"Happiness is the key to success !"

четверг, 21 декабря 2017 г.

Еврейский акцент в архитектуре Кишинева (часть 6)

"...Хасиди́зм (от ивр. ‏חֲסִידוּת‏‎, хасиду́т, или, в ашкеназийском произношении, хаси́дус, «праведность», буквально — «учение благочестия») — религиозное течение в иудаизме, которое в первой половине XVIII века за очень короткое время охватило еврейское население  Речи Посполитой и прилегающих территорий. Особенное значение хасидизм придает эмоциональному постижению Бога..."


В предыдущей части вы обратили внимание, что под фотографиями синагог было указано, к какому течению иудаизма они относятся.

Большинство из них относится к ашкеназийскому еврейству.

"...Употребление термина «ашкеназское еврейство» для обозначения особой культурной общности, включающей общины Северной Франции, Германии и славянских стран, ранее известные как Эрец-Кна‘ан, зафиксировано уже в источниках, восходящих к 14 в..."


Но как видите и внутри евреев ашкенази существует несколько различных течений. В отличие от ортодоксов, большинство из них возникло в 18-19 веках, в период либерализма.

Вот одним из таких течений является хасидизм. Надо отметить, что большинство течений среди евреев ашкенази являются разновидностью хасидизма. Во главе хасидских общин стоят цаддики.

"...ЦАДДИ́К (צַדִּיק, `праведник`), человек, отличающийся особенно сильными верой и набожностью (см. Праведность); духовный вождь хасидской общины (ср. Адмор, Ребе). См. также Хасидизм..."

Основным отличием от ортодоксов является то, что хасиды считают, что простой еврей любезней Богу, чем тысяча толковников. Сущность религии не в уме, а в чувстве. Другими словами, в основе лежит индивидуализм, в отличие от разделения на высшую касту ученых жрецов и никому не интересных простых людей. Цаддик является посредником между простым человеком и Богом. Каждый может добиться совершенства. Поэтому люди должны содержать цаддика, чтобы он мог посвятить себя общению с Богом.

Поначалу это были разрозненные группы, объединявшиеся вокруг лидера. Это отразилось и на образе синагог.

А как же выглядели синагоги хасидов.


Синагога Алтер Ребе в Меджибоше, Украина, конец 19 века. Это фото 1998 года.



Это та же синагога, но после реконструкции. Фото 2010 года. Обратите внимание на членение главного фасада. Изменилась группировка оконных проемов. Перемещены пилястры с символическими элементами. Скорее всего в этом есть определенный смысл. Это не ошибка и не случайность! И уж никак не "заимствование стиля у господствовашего в данное время и в данной местности народа"!


Клойз Ребе в Садигора, Черновицкая область, Украина. 1864-1881 год.

 "...КЛОЙЗ (קלויז, идиш), в Центральной и Восточной Европе — помещение, где изучают Талмуд и раввинистическую литературу; нередко также название хасидских молитвенных домов..."

"...клойз – синагога, построенная на средства частного лица. В Германии такие синагоги назывались Klaus (от латинского clausura - ограда, перев. автора), а в Восточной Европе – клойзами. В Восточной Европе описываемого периода клойз был не в меньшей степени домом учения, чем домом молитвы, все его прихожане обязательно занимались Торой. В дальнейшем клойзом стали называть большую синагогу, предназначенную для совместной молитвы членов многих отдельных общин, например, всех последователей того или иного цадика. В позднем хасидизме функции клойза стал выполнять так называемый штибл («маленькая комната»), в котором тоже принято сочетать молитву и учение..."


Клойз Ребе Давид Моше Фридман в Черткив, Украина, 1881-1885 год.


Клойз Ребе в Богоше, Молдова,Румыния, 1859-1869 год, оригинал.

Обратите внимание, какя существенная разница в образе синагог из предыдущей части и синагог хасидов. Это, с одной стороны, различия в философском плане, а, с другой стороны, различия в финансировании процесса строительства. У хасидов все финансирование производится частными лицами в добровольном порядке, но из членов  той общины, которая формируется вокруг определенного ребе.


Клойз Ребе в Богоше, Молдова,Румыния, 1859-1869 год, существующее состояние.



Синагога в Кракове, Польша, 1879-1881 год.


Синагога в Орадя, Румыния, 1900 год.


Синагога стекольщиков в Кишиневе, 1888 год. Хасидизм Хабада 


Синагога для отпевания и омовения на кишиневском еврейском кладбище, Кишинев, Молдова, 1887 год, Хасидизм Хабад.

"... Хаба́д, Хабад-Любавич (ивр. ‏חב"ד‏‎ — сокр. от ‏חָכְמָה, בִּינָה, דַּעַת‎‏‎ хохма́, бина́, да́ат — «мудрость, понимание, знание», названия трёх верхних сфирот в Каббале) — направление в хасидизме, иудейское религиозное движение, также называется любавичским хасидизмом. Резко выделяется среди других хасидских движений своим особым стилем. К началу XIX века насчитывало около 200 000 приверженцев[1][2][3][4]. Движение создано ребе Шнеуром Залманом из Ляд в 1772 году...

... Главное философское произведение Раби Шнеура-Залмана «Тания» является первым трудом, который систематизировал хасидскую мораль, разъяснённую на метафизических каббалистических основах..."


Синагога в Калараше, Молдова, 18__?, Хасидизм Хабад.


Йешива Цирельсон, Кишинев, Молдова, 1900, Хасидизм Хабад.
http://oldchisinau.com/


Йешива Цирельсон, Кишинев, Молдова, 1900, Хасидизм Хабад, сегодняшнее состояние.


Йешива Цирельсон, Кишинев, Молдова, 1900, Хасидизм Хабад.

Проект реконструкции, выполненный под руководством арх. Е.Смолина.


 Хоральная Синагога в Кишиневе, Молдова, 1913 год, Хасидизм Хабад. 

Первая пост-советская Синагога в Красноярске, Россия, 90-е годы, Хасидизм.


Хоральная Синагога в Томске, Россия, Хасидизм.


Большая Хоральная Синагога в Санкт-Петербурге, Россия, 1883-1893, построена на средства барона Г.О.Гинцбурга и мецената С.С.Полякова, арх. Л.Бахман и И. Шапошников. 























Это та же Синагога сегодня. Ее архитектор наш земляк, уроженец Кишинева. Ее еще называли Синагога Гинцбурга.
"...Лев (Лейб) Исаа́кович Ба́хман (1830, Кишинёв, Бессарабская губерния — 1896, Петергоф)...

...Первый еврей, окончивший Петербургскую Императорскую Академию художеств (1852—1861).[1][2] Так и не получив права 
жительства в Петербурге, до конца жизни жил в пригородах..."


Конкурсный проект синагоги в Санкт-Петербурге работы Л.И.Бахмана и И.И.Шапошникова, 1879 год


Уменьшенный вариант в соответствии с требованиями Александра II и утвержденный им же  для строительства.


Первый еврей архитектор в России был родом из Кишинева! И не просто архитектор, а архитектор, который выиграл в конкурсе на лучший проект Большой Хоральной Синагоги в столице Российской Империи, в Санкт-Петербурге! 

"... В.В.Стасов отстаивал ту мысль, что евреи обладают собственными эстетическими традициями и отнюдь не склонны к заимствованиям. Подлинно еврейская синагога, говорил он, должна выглядеть «по-восточному», то есть быть построенной в арабско-мавританском стиле синагог средневековой Испании и Германии более позднего периода...

... Крупнейший еврейский писатель и общественный деятель Иеуда-Лейб Гордон высказал почти противоположный взгляд. Он опубликовал ответ Стасову, где отрицал тот факт, что евреи обладают собственным архитектурным стилем. Он утверждал, что на протяжении всей своей истории евреи «заимствовали стиль у господствовавшего в данное время и данной местности народа». Следуя известному своему лозунгу «Будь человеком на улице и евреем дома!», Гордон доказывал, что от века только духовная суть ритуала, Б-гослужения имела значение для евреев, ибо «им совершенно безразлично было, какой внешний вид будет иметь их храм, лишь бы в этой внешности не заключалось ничего шокирующего для их религиозного чувства, ничего тенденциозно-антиеврейского»...


... Стасов призывал евреев сохранить свою особость, непохожесть на других, а Гордон мечтал о полной еврейской интеграции в российское общество...

..Стасов назвал победителями конкурса Льва Бахмана (первого еврея, закончившего Академию художеств в Петербурге) и И. Шапошникова (русского профессора той же Академии). Их проект для него выделялся «не только арабским стилем», но и тем, что «вообще восточный характер выдержан [там] гораздо лучше и даровитее, чем в остальных проектах; в общем ансамбле здание не имеет никакого сходства ни с... церковью, ни с... мечетью»...


В.В.Стасов, не будучи евреем, был избран председателем жюри конкурса на проект Петербургской синагоги. Люди не очень доверяли остальным трем членам жюри. Но необходимо отметить, что поддержали все-таки точку зрения В.В. Стасова, то есть точку зрения о том, что " что евреи обладают собственными эстетическими традициями и отнюдь не склонны к заимствованиям". Собственно, об этом же и все части данного исследования.

Происходило это все во времена либерализма и появления все новых течений в иудаизме. В то время в Европе, как вы могли видеть в предыдущей части, строились абсолютно новые по стилю и размерам синагоги. Там же можно видеть и черты восточной архитектуры. Скорее всего именно этим и объясняется желание заказчиков Петербургской синагоги построить ее в таком же, как они выражались, арабско-мавританском, стиле, но вместе с тем, отражать самобытные эстетические особенности. И тот факт, что победителем оказался уроженец Кишинева, по-моему, тоже не случайно.


Он родился в 1831 году и в 1852 году уже поступил в Академию Художеств. В это время в Бессарабии хасидизм, а также его связи с Каббалой, уже укрепились довольно основательно. Синагога в Рашкове, один из центров миового хасидизма, течения еврейских мистиков, была построена еще в 1749 году.Здесь, правда, необходимо отметить, что Рашков в те времена находился на территории Речи Посполитой, то есть Польши.  Для того, чтобы учиться в Академии Художеств нужны были деньги и немалые. Значит, скорее всего, Лев Бахман был из зажиточной семьи, проживавшей в верхней части Кишинева. В это время верхняя часть, новый город, заселялся приезжавшими купцами. Известный факт, что евреи нижней части города, так скажем "местные", и "приехавшие", которых первые называли "поляки", не очень дружили, мягко говоря. Обычно это пытаются объяснить тем, что местные были бедные, а верхние богатыми. На мой взгляд, вражда была основана на различии религиозных взглядов. Местные были ортодоксами, а приехавшие - хасидами из Польши. Только из Польши, которая до 1795 года была за Днестром. 

Вполне вероятно, что будущий архитектор Петербургской Синагоги происходил из семьи прибывших из Польши евреев хасидов. И в таком случае не удивительно, что он был знаком с символизмом и мистикой Каббалы еще с детства. Конкурсный проект он делал в возрасте 49 лет, в 1879 году. Это был расцвет гаскалы в России. .

"... haскала, хаскала, гаскала (ивр. הַשְׂכָּלָה‎ `просвещение`) - еврейское идейное, просветительское, культурное, литературное и общественное течение, возникшее во второй половине 18 в."

Был ли посвящен В.В.Стасов в символизм Каббалы?

"... Стасов сотрудничал в «Еврейской библиотеке» и «Рассвете». Его многочисленные статьи ο евреях и еврействе вошли в его Собрание сочинений (I, II, III тома, 1847—1886, IV т., 1906): «Жидовство в Европе», «Новая русская статуя», «По поводу постройки синагоги в Петербурге», «Еврейское племя в созданиях европейского искусства», «По поводу перевода Натана Мудрого», «Памятник И. Г. Оршанскому», 1878, «Еврейский музей», «Ответ Л. Гордону». «По поводу Сары Бернар», «Венецианский купец» (1904, изд. Брокгауз-Ефрон); «Еврейский орнамент» (1905, изд. Calvary, Берлин); «Письма Антокольского» (1905 изд. «М. Вольф»)."

У вас еще есть сомнения?


Почему я вдруг разместил материал об этой синагоге вместе с синагогами хасидизма?



Скажу прямо, меня привлекла схожесть образов этих синагог. 


Особенно это заметно на этой фотографии, то есть с уровня глаз воспринимающего ее пешехода.

Все европейские синагоги этого периода имеют явно выраженное стремление к вертикали. Преобладание направления развития композиции здания снизу вверх характерно для всех синагог, представленных в предыдущей части.

У всех же хаидских синагог, представленных в этой части, объемная композиция носит явно выраженное горизонтальное направление. В том числе это относится и Санкт-Петербургской синагоге, также имеющей более выраженный горизонтальный характер. Подтверждения тому, что это синагога хасидов я нигде не нашел, но то, что автор был в курсе, по-моему, очевидно.  

Правило «заимствовали стиль у господствовавшего в данное время и данной местности народа», как видите, не всегда работает.


А почему же такая разница, попробуем разобраться в следующей части. 

Комментариев нет: