Какие же пути выхода из кризиса с маршрутками в Кишиневе?
Как известно, любой проект в городе может быть реализован
только в том случае, когда он получит одобрение всех трех участников городской
жизни, а именно: жителей, представителей бизнеса и местных властей. Все
остальные варианты обречены на провал.
Какова же ситуация в нашем случае?
На сегодняшний день известно лишь одно конкретное предложение:
бизнесмены предлагают поднять стоимость проезда в 2-3 раза, с чем не согласны
ни жители города, ни представители власти. Это предложение устраивает
бизнесменов, так как вся нагрузка от них переходит на плечи жителей. Властей
это предложение касается чисто теоретически. Сегодня выгодно принять сторону
жителей из различных идейных соображений.
Попробуем разобраться в чем же причина требований
маршрутчиков?
Рентабельность - это разница между доходами и расходами
по большому счету. В данном случае расходы практически равны доходам и
рентабельность нулевая, если не минусовая. Одним из путей повышения
рентабельности действительно является повышение доходов за счет увеличения
стоимости проезда. Однако, это вариант для бизнеса, имеющего абсолютную монополию.
В рамках конкуренции этот вариант может оказать противоположное влияние за счет
того, что пассажиры уйдут к конкурентам. Это, хоть и не в чистом виде, показала
недавно проведенная забастовка.
Другим вариантом повышения рентабельности может быть
снижение расходов. А что оказывает влияние на расходы? Конечно же, время,
которое оплачивает пассажир. Чем меньше времени тратится на одного пассажира,
тем рентабельнее существующая цена билета. Время зависит от скорости движения и
длины маршрута. Чем выше скорость и короче маршрут, тем меньше и расход топлива.
Обратите внимание, что в ближайшее время отменяются самые длинные, или имеющие
минимальные скорости, маршруты: 108, 129, 135, 175, 178. Они ощущают
нерентабельность этих маршрутов острее всех.
Надо отметить, что метод снижения расходов - единственный
метод получения рентабельности в условиях конкуренции. Это касается любого
бизнеса и маршрутки не исключение.
Какими же методами можно добиться снижения расходов?
Первый вариант, в результате которого все расходы по
достижению эффекта перекладываются с плеч горожан на плечи бизнесменов, это
увеличение провозной способности маршруток. Вместо того, чтобы поднять цены в
2-3 раза, надо увеличить количество мест в 2-3 раза. И не обязательно везде, а
хотя бы на тех маршрутах которые планируется исключить. Их можно и нужно
исключить из маршруток, но не обязательно исключать из бизнеса перевозок. Ну,
как говорят, свято место пусто не бывает. Уйдут одни, их маршруты могут занять
тут же другие, но уже с транспортными средствами большей вместимости. Тут надо
подумать, стоит ли отдавать эту часть бизнеса другим. Кстати, в данном
варианте, власти тоже просто стоят в стороне и наблюдают, участвуют чисто
теоретически, исходя из того, как к к этому отнесутся избиратели.
И, наконец, второй вариант снижения расходов. В этом
должны участвовать все три актера городской жизни: население, представители
бизнеса, а также представители власти, причем, как местного, так и
Национального уровня. Необходимо всем вместе разработать новую Концепцию
развития интермодального транспорта на уровне Агломерации Кишинев. И определить
ясную и конкретную роль такого вида транспорта, как маршрутные такси в этой
системе. Чтобы все, и жители, и маршрутчики, и власти добились понимания всех
своих интересов, и роль и задачи маршруток в интермодальной системе перевозок
пассажиров на ближайшее время и на перспективу.
Комментариев нет:
Отправить комментарий