"Happiness is the key to success !"

пятница, 22 ноября 2024 г.

Историческая трансформация Кишинева в XIX веке

 

Историческая трансформация Кишинева в XIX веке

Введение

В XIX веке, после вхождения в состав Российской империи, Кишинев пережил значительные перемены, которые повлияли на его развитие и облик. События начались с Великого землетрясения 1802 года, которое разрушило почти все здания города, включая церкви.






Исключение составила церковь Святых Константина и Елены, которую чудом не затронули разрушения. После землетрясения, в 1803 году было принято постановление о восстановлении города, которое включало меры по реконструкции разрушенных зданий, укреплению инфраструктуры и созданию новых общественных пространств, что открыло новую главу в его истории. Этот процесс восстановления стал важным этапом в преобразовании Кишинева, направленным на его укрепление как будущего регионального центра. Восстановление потребовало значительных ресурсов и усилий, и привлекло множество специалистов, что в свою очередь заложило основу для будущего архитектурного и культурного развития города.

Восстановление церквей и развитие инфраструктуры





Многие церкви начали свое возрождение с нуля. Например, Архангельская церковь (позже известная как Старый Собор) была восстановлена на месте бывшей Господарской церкви Святого Николая в 1806 году, получив колокольню и новый облик. Эта церковь стала символом возрождения города и служила важным религиозным и культурным центром, который объединял жителей и стал местом проведения множества значимых событий. В то же время Мазаракиевская церковь, построенная в XVIII веке, была перестроена с добавлением притвора, а ее центральная глава, которая раньше была выше колокольни, была утеряна. Эти изменения отразили новые реалии и архитектурные предпочтения того времени, а также необходимость адаптации к послезапятственной ситуации. Восстановление этих церквей символизировало преодоление разрушений и стремление к сохранению духовных традиций города.

В число шести церквей Кишинева, упоминаемых в 1789 году, входили Мазаракиевская (Рождества Богородицы), Благовещенская, Свв Константина и Елены (Воскресенская), Архангельская (Св Николая), Вознесенская и Харлампиевская.

Как показали результаты раскопок, Архангельская церковь (Старый Собор) была восстановлена на месте бывшей Господарской церкви Св. Николая в 1806 году, но к ней была пристроена колокольня и она получила совершенно новый вид в целом. Рядом с ней располагалось здание Митрополии, построенное еще в 1792 году, подвалы которой были также обнаружены в результате археологических раскопок в том же 2022 году. На этом месте сегодня строится музейный комплекс. В 1806-1808 году была построена новая Ильинская церковь, которой не было до этого. Она должна была стать новым центром города вместе с Ильинским базаром рядом с ней, поскольку вокруг Архангельской церкви все кварталы еще лежали в руинах, включая торговую площадь,а Старого Базара, известного нам, еще не было. Ильинский базар появился, скорее всего, в начале войны, на свободном от завалов, участке на краю развалин старого города. Он выполнял роль центрального базара в то время, то есть нового центра города. Потом, вероятно, для поддержки значения этого места, как центра города, было принято решение о строительстве Ильинской церкви Известный нам Старый Базар,в том виде, какой мы знаем по старым картам Кишинева, появился в это же время, как еврейский базар, отдельно от центрального базара возле Ильинской церкви. Он появился на расчищенной территории, расположенной на участке, находящейся в Господарской собственности, где до этого находилась самая старая деревянная церковь с традиционным захоронением городской знати. Эти захоронения были обнаружены в результате археологических раскопок в 2022 году.








В 1804 году была построена Армянская церковь. В 1807-1810 году на месте разрушенной была построена Благовещенская церковь. В это же время в 1807 году на месте разрушенной деревянной церкви, была построена Вознесенская церковь. Харлампиевская церковь, в виде небольшой деревянной церкви, возле которой были захоронения части городской знати, существовала еще в середине 19 века. Об этом говорит найденный надмогильный камень 1747 года. Восстановление разрушенной церкви состоялось аж в 1812 году, о чем говорит табличка в самом храме. Современный вид она получила уже в 1836 году.

Процесс восстановления города сопровождался множеством трудностей и вызовов, но также открывал возможности для его модернизации. Во время русско-турецкой войны 1806–1812 годов город выполнял роль военной базы, где зимовали российские войска. Это стало причиной хаотичной застройки, так как в Кишинев привозили ремесленников и купцов для обеспечения армии всем необходимым. Война внесла значительные изменения в структуру города, который стал важным логистическим центром для армии. Город постепенно заполнялся временными и постоянными строениями, такими как лавки, склады и небольшие жилые дома, которые возводились без учета единого плана. Это хаотичное расположение строений затрудняло процесс упорядочивания улиц, прокладки дорог и создания общей инфраструктуры, что в дальнейшем существенно усложняло модернизацию города.

