"Happiness is the key to success !"

среда, 16 октября 2024 г.

Городской банк Кишинева: Архитектурное наследие и влияние Цалиля Гингера

 


Введение

Здание городского банка Кишинева — одно из самых значимых исторических сооружений нашего города. Появлению этого здания мы во многом обязаны Михаилу Чекеруль-Кушу, который, будучи по образованию химиком-технологом, вероятно, не имел непосредственных профессиональных знаний для проектирования сложных архитектурных сооружений. Однако, в начале XX века, особенно в Восточной Европе, архитектурные и строительные проекты часто разрабатывались командой специалистов, где могли участвовать не только архитекторы, но и инженеры, предприниматели и другие деятели, имеющие отношение к строительной индустрии. Чекеруль-Куш, возглавляя девелоперскую компанию, мог выступать как инициатор или организатор строительства, обеспечивать финансирование, выбирать команду архитекторов и инженеров, и координировать работу над проектом. Это объяснило бы, почему ему приписывают авторство здания: он, возможно, был ключевой фигурой в реализации проекта, даже если непосредственно не занимался архитектурным проектированием.

Архитектурный стиль и символизм




Здание выполнено в эклектичном стиле, который был характерен для многих публичных и административных сооружений того времени, соединяя в себе элементы различных архитектурных направлений и эпох. Эклектичный стиль позволил архитекторам использовать различные исторические элементы и адаптировать их к современным требованиям, создавая уникальные сооружения. Городской банк Кишинева является примером такого сочетания — впечатляющие колонны, арочные окна и декоративные элементы на фасаде придают ему монументальность и величие, а скульптуры на крыше делают его по-настоящему уникальным.

Эти скульптуры, представляющие собой фигуры и символы, вероятно, имели не только эстетическое значение, но и носили определенный символический смысл, отражая ценности и амбиции времени. Меркурий — это римский бог торговли, финансов и прибыли, и его изображение на зданиях банков или финансовых учреждений вполне логично, поскольку он символизирует успех в коммерции и защиту денежных потоков. Меркурий с кошельком денег подчеркивает важность торговли и обмена, а также финансовое благополучие, которое банк стремится обеспечить своим клиентам.

Что касается химер, это мифологические существа, часто используемые как символы защиты и отпугивания злых духов. Их присутствие на фасаде здания могло выполнять декоративную и символическую функцию. Химеры обычно символизировали двойственность природы: с одной стороны, они олицетворяли хаос и угрозу, а с другой — служили оберегом от этих сил. Таким образом, их размещение на банковском здании могло подразумевать, что банк защищает своих клиентов от финансовых рисков и нестабильности, сохраняя их средства в безопасности.

Комбинация Меркурия, как символа торговли и богатства, и химер, как защитников, создает многослойное прочтение: банк не только способствует процветанию, но и защищает это богатство от внешних угроз.

В архитектуре начала XX века символизм играл важную роль, и детали на фасадах зданий часто использовались для передачи посланий о могуществе, богатстве и процветании.

Скульптурные группы, изображенные на крыше Городского банка, вероятно, выполняют аллегорическую функцию, что было довольно распространено в архитектуре конца XIX и начала XX века. В таких композициях обычно изображаются богини или персонификации, символизирующие различные абстрактные концепции, связанные с благосостоянием, процветанием, правосудием или силой.

На первом изображении центральная фигура, возможно, символизирует "Изобилие" или "Правосудие", так как подобные статуи часто украшали общественные здания, особенно банки, как символ стабильности и процветания. Фигуры, сидящие рядом, могут быть интерпретированы как аллегории "Мудрости" и "Труда" — двух столпов, на которых зиждется финансовая стабильность.

На втором изображении, фигура, стоящая на куполе, может символизировать "Победу" или "Свободу", что нередко использовалось для украшения важных общественных зданий. Поддерживающие фигуры, сидящие рядом, могут отражать другие добродетели или качества, связанные с деятельностью банка — доверие, справедливость и защита.

Эти скульптурные группы, приписываемые Цалилю Гингеру, вероятно, также несут в себе некий символический заряд, связанный с его видением общественных зданий как мест, где искусство и архитектура могут вдохновлять общество на прогресс и процветание.

Конкурс на проектирование и роль Бернардацци

Интересным фактом является то, что конкурс на проектирование здания привлек всего одного участника. Этот факт может указывать на различные возможные обстоятельства. Например, условия участия могли быть слишком сложными или строгими, либо проект был заранее "предназначен" для конкретного автора или компании, что было не редкостью в то время. Александр Бернардацци, как глава жюри, был очень влиятельным архитектором, чье мнение оказывало значительное влияние на принятие решений в архитектурной среде того времени. Если он поддержал этот проект, это, вероятно, сыграло решающую роль в том, что проект прошел без конкуренции, так как его авторитет был признан многими профессионалами и властями. Это также могло быть частью административной или политической договоренности. Такие обстоятельства могли повлиять на результаты конкурса, и личные связи, вероятно, играли свою роль. Это показывает, что архитектура того времени была тесно связана с политическими и социальными аспектами, и решения о реализации проектов часто принимались не только на основании профессиональных заслуг.

Эта ситуация также указывает на существование определенной сети влияний и взаимосвязей между архитекторами, девелоперами и городскими властями. Цалиль Гингер, возможно, был хорошо связан с ключевыми фигурами, что позволяло ему выигрывать конкурсы или распределять заказы среди известных архитекторов, таких как Бернардацци. Переключение от Цалиля Гингера к Бернардацци на проектировании Костюженской больницы могло быть результатом подобных договоренностей, особенно если Бернардацци запросил большую сумму. Это говорит о том, что личные связи и престиж архитектора играли значительную роль в принятии решений, несмотря на возможные финансовые последствия для проекта. Такой подход был типичен для архитектурной и строительной сферы конца XIX — начала XX века в Кишиневе, где решения принимались не только на основе профессиональных заслуг, но и через личные отношения и влияние.

Вклад Цалиля Гингера

Цалиль Гингер заслуживает особого внимания как выдающийся архитектор, чья карьера охватывала как дореволюционный период, так и советское время. Его проекты в Санкт-Петербурге впоследствии стали значимыми памятниками архитектуры, что подчеркивает его вклад в развитие городской архитектуры не только в Кишиневе, но и в крупных российских городах. Несмотря на его талант и известность, в случае с Костюженской больницей проектирование перешло к Александру Бернардацци. Это может говорить о том, что Гингер был не просто архитектором, но и фигурой, которая сталкивалась с политическими и профессиональными вызовами. Возможно, у него были свои видения и подходы к проектированию, которые могли не совпадать с ожиданиями заказчиков или властей того времени.

Его карьера была сложной, и его влияние простиралось далеко за пределы Кишинева. Интересно было бы сравнить его работы в Санкт-Петербурге с его проектами в Молдове, чтобы лучше понять его архитектурный стиль и влияние. Его архитектурное образование в Риге, преподавательская деятельность, а затем победа в конкурсе на строительство поселка для Рокфеллера в Новороссийске — всё это говорит о его высокой квалификации и признании на международном уровне. Его личный доходный дом в Кишиневе также указывает на его глубокую связь с городом и вклад в его развитие. К сожалению, этот доходный дом находится в очень плохом состоянии, хотя является значимым зданием для города. Возможно, если бы этому дому уделялось больше внимания, он мог бы стать ещё одним памятником, свидетельствующим о важной роли Гингера в архитектуре города.

Влияние социальных и религиозных факторов

Цалиль Гингер также стремился переехать в Санкт-Петербург, чтобы заниматься более значимыми проектами, что подчеркивает его амбиции и желание развиваться как архитектор. Переход в православие в конце XIX века, вероятно, был вызван не только религиозными, но и социальными факторами, поскольку это могло открыть перед ним новые возможности в Российской империи, особенно в архитектурной сфере. Этот факт подчеркивает, насколько сложной и многогранной была его жизнь, и как личные и профессиональные решения могли быть тесно связаны с его карьерными амбициями. Переход из иудейства в православие, возможно, был попыткой избежать ограничений, с которыми сталкивались евреи в Российской империи, особенно в вопросах карьеры и доступа к значимым проектам. Однако такой шаг мог привести к «гражданской смерти», означавшей потерю связей с еврейским сообществом и затруднения в профессиональной репутации. Имя Михаила Чекеруль-Куша, возможно, стало более приемлемым для выставления на первый план, чтобы обойти те предубеждения и барьеры, с которыми мог столкнуться Гингер.

Эта ситуация подчеркивает, как социальные и религиозные факторы могли влиять на карьеру даже талантливых профессионалов. Интересно, как бы сложилась карьера Гингера, если бы он смог свободно работать без этих ограничений. Взаимная помощь и сотрудничество между Чекеруль-Кушем и Гингером могли быть ключевыми в реализации этих проектов. То, что они могли работать вместе, возможно, помогло Гингеру оставаться активным в архитектурных кругах Кишинева, даже несмотря на трудности, связанные с его религиозным переходом и амбициями переехать в Санкт-Петербург.

Важность сохранения наследия


Дом Ц. Гингера по ул.Букурешть в Кишиневе по его проекту


Для описания герба и элементов рядом с ним, можно начать с общего обзора архитектурного стиля, а затем перейти к более детальному анализу.

Начнем с герба: две буквы "Ц" и "Г" явно отсылают к имени и фамилии Цареля Гингера. Они расположены в центре композиции, что подчеркивает значимость владельца здания. Такие детали часто встречаются на зданиях, построенных на рубеже XIX и XX веков, когда архитекторы стремились придать своим творениям индивидуальные черты. Герб обрамлен богатыми декоративными элементами, которые можно рассмотреть отдельно.

Над гербом можно заметить изящные барочные орнаменты с цветочными мотивами, характерными для той эпохи. Это могло символизировать не только эстетическое богатство, но и связь с природой — распространенный мотив в архитектуре того времени. Сами буквы герба, возможно, выполнены в классическом стиле, с декоративными завитками, которые придают монограмме художественную ценность.

Рядом с гербом, внизу, видна скульптурная женская маска. Такие маски нередко использовались для украшения фасадов зданий и могли символизировать защиту или быть просто элементом классической архитектурной композиции.

Интересный вопрос! Хотя на первый взгляд герб с буквами "Ц" и "Г" не кажется напрямую связанным с традиционными еврейскими символами, стоит учесть, что Царь Гингер происходил из еврейской среды, а его переход в другие религиозные конфессии мог повлиять на использование символики. Возможно, элементы декора связаны с его личной историей или культурным наследием.

Еврейский символизм часто включает в себя мотивы, такие как менора, маген Давид (звезда Давида) или различные растения и животные, упомянутые в Танахе. Однако в архитектуре светских зданий, особенно конца XIX — начала XX века, эти символы редко встречались открыто, поскольку архитекторы нередко придерживались популярного на тот момент европейского стиля (барокко, классицизм, модерн).

Тем не менее, символика букв "Ц" и "Г" может быть интерпретирована как отражение еврейской традиции уделять внимание именам и их значению. Имя в еврейской культуре считается важной частью идентичности, и использование инициалов на гербе может отражать это отношение.

Кроме того, возможное наличие скрытых символов или влияний, например, в орнаменте или стилизации, нельзя полностью исключать, особенно учитывая сложную религиозную и культурную идентичность Цалеля Гингера. Это также может отразиться в смешении стилей или выборочных декоративных элементов. Может быть, стоит рассмотреть эту возможность в статье, как часть попытки связать архитектуру с его личной историей?


Дом Шредера в Санкт Петербурге по проекту Ц. Гингера


Скульптурный фрагмент на втором изображении — это характерная деталь стиля модерн, который часто использовал символику, вдохновленную природой, мифологией и человеческими образами. Женская фигура, расположенная над окнами, вероятно, символизирует либо музу, либо защитницу, что было популярным в архитектуре того времени. В модерне такие маски часто имели аллегорический характер и могли символизировать утонченную красоту, гармонию, вдохновение.

Арочные формы окон вокруг маски и плавные линии декора усиливают ощущение течения и органичности, что также связано с общей тенденцией модерна к стилизации природных форм.

Да, определенно можно увидеть связь в использовании женских голов как декоративного элемента в обоих зданиях, созданных Цалелем Гингером. Это может свидетельствовать о его архитектурной подписи, где женские фигуры используются для добавления символизма и эстетической гармонии фасадам. В обоих случаях они могут символизировать красоту, музу или защитницу дома.

Несмотря на различия в стилях — классический и модерн — архитекторы часто сохраняют определенные мотивы, которые могут пересекаться в разных работах. В данном случае использование женских голов может отражать постоянный интерес Гингера к символике, даже когда он работал в разных архитектурных направлениях.

Что касается еврейского происхождения Цалилю Гингеру, здесь стоит учитывать, что еврейская культура редко использовала скульптурные изображения людей или животных в традиционной архитектуре, что объясняется религиозными запретами на идолопоклонство. Однако светская архитектура, особенно в конце XIX — начале XX века, как раз начинает отрываться от строгих религиозных канонов, и Гингер, возможно, привнес свой культурный и духовный опыт в сочетании с более современными тенденциями.

Тот факт, что он несколько раз менял свою религиозную принадлежность, также может отражаться в символическом выборе мотивов. Сфера Даат в еврейской каббале — это сфера знания и осознания, которая связывает умственные и духовные аспекты. Хотя Даат не всегда изображается в виде конкретных символов, она тесно связана с концепциями мудрости, понимания и восприятия. Женские головы на фасадах зданий могут ассоциироваться с этими качествами, особенно если рассматривать их как аллегории вдохновения, знаний или творческой силы.

В еврейской мистике и каббале женская энергия также играет важную роль, символизируя такие аспекты, как Шехина (Божественное Присутствие), а также духовную интуицию и мудрость. Если связать это с архитектурой Гингера, можно предположить, что женские головы на фасадах могли служить своеобразным символом знания и вдохновения, которые соединяют духовное и физическое, как это делает сфера Даат.

Эти головы могли быть не просто декоративным элементом, а метафорическим отображением глубокой мудрости, которая незримо присутствует в каждом доме. Это могло бы стать интересным слоем в анализе архитектурного выбора Гингера, особенно если учитывать его духовные поиски и личные трансформации.

Это даёт более полное представление о том, как эти архитектурные проекты воплощались в жизнь в условиях тех времен. Важно понимать, что архитектура Кишинева конца XIX — начала XX века была результатом сложных процессов взаимодействия между архитекторами, девелоперами и властями, где каждая фигура играла свою роль, а Гингер, несмотря на все трудности, оставался важной частью этого процесса.

Кишинев в тот период привлекал таких талантливых архитекторов, как Гингер, что существенно повлияло на городской облик. Было бы интересно исследовать, как его работы в Санкт-Петербурге и других городах сравниваются с проектами в Молдове, чтобы лучше понять вклад этого архитектора в развитие городской архитектуры. Возможно, будущие исследования помогут выявить еще больше неизвестных аспектов его творчества, а также понять, насколько сильно его влияние распространилось на архитектуру города и даже страны в целом.

Такие элементы не случайны, и их выбор явно показывает, что архитектор и заказчики уделяли внимание не только практическим аспектам здания, но и его символическому наполнению. Цалиль Гингер, возможно, использовал эти детали, чтобы сделать здание не просто административным объектом, но настоящим символом процветающего и растущего города. Эти символы на зданиях служили визуальным отражением амбиций общества

Заключение

История городского банка — это не просто история одного здания, но и отражение времени, когда Кишинёв переживал период роста и развития. Через архитектуру можно почувствовать дух той эпохи, её амбиции и стремление к созданию прекрасного и значимого. Именно благодаря таким архитекторам, как Гингер, город обрел свое уникальное архитектурное лицо, которое до сих пор восхищает жителей и гостей Кишинёва.

Если вас интересует история других архитектурных объектов Кишинёва или вы хотите узнать больше о символике и значении отдельных элементов, я буду рад продолжить исследование. Давайте вместе откроем скрытые истории нашего города и вернем заслуженное внимание тем, кто создавал его облик.

Реставрация жилого дома Цалиля Гингера была бы важным шагом в сохранении его наследия и напоминанием о его значимой роли в архитектурной истории Кишинёва. Для начала реставрации можно было бы провести оценку состояния здания и разработать детальный план восстановительных работ, привлечь архитекторов-реставраторов, а также создать фонд для сбора средств с привлечением меценатов и общественности. Этот дом, как его личное и профессиональное творение, мог бы стать символом его вклада в развитие города. Кроме того, такая реставрация привлекла бы внимание общественности и, возможно, стала бы катализатором для дальнейших инициатив по увековечиванию его имени.

Для этого можно было бы организовать общественную или частную инициативу по реставрации, объединяя архитекторов, историков и меценатов. Такая инициатива могла бы привлечь внимание к культурному наследию Кишинёва и стать важным проектом для привлечения инвестиций в его сохранение. Возможно, местные власти или частные фонды могли бы поддержать эту идею, что стало бы важным шагом в сохранении исторической памяти и архитектурного облика нашего города.

Общественная поддержка и участие горожан в этом проекте могли бы сыграть ключевую роль в его реализации. Публичные мероприятия, такие как лекции, встречи и экскурсии, посвященные жизни и творчеству Цалиля Гингера, могли бы повысить осведомленность о его значении и важности его наследия. Важно также наладить сотрудничество с учебными заведениями, особенно с архитектурными факультетами, чтобы молодые специалисты могли принять участие в этом проекте и внести свой вклад в сохранение исторической архитектуры города. Организация тематических выставок и конкурсов среди студентов, направленных на исследование архитектурного наследия Гингера, могла бы стать важной частью образовательной программы и способствовать воспитанию интереса к сохранению культурного наследия.

Кроме того, создание интерактивной онлайн-платформы, посвященной архитектурным проектам Цалиля Гингера, могло бы сделать его работы более доступными для широкой аудитории. Это помогло бы не только привлечь внимание к его вкладу, но и вдохновить современное поколение архитекторов и историков на дальнейшие исследования.


Комментариев нет: