"Happiness is the key to success !"

вторник, 16 июня 2020 г.

План Кишинева 1800 года

Всем известный план Кишинева 1800 года (рис.1).


Это явно восстановленная картинка. Недавно появилось фото с оригинала (рис.2) из коллекции О.Канеева.


Он как бы есть, но почему-то никто на него особенного внимания не обращает. Считается, что это просто план для определения границ вотчин, а все остальное, что на нем изображено - это фантазии исполнителя. На первый взгляд трудно не согласится с этим заключением. Графическое исполнение его можно отнести скорее всего к детскому рисунку. Однако, если его масштабировать и нанести часть его объектов на сегодня известные нам объекты, которые остались на своих местах с тех времен, то откроется тот факт, что изображения этих элементов нанесены точно в местах их расположения на местности относительно друг друга. Всем известно, кто в теме, что, накладывая три точки на изображении, на те же точки на карте, имеющие конкретные координаты, можно получить все накладываемое изображение в масштабе этой карты. Все остальные, неизвестные и известные нам элементы изображения, также займут свои места, при условии, что изображение также было сделано с учетом реальных координат его элементов. Так вот, наложив известные нам и имеющиеся, как на данном изображении, так и на наших всех картах,  церкви Благовещенскую, Мазаракиевскую и Константина и Елены, вдруг выяснилось, что данный "детский рисунок" выполнен хоть и в наивной графике, но с учетом реальных координат всех объектов на местности. Если предположить, как принято, что этот план относится только к границам вотчин, а остальные изображения просто фантазия, то зачем исполнителю было заморачиваться и размещать их с такой точностью?
Как архитектора меня не могло не заинтересовать назначение этого плана. Тем более, что слово "План" использовалось в те времена с тем смыслом, как сегодня мы бы сказали "Проект". То есть перед нами Проект Кишинева 1800 года . А дальше мелкими буквами в скобках (представлен был по одному делу в Молдавский Диван). Молдавский Диван - это исполнительный орган, местное правительство, боярский совет, возглавляемый Господарем (Князем) и принимающий, в том числе, хозяйственные решения. "По одному делу", это тоже, что сказать "по одноименному делу". То есть автор представил Проект Кишинева 1800 года для утверждения Молдавским Диваном, выполненный по заказу этого органа. При чем все надписи сделаны автором на молдавском языке, а затем переведены на русский язык переводчиком, о чем есть запись и подпись переводчика в правом верхнем углу. В правом верхнем углу изображено Солнце и надпись на двух языках "Восток". В левом нижнем углу изображение Луны и на двух языках "Запад". Возможно переводили на русский язык позднее, хотя не понятен смысл этого действия. Зачем это было делать на оригинале исторического документа, если это делалось позднее? В 1800 году никакой русской военной администрации не было, начиная с 1792 до 1806 года. С 1806 до 1812 года, во время русско-турецкой войны это вряд ли представляло интерес для военной администрации. Тем более, что План не был реализован, о чем я скажу позже. Ну а если это было после 1812 года, то этот план представлял интерес только как музейный экспонат, а писать перевод на музейном эспонате, согласитесь, как-то не придет никому в голову.  Да и судя по тому, что надписи на русском повторяют все изгибы и повреждения бумаги, которые легко можно видеть на фото с оригинала, то можно все-таки предположить, что они были сделаны в то же время, что и на молдавском. Вариант ответа я так же предложу вашему вниманию чуть позже.
Что касается самого плана. После наложения его на карту города, известную нам как План 1817 года, а также, попытавшись изобразить его в понятном нам графическом стиле, мы получаем следующую картину (рис. 3).


После этого я склонен утверждать, что перед нами первый (известный нам!) генеральный план Кишинева, как мы бы назвали его сегодня.
В отличие от существовавшей до этого и, лежащей на этот момент под завалами, планировочной структуры ядра города в виде квадрата, ориентированного своими осями точно по странам света Север-Юг, Восток-Запад, этот квадрат повернут параллельно границе между вотчинами Буюкань-Кишинэу и несколько больше первого. Первое впечатление, что это квадрат, просто изображен неточно, так как его верхняя грань несколько не параллельна его нижней грани, совпадающей с границей вотчин. Но после наложения становится понятно, что это вызвано тем, что верхняя грань квадрата совпадает с направлением улицы Замфир Арборе, ориентированной когда-то на ворота земляной крепости, расположенной на другом берегу, и также не параллельной границе вотчин. Схематичное изображение жилых домов соответствует расположению жилых кварталов с размерами в среднем 50 х 50 саженей (100 х 100 м приблизительно) в осях проездов. В каждом из этих кварталов могли располагаться 8 участков по 10 соток (20 х 50 м). Другими словами, это было предложение построить город примерно на 250-300 домов, вместо разрушенного на 162 дома и кардинально изменить систему улиц, используя тот факт, что старая система улиц была полностью уничтожена. Практически удвоить количество домов, а заодно и удвоить размеры торговой площади.
В соответствии с этим планом планировалось восстановить только 4 церкви из 6 существовавших до разрушений, что известно нам из материалов 1788 года секунд-майора Русской армии Фон Раана. Это Господарскую церковь, Мазаракиевскую, Константина и Елены и Благовещенскую. Свято-Вознесенская (болгарская) и Церковь Св. Богородицы (армянская) на этом плане не указаны.
Что интересно, что разрушенный деревянный Старый Собор (Господарскую церковь) предлагалось вынести с торговой площади и разместить нв территории крепости, увеличив размеры Curtea Domneasca.
Такое предложение, полностью меняющее морфологию города, могло появиться только в том случае, когда, известное нам до этого, квадратное ядро города стояло разрушенным. Но разрушили его, как нам известно, последний раз еще в 1789 году, в период очередной русско-турецкой войны. То есть практически 10 лет ядро города оставалось разрушенным?
Давайте вспомним, что это были за годы и кто руководил Молдавским Княжеством в это время.
После заключения очередного мирного договора с Турцией, российская армия ушла, теперь уже за Днестр, а не за Южный Буг. Граница Российской империи теперь уже проходила по Днестру, и Молдова уже граничила не с Польшей, которая распалась в 1795 году, а с Российской Империей.
Все новое - хорошо забытое старое! Российские власти начали распространять слухи о создании Нового Молдавского Княжества в границах от Днестра до Южного Буга (ничего не напоминает?). Население начало покидать территорию разрушенной войной Молдовы. Это послужило причиной того, что восстановление Кишинева было отложено на много лет.
С 1795 по 1799 год Господарем Молдовы был Александр Каллимаки. О нем очень мало что написано. Известно лишь, что он столкнулся с запретом Порты экспортировать пшеницу за пределы Порты, что не могло не ударить по привлекательности Кишинева в части инвестиционного климата. Также он ввел повышенные налоги для того, чтобы платить дань Порте, включая ведерный налог на вино, что также могло послужить причиной в задержке развития данных территорий.
 Нам известен, например, вот такой документ: "...1798, iarna.- Material cu caracter statistic, în care sunt arătaţi proprietarii
dughenelor din târgul Chişinău şi donaţiile “de ajiutorinţă“.
TÂRGULŮ CHIŞINĂULUI
Lei
800 Moldoveni, birnici i streini
80 Armeni
720 Jădovii
96 Sărbii
1696 ..."
ACADEMIA DE ŞTIINŢE A REPUBLICII MOLDOVA, INSTITUTUL DE ISTORIE, Andrei Eşanu, 
CHIŞINĂU, FILE DE ISTORIE, Cercetări, documente, materiale, EDITURA MUSEUM,
CHIŞINAU, 1998

Далее в документе приводится список всех купцов поименно с указанием пожертвованной суммы в леях. Нетрудно подсчитать, что средняя сумма пожертвования составялет 11 леев.
Кроме подтверждения того факта, что кроме обычных налогов, жителям приходилось платить еще и всевозможные пожертвования, то есть что ничего не способствовало развитию даже в 1798 году, из этого документа можно почерпнуть еще очень много интересных фактов.
Например, что доля пожертвований еврейской диаспоры составляет 42% от общей суммы, Армянской и сербской вместе взятых 11%, а местных купцов, включая иностранных, как сказано в этом документе, 47%. В число иностранных входили и турецкие купцы. Практически это соответствует делению населения Кишинева в 1798 году по национальному признаку. Необходимо заметить, что в это время в состав города входили части по обеим сторонам реки.
В связи с тем, что лишь еврейские предприниматели не указаны пофамильно, как все остальные, а указанием общей суммы, к которой прилагается список, направленный в казначейство, как сказано в этом документе, можно утверждать, что уже в это время, в 1798 году еврейская община Кишинева управлялась Кагалом, который собирал все налоги, включая, как мы видим, пожертвования самостоятельно и отчитывался отдельно. Также, используя эти же данные, можно сказать, что еврейских купцов было примерно 35% из всех купцов, а остальные очевидно были ремесленниками, фермерами и т.д. Это соответсвует и отчетам русской администрации, в которой говорилось о том, что в конце 18 века в Кишиневе все купцы делились на 3 равных части: местные, турецкие (и армянские и сербские) и еврейские.
Если разделить всю собранную сумму на среднюю сумму пожертвований, можно получить примерное число домов на всей территории на обеих берегах. В результате деления мы получаем 155 домов, против 402, указанных в переписи 1774 года.
Это еще раз подтверждает тот факт, что к 1800 году Кишинев пришел в более разрушенном состоянии, чем он был даже после разрушений 1771 года.
С 1799 по 1801 год, как раз в интересующие нас годы, багодаря усилиям России и Англии, на трон Молдовы взошел Константин Ипсиланти. " ...По словам современников, дом К. Ипсиланти стал местом встречи всех русских агентов, а он, отринув всякую предосторожность, заявлял Порте, что является «приверженцем России». Именно из-за этого подчеркнутого русофильства Константин Ипсиланти не смог надолго удержаться на троне, и в 1801 году он был низложен. Вернувшись в Константинополь, он продолжал поддерживать отношения с Россией, и его дом стал своеобразным клубом московских агентов и интриг, целью которых было возвращение на трон своего человека..."
Об этом говорится на сайте http://www.moldovenii.md/ru/people/834.
Вот это и может служить объяснением того, что материалы Плана были переведены на русский язык.
Очевидно российские власти, готовясь к очередной русско-турецкой войне 1806-1812 года, с приходом к власти Ипсиланти, начали готовить восстановление Кишинева, как своей постоянной военной базы. Этим можно объяснить необходимость разработки нового генплана города, имеющего в два раза большие размеры, а также тот факт, что этот генплан, выполненный явно местным специалистом (скорее всего из Ясс), был переведен на русский язык. Скорее всего к его реализации приступить не успели, так как уже в 1801 году Ипсиланти был низвергнут, а в 1802 году произошло Великое (как его называли современники) землетрясение, разрушившее Кишинев окончательно, включая все церкви, кроме церкви Константина и Елены, находящейся на другом берегу реки. Река сработала как компенсатор.
Еще об одной интересной детали, изображенной на этой карте. Здесь мы можем видеть, как выглядела Мазаракиевская церковь до ее разрушения землетрясением. Как видите, у нее был купол и колокольня, хотя были версии о том, что колокольня была пристроена позже. Подобную церковь можно видеть в монастыре Бырнова, что находится в 10 км от Ясс в селе Бырнова. "... Он был основан в 1626-1629 господарем Мироном Барновским-Мовилэ (отсюда его название), но работы были завершены господарем Евстратием Дабижа (1661-1666). В 1629 году, когда Мирон Барновский был отстранен с трона, строительство церкви еще не было закончено.
Впервые в Молдове в церквах Барновского Водэ появляется примыкающая к церкви башня-колокольня, расположенная над притвором. Это фортификационной элемент, снабженный бойницами для стрельбы из пушек и с тайным помещением, где в случае опасности можно было спрятать церковные ценности..."

Это еще раз подтверждает гипотезу, выдвинутую еще арх. Смирновой Т.Г. в 1947 году о том, что Мазаракиевская церковь была построена в 1634 - 1654 г.г. и поддержанную Членом-корреспондентом Академии Архитектуры СССР В.В. Бабуровым в заключении по ее монографии 04.10.1947 г.  www.oldchisinau.com   Кстати, там же упоминается "интересный план города, носящий еще наивный характер рисунка ", то есть тот план, который мы обсуждаем (рис. 4).



Мазаракиевская церковь пострадала не очень сильно. Скорее всего обрушился только купол, и через короткое время она была восстановлена.
Исходя из этого, выводы можно сделать следующие. С 1792 по 1803 год город был практически пустой, кроме сел Буюкань и Гециоань. В 1800 году Тыргул Кишинэу (ядро города), как и Господарская церковь еще не были восстановлены. На этом месте было пепелище и завалы. После землетрясения в 1802 году к этому добавились еще и развалины всех церквей на правом берегу реки. Служба могла вестись только в церкви Константина и Елены, а также через короткий промежуток времени и в восстановленной Мазаракиевской церкви. В связи с тем, что населения в это время было еще мало, хватало и этих двух церквей. Не исключено, что в Гециоань была деревянная синагога, которая уцелела.
В период после землетрясения и до начала очередной войны в 1806 году, Александр Морузи стал Господарем Молдовы по настоянию Франции. Во внешней политике, на первых порах, он был западником, как его назвали бы сегодня, в отличие от своего предшественника. Длилось, правда, это недолго, но тем не менее.
Чем был известен Александр Морузи? Он много занимался хозяйственной деятельностью. Занимался водоснабжением Ясс, освещением улиц, спроектировал новые кварталы и снес часть старых строений.
В Кишиневе, скорее всего, он также приложил руку, тем более, что известен факт того, что после землетрясения был принят специальный Указ по восстановлению Кишинева, а также по Указу Морузи в 1803 году в Кишиневе была открыта первая школа .
План предшественника был "актуализирован", выражаясь современным языком, судя по тому, что происходило, начиная с 1803 года (рис. 5). 


Скорее всего был разработан вариант того генплана, который нам пока что неизвестен. Так бывает. Вспомните тот факт, что до недавнего времени считалось, что до генплана Щусева 1947 года никаких генпланов города не существовало. Однако, случайно вдруг обнаружилось, что за 5 лет до этого аналогичные материалы были разработаны Октавом Дойческу. При этом генплан Щусева очень напоминает генплан Дойческу.
Во всяком случае факты говорят о следующем. В 1802 году, после землетрясения, начинается строительство каменной Архангельской церкви на месте Старого деревянного  Собора, что было совсем не по плану 1800 года. Однако город нуждался в новом центре и как можно быстрее. В качестве нового Собора, в соответствии с новым генпланом, была принята Ильинская церковь на месте разрушенной деревянной часовни, а главной площадью - площадь перед ней. Центр города был перенесен возможно из практических соображений. Это место было за пределами завалов, и строительство нового центра можно было начать, не дожидаясь расчистки территорий. Идея предыдущего правителя о переносе Старого Собора на новое место была принята, но место было изменено. Вместо переноса в крепость, которая была разрушена вместе с Замком, домом Доничей, было принято решение создать новый центр города с новой центральной площадью. Площадь была скорее всего реализована в том же 1802-1803 году и начала работать. Строительство же церкви затягивалось на 3 года. Что послужило причиной задержки начала строительства Ильинской церкви пока что можно только гадать. Возможно отсутствие специалистов строителей, занятых на строительстве новой Архангельской церкви.
В это же время активизируются армянские купцы. В 1804 году начинается строительство армянской церкви Св.Богородицы и в 1806 году строительство завершается.
В этом же 1806 году, наконец-то, начинается строительство Ильинской церкви. Видимо, все-таки, задержка была вызвана именно занятостью небольшого числа строителей на строительстве Архангельской и армянской церквей.
К этому времени служба уже велась в четырех церквях, включая одну армянскую.
В этом же 1806 году Турция, будучи союзником Франции, без согласования с Россией, снимает с должности Господаря Молдовы Александра Морузи и Господаря Валахии Константина Ипсиланти, как пророссийски настроенных.. 
11 ноября 1806 года сорокатысячная Русская Армия переходит Днестр под предлогом спасения Турции от замыслов Бонапарта. 18 декабря Османская Империя объявила войну России.
С 1806 года и по 1812 год Молдова управляется Русской военной администрацией. Этим объясняется тот факт, что Морузи оставался Господарем еще и в 1807 году.
Задачей военной администрации было обеспечить всем необходимым части русской армии, которые будут  располагаться рядом с городом на зимовки.
Очевидно, в 1807 году были предприняты ряд мер для привлечения в Кишинев купцов, ремесленников, строителей, фермеров и т.д. В течение этого года  надо было максимально подготовиться к зиме следующего, 1808-1809 годов. В город прибывают болгарские и еврейские фермеры, а также еврейские купцы, ремесленники, строители. При этом, вролне возможно, что еврейская часть этого населения была просто привезена без их согласия с бывших польских территорий, то есть из-за Днестра.
Это было обычной мерой в условиях Российской Империи. Например,"... лервая волна систематического заселения относится к 1804, когда царское правительство, желая «разгрузить» Белоруссию, дало разрешение на выезд оттуда 340 000 евреев. Чтобы привязать их к Новороссии, здесь в Приазовье для них было выделено 30 000 десятин земли..." https://yadocent.livejournal.com/37135.html
 Аналогичная мера применялась и при освоении Донбаса во второй половине 19 века, после убийства императора Александра II в 1882 году (знаменитые "Майские Указы").
Вновь прибывшим надо было где-то жить.
В 1813 году в городе уже проживало порядка 7 тыс. человек.  
"... в Кишиневе 1817 года можно было насчитать 2199 обывательских домов...
... каменных, фахверковых и деревянных домов на каменных фундаментах, с черепичными и деревянными крышами насчитывалось 938. А это почти половина обывательских домов города. Конечно же, большинство домов в 1817 году были деревянные, под камышовыми крышами. Их число составляло 1191. Только некоторые из них были на каменных фундаментах, да с каменными погребами..."
Виктор Кушниренко (Независимая Молдов) 2002
Вот этот 1191 деревянный дом под камышовой крышей и был построен в основном в этот период, с 1802 по 1812 год (100 домов в год!), и умножая на коэффициент семейности 5, мы получаем численность населения как раз те 7 тыс. человек, о которых говорится в 1812 году. Если учесть, что в 1798 году было всего 155 домов на обеих берегах, то это просто взрыв!

Город начинает хаотически застраиваться. Причем, в основном, как на территориях центра, лежащего под завалами, так и на свободных территориях вокруг (рис. 6).



Контуры этой хаотичной застройки можно видеть на Плане Старого Кишинева времен пребывания в нем А.С.Пушкина, выполненного И. Халиппой. Многие считают, что это фантазии И.Халиппы, и он также просто это сам нарисовал. Одно то, что это выполнено на тушевой кальке, говорит о том, что это копия с какой-то карты. По характеру изображенных контуров застройки, скорее всего это копия с карты упорядочения существующей хаотической застройки и приведения ее в порядок, выполненной в свое время Озмидовым по поручению А.Н. Бахметева, первого Бессарабского наместника. Так красным цветом показаны существующие границы хаотической застройки, а черным - то что будет служить новыми границами кварталов и будущих улиц. Давайте вспомним, что работа по упорядочению застройки проводилась еще в 40-х годах 19 века, что очень красочно описано в известных воспоминаниях. Чиновник шел по городу с картой и показывал полицейскому, какой дом или какую часть дома надо снести, а полицейский в свою очередь, отмечал это на стене дома и писал срок, в который надо это выполнить. Вот именно с такой картой и ходил тот чиновник, и с этой карты И.Халиппа сделал копию (рис.7).


Будучи фермерами, приехавшие болгары начинают селиться в районе ул.Огородной, в непосредственной близости поймы реки Бык. В этой же части, в 1807 году начинают строительство Свято-Вознесенской (болгарской) церкви.
В начале 1807 года, в связи с необходимостью взрывного развития торговли и экономики до начала зимы, очевидно, как всегда,  принимается решение привлечь вновь прибывших и местных евреев к решению этой задачи.  Кроме того, что в город прибыло большое число мелких купцов, ремесленников, строителей, как мы уже говорили. Им предлагается для строительства территория центра, находящаяся под завалами, как для строительства Базара и синагоги,   так и для строительства домов вокруг.
Расстояние от Главного Собора до синагоги нормировалось всегда правилами застройки. Норма заключалась в том, что Синагога не могла размещаться на центральных площадях. Вот в это время и происходит возникновение первого двух ядерного центра Кишинева, который мы можем наблюдать и сегодня. Центральный Базар и Центральная площадь - это два разных полюса притяжения.
Вариантом генплана 1802 года новая площадь перед собором занимает 4 жилых квартала из прежнего плана. Вместо одной большой торговой площади, появляется две: одна центральная перед Новым Собором, на свободной от завалов территории (православный центр), а вторая, торговая, возле Новой Синагоги (еврейский центр), занимающая половину той, что была в предыдущем генплане и требующая расчистки завалов (рис.5).


Однако до 1807 года идея расчистки от завалов и организация торговой площади не была реализована.
Реализовано из этого плана также было немного. Необходимо заметить, что хоть Морузи и был поставлен на трон "... по настоянию французов, но вскоре стал сторонником русской императорской политики, участвуя в интригах против Франции вместе с братом Думитраке, драгоманом Порты..." http://www.moldovenii.md/ru/people/860
Необходимо отметить тот факт, что Александр Морузи  "...был членом франкмасонской организации Трансильвании. Архивы регистрируют его как члена масонских лож Бухареста (1786) и Ясс (1803)..."
 В 1807 году Морузи еще был Господарем, а  разработкой этого проекта скорее всего занимался уже какой-то военный инженер Русской армии, а большинство верхушки Русской армии того времени были также массонами. И все это вместе взятое уже дает объяснение тому, как была реализована торговая площадь вместе с новой синагогой, так необходимой до восстановления разрушенной землетрясением старой синагоги крепости.
В реальности же, в дошедшем до нас виде (рис.8), разбивка торговой площади полностью соответствует как традициям массонов, так и еврейских традиций, и тех и других, основанных на Кабалле.


Пятиугольник,лежащий в основе планировки площади, считался, как и шестиугольник, печатью царя Давида, с древних времен и охранял торговцев, а также применялся даже на дверях складов для защиты их от грабежей и пожаров. Все линии этого пятиугольника увязаны с расположением существующих и будущих церквей, а в пересечении этих линий находится центр площади. Новая синагога Binefacere (Благотворительность) была размещена на одной из вершин пятиугольника, на линии идущей от центра в сторону Иерусалима (рис.9).


Тем самым, отведением этой территории под торговую площадь и постройку жилья для прибывших еврейских купцов и ремесленников, решалось две задачи: строительство новой торговой площади и разборка от завалов большей части территории центра.

В дальнейшем часть торговой площади была застроена, впрочем как и новой Центральной площади (которая нам известна в виде Ильинского базара), и в конце тридцатых годов прошлого века, незадолго до ее полного исчезновения, торговая площадь (Piata Veche) выглядела следующим образом (рис.10) (B. Larsson, A. Gordeev).



Зимой 1807-1808 года опять начинает работать военный лагерь, правда в несколько измененном виде. Меняется только расположение Плац-Парадной площади и ее размеры.
Хоть в 1808 году и заканчивается строительство Ильинской церкви, но она уже  теряет значение главного собора. Восстанавливается разрушенное здание Митрополии, построенной еще в 1792 году Г. Бэнулеску-Бодони, которое было в комплексе с восстановленной Архангельской церковью, что придавало ей значение главной. Кроме этого почти половина площади перед Ильинской церковью была отдана под застройку. Оставшаяся половина выполняла в дальнейшем фунции Ильинского Базара.
Начинается период хаоса в правлении. Господари меняются постоянно, один за другим. В то же время военная администрация нуждается в скором росте численности населения города, так как армии нужны кормильцы. Скорее всего продолжается период хаотической застройки на месте освобождающихся от завалов территорий бывшего города, а также на свободных территориях вокруг.
Благовещенская церковь была восстановлена только в 1807-1810 годах,  Свято-Вознесенская (болгарская) вступает в строй в 1810 году, Большая Тройная Синагога восстанавливается к 1812 году. Последние две, а также армянская церковь, не были предусмотрены планом 1800 года и скорее всего были добавлены в последущем, неизвестном нам пока что, плане, разработанном в период 1802-1803 года, сразу после землетрясения.
Ну, а в 1813 году Архангельская Церковь официально была возведена в ранг Кафедрального Собора, в котором проводил службы Гавриил Бэнулеску-Бодони, ранее арестованный и отправленный в Стамбул Александром Морузи в 1792 году, где решением Константинопольского Патриархата был лишен церковного сана.
 В 1836 году, когда был освящен новый Кафедральный собор, Архангельская церковь стала вновь обычной церковью. Обе они, и Архангельская и Ильинская, были снесены в начале 1960-х годов.

Что происходило далее - в следующих сообщениях.

Комментариев нет: