"Happiness is the key to success !"

четверг, 31 октября 2024 г.

Градостроительное планирование Кишинева: Предложения по улучшению и устранению неопределенности

 


Градостроительное планирование Кишинева: Предложения по улучшению и устранению неопределенности

Градостроительный кодекс Кишинева, утверждённый решением Муниципального совета № 2/28 от 2 апреля 2021 года, регулирует обязательные нормы при разработке и утверждении планов зонирования и детальных планов. Он также устанавливает порядок внесения изменений в коды градостроительного регулирования и нормирует разработку и представление градостроительных документов на утверждение. Документ описывает правила обязательной процедуры и устанавливает нормы и шаги для разработки, подачи и утверждения планов зонирования и детальных планов, чтобы внести ясность и обеспечить прозрачность процесса. Также он уточняет возможности для владельцев земель по инициированию изменений и условия, при которых администрация может отказать в рассмотрении заявок.

Однако, документ не содержит информации о минимальных границах территории, для которой требуется разработка зонального плана, и устанавливает общий порядок разработки и представления таких планов для муниципия Кишинев, не указывая конкретных требований по минимальным территориальным единицам. На данный момент в законодательстве Молдовы не закреплены минимальные площади для разработки зонального плана. Также нет чётко определённых требований к размеру участка для отнесения его к категории зонального планирования. Это может создавать правовую возможность для заказчика запросить разработку зонального плана даже для небольшого участка, например 600 м², и администрация формально не обладает основанием для отказа на основании размера территории. Новый Градостроительный кодекс Молдовы, утвержденный в 2023 году, систематизировал правила для различных аспектов градостроительства, однако конкретных положений о способах определения границ зон для зональных планов или минимальных площадях для их разработки в нем пока не установлено.

Введение четкого определения зонального плана, его границ и минимальной площади в законодательство могло бы устранить правовую неопределенность и избежать ситуаций, когда маленькие участки подаются на рассмотрение как зональные планы. Такие изменения позволят администрации и разработчикам проектов опираться на ясные требования, что предотвратит злоупотребления и сделает процесс более предсказуемым и понятным для всех участников.

Преимущества введения минимальных требований

  • Структурирование процесса: Четкое законодательное определение минимальных размеров для зональных планов обеспечит последовательность и предотвратит путаницу с детальными планами.

  • Снижение нагрузки на администрацию: Установление минимальных требований к площади позволит администрации рассматривать только те проекты, которые действительно требуют зонального подхода, что снизит количество заявок и ускорит процесс.

  • Обоснованность и прозрачность решений: Понятные требования позволят заказчикам готовить планы, соответствующие территориальной стратегии города, избегая необходимости обоснования изменений на небольших участках, что может нарушить комплексность зонирования.

Принятие таких стандартов, с учетом международного опыта, сделает процесс планирования в Молдове более целостным и рациональным, а также упростит развитие территорий и привлечение инвестиций.

Проблемы, связанные с отсутствием четких требований

Отсутствие четких законодательных требований по минимальным площадям и критериям для разработки зональных планов может вызвать ряд проблем в процессе изменения кодов для отдельных участков:

  • Сложности с соблюдением градостроительной стратегии: Если небольшие участки без учета окружения будут изменять зонирование или функциональные коды, это может привести к фрагментации городской среды. В отсутствие четких требований есть риск, что участки разного назначения будут сосуществовать хаотично, что ухудшит баланс между жилыми, коммерческими и рекреационными зонами.

  • Противоречия с Генеральным планом: Без четко установленной методики для зональных границ возможно появление противоречий с Генеральным планом, что затруднит его реализацию и снизит контроль за развитием территории в рамках общей стратегии города.

  • Создание правовой неопределенности: Если размер участка не регулируется, владельцы могут подавать заявки на изменение кода даже для небольших территорий. Это затруднит отказ по формальным основаниям и создаст ситуации, где администрация будет вынуждена принимать решение на усмотрение, что может вызывать правовые споры и задержки.

  • Ухудшение условий для инвесторов: Инвесторы, заинтересованные в крупных проектах, могут столкнуться с нестабильностью в зонировании и зонируемых территориях, что затруднит прогнозирование инфраструктурных условий и может привести к оттоку долгосрочных инвестиций.

Введение минимальных требований к размеру зональных территорий помогло бы избежать этих проблем и обеспечило бы более предсказуемое развитие территорий в соответствии с генеральной стратегией города.

Ориентиры для минимальных площадей зонального планирования

Обычно минимальные площади зон для разработки зональных планов (а не детальных) зависят от градостроительной политики и масштабов города. В практике градостроительства часто используются следующие ориентиры:

  • Минимальная площадь для зонального планирования: Для городов средних и крупных размеров, таких как Кишинев, минимальная площадь зонального плана обычно начинается от 1-5 гектаров (10,000–50,000 м²). Такой размер зоны позволяет учитывать более широкие потребности района, как инфраструктурные, так и социальные, и создаёт пространство для многофункционального использования.

  • Установленная инфраструктура и застройка: Если зона включает значимые элементы инфраструктуры или крупные жилые, коммерческие или рекреационные объекты, площади зональных планов могут быть еще больше — от 10 гектаров и выше. Это позволяет учитывать влияние изменений на соседние территории и транспортные потоки.

  • Детальные планы для меньших территорий: Для участков меньших площадей, таких как 0,5–1 гектар, обычно разрабатываются детальные планы (например, кварталы или небольшие жилые комплексы), так как они детализируют использование конкретных участков и влияют на ограниченную территорию.

Зональные планы охватывают крупные территории для общего зонирования, тогда как детальные планы применяются для более мелких участков с целью детализированной застройки.

Предложения по улучшению градостроительного регулирования

Несмотря на свою важность, существующий документ требует ряда улучшений, чтобы лучше соответствовать современным вызовам и потребностям города. В этом материале предложены изменения, которые могли бы сделать процесс разработки градостроительной политики более гибким, прозрачным и адаптивным к потребностям населения.

1. Упрощение процедуры изменения планов зонирования

Сегодня многие участники процесса сталкиваются с бюрократическими препятствиями на пути к изменениям зонирования и детальных планов. Важно упростить процедуру инициирования и уменьшить количество административных барьеров. Для этого можно внедрить электронные платформы для подачи документов, что позволит сократить сроки обработки заявок и сделать процесс более удобным и доступным.

2. Введение адаптивного подхода к регулированию

Один из ключевых аспектов эффективного управления развитием города — это гибкость в реагировании на изменения. Адаптивное зонирование позволит учитывать новые вызовы, такие как демографические изменения, экономические колебания или внедрение новых технологий. Это позволит оперативно вносить корректировки в планы и обеспечит устойчивое развитие.

3. Интеграция ГИС и цифровых технологий

Интеграция градостроительных планов в геоинформационные системы (ГИС) станет важным шагом к повышению прозрачности и эффективности процесса градостроительного регулирования. Общественность, архитекторы и застройщики смогут видеть текущие проекты, вносить изменения и предлагать улучшения на основе доступной информации. Кроме того, ГИС поможет анализировать последствия тех или иных изменений, а также прогнозировать развитие города.

4. Общественное обсуждение и участие горожан

Градостроительство должно быть диалогом между властями и жителями города. Предлагается создать обязательную онлайн-платформу для публичного обсуждения планируемых изменений, где жители могли бы оставлять свои комментарии и предложения. В других городах, таких как Таллинн и Вена, подобные платформы успешно используются для повышения прозрачности и учета мнений граждан, что приводит к более сбалансированным решениям в градостроительстве. Это усилит участие общественности в принятии решений и обеспечит учёт реальных потребностей граждан.

5. Устойчивое развитие и экологичность

Для современного города важна экологичность застройки. В градостроительный кодекс необходимо включить обязательные требования по созданию зелёных зон, внедрению энергосберегающих технологий, использованию возобновляемых источников энергии, а также развитию инфраструктуры для альтернативных видов транспорта. Это позволит сделать Кишинев более устойчивым и комфортным для жизни.

6. Особое регулирование для исторических районов

Исторические районы Кишинева требуют особого подхода. Необходимо установить специальные регламенты для сохранения архитектурного облика и уникального культурного наследия города. Это включает ограничения по высотности и плотности застройки, а также меры по реставрации и сохранению исторических зданий.

7. Поддержка малого и среднего бизнеса

Для стимулирования развития городской экономики предлагается упростить изменения зонирования для малых и средних предприятий. Это поможет поддержать местные бизнесы, ускорить развитие районов и повысить уровень экономической активности в городе.

Заключение

Предлагаемые изменения в градостроительном кодексе помогут сделать Кишинев более адаптивным, устойчивым и удобным для жителей. Городское планирование должно учитывать современные реалии и включать в себя механизмы для гибкого реагирования на изменения. Обеспечение прозрачности, активное участие граждан и использование цифровых технологий станут основой для устойчивого развития столицы Молдовы.


Комментариев нет: