"Happiness is the key to success !"

среда, 10 июня 2020 г.

Перепись жителей Кишинева 1774 года.


Данная перепись проводилась военной администрацией и послужила основанием для того, чтобы в официальной версии появилась цифра 600-800 человек, определяющая численность населения в городе Кишиневе до 1812 года. Указанные в переписи 162 дома умножали на коэффициент семейности 5, который применяют для тех лет, и и получали указанную цифру. Другими словами, эта цифра подтверждала версию о том, что Кишинев был до 1812 года небольшой деревней.
1774. Datele din recensământul populaţiei Ţării Moldovei. Localităţile:
Buiucani, Gheţăoani şi târgul Chişinău.
Gheţăoanii
188 - toată suma caselor
39 - scădere rufeturile însă:
7 - scutelnici a spătarului Râşcanu
24 - volintiri
2 - mazili
1 - ruptaş
5 - femei sărace
149 - rămân birnici

Buiucanii
52 - toată suma caselor
52 - scădere rufeturile, însă:
42 lemnari sărdăreşti
3 volintiri
1 popă
6 femei sărace

Târgul Chişinău
162 - toată suma caselor
58 (1) - scădere rufeturile, însă:
27 volintiri
6 mazili
2 ruptaşi
3 scutelnici ai spătarului Râşcanu
5 popi
8 femei sărace
6 ţigani
1 armean
104 (3) - rămân birnici

Источник: ACADEMIA DE ŞTIINŢE A REPUBLICII MOLDOVA
INSTITUTUL DE ISTORIE, Andrei Eşanu, CHIŞINĂU FILE DE ISTORIE,
Cercetări, documente, materiale, EDITURA MUSEUM, CHIŞINAU 1998

В переписи по Буюкань числится один поп, очевидно служивший в Благовещенской церкви, а в Тыргул Кишинэу - 5 попов. Они служили в церквях:

1.   Старый Собор - Господарская церковь
2.   Рождества Богородицы (Мазаракиевская)
3.   Воскресенская (Константина и Елены)
4.   Свято-Вознесенская (Св. Параскевы)
5.   Церковь Св. Богородицы (Армянская)
В результате мы имеем те 6 церквей, о развалинах которых говорит секунд-майор русской армии фон Раан в 1788 году, т.е. через 14 лет после указанной переписи.
При этом, обратите внимание, в Гециоань не было ни попа, ни церкви никогда, хотя там числится самое большое число домов в этой переписи - 188 домов, а в Тыргул Кишинэу - 162, или в селе Буюкань - 52. При этом в селе Буюкань на эти 52 дома была всегда церковь.
Получается, что село Гециоань было больше Кишинева? 188 домов в Гециоань против 162 в Кишиневе? Как же это возможно?
Это может иметь только одно объяснение, что во времена этой переписи (а это было во времена одной из русско-турецких войн) не разрушенными на этой территории остались только село Гециоань, село Буюкань и укрепленная часть города, которая и фигурирует в этой переписи как Тыргул Кишинэу. В 1774 году город скорее всего имел вот такую планировку (см. рис.1).



Представленные здесь общие  контуры Кишинева получены наложением известной карты, созданной в 1771 году генерал-майором  Русской армии Фридрихом Вильгельмом Бавром, и наложенной на существующую ситуацию. 
Указанные на схеме территории для свободной торговли являются местами, на которых жители Кишинева продавали продукты, дрова, сено для нужд военного лагеря и могли не платить налоги, так как это было на территории, занимаемой армией. В дальнейшем на этих местах  были организованы известные нам площади - Новый Базар, Сенная (Республиканский стадион), Немецкая (стадион Динамо), Лесная. Это происходило во времена правления военной администрации. После окончания войны эта торговля еще по инерции продолжалась на этих местах, но феодалы, владельцы земли уже требовали уплаты налогов, что вызывало многочисленные судебные тяжбы, известные из архивных документов. После этого купцы опять возвращались торговать на площадь возле Старого Собора, так как эта земля была господарской, а не феодальной.
На главной оси лагеря (ул. В. Микле - Фонтанный переулок) находилась артезианская скважина для водоснабжения лагеря водой, на которой в дальнейшем была построена водонапорная башня. В другой половине, на ул. Корбчану (бывшем Колодезном переулке) был колодец для водоснабжения второй части лагеря, располагавшийся у Плац-Парадной площади. Плац-парадная площадь в то время находилась на пересечении улиц С. Лазо и Колодезного переулка. Расположение военного лагеря присутствует на различных картах того времени и их нетрудно было также наложить на существующую схему, используя известные существующие ориентиры. Военный госпиталь, обязательный компонент военного лагеря, находился на месте будущей больницы на улице Госпитальной со своей часовней, на месте которой в дальнейшем была построена Николаевская церковь. Гауптвахта находилась в этом же районе, что известно из имеющейся информации.
Харлампиевская церковь, в то время еще в виде часовни, стояла на городском кладбище, о чем свидетельствует находка в этом месте могильного камня с датой середины 18 века.
Поскольку в русской армии основная часть офицеров и высших чинов состояла из англичан, шотландцев, немцев и других национальностей, исповедовавших кроме православия католицизм и лютеранство, то и хоронили их на территории будущего центрального (Армянского) кладбища, имевшего, как нам известно, одну, большую часть для захоронения православных, а в конце кладбища отдельную часть для захоронения лютеран и католиков.
По этой же причине довольно реально можно себе представить, что будущие лютеранская кирха и католический собор были построены на местах существующих до этого лютеранской и католической часовен, необходимость строительства которых определялаясь наличием высших чинов армии, исповедующих эти религии.
Главнокомандующий размещался, в те годы, на территории крепости на Пушкинской горке, в Замке (Дом Донича, Дом Инзова), откуда без труда мог наблюдать за тем, что происходит в лагере. В дальнейшем, после того, как крепость была разрушена, Плац-Парадная площадь лагеря перекочевала на место будущего парка Пушкина, а дом Главнокомандующего в известное нам место, напротив кинотеатра "Патрия".
В это же время скорее всего уже существовала Большая каменная синагога (синагога-крепость), которая впоследствии была перестроена и известна нам как Большая Тройная синагога. Сохранились чертежи пристройки к ней, на которой видно, что толщина стен старой части была около метра. На территории села Гециоань скорее всего была деревянная синагога, не сохранившаяся до наших дней. В дальнейшем, на территории этого села существовала еврейская слобода вплоть до начала Второй Мировой Войны.
Численность военных, расположенных в этом месте достигала 10-15 тыс. человек. Если добавить к этому жителей города, численность которых в те времена по нашим расчетам составляла 7-10 тыс. человек на обеих берегах, то мы получаем очень значительное по тем временам поселение.
Это может служить объяснением множества загадок Кишинева, связанных с подземным Кишиневом. Дело в том, что холодильников, как известно, в те времена еще не изобрели. А необходимость заготовки продуктов, овощей и фруктов, вина и прочего существовала в огромных масштабах. Ведь армия приходила только поздней осенью и стояла здесь всю зиму до весны, поскольку зимой, обычно, военные действия не велись. Представьте, что жителям города надо было прокормить и обеспечить всем необходимым практически еще один город. Для этого и строились те огромные погреба, которые мы сегодня находим. Сегодня нас удивляет тот факт, что эти подвалы были расположены не на територии города. Но эти подвалы и погреба строились на территориях, максимально приближенных к тем описанным зонам свободной торговли за пределами города. На территории города и найти место для строительства таких погребов было сложно, если не невозможно.
Теперь можно понять причину столь многочисленных разрушений Кишинева за всю его историю. Каждая, покидающая эту территорию армия, считала своим долгом разрушить источник снабжения и жизнеобеспечения приходящей на ее место армии противника, так как исторически известно, что никаких ожесточенных боев на территории нашего города ни в какие времена не велось.
Опираясь на данные переписи, была  сделана предположительная планировка той части города, которая имела в переписи название Тыргул Кишинэу.  Размеры этой части приняты на основе размеров римского каструма в 1 веке до н.э., а также  на основании описания того же вышеупомянутого секунд-майора "...купеческие лавки, которые составляли каменный квадрат на 300 сажен в окружности, лежат под пеплом...". Дело в том, что размеры каструма были 450х450 м, а данный квадрат вписывается в окружность 300 сажен или 639 м.
Вот исходя из этого, а также опираясь на планировку каструма, на то, где у него делались ворота, как прокладывались улицы, где была площадь, появилась возможность, во-первых, разделить эту территорию на участки площадью 9-10 соток каждый, и получить вот такой результат (см. рис.2).




И у нас получается 162 дома в этой части города. Не берусь утверждать, что это было именно так, но с большой долей вероятности можно сказать, что упоминаемые в переписи 162 дома были расположены именно в этом "каменном квадрате", в котором располагались купеческие лавки. И вероятнее всего, что в 1774 они сохранились благодаря тому, что эта территория в эти времена еще имела укрепленные стены, а через 14 лет, в то время когда Кишинев был разрушен еще раз, эта территория уже предстала перед глазами фон Раана в виде пепелища.
Официальная версия о том, что численность населения Кишинева до 1812 года составляла 600-800 человек и обоснованием этому служит перепись 1774 года, мне кажется недостоверной.
Еще одним доказательством недостоверности такого утверждения служит тот факт, что в 1773 году было создано Еврейское похоронное братство, Устав которого подписали 114 человек, то есть количество человек, практически равное тому, что проживали в Кишиневе по результатам той же переписи. Правда то, что оно было зарегистрировано в Кишиневе, вовсе не означает, что все члены братства жили в Кишиневе. Подобные организации регистрировались по месту расположения кладбища. А еврейское кладбище располагалось на территории вотчины Кишинэу в то время. Однако это доказывает, что эти люди жили на территории агломерации Кишинэу из четырех вотчин. И скорее всего, именно в эти времена, большинство еврейского населения проживали в селе Гециоань, где, как мы помним не было ни попа, ни церкви. Да и планировочно, это кладбище больше тяготеет к селу Гециоань и даже отделяется рекой  от него, что отвечает требованиям еврейских традиций к размещению кладбищ.

Как видите, Кишинев был довольно большим населенным пунктом в описываемые времена, численность населения которого в зимнее время, вместе с военнослужащими, могла составлять 15-20 тыс. человек, как минимум. И верхняя часть города после 1812 года планировалась не на пустом месте. В основе планировки Нового города лежит существовавшая до этого планировка военных лагерей, которые были здесь отмечены еще, как минимум, в 1617-1618 году, во время стояния армии во главе с Господарем Раду Михня Водэ, о чем есть подтверждающие документы, а скорее всего и намного раньше. 

Комментариев нет: