Новый Градостроительный кодекс Республики Молдова опирается на предположение, что все строительные и планировочные действия должны осуществляться на основе утвержденного Генерального плана. Этот подход означает, что основная градостроительная деятельность должна соответствовать стратегическим целям, изложенным в Генеральном плане, включая зонирование, инфраструктуру и устойчивое развитие.
Кишинев находится в сложной ситуации, когда срок действия текущего Генерального плана истекает в 2025 году, но процесс разработки нового еще не начат. Это создаёт серьезные риски для устойчивого развития города, поскольку новый Градостроительный кодекс требует, чтобы все действия по градостроительству основывались именно на утвержденном Генеральном плане.
При этом стратегия развития (или мастер-план) не обладает юридической силой, аналогичной Генеральному плану, поскольку понятие мастер-плана отсутствует в кодексе. Это означает, что разработанная стратегия может быть полезна как ориентир, но не может служить нормативным документом для планирования или утверждения проектов.
Риски и последствия такой ситуации могут включать правовую неопределенность, отсутствие руководства для инвесторов и нехватку инструментов для временного регулирования. Без действующего Генерального плана администрация не сможет законно утверждать крупные проекты, что может замедлить или остановить развитие города, особенно в новых или исторически значимых районах. Отсутствие актуального Генерального плана снижает предсказуемость для инвесторов, что отражается на привлечении инвестиций. Кроме того, муниципалитету будет сложно временно регулировать строительство и градостроительные изменения без утвержденного плана и альтернативных механизмов.
Отсутствие актуализированного Генерального плана может создать правовые и административные препятствия, поскольку кодекс не предусматривает гибких механизмов для временного планирования или утверждения проектов в таких условиях. Это ставит под сомнение возможность проведения работ в зонах, где Генеральный план либо устарел, либо отсутствует. В таких случаях муниципальные администрации, особенно в крупных городах, как Кишинев, сталкиваются с необходимостью разрабатывать промежуточные решения.
С учетом текущих обстоятельств, разработка нового Генерального плана Кишинева действительно может оказаться неэффективной, если она будет базироваться на концепции линейного развития, которая не отражает современных подходов к устойчивому городскому планированию. Это ставит под сомнение актуальность самого процесса, поскольку для создания плана, который бы отвечал будущим требованиям города, нужны новые принципы и законодательные основы.
Разработка специального градостроительного кодекса для муниципия Кишинев с учетом адаптивного планирования и интеграцией мастер-плана — это более оперативное и целесообразное решение, чем ожидание очередного пересмотра национального кодекса или запуск нового Генерального плана на основе линейных принципов.
Конкретные шаги для реализации предложенной модели:
Разработка специального Градостроительного кодекса для Кишинева: Ориентирован на адаптивное планирование, с закреплением мастер-плана как временной нормативной основы и гибким обновлением в формате GIS.
Создание мастер-плана: Включение мастер-плана как основного элемента развития для управления конкретными районами без необходимости частой корректировки Генерального плана.
Согласование мастер-плана с PMUD: Обеспечение поддержки между мастер-планом и PMUD для интегрированной транспортной и социальной инфраструктуры.
Создание информационного портала: Платформа на основе GIS с данными в реальном времени, что позволит быстро адаптироваться к изменениям.
Завершение работ в течение года: Завершить разработку и утверждение специального кодекса и мастер-плана до истечения срока действия текущего Генерального плана.
Для обоснования предложения по разработке экспериментального Градостроительного кодекса для Кишинева, учитывая сложившиеся обстоятельства, можно сосредоточиться на следующих ключевых аспектах:
Текущая ситуация и вызовы
Истечение срока действия Генерального плана в 2025 году: До конца срока действия текущего плана осталось менее двух лет, а процесс разработки нового Генерального плана еще не начат. Без утвержденного плана город столкнется с правовой и стратегической неопределенностью.
Недостатки линейного подхода: Разработка нового Генерального плана на основе линейного развития, согласно требованиям действующего кодекса, не только потребует длительного времени, но и окажется неэффективной, поскольку линейное планирование не соответствует современным потребностям динамично развивающегося города.
Отсутствие юридического понятия мастер-плана: Мастер-план как гибкий инструмент стратегического управления не закреплен в кодексе, что ограничивает возможности города управлять развитием на основе актуальной и адаптивной информации.
Риски при сохранении статус-кво
Потенциальный застой в развитии инфраструктуры и инвестиций: Без актуального плана будет сложно согласовывать новые проекты и привлекать инвестиции, что замедлит развитие Кишинева.
Неопределенность для инвесторов и застройщиков: Отсутствие стратегической предсказуемости снизит инвестиционную привлекательность города.
Фрагментация городской среды: Без управляемого подхода возможно хаотичное изменение кодов зонирования, что приведет к нарушению функциональной структуры города.
Предлагаемое решение: экспериментальный Градостроительный кодекс для Кишинева
Разработка специального кодекса для Кишинева на основе принципов адаптивного планирования, который позволит управлять развитием с учетом изменений и актуальной ситуации. Такой кодекс может быть ориентирован на тестирование гибких механизмов планирования, основанных на оперативных корректировках.
Интеграция мастер-плана: Мастер-план станет основной базой для зонирования и долгосрочного развития, с возможностью гибкой корректировки через информационную систему, что позволит реагировать на изменения быстро и экономично.
Совместимость с Планом устойчивой мобильности (PMUD): Адаптация PMUD в соответствии с мастер-планом обеспечит гармоничное развитие транспортной системы, что повысит общую устойчивость городской инфраструктуры.
Преимущества подхода
Скорость и экономичность: Разработка кодекса и мастер-плана для одного города займет гораздо меньше времени и ресурсов, чем пересмотр национального кодекса, и позволит в кратчайшие сроки решить задачи развития.
Привлекательность для инвесторов: Четкие и актуальные данные, доступные в реальном времени через платформу GIS, создадут прозрачную среду для принятия решений и привлечения инвестиций.
Гибкость и адаптивность: Использование мастер-плана с возможностью оперативных изменений поможет избежать частых пересмотров Генерального плана и обеспечит устойчивое управление на долгосрочную перспективу.
Заключение и призыв к поддержке
Предложение по разработке экспериментального Градостроительного кодекса и мастер-плана для Кишинева — это быстрый и эффективный выход из сложившейся ситуации, который позволит городу подготовиться к завершению срока действия Генерального плана, сохранив управляемость и устойчивое развитие.
Для запуска разработки экспериментального Градостроительного кодекса для Кишинева потребуется разрешение на национальном уровне, чтобы проект получил необходимую правовую основу. Такой экспериментальный проект можно инициировать, следуя следующим шагам и документам:
Заявление о необходимости эксперимента и ходатайство перед Правительством
Подготовка официального заявления от примэрии Кишинева, в котором изложены причины для запуска экспериментального проекта. В документе следует описать текущую ситуацию с истекающим сроком действия Генерального плана, недостатки линейного подхода и необходимость гибкого адаптивного планирования.
Ходатайство о разрешении на разработку экспериментального кодекса: Официальное обращение к Правительству Республики Молдова с ходатайством о согласовании проекта в рамках пилотной инициативы. Это может быть поручено муниципальному совету Кишинева или главе города для представления на рассмотрение центральных властей.
Постановление Правительства о запуске пилотного проекта
Подготовка проекта постановления: При поддержке ответственного ведомства, такого как Министерство инфраструктуры и регионального развития, можно подготовить проект постановления Правительства, который даст правовую основу для разработки и тестирования экспериментального кодекса.
Содержание постановления: Постановление должно включать цель и сроки проекта, основные принципы разработки, указание на органы, ответственные за реализацию, и статус документов, которые будут приняты в рамках эксперимента. Также можно предусмотреть процедуру мониторинга, чтобы оценить эффективность экспериментального подхода.
Поддержка Министерства инфраструктуры и регионального развития
Заключение министерства: Министерство инфраструктуры и регионального развития может выступить как ключевой поддерживающий орган, который обеспечит экспертную поддержку и согласование проекта на межведомственном уровне.
Согласование условий и рамок эксперимента: Министерство, при поддержке муниципальных органов, может помочь установить рамки для эксперимента, включая функции мастер-плана, критерии адаптивного планирования и юридический статус разрабатываемых документов.
Согласование с профильными комиссиями Парламента (при необходимости)
Запрос на утверждение специальной законодательной базы: В некоторых случаях может потребоваться согласование с профильными комиссиями Парламента, например, Комиссией по вопросам публичного управления и регионального развития. Это будет зависеть от того, в какой мере экспериментальный кодекс потребует отклонений от действующих норм.
Публикация постановления и начало работы
После утверждения постановления Правительства, устанавливающего экспериментальный проект, можно официально начать разработку кодекса и мастер-плана с соблюдением всех указанных требований. Публикация обеспечит легитимность проекта, что позволит включить разработанный кодекс и мастер-план в планировочную систему города.
Этот подход обеспечит необходимую правовую поддержку, согласование на национальном уровне и позволит муниципалитету действовать в рамках закона, обеспечивая реализацию пилотного проекта в интересах города.
Однако отсутствие четких норм и инструкций в кодексе о том, как действовать в таких условиях, создает правовой вакуум, который порождает неопределенность и хаос. В условиях бурного развития городских территорий, необходимости модернизации инфраструктуры и постоянного роста населения этот правовой вакуум ставит под угрозу последовательное и гармоничное развитие города.
Многие эксперты и активисты уже указывали на проблему отсутствия чётких положений о действиях в случае отсутствия Генерального плана. Возможно, это тот момент, когда стоит задуматься о разработке альтернативных механизмов — например, введение временных планов или создание более гибкого, адаптивного градостроительного подхода, который смог бы справляться с реальностями наших городов.
Введение дополнительного градостроительного кода для Кишинева в качестве пилотного проекта могло бы стать тем решением, которое позволит испытать новые методы планирования на практике. Такой кодекс мог бы обеспечить не только адаптивность, но и предусмотреть механизмы участия общественности, которые позволили бы учесть мнения горожан и экспертов, способствуя более демократичному процессу градостроительства.
Таким образом, описанный подход позволит Кишиневу перейти на более современную и гибкую модель управления, сосредоточив внимание на адаптивности и устойчивом развитии, без задержек и рисков, связанных с долгосрочным ожиданием изменений на национальном уровне.
Что вы думаете о такой идее? Возможно, настало время для нового взгляда на проблемы, которые накапливались десятилетиями, и поиска решений, способных изменить облик наших городов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий