"Happiness is the key to success !"

пятница, 4 октября 2024 г.

Архитектура молодых: Перезагрузка градостроительства в контексте World Architecture Day 2024

 Architecture for the future generation 2024

The theme of World Architecture Day 2024 will be ‘Empowering the next generation to participate in urban design’. This theme highlights the important role of young architects in the design of tomorrow’s cities and their contribution to urban transformation.




Низкая популярность градостроительства среди молодых архитекторов обусловлена несколькими факторами, которые можно разделить на образовательные, профессиональные и социокультурные аспекты:

1. Недостаток образовательных программ и фокуса в обучении

Многие архитектурные факультеты уделяют больше внимания проектированию зданий, архитектурной эстетике и внутренним пространствам, нежели градостроительству. В учебных планах часто недостаточно акцента на комплексный подход к развитию городов, инфраструктуры и устойчивому развитию. Молодые архитекторы, обучаясь, больше сталкиваются с проектами индивидуальных зданий, что формирует у них узкий профессиональный интерес.

2. Сложность и многофакторность работы

Градостроительство включает в себя работу с большими масштабами, разнообразными дисциплинами и очень сложными проблемами, такими как планирование транспортной инфраструктуры, экология, социальное жилье, экономическое планирование и законодательные ограничения. Эти задачи часто воспринимаются как слишком сложные и менее творческие, чем проектирование отдельных зданий.

3. Отсутствие быстрых результатов

Проектирование зданий дает относительно быстрые и ощутимые результаты: завершенный объект можно увидеть и оценить. Градостроительство — долгосрочный процесс, который может занимать годы, если не десятилетия, прежде чем видимые результаты начнут проявляться. Это требует терпения, что не всегда совпадает с ожиданиями молодых специалистов, ищущих быстрой самореализации.

4. Меньше возможностей для личного творчества

В градостроительстве личный креатив архитектора часто ограничивается необходимостью следовать городским регламентам, нормативам и учитывать мнение множества заинтересованных сторон: органов власти, местных жителей, инвесторов и других профессионалов. Это делает поле для архитектурного эксперимента более узким, что может быть менее привлекательным для тех, кто хочет заниматься индивидуальными дизайнерскими проектами.

5. Невысокий статус и зарплата

Хотя градостроительство является важной дисциплиной, оно нередко оказывается менее престижным в глазах широкой публики по сравнению с архитектурой зданий, особенно знаковых объектов (музеев, небоскребов и т.д.). Кроме того, молодые архитекторы могут столкнуться с тем, что градостроительные проекты зачастую финансируются хуже, а заработная плата не всегда соответствует ожиданиям по сравнению с отдельными архитектурными проектами.

6. Недостаточная информированность и популяризация

Многие молодые архитекторы просто не осведомлены о том, какое влияние может оказать успешное градостроительство на улучшение качества жизни горожан и устойчивое развитие территорий. Роль градостроительства часто остаётся в тени более зрелищных проектов зданий.

7. Сложности с доступом к профессии

Градостроительство требует глубокого понимания не только архитектурных процессов, но и экономических, социальных и политических факторов, что усложняет старт для молодых специалистов. Кроме того, в этой области часто требуется накопить солидный опыт, прежде чем перейти к значимым проектам, что может отпугнуть молодых профессионалов, стремящихся к быстрому карьерному росту.

8. Возрастающее значение технологий

Современные технологии, такие как искусственный интеллект и GIS, активно входят в градостроительство, требуя от архитекторов знаний не только в области дизайна и проектирования, но и понимания данных, анализа, программирования и цифрового моделирования. Для некоторых это является дополнительной преградой.


Идея введения специального обучения градостроительству с первого курса, а также распределения бюджетных мест исключительно для студентов, планирующих работать в государственных учреждениях или выполнять государственные заказы, — это интересный и перспективный подход. Он способен не только привлечь внимание к градостроительству, но и обеспечить государственные структуры квалифицированными специалистами. Однако такой подход требует детального анализа. Рассмотрим, как подобные системы работают в разных странах, а также другие модели, направленные на развитие градостроительства.

Примеры подобных систем:

1. Советский Союз и современные страны СНГ

В СССР существовала централизованная система распределения выпускников вузов, особенно тех, кто учился на бюджетной основе. Архитекторы, инженеры и другие специалисты после окончания обучения получали распределение на работу в государственные проектные институты или на предприятия. В течение нескольких лет они были обязаны работать по направлению, что помогало государству восполнять кадровый дефицит, а также обеспечивало молодежи гарантированное трудоустройство. Элементы этого подхода сохранились в некоторых странах постсоветского пространства, например, в Беларуси и Казахстане, где по-прежнему существует обязательное распределение молодых специалистов, обучавшихся на бюджетной основе.

2. Китай

В Китае правительство активно поддерживает студентов, обучающихся на государственные средства, особенно в стратегически важных дисциплинах, таких как градостроительство и инфраструктурное планирование. После окончания вузов студенты обязаны работать в государственных структурах или проектах в рамках государственной программы распределения. Этот подход также направлен на поддержку крупных инфраструктурных проектов и развитие сельских регионов, что помогает равномерно распределить специалистов по всей стране, а не только в крупных городах.

3. Германия (система дуального образования)

Германия славится своей системой дуального образования, где студенты, обучающиеся на определенных специальностях, одновременно проходят практику на предприятиях или в государственных учреждениях. Хотя это напрямую не связано с обязательным трудоустройством в госструктурах, в таких программах государственные учреждения играют ключевую роль в подготовке специалистов, включая урбанистов. Такой подход гарантирует, что выпускники будут обладать практическими навыками и знанием государственных стандартов и потребностей.

4. Франция (ENA — Национальная школа администрации)

Хотя ENA ориентирована на подготовку государственных управленцев, система функционирует по принципу, схожему с вашим предложением. Студенты после обучения обязаны работать в государственных учреждениях, часто занимая ключевые должности в министерствах, местных органах власти и других структурах. Введение подобной системы для архитекторов и градостроителей могло бы обеспечить государству высококвалифицированные кадры, готовые работать на долгосрочные проекты по развитию территорий.

Альтернативные подходы:

1. Финансовая поддержка и стимулы для обучения в сфере градостроительства

В некоторых странах вводятся финансовые стимулы для тех, кто решает специализироваться на градостроительстве или связанных с ним дисциплинах. Например, в США и Великобритании существуют гранты и стипендии для студентов, готовых работать над проектами устойчивого развития городов, транспортной инфраструктуры и экологической архитектуры. Также существует практика возврата части образовательного кредита в случае работы в государственном секторе.

2. Создание государственных градостроительных программ и институтов

Правительства некоторых стран организуют программы, нацеленные на развитие и модернизацию городов, привлекая студентов и молодых специалистов на государственную службу. Это не обязательно связано с обязательным распределением, но такие программы дают возможность молодым профессионалам участвовать в ключевых национальных проектах, как, например, в Саудовской Аравии, где молодые специалисты привлекаются к разработке крупных урбанистических проектов в рамках программы «Vision 2030».

3. Интернациональные программы обмена

Некоторые страны, такие как Нидерланды или Швеция, активно развивают международные образовательные программы и обмены для молодых архитекторов и градостроителей. Такие программы помогают студентам развить глобальное видение проблем урбанистики и интегрировать лучшие мировые практики в национальные проекты. Включение обязательных стажировок в государственных институтах в таких программах могло бы создать баланс между международным опытом и национальными потребностями.

Плюсы предложенной системы:

  • Гарантированное трудоустройство для выпускников, что привлекательно для студентов.

  • Укрепление государственных структур специалистами, которые понимают местный контекст и проблемы.

  • Целенаправленное развитие городов в соответствии с государственными приоритетами.

Возможные минусы и вызовы:

  • Снижение мотивации студентов, которые могут рассматривать обязательную отработку как ограничение их карьерных возможностей.

  • Сложность в адаптации программы для тех, кто хочет заниматься частной практикой или международными проектами.

  • Необходимость модернизации государственных структур и институтов, чтобы они могли эффективно использовать молодых специалистов.

В целом, подобная идея может успешно работать, если интегрировать её с современными образовательными и профессиональными стандартами.


Для Республики Молдова подход к системе обучения и трудоустройства градостроителей должен учитывать национальные особенности, такие как небольшой размер страны, ограниченные ресурсы, демографические и экономические вызовы, а также необходимость комплексного развития городских и сельских территорий. Исходя из анализа уже существующих систем в других странах и особенностей Молдовы, можно предложить следующую модель, которая сочетает преимущества обязательного распределения и гибких образовательных программ:

1. Интеграция градостроительства в учебные программы с первого курса

С учетом того, что на уровне высших учебных заведений архитектурное образование в Молдове пока не всегда уделяет достаточное внимание градостроительству, было бы полезно создать специализированные программы, которые бы обучали будущих специалистов градостроительству уже с первого курса. Это может быть как самостоятельный факультет, так и специальность внутри архитектурных факультетов.

  • Фокус программы: Особое внимание уделить устойчивому развитию городов и сельских территорий, управлению транспортной инфраструктурой, водными ресурсами, экологическим аспектам и историко-культурному наследию.

  • Модульное обучение: Учебная программа может быть построена на модульной системе, где студенты поэтапно осваивают как теоретические основы, так и прикладные аспекты — от анализа данных и цифрового проектирования до взаимодействия с общественностью и государственными органами.

2. Бюджетные места и обязательное распределение

Как и в вашем предложении, бюджетные места можно направить на студентов, которые обязуются работать в государственных учреждениях после завершения обучения. Однако, для сохранения баланса между государственными и частными интересами, стоит ввести более гибкую систему распределения.

  • 3-5 лет обязательной работы по направлению: Выпускники, обучавшиеся на бюджетной основе, будут обязаны отработать несколько лет (например, 3-5 лет) в государственных учреждениях или на проектах, связанных с развитием территорий, инфраструктуры, или культурного наследия. Это может быть как в центральных органах власти, так и в местных муниципалитетах, особенно тех, что нуждаются в кадровой поддержке.

  • Мотивирующие льготы: Государство может предоставлять различные льготы для молодых специалистов — например, помощь в приобретении жилья, субсидии на проезд или налоговые льготы — чтобы сделать обязательное распределение более привлекательным.

3. Система дуального образования с обязательной практикой

Элемент дуального образования, как в Германии, может стать отличным решением для Молдовы. Студенты должны будут проходить обязательную практику в государственных структурах, проектных институтах или на объектах инфраструктурных проектов, начиная с первых курсов.

  • Государственно-частное партнёрство: Студенты могут проходить стажировки не только в государственных структурах, но и в частных компаниях, работающих над крупными государственными проектами. Это улучшит их навыки и сделает процесс более динамичным.

  • Практические проекты: Студенты могут участвовать в реальных городских проектах, таких как реновация старых районов Кишинева, восстановление инфраструктуры или разработка новых общественных пространств. Таким образом, они получат реальный опыт ещё до выпуска.

4. Создание государственных урбанистических программ и исследовательских институтов

В рамках этой системы можно развивать национальные программы по устойчивому развитию городов, в которых выпускники могли бы работать после окончания обучения.

  • Национальные проекты: Государство может создать национальные программы или институты, которые бы занимались важными градостроительными задачами — транспортной инфраструктурой, развитием сельских районов, планированием энергетических сетей, защитой исторических памятников. Выпускники могли бы быть направлены именно в эти проекты.

  • Целевые институты: Специализированные исследовательские институты по урбанистике и градостроительству могли бы разрабатывать планы развития городов и сельских районов Молдовы, а также проводить анализ демографических и экономических данных для лучшего планирования.

5. Внедрение технологий и современных подходов

Молдове стоит активно интегрировать современные технологии, такие как искусственный интеллект (AI), системы геоинформационного анализа (GIS) и моделирование в обучающие программы и практическую работу градостроителей.

  • Технологии в образовании: Включить курсы по использованию AI для анализа городских данных, созданию цифровых двойников городов, использованию BIM-технологий и других инновационных подходов.

  • Цифровое моделирование городов: Важным элементом могут стать практики использования программ, которые моделируют процессы развития территорий, инфраструктуры и демографических изменений. Это даст будущим специалистам возможность участвовать в более глубоких исследованиях и планировании.

6. Гибкость выбора карьеры после обязательного распределения

После выполнения обязательных лет работы по распределению молодые специалисты должны иметь возможность свободно выбирать карьерный путь, например, уйти в частный сектор или заняться самостоятельными проектами. Это важно для поддержания карьерного роста и мотивации, а также для создания динамичной и конкурентной профессиональной среды.

7. Международные программы обмена и стажировки

Для улучшения качества образования и повышения уровня подготовки можно организовывать международные программы обмена, которые позволят студентам и молодым специалистам набираться опыта в других странах и внедрять полученные знания в местные проекты.

  • Программы с ЕС: Сотрудничество с европейскими университетами и градостроительными институтами может стать мощным инструментом для повышения квалификации. Молдова может заключать соглашения с университетами из Германии, Франции, Нидерландов или Швеции для обмена студентами и преподавателями.

Заключение

Для Молдовы лучшей моделью может стать комбинированный подход: обучение градостроительству с первого курса, бюджетные места с обязательным распределением в государственные структуры, интеграция дуального образования и технологий. Важным элементом станет гибкость и стимулы для молодых специалистов, чтобы они были заинтересованы в работе на государство, но имели возможность выбора после выполнения обязательств. Такой подход обеспечит страну квалифицированными кадрами для долгосрочного устойчивого развития городов и территорий, что крайне важно для страны с ограниченными ресурсами и сложной социальной и экономической ситуацией.


Для улучшения качества преподавания в архитектурных и градостроительных вузах за счет привлечения практикующих специалистов, которые зачастую не имеют учёных степеней, можно предложить несколько стратегий, направленных на снятие существующих барьеров и создание мотивации для таких специалистов. Эти подходы также могут включать привлечение специалистов из-за рубежа, в том числе в формате дистанционного обучения. Рассмотрим возможные шаги и примеры успешных решений:

1. Изменение системы требований для преподавателей

Один из основных барьеров для привлечения практикующих специалистов — это требование наличия учёных степеней для преподавательской деятельности. Важно пересмотреть этот критерий, особенно для дисциплин, связанных с архитектурной практикой и градостроительством, где опыт в реальных проектах может быть более ценен, чем академическая квалификация.

  • Признание профессионального опыта как эквивалента учёной степени. В некоторых странах существует практика признания длительного профессионального опыта и портфолио реализованных проектов как замены академическим степеням. Например, во Франции и Великобритании для преподавания архитектуры в вузах допускается профессиональный опыт в крупных проектах вместо формальных научных степеней.

  • Создание гибридных должностей. Введение должностей "профессоров практики" или "приглашённых специалистов" (например, "Adjunct Professors"), где основное требование — значимый опыт работы в профессии, а не докторская степень. Это обеспечит привлечение к преподаванию опытных архитекторов и градостроителей.

2. Повышение оплаты и предоставление дополнительных мотиваций

Для многих практикующих специалистов одной из причин отказа от преподавательской деятельности является низкая оплата в вузах. Повышение оплаты или введение дополнительных мотиваций может стать решающим фактором.

  • Гибкие графики и частичная занятость. Возможность преподавания на условиях частичной занятости (несколько часов в неделю) может стать привлекательной для практикующих специалистов, которые не могут отказаться от своих основных проектов.

  • Гранты и субсидии для практиков. В некоторых странах предоставляются государственные или частные гранты для привлечения профессионалов к преподаванию. Например, в США существуют программы, финансируемые фондами, которые покрывают зарплату для преподавателей-практиков, участвующих в университетских программах.

  • Признание и карьерные бонусы. Развитие программы, где приглашённые преподаватели могут получать карьерные бонусы, участвуя в академической деятельности — например, повышение статуса в профессиональных ассоциациях, расширение сети профессиональных контактов, участие в международных проектах.

3. Создание гибридных образовательных программ с привлечением специалистов из-за рубежа

Привлечение специалистов из других стран — это важный шаг для обогащения учебных программ глобальным опытом и новыми технологиями. В условиях цифровизации это можно сделать как через прямое присутствие, так и дистанционно.

  • Международные программы обмена. В некоторых университетах (например, в Нидерландах и Швейцарии) практикуются международные программы, где преподаватели из разных стран приезжают на несколько месяцев для чтения курсов или проведения мастер-классов. Такие программы финансируются университетами или международными фондами. Для этого можно заключить партнёрские соглашения с вузами из Европы, США или Азии, специализирующимися на архитектуре и градостроительстве.

  • Удалённое преподавание. Расширение программ дистанционного образования может позволить привлекать международных экспертов без необходимости их физического присутствия. Это особенно актуально в эпоху постпандемийных изменений, когда многие университеты перешли на гибридный формат обучения. Мировые примеры:

    • Massachusetts Institute of Technology (MIT) предоставляет дистанционные курсы и мастер-классы, привлекая международных экспертов через онлайн-платформы.

    • Harvard Graduate School of Design также внедряет программы, где студенты взаимодействуют с профессионалами из разных уголков мира в формате вебинаров и воркшопов.

  • Интерактивные онлайн-платформы. Использование инструментов для совместной работы в реальном времени (например, Miro, Zoom, Slack) позволяет студентам и преподавателям из разных стран взаимодействовать. Кроме того, можно внедрить виртуальные студии и проекты, где студенты разрабатывают свои проекты под руководством международных кураторов и практиков, работающих удалённо.

4. Мастер-классы и краткосрочные программы с участием практиков

Практикующие архитекторы, особенно те, кто работает над масштабными и значимыми проектами, могут участвовать в образовательных программах через проведение мастер-классов, воркшопов и краткосрочных курсов.

  • Международные мастер-классы. Введение практики приглашения ведущих специалистов из разных стран для проведения интенсивных воркшопов по конкретным темам, таким как устойчивое развитие, транспортные системы или умные города. Примером может быть практика проведения мастер-классов по городскому планированию в Копенгагене, где практикующие урбанисты разрабатывают проекты совместно со студентами.

  • Конференции и симпозиумы. Организация конференций с участием международных специалистов, которые могут не только выступать на них, но и вести краткосрочные учебные модули. Например, Венецианская биеннале архитектуры регулярно привлекает ведущих архитекторов и урбанистов для образовательных сессий.

5. Развитие партнёрских проектов и стажировок для студентов

Для практикующих архитекторов и урбанистов участие в образовательных программах может стать выгодным через вовлечение студентов в реальные проекты.

  • Учебные студии и лаборатории. В таких странах, как Финляндия и Германия, архитектурные факультеты часто сотрудничают с проектными бюро или муниципальными организациями, где студенты работают над реальными проектами под руководством практиков. Это может быть реализовано и в Молдове через создание «городских лабораторий» — коллаборации между университетами, государственными учреждениями и частными проектными бюро.

  • Стажировки и совместные проекты. Практикующие специалисты могут преподавать в рамках учебных проектов, которые тесно связаны с их реальной работой, и студенты смогут участвовать в выполнении государственных заказов или муниципальных планов, что даст им практические навыки и опыт работы на рынке.

Примеры решений из разных стран:

  • Франция: Существуют специальные должности "professeur associé", которые позволяют практикующим архитекторам преподавать в университетах, не обладая учёной степенью. Эти преподаватели оцениваются на основе портфолио проектов и профессиональной репутации.

  • Нидерланды: Традиционно большое внимание уделяется приглашению иностранных архитекторов и урбанистов для проведения лекций и воркшопов. Международные обменные программы стимулируются как внутри учебных заведений, так и на уровне правительства.

  • Швейцария: В ETH Zurich и других ведущих университетах архитектуры активно практикуется привлечение специалистов из частного сектора для совместного преподавания, что позволяет студентам учиться у экспертов мирового уровня.

Заключение

Привлечение практикующих специалистов к преподаванию в архитектурных вузах Молдовы может значительно повысить качество образования, сделать его более прикладным и соответствующим современным требованиям рынка. Для этого необходимо создать гибкую систему признания опыта, стимулировать оплату, а также активно использовать международные практики и дистанционные форматы преподавания.


Да, правильно и целесообразно готовить студентов таким образом, чтобы после окончания обучения они могли самостоятельно выполнять заказы и участвовать в разработке градостроительных проектов как в странах ЕС, так и в других странах. Такой подход отражает современные тенденции в образовании, где ключевой акцент делается на практическую подготовку, междисциплинарные навыки и адаптацию к международным стандартам. Рассмотрим несколько причин и преимуществ этой стратегии:

1. Повышение конкурентоспособности выпускников

Выпускники, которые обладают не только теоретическими знаниями, но и практическими навыками работы с проектами на международном уровне, становятся более востребованными на рынке труда. В ЕС и других странах глобализация и интеграция архитектурной и градостроительной профессий требуют, чтобы специалисты могли адаптироваться к разным нормативам, культурам и техническим требованиям. Таким образом, подготовка студентов к международной практике увеличивает их шансы на успех в карьере.

2. Развитие предпринимательских навыков

Подготовка студентов к тому, чтобы они могли самостоятельно принимать заказы, способствует развитию предпринимательских навыков. Это особенно важно в современных условиях, когда многие архитекторы и урбанисты работают как фрилансеры или создают свои бюро. Студенты, обладающие навыками управления проектами, взаимодействия с клиентами, бюджетирования и ведения документации, могут быстрее выйти на рынок и начать работу в качестве независимых специалистов.

3. Интернационализация образовательных программ

Введение элементов интернационализации в учебные программы помогает студентам понимать специфику работы над проектами в разных странах. В странах ЕС существуют различные стандарты и нормативы, связанные с экологическими требованиями, устойчивым развитием и сохранением культурного наследия. Важно обучать студентов работать в соответствии с этими нормами, чтобы они могли участвовать в международных конкурсах и проектах. Например, в университетах Швеции и Нидерландов уже существует практика включения международных проектов в учебные программы.

4. Международные стажировки и партнерские программы

Один из эффективных способов подготовки студентов к международной практике — это программы обмена и стажировки в международных компаниях. Такие программы позволяют студентам получить реальный опыт работы над проектами в других странах, а также понять международные требования к проектированию и градостроительству. В рамках таких программ студенты могут научиться адаптироваться к различным регуляторным системам и требованиям разных рынков.

5. Использование международных стандартов и технологий

Важным аспектом подготовки студентов является обучение использованию международных стандартов и технологий в проектировании. Сегодняшние градостроительные проекты требуют знания таких инструментов, как BIM (Building Information Modeling), GIS (геоинформационные системы), а также навыков работы с экологическими и устойчивыми решениями, которые соответствуют международным стандартам. В ЕС и других развитых странах это уже является неотъемлемой частью градостроительных и архитектурных проектов.

6. Гибкость и адаптивность

Современные архитекторы и урбанисты должны обладать гибкостью, чтобы работать как на местных, так и на международных проектах. Глобальные вызовы, такие как изменение климата, урбанизация и устойчивое развитие, требуют интердисциплинарного подхода и международного сотрудничества. Подготовка студентов к этим вызовам позволяет им быть не только конкурентоспособными, но и приносить ценный вклад в развитие как своих родных городов, так и городов по всему миру.

Примеры стран и программ:

  • Германия: Университеты предлагают дуальные программы, где студенты работают в архитектурных бюро или государственных органах параллельно с обучением, что готовит их к реальной практике. Выпускники этих программ часто работают как в Германии, так и за её пределами.

  • Нидерланды: Акцент на устойчивое развитие и международные проекты позволяет студентам интегрировать передовые технологии в проекты как в странах ЕС, так и в других регионах.

  • Швеция: Программы с упором на экологическое проектирование готовят студентов к работе в глобальной среде, где требуется адаптация проектов к изменению климата и устойчивому развитию.

Заключение

Подготовка студентов к самостоятельному участию в градостроительных проектах, как в странах ЕС, так и за их пределами, позволяет создать более компетентных, гибких и конкурентоспособных специалистов. Эта стратегия отвечает требованиям глобального рынка и позволяет выпускникам успешно строить карьеру на международном уровне.


Проблема недостаточной подготовки выпускников вузов к созданию собственных предприятий и ведению проектной деятельности, особенно в архитектуре и градостроительстве, действительно является значительной. Молодые специалисты часто обладают хорошими теоретическими и техническими навыками, но не получают знаний в таких ключевых областях, как управление проектами, финансы, составление контрактов и координация работы междисциплинарных команд. Решение этой проблемы требует интеграции образовательных программ с элементами предпринимательской и управленческой подготовки. Ниже я приведу несколько предложений и примеры из других стран.

Возможные решения:

1. Введение курсов по управлению проектами и предпринимательству

Одним из ключевых шагов является добавление в учебные программы курсов по управлению проектами и предпринимательству. Студенты должны получить базовые знания о том, как организовать свою работу, управлять временными ресурсами и бюджетами, а также формировать команду для выполнения проектов.

  • Ключевые темы:

    • Оценка стоимости работ.

    • Управление временными рамками и планирование этапов выполнения проекта.

    • Подготовка и заключение контрактов.

    • Основы бухгалтерии и налогообложения для малого бизнеса.

    • Управление клиентами и переговоры.

    • Привлечение и координация специалистов: инженеров, экологов, юристов и других необходимых экспертов.

  • Пример: В Германии, особенно в университетах прикладных наук (Fachhochschule), есть обязательные курсы по управлению проектами для архитекторов. Эти курсы включают обучение составлению смет, графиков выполнения работ, а также юридическим аспектам контрактов.

2. Интердисциплинарные курсы и работа в командах

Важно, чтобы студенты архитектурных и градостроительных факультетов имели возможность работать в междисциплинарных командах, начиная с ранних курсов. Это поможет им понять, как координировать работу с другими специалистами и как строится проектная команда.

  • Практика групповой работы: Включение в учебный процесс заданий, где студенты работают совместно с инженерами, экономистами, экологами и юристами. Это позволит им лучше понимать, каких специалистов необходимо привлекать для различных проектов.
    Пример: В Нидерландах, где большое внимание уделяется устойчивому развитию и комплексным проектам, студенты архитектурных и градостроительных факультетов работают над реальными проектами совместно с инженерами, экологами и представителями других дисциплин. Это позволяет им понимать, как структурировать работу в команде и какие роли необходимы для успешного выполнения проекта.

3. Обязательные стажировки в частных и государственных предприятиях

Стажировки — это эффективный способ помочь студентам не только получить практический опыт, но и увидеть, как работают компании, занимающиеся архитектурой и градостроительством, изнутри. Работая в таких компаниях, студенты могут увидеть, как определяются стоимость проектов, планируются сроки, а также как координируются специалисты.

  • Стажировки в реальных проектах: Введение обязательных стажировок на последних курсах с акцентом на участие студентов в проектной деятельности — от обсуждения с клиентом до заключения контракта и выполнения проекта.
    Пример: В США программы стажировок для архитекторов (Intern Development Program) требуют от студентов участия в реальных проектах, включая коммерческие и государственные. Студенты учатся составлять документы, готовить контракты и оценивать сроки.

4. Создание инкубаторов стартапов и бизнес-акселераторов при университетах

Многие студенты, заканчивая учебу, не готовы к созданию собственного бизнеса, потому что им не хватает поддержки и практических знаний о ведении предпринимательской деятельности. Решением может стать создание при университетах инкубаторов и акселераторов для стартапов в сфере архитектуры и градостроительства, где выпускники могут получить поддержку в запуске бизнеса.

  • Инкубаторы для выпускников: Такие инкубаторы могут предоставлять консультантов, помогающих выпускникам оценить рыночные возможности, сформировать бизнес-модель и создать команду. Выпускники могут получать наставничество от опытных предпринимателей и архитекторов.
    Пример: В Франции при ведущих инженерных и архитектурных школах, таких как École Polytechnique, существуют бизнес-инкубаторы, которые предоставляют поддержку молодым архитекторам и инженерам в запуске собственных компаний. Эти инкубаторы помогают разработать бизнес-план, найти первых клиентов и наладить рабочие процессы.

5. Внедрение краткосрочных интенсивных курсов и воркшопов по бизнесу для архитекторов

Краткосрочные курсы по бизнесу для архитекторов и градостроителей могут дополнить учебный процесс. Такие воркшопы могут быть организованы в сотрудничестве с бизнес-школами или профессиональными организациями.

  • Темы курсов: Курс может охватывать основы создания бизнеса, управление проектами, ведение переговоров и маркетинг для архитекторов.
    Пример: В Великобритании Королевский институт британских архитекторов (RIBA) регулярно проводит курсы и воркшопы для архитекторов, посвященные предпринимательству, оценке стоимости проектов и юридическим вопросам. Такие мероприятия позволяют специалистам освоить практические навыки для ведения бизнеса.

Заключение

Для решения проблемы недостаточной подготовки выпускников архитектурных и градостроительных вузов к самостоятельной работе и созданию предприятий необходимо внедрить в образовательные программы элементы предпринимательства и управления проектами. Важно обучать студентов не только техническим аспектам профессии, но и навыкам, необходимым для ведения бизнеса. Это может включать курсы по управлению проектами, стажировки, междисциплинарные проекты и создание инкубаторов стартапов. Примеры из Германии, Нидерландов и других стран показывают, что такие меры могут существенно повысить уровень подготовки выпускников и их шансы на успех в профессиональной деятельности.


Комментариев нет: