И все-таки, скорее всего, первыми жителями хутора
Ставчены, приехавшими в 1867 году, были немецкие колонисты.
Но давайте по порядку. D-l Lazarencu
21.07.2020
поговорил с жителем села, которому 90 лет, то есть 1930 года рождения. С его
слов стало известно, что Буруяна и Ставчены - это два разных хутора (слайд 3
презентации https://www.arcgis.com/apps/presentation/index.html?webmap=f19a287efa5a480099f8a68b4e3131d5).
Буруяна была немного меньше, а в Ставченах было примерно 30-40
домов. При этом он показал дом, где он родился! Что, вроде бы не совпадает с
тем, что в переписи 1930 года эти два населенных пункта отсутствуют. Да и в
1907 году не указаны немецкие колонии в этих местах. Разгадка находится в
цифрах. Немецкие колонии, указанные в перечне 1907 года, имели население не
менее 100 человек, а 30-40 домов это меньше. Кроме того, перепись 1930 года
также отражала населенные пункты с этническими группами не менее 50 человек. Это
служит обоснованием того, что эти два села не указаны в этих материалах, а на
самом деле вполне себе существовали!
Со слов этого же жителя, в 1920-1940 годах жители хутора
Буруяна ходили в церковь на Рышкановке (Константина и Елены), а жители Ставчен
- в церковь в Старых Гоянах. (старые дороги на слайде 3 презентации
подтверждают этот факт). Речь идет о церкви Криковской низшей Сельскохозяйственной
школы, сегодня расположенной в Чореску. Правда это уже другая церковь,
построенная на месте той старой, построенной 1911-1914 годами (рис.1).
Другой житель Ставчен, по словам D-l Lazarencu,
рассказал, что название дали хутору 3 брата, приехавшие с одноименного села
из-под Хотина.
Три брата - это братья Балицкие:
"......Гласные Тираспольскаго уезднаго земскаго
собрания
...От землевладельцев :
Балицкий Игнатий Николаевич поручик
Балицкий Леон. Николаевич дворянин
Балицкий Балтаз. Николаевич дворянин..."
Одноименное село - это Ставчаны, между Черновцами и
Хотином (слайд 2 презентации https://www.arcgis.com/apps/presentation/index.html?webmap=f19a287efa5a480099f8a68b4e3131d5).
"... Перша згадка - 1437 р.
У 1861 р. місцевий поміщик Ф.Рафалович збудував у
Ставчанах цукровню, але вже в 1876 р. підприємство перекваліфікували на
гуральню, яка виробляла 50 тис. відер спирту на рік. Рафалович був, здається,
підприємцем метикуватим - і запросив у Ставчани німців-колоністів. Частина
села, де вони жили, називається Колонією..."
Очень похожая история. Можно предположить, что такие же
немцы-колонисты были приглашены братьями Балицкими на их земли и образовали
свою колонию Ставчены в 1867 году, рядом с хутором Буруяна. А в 1901 году сюда
переехали румыны и русские из тех же Ставчан и образовали третий хутор Новые
Ставчены, ныне Бунец, упоминаемые в переписи 1930 года, как село с населением
303 человека. В данном случае 187 румын и 116 русских превышал тот минимальный
порог числа жителей в 50 человек, и Новые Ставчены вошли в перепись, а Буруяна
и Ставчены - нет.
Немецкие колонии, как и еврейские, были полностью
автономны в своем управлении и вели свою отчетность сами.
"...Немецкие колонии получили особую форму
административного устройства. Во главе каждой из них стояли избиравшиеся из
колонистов старшина, два заседателя и писарь. Документация велась на немецком
языке. Только наиболее важные документы переводились на русский язык..."
Селились они также отдельно от местных жителей, однако в
отличие от евреев, по собственной воле, а не в связи с ограничениями властей. Церковь
у них также мог заменять молитвенный дом. Школы у них также были свои. Все это
и привело меня к ошибочной мысли, что переселенцы были польскими евреями.
Немцы-колонисты были почти на 100 процентов лютеране, а
не католики. Лишь 5% из них были католиками. Роль церкви для всех колонистов
выполняла лютеранская кирха в Кишиневе (рис.2).
Там же нужно искать всю информацию о первых жителях
Ставчен (рис.3).
При этой же церкви находилось 2-х классное начальноу
училище (рис.4)
На кладбище возле церкви Константина и Елены хоронили и
лютеран, как известно. В архивах этой церкви также можно было бы найти много
интересного.
В 1940 году все немцы-колонисты Бессарабии были
отправлены в Германию.
"... Эвакуация началась в сентябре 1940 года и
завершилась в очень сжатые сроки: в ноябре 1940 года. Подготовка к репатриации
шла под лозунгом «Heim ins Reich» («Домой в Рейх»). Более 93.000 бессарабских
немцев переселились в оккупированную Польшу и в Восточную Пруссию. После
процедуры регистрации они перестали быть румынскими гражданами и попали под
защиту рейха. Впоследствии каждый репатриант, пройдя соответствующие процедуры,
получал гражданство Германии..."
По этой причине хутор Ставчены перестал существовать и
выглядел таким заброшенным на аэрофотосъемке 1944 года, а также отсутствует на
карте 1985 года.
Начиная с 1967 года, немцы из Казахстана, преселенцы из
Поволжья, начинают опять населять эти места, но уже на территории современых
Ставчен.
Продолжение следует)))
Комментариев нет:
Отправить комментарий