Планирование и развитие города




По окончании войны на месте разрушенного города возникло стихийное поселение без четкой планировки, что отразилось в генпланах 1817 и 1834 годов, которые показывают хаотичную массу домов и только начинающую формироваться уличную сеть. Возникшая застройка не имела четких архитектурных принципов, что создавало определенные трудности для дальнейшего планирования и развития городской инфраструктуры. Тем не менее, такие поселения стали основой для формирования новых городских кварталов, которые со временем получили более четкую структуру. Несмотря на все трудности, город начал обретать новый вид, и уже в 1813 году была поставлена задача упорядочить застройку и создать более организованную уличную сеть.





Эти работы продолжались вплоть до середины 19 века. Подтверждение этому можно найти в воспоминаниях путешественника G. Kohl “Reisen in Sudrussland”, Dresden und Leipzig, 1846:

“...Что касается строительного искусства в Кишинёве, то здесь оно, как и во всех не русских, а молдавских городках, представляется кучей домов, неправильно настроенной и так скучившейся, что невозможно в их постройке уловить какой-то план. Только то там, то здесь можно найти правильные улицы. Теперь русские губернаторы своей властью проламывают в этом лесу дорогу. Их образ действия очень прост и вместе с тем высоко замечателен. Слушайте! Если из кому либо высших властей покажется, что в том или другом месте находятся плохие или безобразные постройки, и он желает, чтобы здесь прошла прямая улица, или же если он замечает, что постройка вышла из пределов старого плана, то он приказывает полицейскому взять ведро с краской и написать на указанных им домах: «На сломку!» Затем этот человек берёт лестницу, и не говоря ни слова жителям, которые смотрят и не знают, что он будет делать, приставляет к намеченному дому и пишет: «сломать до 1 октября», «сломать до 1840 года», или «сломать балкон»,  или «сломать до второго окна». Таким образом, каждый дом получает чёрным по белому краткую надпись, на которую с грустью смотрят бедные люди, но содержание которой они должны точно выполнить…”








В 1814 году был разработан первый план развития нового центра Кишинева на месте бывшей плац-парадной площади военного лагеря. Этот план стал основой для будущего городского центра, который должен был символизировать восстановление города и его новую роль в составе Российской империи. Архангельская церковь получила статус Старого Собора (а рядом с ней было построенное в 1792 году  здание Митрополии), сформировав центр Старого города. Этот комплекс стал не только духовным, но и культурным и административным ядром города. Здесь проводились важные события, которые укрепляли значение Кишинева как важного центра региона.

Уже в 1814 году было закончено строительство и начались службы в новой Покровской церкви в составе дома Митрополита. Архангельская церковь получила тот статус, который мы знаем, как Старый Собор. В комплексе со старой Митрополией здесь сформировался центр Старого города. Практически, уже в это время было принято решение о том, что Кишинев будет столицей этой аннексированной территории. Этому является подтверждением и тот факт, что представленный в 1817 году генплан города был разработан исходя из планируемой численности населения около 100 тыс. жителей, при том, что в 1812 году население было около 7 тыс. человек. Уже по этому генплану Кишиневу предоставлялась функция военной базы. Размеры плац-парадной площади, ширина центральной улицы и других улиц, были гораздо больше и шире тех образцовых, разработанных в это время В. Гесте, главным архитектором Российской Империи. Эти образцовые площади и кварталы были разосланы по всем губерниям для обязательного применения. Такой факт является косвенным доказательством того, что никто другой, кроме самого В.Гесте не мог изменить эти параметры. Да и допустить тот факт, что планировка 100 тысячного города могла пройти мимо В. Гесте, и что автором этого генплана является местный землемер, просто невозможно.








Кстати, по данным “Общего штата Российской Империи” Озмидов Михаил Семенович, занимавший должность областного архитектора с 1812 по 1818 год, т.е. в период разработки генплана, был коллежским асессором. Звание коллежский асессор (или коллегиальный ассистент) в Российской империи было низким чином в гражданской службе, и оно находилось между младшими и средними чинами. Статус надворного советника Озмидов занимал с 1822 по 1824 годы, т.е. после разработки генплана 1817 года. Декрет о том, что Кишинев назначается столицей был подписан в 1818 году Александром I , совершенно не означает, что решение не было принято до этого, намного раньше, так как разработка генплана в то время, включая поездки местного землемера в Петербург, могла занять несколько лет.

Интересный малоизвестный факт. В 1825-1826 годах по данным того же “Общего штата Российской Империи” должность областного архитектора занимал мой однофамилец (а может и дальний родственник))) титулярный советник Гордеев Гаврила Федорович. Коллежский асессор был ниже по рангу, чем надворный советник и титулярный советник. В этом же списке можно увидеть, что практически все областные архитекторы занимали этот пост не более 2-3 лет. Частая смена областных архитекторов в XIX веке, особенно в первые десятилетия, могла быть связана с тем, что многие из них находились в должности не по собственной воле, а, например, отбывали службу в определённых регионах в рамках ссылки или служебных командировок. Не будем забывать, что в это время Кишинев был глухой провинцией. Вспомните, что писал Пушкин о Кишиневе того времени. “Проклятый город Кишинев…” , “ В Кишиневе много вина и много артисток. Вино мы пьем, а артисток…”. Кстати, об этой особенности Кишинева писал еще Эвлия Челеби, рассказывая о том, что где бы вы ни присели, откуда-то появляются молодые девушки и усаживаются к вам на колени.








Масонское влияние и архитектурные изменения

В этот период становится ясно, что Кишинев должен стать столицей новоаннексированной территории, что подтверждается масштабами и планами города — планировалось, что население достигнет 100 тысяч человек, хотя в 1812 году в городе проживало всего около 7 тысяч. Это свидетельствует о значительных амбициях Российской империи в отношении Кишинева, который рассматривался как ключевой региональный центр. Масштабные строительные работы и восстановительные проекты стали неотъемлемой частью плана создания города, способного выполнять как административные, так и военные функции. Также проводились работы по созданию новых дорог, мостов и других элементов инфраструктуры, которые помогали связать разные районы города и способствовали его экономическому развитию.

Масонское влияние также сыграло свою роль в развитии города, отразившись на его архитектуре и планировке. Масонские символы были интегрированы в архитектурные детали, а планировка городских пространств часто учитывала принципы, характерные для масонских традиций, такие как геометрическая гармония и символизм.






Например, использование пятиугольных форм и символических узоров подчеркивало масонскую идеологию, а здания, построенные по заказу масонов, отличались особым вниманием к деталям и символике. Так, в 1821 году была открыта масонская ложа "Овидий-25", а сам генеральный план 1817 года, разработанный архитектором В. Гесте, содержит символические элементы, указывающие на связь с масонскими традициями. Например, территория Старого Базара имела форму пятиугольника, одного из символов масонов и Кабалы.



Масоны оставили свой след в архитектуре и планировке города, что подчеркивает важность символики и ритуалов в создании нового облика Кишинева. Ложа "Овидий-25" была не только местом встреч, но и играла роль в принятии решений о строительстве и развитии города, влияя на его социальную и культурную жизнь.







Она была официально открыта 7 июля 1821 года и получила своё название в честь древнеримского поэта Овидия, сосланного на берега Чёрного моря. Число «25» обозначало порядковый номер ложи. Павел Сергеевич Пущин - генерал-майор, возглавил ложу при её основании. Александр Пушкин был принят в ложу 4 мая 1821 года, о чём он упоминал в своём дневнике: «4 мая был я принят в масоны». Ложа «Овидий-25» функционировала в доме греческого купца Михалаки Кацики, расположенном на улице Б.П. Хаждеу, 2. Этот дом сохранился до наших дней и является памятником архитектуры. Деятельность ложи была недолгой. В 1822 году император Александр I издал указ о запрещении масонских лож и тайных обществ в России, после чего «Овидий-25» прекратила своё существование.

Генплан 1817 года, разработанный под руководством В. Гесте, ориентирован странным образом так, что север находится не вверху, как принято, а внизу изображения.




Такое расположение можно объяснить тем, что Гесте, будучи также масоном, хотел указать на то, что это напоминает дерево жизни, корнями которого является старый город. Подробное изображение дорожек городского сада также не характерно для такого рода планов, где парки или другие зеленые пространства обычно изображаются просто общим пятном. Можно предположить, что тем самым, изобразив рисунок дорожек Городского сада, напоминающих русскую или кельтскую звезду, Гесте хотел сказать, что этим самым, как бы, он ставит печать, означающую переход этой территории из под Османского влияния под Российское. Известно, что Гесте происходил из семьи шотландских каменщиков, и приехал в Россию вместе со своим другом, который не скрывал своего масонства.

Экономический рост и миграция

В конце XIX века Кишинев становится крупным городом Российской империи. В 1863 году численность населения достигла 94 тысяч человек, что делало его четвертым по числу жителей в Империи после Москвы, Санкт-Петербурга и Одессы. Рост численности населения был связан с благоприятной экономической политикой властей, включая налоговые льготы для приезжих купцов и ремесленников, бесплатное предоставление земельных участков и создание условий для ведения торговли, что стимулировало миграцию. Эти меры способствовали привлечению людей, которые приносили с собой новые навыки и технологии.

Уже в 1835 году был издан царский указ, освобождающий приезжавших купцов от налогов на 10 лет. При этом они получали бесплатно участки в новой, верхней части города, и обязывались построить за первые 5 лет недвижимость стоимостью, не менее той, что была равна сумме неуплаченных налогов за это время. Следующие 3 года они должны были уже платить 30 процентов налогов, а оставшиеся 2 года - 50%. Благодаря такой политике, численность населения города в 1863 году составляла 94 тыс жителей, а к концу 19 века все 100 тысяч, практически половина из которых составляло самое большое еврейское меньшинство. И все они размещались в пределах границ города, предусмотренного еще в начале века.








В 19 веке Кишинев, как и планировалось в начале века, выполнял роль военной базы Российской армии. Русско-турецкие войны происходили практически каждые 20 лет. 1806-1812, 1828-1829, 1853-1856, 1877-1878. Благодаря этому Кишинев рос и развивался.









Первая линия железной дороги на территории Молдовы была проложена в 1865 году на участке Раздельная Кучурган. В 1873 году началось движение на участке Кишинёв — Корнешты, а в 1875 году линия была продлена до Унген. В начале ноября 1877 года была открыта для военного сообщения Бендеро-Галацкая железная дорога протяжённостью 305 км.Это и была конечная цель строительства железной дороги, а вовсе не желание процветания города. И тем не менее это дало новый толчок развитию Кишинева.










Первая трамвайная конка пробежала по новому маршруту 29 октября 1888 года. К 1895 году маршрут оброс остановками, станциями для хранения инвентаря, конюшнями. Через два года начали строить еще одну линию, уже к железнодорожному вокзалу. Третья линия появилась в 1913 году, одновременно с переходом трамвая на электрическую тягу. Общая длина всех четырех маршрутов к тому моменту составляла уже более четырнадцати километров. На линиях раскатывали одновременно уже до тридцати вагонов.









Благодаря строительству железных дорог и развитию инфраструктуры, таких как трамвайные линии, город рос и менялся. Появление железнодорожного сообщения и развитие транспортной системы позволили Кишиневу интегрироваться в экономическую систему Российской империи, что способствовало его росту и процветанию.

Железные дороги способствовали развитию торговли и экономических связей, что в свою очередь привело к увеличению благосостояния жителей и созданию новых рабочих мест. Этот период характеризуется также строительством общественных зданий, таких как школы, больницы и театры, которые способствовали улучшению качества жизни населения. Развитие транспортной сети, включая трамвайное сообщение, способствовало улучшению связи между разными частями города, что делало его более удобным для жителей и способствовало дальнейшему росту. Кишинев стал важным транспортным узлом, через который проходили основные потоки товаров и людей.

Архитектурное наследие

Лев (Лейб) Исаа́кович Ба́хман, родившийся в 1830 году в Кишиневе, был первый еврей, окончивший Петербургскую Императорскую Академию художеств (1852—1861). Так и не получив права жительства в Петербурге, до конца жизни жил в пригородах. Автор проекта Большой Хоральной синагоги в Санкт - Петербурге.




Большое влияние на развитие города в конце 19 века - начале 20 века, оказал архитектор Алессандро Бернардацци, которого также не трудно отнести к масонам, поскольку он происходил из семьи итальянских каменщиков, живших в Швейцарии. Бернардацци, родившийся в 1831 году, был практически одногодкой с Львом Бахманом. В 1850 году, после окончания Строительного училища в Санкт-Петербурге, он был назначен в Кишинев. Этот факт совершенно не исключает того, что он встречался и был знаком с Львом Бахманом, так как было целых два года, когда они оба были в Кишиневе.




В это же время в Кишиневе родился в 1869 году и работал известный архитектор Цалель Гингер. Поскольку он все время стремился переехать в Санкт-Петербург, и в итоге, это ему удалось, он вполне мог встречаться там с Львом Бахманом, ушедшим из жизни в 1896 году.




В 1873 году в Кишиневе родился всемирно известный архитектор А.В. Щусев. Существует также множество фактов о том, что он был членом одной из масонских лож вместе со своим педагогом И.Е. Репиным. Не трудно заметить, что Цалель Гингер и А.В. Щусев были ровесниками. Конечно, совсем не обязательно, что они были знакомы, хотя кто знает. Как известно, в Кишиневе все родственники))))))




Архитекторы того времени, такие как Алессандро Бернардацци и Цалель Гингер, оставили значительный след в архитектурном облике Кишинева, внося элементы, связывающие город с европейскими традициями и влиянием масонства. Бернардацци, например, привнес итальянские архитектурные элементы, которые сделали Кишинев уникальным среди других городов Российской империи. Его проекты включали здания в стиле классицизма и неоренессанса, что придавало городу изысканный и утонченный вид. Бернардацци также занимался проектированием общественных пространств, таких как площади и парки, что способствовало формированию городской среды, которая была удобна для жителей и отражала культурные амбиции города.

Гингер, в свою очередь, работал над проектами, которые объединяли европейские и местные мотивы, что подчеркивало культурное разнообразие города. Эти архитекторы сыграли важную роль в формировании облика Кишинева, который сочетал в себе элементы классицизма, барокко и местных традиций, что делало его уникальным и неповторимым. Их работа не только украсила город, но и создала основу для его дальнейшего архитектурного развития, заложив традиции, которые продолжают вдохновлять архитекторов и по сей день. Здания, созданные ими, стали важными культурными памятниками, отражающими богатую историю и культурное наследие Кишинева.

Заключение

Таким образом, XIX век стал временем трансформации Кишинева из разрушенного землетрясением поселения в центр культурной и экономической жизни Бессарабии в составе Российской империи.




В это время в Кишиневе были построены новые школы, больницы, театры и общественные здания, что способствовало развитию образования, здравоохранения и культуры. Открытие Городского сада (ныне Парк Пушкина) в 1818 году и строительство Нового Синодального Собора в 1834 году стали важными культурными вехами в истории города.








Также развитие торговли и транспортной инфраструктуры, включая железные дороги и трамвайные линии, существенно укрепило экономическое положение Кишинева, превратив его в значимый региональный центр. Масштабные реконструкции, влияние масонства, планировочные решения и архитектурные проекты привели к формированию уникального облика города, который, несмотря на все исторические перипетии, сохранил свою самобытность и очарование. Восстановление и развитие города стало примером успешной интеграции различных культурных и архитектурных влияний, что создало основу для дальнейшего процветания Кишинева.

В XIX веке город превратился в важный центр не только для Бессарабии, но и для всей южной части Российской империи, став символом возрождения и устойчивости в условиях исторических потрясений. Развитие городской инфраструктуры, архитектурные достижения и социальные изменения сделали Кишинев значимым городом, который привлекал людей разных национальностей и культур. Это способствовало созданию многонационального общества, в котором переплетались различные традиции и культуры, что делало Кишинев уникальным и интересным местом для жизни и развития.

Кишинев не только выполнял функции важного административного и военного центра, но и становился местом, где развивались наука, культура и искусство. Создание школ, больниц, театров и других учреждений способствовало повышению уровня жизни и образованию местного населения. Это привлекало людей из разных уголков Российской империи, которые вносили свой вклад в развитие города и его многообразие. Город становился все более космополитичным, привлекая представителей различных народов и культур, которые находили здесь возможности для жизни и работы.

Архитектурное наследие XIX века стало неотъемлемой частью исторического и культурного облика Кишинева. Здания, построенные в этот период, отражали не только стиль и вкус своего времени, но и стремление к созданию города, который бы сочетал в себе элементы европейской культуры и местные традиции. Многие из этих зданий сохранились до наших дней и продолжают служить напоминанием о богатой истории и культурном наследии Кишинева.

К концу XIX века Кишинев превратился в важный экономический, культурный и административный центр региона. Его рост и развитие стали результатом множества факторов — от геополитических до культурных. Влияние масонства, архитектурные проекты выдающихся зодчих, развитие транспортной и городской инфраструктуры — все это создало уникальный образ города, который сохранился до наших дней. Кишинев стал символом преодоления трудностей и возрождения, примером того, как город может восстановиться после разрушений и стать центром притяжения для людей с различным культурным и социальным бэкграундом.


Комментариев нет: