"Happiness is the key to success !"

четверг, 28 декабря 2017 г.

Концепция Стратегии развития Кишинева 2030

10 лет тому назад, в 2007 году, я пытался для себя сформулировать концепцию основных направлений стратегического развития  Кишинева. Получалось все какое-то стандартное, что можно отнести  к множеству других городов. И в тот момент я понял, что придумать это невозможно. Необходимо понять историю возникновения города, источники его роста, его отличие от других городов. И развивать все его лучшие качества, а именно они и должны лечь в основу концепции. Основных направлений стратегического развития не может быть больше четырех или пяти. Двадцать направлений - это уже не стратегия. Такие пункты, как обеспечение роста производства, обеспечение жильем и образованием, рабочими местами - это не концепция, а само собой разумеющееся. Город, это живой организм, который будет развиваться сам по себе, как сорняк, если за ним не ухаживать. Если неумело ухаживать, не зная, что за растение перед тобой, можно также легко привести его к гибели. Знающий же садовник, владеющий знаниями об этом организме, может вырастить прекрасный цветок, который будет нравиться всем.

На тот момент я не обладал достаточным набором знаний для формирования такой концепции. Я не понимал, что за организм передо мной. Дело еще в том, что на официальном уровне, как выяснилось позже, очень много мифов и искажений в описании свойств и качеств этого организма.

Судьба подбросила мне возможность изучить и разобраться в этом самостоятельно. В результате проведенных исследований, работы в архивах и библиотеках, благодаря помощи со стороны интернета, дающего возможность получать необходимую информацию практически моментально, из разных источников и на разных языках, мне удалось на мой взгляд сформулировать для себя несколько очень важных заключений.

Город возник как торговое местечко. А кто кому продавал и почему? В те времена в качестве транспорта использовался гужевой транспорт, а он нуждался в сети "заправок". Заправками служили реки, вдоль которых двигались грузы и перегонялся скот на продажу. Останавливались, как правило, у родника. Здесь можно было отдохнуть, помыться, набрать свежий запас воды, поесть и переночевать. Также можно было напоить скотину из реки. Величине реки соответствовали транспортные потоки. Не малую роль играло и кратчайшее направление от одного пункта к другому, а также то факт, где была расположена таможня.




Вот так выглядела схема основных торговых путей в Европе в 12 столетии. В это время появляется связь между Черным и Балтийским морями. Это ведет к появлению новых населенных пунктов на всем ее протяжении.



На первых порах, в момент возникновения Кишинева, основные международные потоки движения скота и товаров из Константинополя в Краков, проходили через Орхей и Лапушну, в которых были таможни,  на Сучаву и дальше. Через Кишинев проходили потоки местного значения, останавливаясь у известных родников Фынтына Маре и Фынтына Албишоара, с одной и другой стороны реки Бык. При этом еще до Кишинева, здесь уже существовало "татарское селище" на левом берегу. На протяжении двух веков, то есть развиваясь на потоках местного значения, Кишинев вырос всего лишь до размеров большого села, с численностью населения 3,5 - 4,0 тыс. жителей. Что явилось причиной роста? Приток людей, которых можно было обслужить. Предоставить ночлег, питание, корм для скота и т.д. То есть в основе развития лежали торговля и сервис, предоставление услуг.



Во второй половине 17 века в Кишиневе организуют таможню, вместо Орхея и Лапушны. То есть все международные потоки перемещаются в Кишинев. 


Вот с этого момента Кишинев получает статус города и начинает расти и развиваться. Как известно, к началу окупации Российской Империей в 1812 году, Кишинев пришел в виде города с расчетным населением 15-18 тыс жителей. То есть за полтора столетия город вырос в 4-5 раз. Что послужило причиной роста в этот раз? Всего лишь большее число людей, которых можно обслужить. То есть те же торговля и сервис, только уже в большем масштабе.



В период с 1812 года и до конца 19 века численность населения Кишинева выросла с 15 тысяч до 120 тысяч жителей. То есть за 100 лет почти в 10 раз! Что же послужило причиной такого роста на этот раз? Ведь те международные потоки вроде бы потеряли такое значение в связи с устройством новых границ по Пруту? Дело в том, что Кишинев стал военной базой Российской Империи для ведения войн на Балканах. В этот период состоялись 3 войны с Турцией с промежутком лет в 20. Для Кишинева это означало только изменение объекта  для торговли и предоставления услуг. Место проходящих купцов с иноземными товарами заняли военнослужащие российской армии. Ведь они также нуждались в товарах и услугах, причем даже в большем объеме и на постоянной основе. Опять бурный рост за счет развития торговли и услуг.

Следующим этапом в бурном развитии Кишинева были годы советского периода. К концу 20 века, к развалу СССР, Кишинев пришел с численностью населения 800 тысяч жителей. Перед второй мировой войной численность населения практически оставалась той же, что и в начале 20 века, 120 тыс. жителей. За 50 лет рост в 7 раз. Причины роста в данном случае были искусственными, не имеющими под собой естественных причин. Строилось много заводов, фабрик, работающих на привозном сырье. Строилось много жилья для этих работающих, что повлекло за собой массовый приток людей по разнарядке из центра. Это было, так называемое, производство, так как ничего кроме оборудования, очень часто в виде столов и стульев для ручной сборки приборов, не осталось после развала СССР и прекращения поставок сырья.  Ратующим за восстановление производства это надо помнить. Если у вас нет собственных природных ресурсов, вы будете всегда зависеть от причуд поставщика и владельца этого предприятия. Сегодня мы радуемся занятости  людей на предприятиях иностранных компаний по сборке всякой фигни для автомобилей, например. Но это крайне неустойчивый источник развития. Если завтра хозяин передумает по какой то причине и перестанет поставлять сюда детали, с чем мы останемся? С пустыми ангарами из профнастила и все.

На сегодняшний день численность населения даже немного уменьшилась по сравнению с концом 20 века.

Она бы уменьшилась серьезно, если бы Кишинев не стал перевалочной базой для жителей нашей Молдовы на пути "родное село -Кишинев-заграница". Примерно сколько человек уезжает, тут же столько же приезжает из глубинки. Это можно видеть на примере кассиров в больших супермаркетах. Они работают год-два, а потом на их месте сидят уже другие, вновь прибывшие. Их легко отличить от тех, кто сидит уже хотя бы пару месяцев.

Таким образом, можно сделать первый значительный вывод. Развитие производства не для нас. У нас нет своих источников энергии, газа, угля. У нас нет своих природных ресурсов. У нас нет рынка сбыта, в виду незначительных размеров страны. Работать на экспорт, конкурировать с мировыми лидерами, владельцами передовых технологий не получится. Только в виде придатка, а это крайне не устойчиво.

Кишинев благополучно развивается только в торговле и в сервисе. Но для этого надо постоянный приток тех, кому можно продавать и оказывать услуги. Это может обеспечить только лишь развитие туризма. Причем не на локальном, как мы уже поняли, а на международном уровне. Мы должны суметь перехватить те "караванные пути международного класса", только проходящие уже не вдоль рек и зависящих от расположения таможни, а виртуальные пути международного туризма и направить их через Кишинев. А как это сделать? Что может привлечь иностранных туристов в больших объемах?

Для этого надо понять, а что из себя представляет Кишинев? Не как объект развития, а как образ? В чем заключается идентичность города? 

Каждые два года, и вот уже в третий раз, были организованы Международные конференции по поиску идентичности Кишинева. Обсуждается очень много интересных тем, сделано много интересных докладов. Выпущены уже 2 книги и готовится к выпуску третья  с материалами этих конференций. Советую, кстати всем ознакомиться с этми материалами. Там вы найдете очень много интересного. Но как-то, на мой взгляд, главное каждый раз обходится стороной. Ну как-то не получается признаться в том, что Кишинев еврейский город. И в этом его главная идентичность. Но это факт! Это не эмоции. И дело тут не только в том, что в период строительства большинства зданий из списка памятников, охраняемых государством, почти 50% жителей города были евреи. Мы должны признаться себе в том, в основном то, чем мы гордимся в исторической части, построено по заказу и на деньги еврейских заказчиков еврейскими строителями. Правильно было бы вместо тех обезличенных табличек, обозначающих здание памятник, охраняемый государством, на каждый объект прикрепить табличку с фамилией бывшего владельца, а если известно, то архитектора и строителей. Это даст намного больше информации в этом плане и снимет большинство ненужных вопросов. 
Для этого не нужна большая исследовательская работа. Например, по состоянию на 1930 год это выглядит вот так ( Bo Larsson, Anatolie Gordeev). Розовым цветом, то чего уже нет.


Давайте вспомним, чем Кишинев стал известен в один день всему миру? О чем писали все газеты и журналы? О еврейском  погроме 1903 года. Это конечно же, без сомнения, черная дата в истории Кишинева. Но где вы видели что-нибудь об этом событии в Кишиневе сегодня? В каком из музеев можно ознакомиться с этими событиями, исторически важными для всего мирового сообщества? 


Вот так выглядит сейчас дом №13 по Азиатской (Романэ, Свердлова), описанный в рассказе Короленко В.Г. http://oldchisinau.com

И вообще, в каком музее можно увидеть что-либо, связанное с еврейской культурой, жизнью и значением еврейской общины на развитие Кишинева? Еврейский музей есть только один, и тот частный. А где, кроме сайта http://oldchisinau.com можно получить информацию о людях с мировым именем, выходцами Кишинева, в большинстве своем евреях?

"...Сэмюэл Бронстон (Самуил Бронштейн) родился в 1908 году в
Кишинёве в многодетной семье. В 1918 году вся семья (родители
и 9 детей) покинула Бессарабию и поселилась в Париже.
Сэмюэл получил высшее образование в Сорбонне,
после чего занялся прокатом кинофильмов и вскоре стал представителем американской фирмы Metro-Goldwyn-Mayer во Франции. 


В 1937 году Бронстон переехал в США, где работал исполнительным
продюсером в Columbia Pictures и уже в 1943 году основал в Лос-Анжелесе собственную независимую компанию Samuel Bronston Productions, просуществовавшую до 1964 года...
... В фильмах Бронстона снимались Софи Лорен, Чарлтон Хестон, Бет Дэвис, Ава Гарднер, Катрин Денёв, Жерар Депардье..."



"...Дина Верни́ (урождённая Дина Яковлевна Айбиндер, фр. Dina Vierny (Aibinder);[6] 25 января 1919, Кишинёв, Бессарабия[7][8][9][10] — 20 января 2009, Париж) — французская натурщица и галеристка, искусствовед, певица, муза скульптора Аристида Майоля. Кавалер ордена Почётного легиона (1991).[11]..."



"...Нита Райя - французская киноактриса, танцовщица и певица
(Нита Рая, франц. - Nita Raya, настоящее имя Рая Юркович)

Нита Райя родилась 15 октября 1915 года в Кишинёве, впоследствии её семья переехала во Францию.
Успех пришёл к Ните в 1930-х годах, когда она снялась в нескольких драмах и комедийных кинокартинах, в том числе с Фернанделем. Исполненные ею с Фернанделем в музыкальной комедии "Ignace" песня и танец La Mexicana принесли ей широкую известность. Нита снялась в нескольких картинах режиссёра Кристиана-Жака..."



"...Сэм Земуррэй
Кишиневец Сэм Земуррэй сделал бананы продуктом для всех, создав самую большую на планете банановую компанию. Ее крупнейший в мире частный флот помог разгромить Гитлера на море. На деньги от бананового бизнеса Земуррэй финансировал изучение культуры майя  и покупал с потрохами власти банановых республик. Следы созданной им империи остались в истории, она изменила политический и географический ландшафт многих стран. Против компании Земуррэя боролся Эрнесто Че Гевара, она стала антигероем романов нобелевских лауреатов по литературе колумбийца Габриэля Гарсиа Маркеса, чилийца Пабло Неруды и гватемальца Мигеля Анхеля Астуриаса. ..

... Сэмюель Земуррэй родился в 1877 году в Кишиневе, который был тогда столицей Бессарабской губернии. Отпрыск бедной еврейской семьи при рождении носил имя Самуэль (Шмил) Змура. В 1892 году семейство эмигрировало в США и обосновалось в городе Селма, штат Алабама..."





http://oldchisinau.com

И много других!!!


Занимаясь темой "Еврейский акцент в архитектуре Кишинева" я обнаружил тот факт, что Кишинев наводнен каббалистической символикой! Не надо ничего создавать. Все уже есть. Надо только перестать ломать то, что мы имеем. При чем эта символика присутствует как на исторических зданиях, так и на особняках межвоенного периода, а также на современных объектах. 






Вас удивил этот факт, что она присутствует на современных объектах? А вы знаете, что в Кишиневе большинство работников, как в проектном деле, так и в строительстве, в советский период, были также евреи? 

Нигде нет такого количества еврейской символики в архитектуре и градостроительстве, как в Кишиневе. 



Пентаграмма, лежащая в основе планировки еврейского центра Кишинева, площади Старого Базара. 
При этом пентаграмма, имеющая 6 углов. Дополнительный угол как-бы указывает ориентацию пентаграммы на юго-восток, на Иерусалим.

"...По версии известного исследователя каббалы Гершома Шолема, маги средневековой Европы узнали о пентаграмме под именем «печати царя Соломона» из арабских манускриптов.

В арабской магии «печать Соломона» использовалась широко, но первоначально она, заключённая в круге, встречалась относительно редко. Даже тогда, гексаграмма и пентаграмма были взаимозаменяемы, и это название ["печать царя Соломона"] относилось к обеим фигурам.
Гершом Шолем, [A collection of articles on the Kabbalah]. [S.l. : s.n., 1920-1955?]...
...Пентаграмма была широко известна как оберегающий от всякого зла знак; вера в её оберегающие свойства была столь глубока, что в Древнем Вавилоне её изображали на дверях магазинов и складов, чтобы уберечь товары от порчи и кражи..."


Центральная площадь Кишинева, 1944 год.


Центральная площадь Кишинева, 1947 год. Проектные предложения А.В. Щусева.

Кроме этого, огромное количество фасадов зданий построено на основании канонов Каббалы. Объясняется это тем, что большинство зданий в историческом центре Кишинева строились в конце 19 века, период расцвета гаскалы, еврейского идейного, просветительского, культурного течения, возникшего еще в конце 18 века. Кишинев был новым городом, строительство велось на новых территориях, чего не было в других, существовавших уже в то время и сложившихся городах.  










В этом доме, построенном арх. А.Бернардацци, жила Лидия Липковская, оперная звезда мирового уровня.




Кишинев - еврейский город с точки зрения определения идентичности. Пора говорить об этом открыто. Не все согласятся со мной, уверен. При чем, далеко не все, это будет мало сказано. Но, повторяю, это факт!  Не так давно, в 1941 году в Кишиневе было созданно еврейское гетто. Мы гордимся, живем, работаем, отдыхаем в зданиях, которые во времена гетто фашисты отобрали у их владельцев, а их самих просто выгнали из страны. А многие даже не знают об этом факте до сих пор. Может пришло время хотя бы спасибо сказать тем бывшим владельцам, благодаря кому мы имеем все это. Признание и отражение этой темы в виде установления памятных знаков, создания музеев, разделов в существующих уже музеях, может послужить мощным толчком к развитию уникальности Кишинева и привлечению тех виртуальных путей международного туризма, о которых мы говорили выше, в наш город. А также может служить доказательством того, что хотя бы в этом  Кишинев поднялся до европейского уровня.  




Кстати, по примеру Испании, было бы неплохо пригласить потомков кишиневских евреев обратно в Кишинев, обеспечив для них упрощенные процедуры получения гражданства.

Вторым фактором уникальности является то, что Кишинев - зеленый 
город! Пока еще! Это понятие должно включать в себя все, что с этим связано на данном этапе. Green City - вот одно из направлений стратегического развития, в котором мы уже далеко впереди остальных городов. Это направление надо только развивать и поддерживать. Это также мощный фактор привлечения туристов.


Еще одним мощным фактором развития торговли и привлечения туристов является проведение Международных Ярмарок, Выставок и Фестивалей. Начало в этом плане уже есть, но для развития надо построить современную инфраструктуру, включающую, как место для проведения (существующее Молдэкспо - это для местного уровня, а не международного), так и остальные элементы, в виде гостинниц, торговых комплексов, музеев, конгресс-центров и т.д.

Немаловажным фактором развития туризма является транспортная доступность Кишинева из европейских стран. Кроме дорогих самолетов, ничего больше не имеется на сегодняшний день. Надо развивать скоростной железнодорожный транспорт, который свяжет Кишинев с европейскими столицами и позволит добраться в Кишинев за то же время, что и самолетом, только комфортнее и дешевле. Здесь надо отметить, что строительство таких дорог на эстакаде обходится гораздо дешевле расположенных на поверхности земли. Так 1 п.м. путей на эстакаде обходится примерно в 700 евро, а в традиционном варианте в 3 000 евро. Кроме этого, такой способ очень выгоден в условиях сложного рельефа, который отличает Молдову. Да и скорость движения не 250 км/час, как на традиционном полотне, а 400 км/час. Уже сравнимая со скоростью самолета, но не требует времени до вылета и после. Немаловажным фактором является и то, что пути на эстакаде не разрушают экологический каркас местности. 

Единственным природным ресурсом Кишинева является социальный капитал, то есть живущие в нем люди. Развитию социального капитала сегодня в мире придается огромное значение. В основном это заключается в развитии образования. Причем, не просто образования, а на современном уровне. Пора бы уже перенять всем известный опыт Финляндии. Мы все ще находимся в "совке". Во всем, включая систему образования. Пора уже начинать готовить специалистов, исходя из потребностей Стратегии развития, а не просто так. Как было до сих пор, так и готовим. А нужны они будут или нет, не знаем. Но поднять уровень образования еще не все. Надо параллельно создать условия для того, чтобы подготовленные нами молодые люди не уехали туда, где им предоставят лучшие условия для приложения их знаний, и лучшую оплату, для удовлетворения их амбиций. Вот эти два условия являются решающими в выборе молодых людей, определяющихся где жить. Если раньше этот выбор  происходил после окончания вуза, то теперь это уже перешло на стадию определения места, где учиться. Если где учиться не столь определяюще для развития города, то работать они должны вернуться сюда. А для этого надо создать такие условия. 

Поэтому Smart City это не просто красивая современная фраза. Это создание поля деятельности для молодых людей, желающих работать в области высоких технологий. У нас в городе для этого опять же есть все предпосылки.

"...A smart city is an urban area that uses different types of electronic data collection sensors to supply information used to manage assets and resources efficiently.[1] This includes data collected from citizens, devices, and assets that is processed and analyzed to monitor and manage traffic and transportation systems, power plants, water supply networks, waste management, law enforcement, information systems, schools, libraries, hospitals, and other community services.[2][3][page needed] The smart city concept integrates information and communication technology (ICT), and various physical devices connected to the network (the Internet of things or IoT) to optimize the efficiency of city operations and services and connect to citizens.[4][5] Smart city technology allows city officials to interact directly with both community and city infrastructure and to monitor what is happening in the city and how the city is evolving..."



Как видите, это выгодно обеим сторонам. С одной стороны выигрывает город, получая такой инструмент для управления всеми сложными процессами, сокращая расходы и повышая эффективность. С другой стороны, молодые люди получают огромное поле деятельности в плане участия в разработке, внедрении, работе и обслуживании этих данных. 

Конечно же, поля деятельности в обеспечении только разделов Смарт Сити будет недостаточно для того, чтобы загрузить всех молодых людей, желающих работать в области высоких технологий. Для этого надо предусмотреть подготовку специалистов для работы в системе аутсорсинга и фриланса, развивая эти отрасли в рамках Смарт Сити и создавая для них специальные условия, обеспечивающие конкурентноспособность на мировом рынке таких услуг.

В результате ориентировочное распределение занятости населения могло бы выглядеть так: 60-70 % в сфере обслуживания и торговли, 10-15 % в производстве  и 10-15% в сфере высоких технологий.

Вот и родился такой, как сегодня модно говорить, "вижн":

Кишинев - Smart City, зеленый, еврейский город,
центр торговли и туризма.

Такая концепция не зависит от геополитических векторов развития. Она будет работать в интересах всех.
Вот такими, на мой взгляд, должны быть основные направления Стратегического развития Кишинева на ближайшие годы. И все детальные планы развития должны основываться на том, соответствуют ли они развитию принятых основных направлений. Вот так должна выглядеть Концепция Стратегии Развития. Как я уже говорил, не более 4-5 направлений. Возможно кто-то предложит другие 4-5, но никак не двадцать. В таком случае будем обсуждать и сравнивать одно предложение и другое. Все это надо делать с участием представителей всех трех сторон : населения, бизнеса и науки, местных властей. На таком уровне изложения идеи понятны всем. И после прихода к компромису на уровне всех трех сторон, можно начинать разрабатывать саму Стратегию специалистами, обсуждая на следующих этапах уже детали. Другого пути нет.

А после того, как эта детально разработанная Стратегия будет утверждена, она становится законом, по которому работает любой избранный Муниципальный Совет и Примария. В таком случае политическая окраска членов Совета и Примара не имеет значения. И планы отдельных Примаров тратить деньги по своим желаниям, не соответствующим Стратегии, также становятся не реализуемыми.

Для любого инвестора становится понятным, во что он может вкладывать деньги в Кишиневе, а для местных бизнесменов становится понятным, какой бизнес в рамках этой Стратегии может быть выгодным для них. На основе такой стратегии можно обоснованно отказать инвестору, предложение которого не соответствует принятой Стратегии. С другой стороны, для инвесторов, вкладывающих средства в Стратегические направления могут быть предусмотрены встречные шаги со стороны городских властей, например, в содействии обеспечения инженерной инфраструктурой. Имея в виду, что эти расходы потом окупятся поступающими налогами от инвестора.

Важно также одновременно определить систему наказаний за отступление от утвержденных документов без изменения их утвердившим этот документ органом.

Не претендую на истину в последней инстанции, но я другого решения пока не вижу. Буду рад ознакомиться с другими вариантами Концепции, но только также, в виде 5-10 страниц, написанных простым, понятным всем языком. 



Комментариев нет: