватили Яссы и удерживали город в течение нескольких месяцев. Георге Дука бежал в Польшу. Однако в начале 1672 года восстание было с трудом подавлено при помощи турок и татар.Есть данные о том, что в это же время Кишинев становится центром двух цинутов, Орхейского и Лапушненского. В Кишинев направляются два Пыркалаба. Одновременно в Кишиневе размещается Господарская таможня (Vama Domneasca). Можно предположить, что это было связано с указанным восстанием. Эти меры были предприняты вернувшимся к правлению Георге Дукой с тем, чтобы прдотвратить подобные восстания в будущем. Как бы там ни было, теперь в городе размещаются резиденции двух Пыркалабов и Таможня. Собственно с этого момента, предположительно с 1672 года, и можно говорить о Кишиневе, как о городе.
Кишинев был выбран не случайно, так как граница двух цинутов проходила по реке Бык и делила Кишинев на две части. Левобережная часть относилась к цинуту Орхей, а правобережная часть - к цинуту Лапушна.
А теперь попробуем себе представить, а где могли размещаться резиденции этих Пыркалабов? Совершенно верно. Пыркалаб Цинута Орхей разместил бы свою свою резиденцию на холме, где сегодня расположена церковь Константина и Елены. А Пыркалаб цинута Лапушна, на противоположном холме, где сегодня стоит Мазаракиевская церковь. Почему, спросите вы?
Ответ прост. Резиденция Пыркалаба должна быть похожей на крепость, исходя хотя бы из того факта, что в ней должна была храниться городская казна. А казна должна была быть надежно защищена от возможных набегов грабителей. Обратившись к истории тех времен, нетрудно заметить, что такое сооружение, как Церковь - Крепость (Biserica - fortetia) удачно выполняла такую роль не только в Молдавском Княжестве. Аналогичную функцию выполняла и Большая синагога (Great Synagogue) у еврейской части населения.
В Церкви - Крепости хранилась казна, собранные налоги и пошлины. Здесь объявлялись Господарские Указы, отправлялись воины на войну, объявлялось о победах и т.д.
Оба места расположения, с градостроительной точки зрения, идеально подходят для размещения неприступного со всех сторон сооружения.
источник фото http://oldchisinau.com/
Исходя из этого можно предположить, что известные нам
церкви гораздо старше, чем мы думаем. Кстати, в отношении Мазаракиевской
церкви, еще в 1947 году, архитектор Смирнова Т.Г. высказала предположение о
том, что данная церковь является ровесницей церкви Св. Дмитрия Солунского в
Орхей, т.е. построена в 1634-1654 годах. Это заключение она сделала в
результате составления монографии по данному объекту. Основываясь на
архитектурных деталях объекта ошибиться в 20-30 лет очень просто. Скорее всего в указанные годы, во времена
правления Василе Лупу, была построена Церковь Св. Николая (Господарская). В это
же время, в 1641 году Василе Лупу передал Иерусалимской Патриархии вотчину
Кишинэу.
Возможно в это же время была построена и Господарская Церковь.
Это можно считать первой Церковью, построенной в Кишиневе. На ее месте в
дальнейшем был построен, так называемый, Старый Собор (Церковь Св. Архангелов
Михаила и Гавриила). Другими словами можно предположить, что к моменту
строительства двух Церквей-Крепостей ( Церкви Св.Константина и Елены и Церкви
Св. Акима и Анны) в 70-е годы 17 века, в Кишиневе уже была Господарская
церковь, но она не могла отвечать требованиям, предъявляемым к резиденции
Пыркалаба.
Что же касается расположения Господарской таможни, то она
скорее всего была расположена в северо-западной части города, в районе начала
Старой Почты, на перекрестке дорог, ведущих на запад в сторону Ясс и на север,
в сторону Орхея. Кстати, район Старая Почта получил свое название как раз от
размещения здесь в дальнейшем Господарской Почты, одного из подразделений
таможни. Практически это был постоялый двор, где можно было переночевать,
поменять лошадей, поесть и т.д.
Предположительная численность населения, согласно моим
расчетам, в середине 17 века составляла 3,5 - 4,5 тыс. человек. Для примера, в
16-18 веках в Сибиу, Сучаве и Четатя Албэ проживало около 10 тыс. человек. До 5
тыс. жителей было Сирет, Орхей, Бырлад, Хушь. Кишинев был сравним с Орхей по
численности населения. А в середине 18 века население Кишинева, опять же по
моим подсчетам, составляло уже 9,0 - 12,0 тыс. жителей на обоих берегах. В это
время в Яссах проживало 30-50 тыс. жителей, а население Брашова было около 18 тыс. человек.
Несомненно, это был первый значительный период в развитии
города, но отнести его к коллизиям не представляется возможным. Это, все-таки,
естественный путь развития и роста. Никакого столкновения градостроительных
объектов не происходило.
Те градостроительные коллизии, о которых идет речь,
происходили, выражаясь современным языком, в моменты изменения вектора
развития.
Вот на указанных выше двух событиях мы и остановимся в следующей части.
Комментариев нет:
Отправить комментарий