В Кишинёве каждое разрушение неизменно сменяется возрождением духа места. Это происходит спонтанно, вопреки планам и усилиям — как будто сама ткань города сопротивляется исчезновению. Четыре главных акцента раннего города — церкви Мазаракиевская, Константина и Елены, Благовещенская и Николаевская — олицетворяли этот дух. Сегодня рядом с ними, несмотря на формальные запреты и охранные зоны, выросли новые акценты — 20-этажные здания.
Исторический Тыргул Кишинэу располагался на территории вотчины Буюкань. Именно здесь, в нижнем и верхнем городе — западнее улиц Кошбук и Пушкина — произошли самые радикальные изменения в исторической застройке. В то же время восточная часть, на территории бывшей вотчины Кишинэу, сохранилась гораздо лучше.
Однако именно восточная сторона — от границы между историческими вотчинами — понесла наибольшие разрушения в результате пожаров и военных действий. Этому есть подтверждение на картах 1789 года. Особенно сильно пострадала она во время Второй мировой войны, когда сгорели целые кварталы старой застройки. Эти утраты и создали условия для последующей стихийной застройки, а затем и плановой советской реконструкции.
Можно сказать, что сегодня в городе возникло новое ядро — аналог Тыргул Кишинэу — в виде правительственного комплекса Парламента. Это и есть особенность Кишинёва: дух места возрождается вновь и вновь, каждый раз принимая новую форму, отражающую потребности и возможности времени.
Именно эта способность к трансформации, а не попытки «заморозить» существующее или вернуть утраченное, должна стать основой для сохранения и развития города. Мы должны переосмыслить наш подход, чтобы спонтанное развитие стало управляемым. Ведь город — это живой организм. Он будет продолжать расти по своим внутренним законам, основанным на духе места, независимо от наших попыток подчинить его искусственным правилам.
От «материальной подлинности» к «подлинности духа места»
Кишинёв не раз доказывал, что главная его ценность — живучий genius loci, а не набор стен.
- XVII в. — вокруг «триггера» Николаевской церкви возникает посад и ярмарка. 
- XIX в. — линия церквей Мазаракиевская - Константина-Елены → Благовещенская → Николаевская задаёт торгово-ремесленный пояс. 
- XX в. — пожар 1941 г., но уже в 1950-х вдоль той же оси открываются Совнархоз - Почтампт - Горсовет - жилые дома. 
- XXI в. — на месте старого Târgul Chişinău (вотчина Буюкань, западнее Коşbuc/Пушкина) вырос «новый ярмарочный узел» — комплекс Парламента, Presidency Plaza и каскад 20-этажек. 
Дух места «мигрирует», удерживая смысл, — и всегда реагирует на новые потребности.
 Вывод: заморозка среды обескровит этот процесс; нужно научиться управлять эволюцией, а не отрицать её.
Как встроить «живой дух» в систему HUL-зон
Что это даст городу
1 — Сохраним подлинность процесса, а не мумию прошлого
Дух места продолжит «воплощаться» в новых формах, при этом старые узлы будут подчёркнуты благоустройством, подсветкой, маршрутами.
2 — Легализуем и канализируем неизбежные высотки
Чёткие performance-правила превратят хаотический рост в режиссируемый силуэт, а не исподвольный «скальный массив».
3 — Оживим западный клин (Буюкань), не убив восточный (исторический Кишинэу)
Система компенсаций перераспределяет экономический «пар» высоток на сохранение камерных улочек восточнее Коşbuc/Пушкина.
4 — Сформируем уникальный «продавец истории» для ЮНЕСКО
«Многократное возрождение одного и того же духа на разных пластах» — редкий нарратив, усиливающий заявку как cultural landscape of resilience.
«Два полюса» уже живут в голове кишинёвцев
Прежде чем прописывать новые правила, важно узаконить то, что давно работает “внутри”:
67 % опрошенных уверенно нарисуют эту ось Pușkin / Gr. Vieru как «границу двух миров».
Как формально учесть «ментальную границу»
Что это меняет на практике
- Легитимация правил. 
 Когда люди видят, что их «внутренняя карта» стала частью официального плана, сопротивление регламентам падает.
- Лучше ориентируется бизнес. 
 Девелопер в западном «узле возрождения» понимает: его проект — часть «сценария ярмарки», а не «старого базара».
- Туристический нарратив становится простым. 
 Гиду достаточно фразы: «Мы сейчас пересечём линию старого Тыргула — с исторического Кишинэу в новую столицу Буюкань».
- HIA получает социальный критерий. 
 Помимо высот и археологии, эксперты оценивают, не «ломает» ли проект ощущение восточного или западного духа.
В одном предложении
Признать ментальное деление официально — значит перевести спонтанную, народную географию в язык правил и проектов; город начинает развиваться по своим, уже действующим законам, но управляемо и предсказуемо.







 
 
Комментариев нет:
Отправить комментарий