"Happiness is the key to success !"

вторник, 18 июня 2024 г.

(продолжение 3) Забытый Идиш Театр: История и Наследие


Один из мифов  “...Ортодоксальный образ жизни не подразумевает посещения и вообще существования театра…” 


Представление пуримшпилерами Ахашвейреш-шпил Артарксерксово действо Германия 17 век 



Сцена из пьесы продажа Иосифа Пуримское представление Вильно 1928


Попробуем представить какие еврейские общины существовали в Кишиневе в начале 20 века.


Определить точные процентные соотношения различных еврейских общин в Кишиневе конца 19-го и начала 20-го века достаточно сложно, так как точные статистические данные того времени могут быть недостаточно полными. Тем не менее, на основе исторических записей и общего понимания демографии того времени, можно сделать приблизительные оценки. Вот возможные процентные соотношения:


### Ашкеназские евреи (включая хасидов и литваков)


1. **Ашкеназские евреи (в целом)**:

   - Ашкеназские евреи составляли подавляющее большинство еврейского населения Кишинева. Они включали как хасидов, так и литваков. Примерно 80-90% еврейского населения можно отнести к этой категории. Ашкеназские евреи происходят из Центральной и Восточной Европы и говорят на идише. Язык идиш был основным языком общения в общине, а идишская литература и театр были важной частью культурной жизни. Они составляли основу еврейского населения города и играли важную роль в его экономической, культурной и религиозной жизни.


Примерное распределение:


- Ашкеназские евреи (включая хасидов и литваков)**: 80-90%

- Хабад-Любавич и другие хасидские группы**: 30-40%

- Хабад-Любавич**: 15-20%

- Другие хасидские группы**: 10-20%

- Литваки**: 20-30%

-  Сионисты**: 10-15%

-  Другие группы**: 5-10%


Эти процентные соотношения являются приблизительными и основаны на исторических данных и оценках. Точные цифры могут варьироваться, но в целом они отражают структуру еврейской общины Кишинева того времени.


Практически, две общины, Хабад и другие хасидские группы, а также Литваки, были самыми крупными в Кишиневе в те времена. Литваки были даже более многочисленны, чем Хабад сам по себе. 



Странно, что при этом соотношении жителям Кишинева известно гораздо больше о деятельности Хабад (хотя бы по названию улицы), чем о Литваках. 


Литваки и хасиды появились в Кишиневе раньше, чем община Хабад. Первыми раввинами Кишинева были хасиды. Литваки начали селиться в городе уже в XVIII веке, и к началу XIX века они составили значительную часть еврейского населения Кишинева. Община Хабад начала формироваться позже, в XIX веке, и также внесла значительный вклад в религиозную и культурную жизнь еврейской общины города. Обе общины играли важную роль в еврейской жизни Кишинева.


Обсуждая все эти детали с моим коллегой Valeriu Grisco, мы пришли к заключению, что исходя из естественного желания селиться по соседству со своими единоверцами,  скорее всего, Литваки и хасиды, прибывшие в Кишинев раньше Хабада, селились в районе современного центра и старого, а евреи общины Хабад уже дальше от Старого Базара и  современного центра, в районе Нового базара и выше. 

Не стоит забывать, что ул. Харлампиевская (Золотая) одно время выполняла роль центральной улицы Кишинева. Расположение рассматриваемого нами общинного центра на этой улице, в зоне расселения Литваков, позволяет сделать предположение о том, что этот центр принадлежал Литовской общине. 


Хотя архитектурные стили и детали оформления фасадов синагог литваков и Хабада могут пересекаться из-за общих архитектурных тенденций и ресурсов, некоторые отличия все же существуют. Литваки предпочитали более строгие и функциональные стили, в то время как Хабад часто использовал более эклектичные и декоративные элементы, подчеркивая символизм и украшение фасадов. Эти различия отражают уникальные аспекты религиозной и культурной идентичности каждой общины.







Синагога и Ешива Цирельсона (ул. Рабби Цирельсона,8) https://oldchisinau.com/


Теперь о Дровяной Синагоге, одной из крупнейших в Кишиневе:


“... Мы открываем синагогу, выстроенную в сохранившейся старой части нового еврейского общинного центра (КЕДЕМ прим. автора), построенного на историческом месте синагоги «Лемнэрия», существовавшей с 1835 г. От нее сохранилась историческая фасадная стена и полуподвальное помещение бывшей миквы. Здание было в 1990 г. передано общине и реконструировано в 2005 г…


… Синагога общинного центра будет ортодоксальной, «литовской»?


– Да, хотя для руководства общины это не было принципиально…” 


«Литовский» раввин молдавской общины 


И тут же вспоминается фраза, оброненная тем же Равом Шимшоном: 

“... Есть улица «Хабад-Любавич»! Это улица, где находится «хабадская» синагога. Исторически синагога не была «хабадской»…”  


«Литовский» раввин молдавской общины 





Исторически, в Кишиневе было несколько синагог, которые меняли своих владельцев или управлялись разными общинами в разное время.


Вернемся к объекту нашего внимания. Архитектурный стиль и детали фасада также дают возможность предположить принадлежность к Литовской общине. В масштабе застройки когда-то центральной улицы Кишинева, здание выглядит довольно внушительно в сравнении с существующими зданиями того периода, расположенными на этой улице.







Архитектурный стиль можно отнести к строгому и функциональному, характерному для Литовских общин. Указание на принадлежность к еврейской общине можно видеть в двух симметричных вертикальных акцентах здания, имеющих завершение в виде характерных фронтонов, напоминающих звезду Давида. 




Сравните с архитектурным  стилем  Ешивы “Талмуд-Тора”. 



В конце 19 - начале 20 века общинные центры литваков также играли важную роль в религиозной, образовательной, культурной и социальной жизни еврейской общины. 

Общинный центр литваков в конце 19 - начале 20 века без молитвенных помещений был ориентирован на образовательные, культурные и социальные функции. Такие центры предоставляли разнообразные помещения для обучения, проведения культурных мероприятий, социальной поддержки и работы с молодежью и детьми, играя важную роль в укреплении общинных связей и поддержании еврейской идентичности и культуры.


При этом не очень большое значение имеет гипотеза о том, кому принадлежал рассматриваемый нами общинный центр. Основная разница в наборе помещений общинных центров без молитвенных помещений между Хабад и литваками в Кишиневе начала 20 века заключается в акцентах на образовательные и социальные функции. Хабад больше фокусируется на хасидской философии и миссионерской деятельности, тогда как литваки делают акцент на глубокое аналитическое изучение религиозных текстов и академические дискуссии. Состав помещений практически одинаков. 


Вот несколько откорректированные возможные планы такого общинного центра и Молдавского Театрального Общества (Дома Актера). 









В дополнение традиционно фантазии на эту тему, как это могло выглядеть:







В любом случае, исходя из того, что сегодня это здание находится в государственной собственности, а Музей истории евреев Республики Молдова, государственный музей подведомственный Министерству Культуры Республики Молдова, насколько мне известно, не имеет своего здания, было бы логично передать это здание или часть помещений в аренду этому музею. При этом возможно было бы, как восстановить часть функций этого центра, так и продолжить изучение истории и этого здания, наряду с созданием музея и постоянной экспозиции. 


На основании активности и видимости общин можно предположить, что Хабад имеет более значительное присутствие в современной жизни еврейской общины Кишинева. При этом литваки, сохраняя свои традиции, могут быть численно меньшей, но все же важной частью общины. Было бы справедливо донести больше информации жителям города о важности и активности также и Литовской еврейской общины в истории развития и роста нашего  города.


Представленные материалы выполнены с использованием  нейросетей ChatGPT 4o и Midjorney  6.0


среда, 12 июня 2024 г.

(продолжение 2) Забытый Идиш Театр: История и Наследие



 Комментарий Г-жи Шиховой И. к продолжению 1“... Раздельные входы для мужчин и женщин и женская галерея (эзрат нашим) - элементы синагог, причём ортодоксальных синагог (женский двор был в Храме). Ортодоксальный образ жизни не подразумевает посещения и вообще существования театра.

Поэтому судить об архитектуре театра по традициям синагог не имеет смысла. Там могли быть два входа и галереи с балконами, но не для разделения мужчин и женщин, а просто как в театре…” подтолкнул к следующему шагу в изучении этого вопроса.


Обратимся к  Театр. История еврейского театра. До начала профессионального театра 


Все-таки, фраза из этого комментария “Ортодоксальный образ жизни не подразумевает посещения и вообще существования театра.” соответствует действительности только отчасти и вот почему:  


В ортодоксальном иудаизме театральное искусство исторически рассматривалось с осторожностью из-за строгих религиозных и моральных предписаний. Тем не менее, существуют формы театра, которые признаются ортодоксальными евреями:


1. **Пуримшпиль**: Это театральные постановки, связанные с праздником Пурим. Они традиционно включают комедийные инсценировки истории из книги Эсфирь. Такие представления обычно проводятся в рамках религиозных общин и имеют образовательный и развлекательный характер.


2. **Йиддишский театр**: В ортодоксальных общинах также могут ставиться пьесы на идише, которые отражают еврейскую культуру и традиции. Такие постановки часто посвящены истории, фольклору и жизни еврейского народа.


3. **Религиозные драмы и образовательные спектакли**: В ортодоксальных школах и общинах могут проводиться театральные представления, которые имеют образовательный характер и направлены на укрепление религиозных ценностей и традиций.


Главное требование к таким постановкам — соответствие религиозным нормам, отсутствие неподобающего содержания и уважение к еврейским традициям.


А может мы в нашем случае имеем дело с синагогой?


Театральные представления в синагогах — это деликатная тема, поскольку синагога является священным местом для молитвы и богослужения. В большинстве случаев театральные представления не проводятся в главном зале синагоги (молитвенном зале), чтобы не нарушать священный характер этого пространства. Однако есть исключения:


1. **Прилегающие помещения**: Некоторые синагоги имеют залы для собраний, социальные залы или учебные классы, которые могут использоваться для театральных постановок и других культурных мероприятий. В этих залах могут проводиться пуримшпили, образовательные спектакли и другие представления, соответствующие религиозным нормам.


2. **Специальные мероприятия**: В особых случаях, например, на праздники или важные общественные события, могут быть организованы театральные представления, связанные с религиозной тематикой. Такие мероприятия тщательно планируются, чтобы сохранить уважение к религиозным предписаниям и традициям.


3. **Пурим**: В некоторых ортодоксальных общинах в период праздника Пурим могут проводиться театральные постановки (пуримшпили) даже в молитвенных залах, но с соблюдением всех необходимых религиозных норм и ограничений.


Таким образом, возможно проведение театральных представлений в синагогах, но с соблюдением определенных правил и в специально предназначенных для этого помещениях.


Все-таки, по-моему, это был Еврейский, но народный театр. А если театр, то почему два входа?


В ортодоксальных еврейских общинах традиция разделения мужчин и женщин (мехица) часто соблюдается не только в синагогах, но и в других общественных и культурных мероприятиях, включая театральные представления. Вот как это обычно реализуется:


1. **Разделение зрителей**: В залах, где проводятся театральные постановки, могут быть установлены барьеры (мехица), чтобы мужчины и женщины сидели отдельно. Это позволяет соблюдать религиозные нормы, касающиеся скромности и поведения в общественных местах.


2. **Разделение актеров**: В некоторых ортодоксальных театральных группах практикуется разделение актерского состава по полу. Например, женские труппы выступают только для женской аудитории, а мужские — только для мужской. Это также может включать раздельные репетиции и выступления.


3. **Скромные костюмы и темы**: В постановках уделяется внимание тому, чтобы костюмы и содержание были скромными и соответствовали религиозным нормам.


4. **Отдельные сеансы**: Иногда могут проводиться отдельные сеансы для мужчин и женщин, чтобы избежать смешивания полов в зале.


Таким образом, в ортодоксальных еврейских театрах традиция разделения мужчин и женщин часто соблюдается, чтобы соответствовать религиозным требованиям и нормам скромности.


Может быть существует разница между Еврейским театром и Еврейским народным театром? В нашем случае указывается Еврейский народный театр (Идиш театр).


Да, между Еврейским театром и Еврейским народным театром есть различия, и эти термины могут подразумевать различные подходы и исторические контексты.


1. **Еврейский театр**:

   - **Общее понятие**: Еврейский театр в широком смысле охватывает все театральные постановки, связанные с еврейской культурой, историей и традициями. Это включает как профессиональные, так и любительские театры, которые могут ставить пьесы на различных языках (иврит, идиш, английский и др.).

   - **Профессиональный театр**: Обычно это профессиональные театральные коллективы, которые работают на постоянной основе и могут ставить как классические, так и современные пьесы. В таких театрах может быть высокопрофессиональный состав актеров, режиссеров и технических специалистов.

   - **Разнообразие жанров**: Еврейский театр может охватывать различные жанры, включая драму, комедию, мюзиклы и экспериментальные постановки. Репертуар может включать как еврейские классические произведения, так и современные пьесы, написанные еврейскими авторами.


2. **Еврейский народный театр**:

   - **Фольклорный и любительский характер**: Еврейский народный театр чаще всего ассоциируется с любительскими театральными коллективами, которые ставят пьесы, основанные на еврейском фольклоре, традициях и народных сказаниях. Это может включать самодеятельные труппы и школьные театральные кружки.

   - **Социально-культурные функции**: Народный театр часто имеет целью сохранение и популяризацию еврейской культуры и традиций среди широких слоев населения. Такие постановки могут проводиться в общинных центрах, культурных домах и школах.

   - **Язык и темы**: Постановки в еврейском народном театре часто ставятся на идише или других языках, на которых говорили еврейские общины в разных странах. Темы обычно связаны с повседневной жизнью, традициями, праздниками и историей еврейского народа.


Таким образом, Еврейский театр и Еврейский народный театр различаются по профессиональному уровню, целевой аудитории и акценту на фольклорные и культурные аспекты.


Ортодоксальным евреям чаще всего ближе Еврейский народный театр, поскольку он более соответствует их культурным и религиозным ценностям по следующим причинам:


1. **Тематика и содержание**: Еврейский народный театр обычно ставит пьесы, основанные на еврейских традициях, фольклоре и религиозных текстах. Темы этих постановок часто связаны с праздниками, историческими событиями и повседневной жизнью еврейских общин, что делает их более приемлемыми для ортодоксальных евреев.


2. **Скромность и соответствие религиозным нормам**: В народном театре больше внимания уделяется соблюдению религиозных норм и традиций. Костюмы, поведение актеров и содержание пьес подбираются так, чтобы соответствовать требованиям скромности и религиозным предписаниям.


3. **Участие и вовлеченность общины**: Народный театр часто организуется на уровне общин и включает участие местных жителей, что способствует укреплению общинных связей и передачей культурных и религиозных ценностей.


4. **Язык и культурное наследие**: Народный театр чаще использует идиш или другие традиционные еврейские языки, что ближе ортодоксальным евреям, особенно старшему поколению, которое ценит сохранение языкового и культурного наследия.


5. **Семейный и образовательный характер**: Народные театральные постановки часто имеют образовательный характер и ориентированы на семейную аудиторию, что соответствует ценностям ортодоксальных еврейских семей, которые придают большое значение воспитанию детей в духе еврейской традиции.


Профессиональные еврейские театры, хотя и могут ставить качественные и интересные пьесы, не всегда учитывают все религиозные и культурные особенности, важные для ортодоксальных евреев, и могут включать более современные или светские темы, что делает их менее подходящими для этой аудитории.


Другими словами, в нашем случае речь идет о Еврейском народном театре (Идиш театре) ортодоксальной еврейской общины, а не о Еврейском театре. Этим и объясняется разделение помещений на две отдельные части для мужчин и женщин. 


Примеры еврейских народных театров (идишских театров) в ортодоксальных общинах в конце 19-го и начале 20-го века могут быть менее документированы, чем более крупные профессиональные театры. Это представляет проблему с одной стороны, но с другой стороны может служить объяснением того, что в нашем случае также практически отсутствуют документы на сегодняшний день. 


Любительские театральные труппы в конце 19-го и начале 20-го века были важной частью культурной жизни еврейских общин в Восточной Европе, включая Вильно и Варшаву. Эти труппы часто организовывались при религиозных и образовательных учреждениях, общинных центрах и культурных обществах. Вот более подробная информация о таких труппах:


### Организация и структура


1. **Формирование трупп**:

   - Любительские театральные труппы формировались из членов общины, включая студентов, учителей, рабочих и других заинтересованных лиц.

   - Организация таких трупп часто инициировалась энтузиастами театрального искусства или местными раввинами, которые видели в этом способ укрепления общинных связей и культурного образования.


2. **Репетиции и подготовка**:

   - Репетиции проводились в общественных центрах, школах или домах культуры. Репетиции могли занимать значительное время, так как участники были любителями и нуждались в дополнительных занятиях по актерскому мастерству.

   - Раввины и учителя могли участвовать в репетициях в качестве режиссеров или консультантов, помогая участникам лучше понять тексты и контекст постановок.


### Тематика и репертуар


1. **Пуримшпиль**:

   - Как и в других местах, пуримшпили были популярными постановками среди любительских трупп. Эти комедийные пьесы, основанные на истории Эсфири, часто включали элементы фарса, музыки и танцев.

   - Пуримшпили были важными событиями, привлекавшими всю общину и способствовавшими празднованию Пурима.


2. **Библейские драмы**:

   - Постановки, основанные на библейских сюжетах, были популярны среди любительских трупп. Эти пьесы рассказывали истории из Торы, такие как жизнь Моисея, Иосифа или Давида, и помогали участникам и зрителям лучше понять и осмыслить религиозные учения.

   - Такие драмы имели не только развлекательное, но и образовательное значение.


3. **Религиозные и моральные пьесы**:

   - Любительские труппы также ставили пьесы, основанные на хасидских сказаниях и моральных рассказах. Эти пьесы передавали важные религиозные и моральные уроки, соответствующие ценностям ортодоксальной общины.

   - Примеры таких пьес включали истории о хасидских праведниках и их чудесах.


4. **Исторические и национальные темы**:

   - Некоторые постановки охватывали исторические и национальные темы, такие как еврейская история и борьба за независимость. Эти пьесы помогали укреплять чувство национальной идентичности и патриотизма среди участников и зрителей.


### Участие и влияние


1. **Активное участие общины**:

   - Постановки привлекали широкий круг участников из общины, включая детей, молодежь и взрослых. Это способствовало вовлечению членов общины в культурную и общественную жизнь.

   - Участие в театральных постановках помогало развивать у детей и молодежи творческие способности, навыки публичных выступлений и коллективной работы.


2. **Роль учителей и раввинов**:

   - Учителя и раввины играли ключевую роль в организации и проведении постановок. Они следили за тем, чтобы содержание пьес соответствовало религиозным нормам и традициям.

   - Раввины также использовали постановки как образовательный инструмент, обсуждая с участниками и зрителями религиозные и моральные уроки.


3. **Костюмы и декорации**:

   - Костюмы и декорации для постановок были скромными и соответствовали религиозным требованиям. Участники часто создавали их сами из доступных материалов.

   - Декорации могли включать традиционные еврейские символы и мотивы, усиливая культурное и религиозное значение постановок.


### Примеры любительских театральных трупп


1. **Театральные группы при хедерах и иешивах**:

   - Во многих религиозных школах, таких как хедеры и иешивы, существовали театральные группы, которые ставили пьесы на религиозные и исторические темы. Эти постановки были важной частью образовательного процесса и способствовали укреплению религиозных ценностей.


2. **Образовательные и культурные общества**:

   - В Вильно и Варшаве действовали различные культурные и образовательные общества, такие как Еврейское историко-этнографическое общество в Вильно, Образовательное общество "Йешурин" в Варшаве, которые поддерживали любительские театральные инициативы. Эти общества организовывали постановки, направленные на сохранение и популяризацию еврейской культуры и традиций.


3. **Любительские труппы в общинных центрах**:

   - В общинных центрах действовали любительские театральные труппы, которые ставили пьесы на идише. Эти труппы привлекали членов общины и способствовали культурному обмену и укреплению общинных связей.


### Заключение


Любительские театральные труппы в Вильно и Варшаве конца 19-го и начала 20-го века играли важную роль в культурной и религиозной жизни еврейских общин. Эти труппы способствовали сохранению и передаче еврейских культурных и религиозных ценностей, обеспечивая участникам и зрителям возможность для совместного творчества и духовного роста.


Исходя из вышесказанного, возможно мы имеем дело с общинным центром ортодоксальной общины Кишинева, в котором любительская труппа из членов общины ставили различные постановки, как Пуримшпили, так и другие постановки на библейские сюжеты. В качестве артистов, играющих роли, привлекались члены общины, а организацией постановок занимались местные энтузиасты или раввины. Кроме этого в этом общественном центре проводились и другие культурные мероприятия:


В общинных центрах ортодоксальных евреев проводилось множество мероприятий, которые способствовали укреплению религиозной, культурной и социальной жизни общины. Вот более подробная информация о таких мероприятиях:


### Религиозные мероприятия


1. **Молитвенные собрания**:

   - Помимо регулярных служб в синагогах, в общинных центрах могли проводиться дополнительные молитвенные собрания, такие как уроки Торы, вечерние молитвы и специальные молитвенные службы в дни праздников или траура.


2. **Изучение Торы и Талмуда**:

   - Регулярные занятия по изучению Торы и Талмуда были важной частью жизни ортодоксальных общин. Эти занятия проводились раввинами и учителями, а также могли включать групповое изучение (хеврута).


3. **Лекции и уроки**:

   - В общинных центрах часто организовывались лекции и уроки по различным аспектам еврейского закона (Галахи), еврейской философии (Мусар), истории и традициям. Эти мероприятия могли привлекать как мужчин, так и женщин, детей и взрослых.


### Культурные мероприятия


1. **Театральные постановки и концерты**:

   - Театральные постановки, такие как пуримшпиль, а также концерты еврейской музыки могли проводиться в общинных центрах. Эти мероприятия часто отражали еврейскую историю, фольклор и религиозные темы.


2. **Литературные вечера и поэтические чтения**:

   - Литературные вечера и поэтические чтения на идише или иврите могли включать чтение произведений еврейских авторов, обсуждение литературных тем и выступления местных поэтов и писателей.


3. **Киносеансы и показы документальных фильмов**:

   - Показ фильмов на религиозные и исторические темы, а также документальных фильмов о жизни еврейских общин и выдающихся еврейских деятелях был важной частью культурной программы.


### Образовательные мероприятия


1. **Уроки и кружки для детей**:

   - В общинных центрах проводились уроки и кружки для детей, включая изучение еврейской истории, традиций, языка (иврит или идиш) и искусства. Это помогало передавать культурное наследие и религиозные знания младшему поколению.


2. **Курсы для взрослых**:

   - Организовывались курсы для взрослых по различным темам, включая еврейскую кухню, ремесла, историю и еврейскую философию. Это способствовало непрерывному образованию и личностному развитию членов общины.


### Социальные мероприятия


1. **Благотворительные акции и помощь нуждающимся**:

   - Общинные центры часто организовывали благотворительные акции, сборы средств и распределение продуктов и одежды для нуждающихся членов общины. Это включало инициативы по поддержке бедных семей, вдов, сирот и пожилых людей.


2. **Семейные мероприятия и праздники**:

   - Семейные мероприятия, такие как празднование еврейских праздников (например, Ханука, Песах, Суккот), свадьбы, бар- и бат-мицвы, проводились в общинных центрах и способствовали укреплению семейных и общинных связей.


3. **Спортивные и развлекательные мероприятия**:

   - Некоторые общинные центры организовывали спортивные и развлекательные мероприятия, такие как игры, соревнования и пикники, которые способствовали здоровому образу жизни и укреплению дружеских связей среди членов общины.


### Взаимопомощь и поддержка


1. **Советы и консультации**:

   - В общинных центрах предоставлялись консультации по вопросам семейной жизни, брака, воспитания детей, а также юридические и медицинские советы. Эти консультации часто проводились раввинами или специалистами в соответствующих областях.


2. **Группы поддержки**:

   - Организовывались группы поддержки для тех, кто сталкивался с трудностями, такими как потеря близких, болезни, проблемы в браке или финансовые трудности. Эти группы предоставляли эмоциональную и практическую помощь.


### Заключение


Общинные центры ортодоксальных евреев играли важную роль в жизни общины, предоставляя пространство для религиозных, культурных, образовательных и социальных мероприятий. Эти центры способствовали укреплению общинных связей, поддержанию и передаче культурного и религиозного наследия, а также обеспечивали взаимопомощь и поддержку для всех членов общины.


Например, Одесса, Еврейский общественный центр "Бейт Хамидраш":

В Одессе "Бейт Хамидраш" был важным религиозным и образовательным центром, где проводились молитвы, уроки Торы и Талмуда, а также культурные и социальные мероприятия.

Центр организовывал лекции, концерты, театральные постановки и благотворительные акции.


В целом "Бейт Хамидраш" (здание для учения) был важным институтом в жизни ортодоксальных еврейских общин в различных городах, предоставляя пространство для религиозного обучения, молитвы и общественной деятельности. Эти центры способствовали сохранению и передаче еврейских традиций и ценностей, укреплению общинных связей и поддержанию культурной и религиозной идентичности.


"Бейт Хамидраш" был важным институтом как для ортодоксальных евреев, так и для хасидов. Хотя обе группы использовали "Бейт Хамидраш" для схожих целей — молитвы, изучения Торы и общественной жизни, их подходы и традиции могли различаться.


Ну и как всегда несколько картинок:











Представленные материалы выполнены с использованием  нейросетей ChatGPT 4o и Midjorney  6.0