"Happiness is the key to success !"

воскресенье, 24 декабря 2017 г.

Еврейский акцент в архитектуре Кишинева (часть 7)

Вам уже приходилось слышать такое понятие, как  "сфирот" в предыдущих частях. Так что же такое сфирот?
"...Понятие сфирот является одним из наиболее фундаментальных в Каббале...
...Сфирот — это основные «каналы», качества, посредством которых Творец руководит миром. Существует 10 сфирот: Хохма (мудрость)[2], Бина (понимание), Даат (знание), Хэсэд (милосердее), Гвура (могущество), Тифэрет (великолепие), Нэцах (вечность), hод (красота), Йесод (основа), Малхут (царство)...


... Как известно, в Торе Творец называется различными именами[4]. Каждое имя Творца «намекает» на одну из сфирот или на их сочетание..."




Вот так пишется имя Творца, состоящее из четырех букв.

 А вот так оно выглядит на латинице.  


Сфирот также имеет свое графическое изображение. При этом существует два изображения. Первое изображение представлено в круговом виде. Его плоское изображение называется Сфирот Игулим и выглядит следующим образом.


На самом деле это объемная фигура. Это сферы, расположенные одна в другой.

Сравните со строением атмосферы Земли. Экзосфера соответствует Эйн Соф, то есть космосу, в изображении сфирот. А дальше те же четыре сфиры, как и в круговом изображении. Малхут - это наш материальный мир. В данном случае наша планета Земля.



А вот так выглядит внутреннее строение Земли.


 И опять все делится на четыре сферы, потому что жидкое и твердое ядро, это все-таки ядро.

Есть и вертикальное изображение Сфирот, Сфирот Йошер. Оно выглядит вот так.


В самом верху расположена сфира Корона (Кетер), а внизу Царство (Малхут). Можно рассматривать это, как плоское изображение сечения объемного Сфирот Игулим, но только до середины, до ядра. 
При этом необходимо отметить тот факт, что сфирот, как вы видите, это что-то вроде матрицы, по которой строится все в мире. Это и атмосфера Земли, и в то же время строение самой Земли.

То же самое можно видеть и в строении человеческой фигуры, например. 


Здесь можно видеть различные названия и значения всех 10 сфир.



А вот так выглядит голова человека, созданная на основе Сфирот.


Или так. А в чем разница, спросите вы?

 Как вы могли заметить, говоря о 10 сфирот, на изображении мы видим одиннадцать. На верхнем рисунке сфирот Марка Кордовера, опубликованный в 16 веке. Одиннадцатая сфира это Даат - Знание, Просвещение, Духовность. В сфирот Кордовера она невидимая. Ниже вы видите изображение сфирот Исака Лурия, опубликованный в том же 16 веке, но несколько позже.  В этом случае сфире Даат (Знанию, Духовности, Просвещению) придается большее значение, чем Кетер (Короне, Власти). Такая группа из трех верхних сфирот (Хокма-Мудрость, Бина-Понимание и Даат- Знание, Просвещение, Весы Разума) называется Хабад. Такой сфирот используется в течении хасидизм. 

Во всех случаях, сфирот отражает движение Света Творца по направлению к творимым. В отличие от Сфирот Кордовера, в котором движение Света происходит в вертикальном направлении и главным сфирот является Кетер (корона), во втором случае Даат (Духовность) занимает место главенствующего сфирот, что можно понять и как движение Света по горизонтали.

В данном случае Свет, это не только тот свет, который нам виден и понятен. Это скорее бесконечная энергия, идущая от Творца к творимым и наполняющая все в нашем мире. Это то же, что у йогов называется прана.

"...Пра́на (санскр. प्राण prāṇa IAST — букв «дыхание» или «жизнь») — в йоге, традиционной индийской медицине, эзотерике — представление о жизненной энергии, жизнь. В йоге считается, что прана пронизывает всю вселенную, хотя и невидима для глаз..."

Не будем вдаваться более глубоко в философию Каббалы, так как это невозможно в рамках отдельной статьи. Нас интересует другое. Существует ли связь между каббалистическими символами и той частью мира, которую мы рассматриваем. А именно с архитектурой Кишинева.

Главное, нам теперь понятно, что все в этом мире построено на основе сфирот Это нам нужно понять, чтобы двигаться дальше в наших поисках еврейского акцента в архитектуре Кишинева.

Архитектуру Кишинева создавали архитекторы. Другими словами, в определенном смысле слова, творцы. А творцы должны были пользоваться той же матрицей. Но так ли это?



Вот всем в Кишиневе  известный символ, часто изображавшийся на калитках, воротах.  В данном случае это калитка в уже не существующем доме, где жил Шая Стопудис. Очень богатый человек, торговавший, по-моему, мукой и прочим товаром. В основе этого символа лежит сфирот. Практически это символ Дерева Жизни с направлением Света Творца и отраженного Света.


Вот одна из множества кишиневских дверей. Как видите сфирот присутствует и здесь. Явно прослеживаются основные сфиры, а также группы сфирот, означающие различные уровни прохождения Света.


Оформление многих кишиневских окон, а также горизонтальное членение фасадов, как видите, также основано на Сфирот. Даже членение окна на отдельные элементы соответствует границам между группами сфирот. В соответствии с Каббалой, Свет Творца наиболее силен на уровне Сверхсознания и Сознательного разума. Ниже он проникает уже в виде узких полосок Света. Эта граница обыгрывается в обрамлении окна. Верхняя часть, более массивная и выступает в отношении плоскости обрамления нижней части. Да и полоски-канелюры на этих двух частях, символизирующих направление Света, также разной толщины и интесивности. Цокольная часть фасада - это наш материальный мир. Обратите внимание на то, что объемное изображение Короны совпадает со сфирой Кетер (Корона). В данном варианте Корона располагается посередине обрамления окна. Это соответствует Сфирот Кордоверо.

 А вот тот же Кишинев. Это дом, в котором с 1919-1940 год жила оперная примадонна Лидия Липковская. Проектировал это здание известный всем архитектор Бернардацци. Как сказано в описании этого здания, в основе художественных форм архитектор использовал элементы народного творчества. Происхождение корон объясняется влиянием форм каменного цветка из народного творчества.

Но мы то с вами видим, что это явно применение Сфирот Исака Лурия, характерного для течения Хасидизм. Вместо одной коронны Кетер, здесь две короны, над Хокма (Мудрость) и Бина (понимание). Хокма также ассоциируется с Адамом, а Бина с Евой. Явно выделена группа Хабад (Сознательный разум). Также можно видеть символы, указывающие направление Света Творца.

Архитектор Александр Иосифович Бернардацци родился в 1831 году, в том же году, что и Лев Бахман, автор проекта Санкт-Петербургской Синагоги. Только Бернардацци родился в Пятигорске, а Бахман в Кишиневе. В 1849 году, в возрасте 18 лет, после окончания учебы в Санкт-Петербурге, Бернардацци приезжает в Кишинев и начинает свою работу здесь. Через два года, в 1851 году, Бахман поступает в Академию в Санкт-Петербурге. Совершенно не исключено, что они могли общаться. Но это не столь важно, а важно то, что строительство Санкт-Петербургской Синагоги и этого дома в Кишиневе совпадает по времени, 70-е годы 19 века. То что Бахману были известны секреты Каббалы, мы уже обсуждали. А вот мог ли знать об этом Бернардацци? Если мы обратимся к его биографии, то увидим, что его дед, отец и дядя приехали из Швейцарии в Россию в начале 19 века, в период Александра Первого. Из Швейцарии, но из итальянского кантона на юге Швейцарии. О связи семьи Бернардацци с евреями пока ничего не известно. Но его дед был каменщиком и скорее всего был знаком с идеями массонов, если и сам не был массоном. То есть точного адреса, откуда Бернардацци был знаком с символизмом Каббалы у нас нет, но то, что это так, не вызывает сомнения. 


В подтверждение этому заключению, анализ главного фасада того же здания по ул. Щусева,111 в Кишиневе. Здесь мы видим уже более развернутую картину. Главный вход также построен на основе сфирот, при чем опять же сфирот Лурия. Над входом размещается группа сфирот Хабад. Здесь мы уже видим и присутствие Игулим - кругового сфирот. Движение Света и по горизонтали, от крайних колонн Кетер, слева и справа, по отношению к центру, символизирующего Малхут - наш мир. Вспомните строение атмосферы Земли или самой Земли.

О многом может рассказать памятный знак, установленный в Одессе, "в ознаменование 50-летия архитектурной деятельности архитектора строителя биржи  Александра Осиповича Бернардацци" 


Тот, кто проектировал этот знак был хорошо знаком с тем, кем был и что знал Бернардацци, а также и сам был посвящен в символизм Каббалы.

Но продолжим поиски еврейского акцента в архитектуре Кишинева.

Мы рассмотрели архитектурные элементы по мере их увеличения. От знака на калитке до фасада отдельного здания.

Но мы не можем обойти вниманием такой элемент здания, как оформление главного входа. В Кишиневе этому элементу, особенно в верхней части города, придавалось особое значение. Такого разнообразия оформления, пожалуй, не встретишь нигде, кроме Кишинева. Особенно в оформлении входов в обычные, казалось бы,
жилые дома. 


Вот один из распространенных приемов оформления. Явно разработан на основе Сфирот Лурия, характерного для хасидизма. Доминирует группа Хабад (Хокма, Бина и Даат). Скорее всего владелец дома в своих религиозных взглядах придерживался идей течения хасидизм. И опять, на границе групп сфирот изменение в объеме в виде небольшой консоли. А также изменение интенсивности Бесконечного Света Творца по вертикали, в виде канелюр разной величины.

На двери очень распространенный элемент фасадов в Кишиневе - двенадцатиугольник, символизирующий 12 колен Израилевых. Этот элемент всречается, как на дверях, так и на фасадах. Как правило, в нижней части фасада, отображающей наш материальный мир.



Вот еще один пример входной части дома, с применением Сфирот, указывающего на то, что хозяин дома также в религиозном плане был сторонником хасидизма.


Анализируя этот входной элемент, можно отметить тот факт, что здесь элементы фасада расположены в соответствии со Сфирот Кордеверо. Хозяин такого дома скорее всего придерживался
ортодоксальных взглядов.



В связи с этим, обратимся к первоисточнику. Синагога Алтер Ребе в Меджибоже. Это, можно сказать, оригинал. Все элементы и членения фасада выстроены на основании Сфирот Игулим. Использована половина Сфирот, от Кетер до Малхут, поскольку другая половина, тень Дерева Жизни, является местом обитания темных сил. Направление расположения сфирот идет справа налево, так же как и принято писать.


На этой картинке мы видим ту же синагогу Алтер Ребе, но после реконструкции в 2010 году. Можно сказать, что все элементы остались на месте, однако можно видеть небольшую корректировку в расположении символов. Скорее всего это связано с нюансами самого учения, но это тема другого разговора. Мы же можем сказать, что на фасаде изменилась группировка сфир. В оригинале Хокма и Бина, а также Зеир Алпин и Малхут, составляли две равных группы. После реконструкции, Хокма, Бина и Зеир Алпин объединены в одну группу, а Малхут выделен в отдельную. Кстати, здесь скорее вместо Кетер надо бы читать Даат, имеющий в хасидизме намного большее
значение, чем Кетер.


 Сфирот Йошер (вертикальный) здесь присутствует в виде таких элементов. Если помните, ранее мы предположили, что это символическое изображение цицит. Можно сказать и так, потому что цицит также символизирует тот же Свет Творца. Могу заметить, что символы Каббалы настолько емкие, что у них очень много трактовок. Одна и та же сфира имеет множество значений, не говоря уже о связях сфирот, группах и т.д. Здесь можно видеть, что большое внимание уделяется сфирам на уровне первичных и вторичных сознательных чувств, которые объединены эллипсом.

Практически во всех фасадах зашифрована та или иная философия. И передается она каббалистическими символами и понятиями. Вы можете сказать, как можно верить в такое? А скажите, что такое современные цифровые технологии? Что такое современные языки программирования? Нас это не удивляет. А ведь по сути, мы теперь видим своими глазами, что все в мире можно описать на основе цифр и символов. Мы создаем виртуальные реальности, миры, используя компьютерные программы, написанные в виде цифр и символов, математических формул и т.д. Это почему-то никого уже не удивляет. 



Более современная интепретация того же элемента. Доходный дом Шаи Стопудиса по ул.Колумна, 77 в Кишиневе. Голова представляет собой группу сфирот Хабад, а Даат расположен в том же месте, где в Индии говорят расположен третий глаз Шивы. Это символ Просвещения, Духовности и Знания. Уровень Сознательного Разума.

В следующей части мы продолжим наши исследования, и не только отдельных жилых домов. 

Комментариев нет: