Результаты археологических раскопок служат всегда подтверждением или опровержением ранее высказанных рабочих гипотез.
"... Cercetări arheologice în zona Pieței vechi a târgului
Chișinău.
Direcția generală arhitectură,
urbanism și relații funciare informează că, în zona Pieței vechi a târgului Chișinău,
în prezent sediul IMSP Maternitatea Municipală nr. 2, specialiștii desfășoară cercetări
arheologice.
Echipa de cercetare este formată din studenții
Instituției Publice Universitatea Pedagogică de Stat „Ion Creangă”, în frunte
cu Sergiu Musteață - istoric, arheolog, Ion Tentiuc și Ion Ursu - specialiști
din Moldova, dar și de către specialiști din România - Angela Simalcsik -
specializarea antropologie fizică.
Specialiştii au găsit
mai multe morminte care datează din secolul XVI.
De asemenea, în
timpul săpăturilor arheologice pe teritoriul pieței vechi au mai fost
descoperite vestigii arheologice din secolele XVII-XIX dar și din perioada
interbelică..."
Эти же места на аэрофотосъемке 1944 года и плане 19 века
(рис 2, 3).
Выглядело это, как представлено на следующих фото (рис
4,5,6).
Можно подвести некоторые итоги этих раскопок:
·
некрополь характеризуется высокой плотностью
захоронений. Найдено 14 скелетов на площади 14 квадратных метров. При этом
хоронили даже друг на друга
·
найдено несколько серебрянных монет в могилах.
Почти в каждой лежала серебрянная монета на груди. Удалось определить дату пока
только на одной из них - 1524 год
·
торговая площадь рынка мощеная бутовой плиткой
·
монета, найденная на поверхности торговой
площади рынка медные 5 копеек Екатерины Второй 1765 года
·
под уровнем площади обнаружен слой с
вертикальными трещинами над найденными могилами. Геологи высказали
предположение о том, что это следы заболоченной местности, расположенной на
этом месте в течение довольно долгого времени.
·
ниже уровня площади найден слой со следами
сильнейшего пожара.
·
выше этого уровня также видны следы пожара, но
не столь значительные.
Как повлияли результаты этих раскопок на
представленную ранее рабочую гипотезу:
http://ag-anatoliegordeev.blogspot.com/2019/01/blog-post.html
http://ag-anatoliegordeev.blogspot.com/2020/05/blog-post.html
Монета 1765 года, найденная на поверхности
Старого Рынка, является фактом, подтверждающим гипотезу о том, что Старый Рынок
не старше этого года. Не старше это не значит, что моложе.
Как правило, монеты ходили еще много лет после
даты их чеканки.
"... Прошлым летом мной были найдены два кошелька. Первый был из трех монет —
два десятка 1835 года и один сибирский десяток 1781 года, во втором лежали 7
монет периода с 1769 по 1812 годы, где Сибирские деньги были рядом с
общероссийской монетой. За этот период сменились несколько правителей — Екатерина
II , Павел I, Александр I...
...например, в
деревне, основанной в начале XIX века, в изобилии встречаются монеты
елизаветинского чекана (так называемые «курицы»)?..."
Гаращук В.
"Хождение медной монеты Российской империи с 1700 по 1917 год".
То есть, эту монету
могли обронить на поверхность торговой площади и в начале XIX века, что подтверждает еще одну мою рабочую гипотезу
о времени создания уличной сети нижней части города https://www.patreon.com/posts/eshche-odin-mif-69032734
Фактически сенсацией
было обнаружение некрополя на этом месте. Ну, во-первых, это есть еще одним
подтверждением, что торговая площадь на этом месте была не всегда. Одна из
монет, найденной в могилах, 1524 года. То есть некрополь в этом месте был, как
минимум, в XVI веке. Однако никто не гарантирует,
что другие монеты, возраст которых не установлен пока, еще старше.
Каким образом,
практически в ядре центра будущего города в XVI веке был некрополь?
Село Буюкань имело свое кладбище возле церкви
Благовещенской, село Кишинэу свое - возле Мазаракиевской. На мой взгляд,
объяснение может быть только одно. На территории вотчины Буюкань было еще одно
поселение со своим кладбищем. Вспомним упоминаемых в документах: подаренное
татарское селище, "те из Трешти", городок Кишинев - боярство. Это
третье укрепленное поселение с именем Трешть (измененный со временем Тираз,
Тираш, Трешть) имело свой некрополь. Это было захоронение возле церкви, что
является традиционным в наших краях. Плотность захоронений лишь подтверждает
эту гипотезу. Зачем было бы так плотно хоронить на территории обычного
сельского кладбища, тем более в несколько слоев? Кстати, слоев могло быть и
больше. Это подтверждает найденное в последний день захоронение в соседнем
раскопе на глубине 1,6 м. И это захоронение находилось ниже фундамента
постройки на торговой площади. Другими словами, копая котлован для этой
постройки на глубину 1 м строители выгребли все останки предыдущих слоев, а до
этого просто не докопались.
И эти факты
подтверждают гипотезу о том, что деревянная церковь Св. Николая и каменная
Архангельская церковь (Старый Собор) были расположены в разных местах. Именно
этот факт и потребовал уточнения и корректировки моей предыдущей рабочей
гипотезы, в которой я исходил из того, что Старый Собор был построен на месте
церкви Св. Николая.
В результате корректировки получаем следующую картину (рис 7, 8, 9).
Следы сильнейшего
пожара, найденные ниже уровня площади Старого Базара, еще раз подтверждают
слова Фон Райана о том, что "купеческие лавки, каменный квадрат в
окружности 300 саженей, лежит под пеплом". Этот каменный квадрат,
изображенный на рис. 7, представлял собой тот городок Кишинев, о котором писал
Эвлия Челеби в своей "Книге Путешествий" , посетив его в 1665 году.
"...Кишинев - и этот городок является боярством, обязанным платить
налог..." пишет он. Однако всем известный факт, что вотчину Буюкань в 1641
году Василе Лупу передал Ясскому монастырю Константинопольского Патриархата.
Из этого можно
сделать вывод о том, что на территории вотчины Буюкань, находящейся в
собственности монастыря, был расположен городок Кишинев, находящийся в
собственности боярина. И в нем была Господарская церковь Св. Николая, расположенной
на территории кладбища, находящегося в Господарской собственности, возле
которой хоронили жителей этого городка. Этим и объясняется такая плотность
захоронений.
Остается вопрос о том
слое ила, который расположен между поверхностью некрополя и поверхностью площади
Старого Базара. Река Бык не могла разливаться настолько, чтобы заливать
кладбище. Да никто бы и не стал устраивать кладбище в месте, которое заливается
водой регулярно. Слой же ила довольно толстый, что может говорить о том, что
болото в этом месте было довольно продолжительное время. Обяснить это также
можно только одним способом. После того, как город был сожжен в 1778 году,
кладбище было окружено обломками строений, которые образовали искусственную
дамбу со всех сторон. После дождей вода, текущая по поверхности склона, смывала
частицы грунта и несла их вниз. А поскольку ей некуда было уходить, ил
накапливался на поверхности кладбища. Последующие лет 10, а может и все 20,
поскольку Кишинев оставался частично разрушенным практически до 1800 года, это
кладбище постепенно было погребено под слоем ила и фактически перестало
существовать. И в начале XIX века
на нем, как на господарской земле, была устроена новая торговая площадь (Старый
Базар).
Следы пожара выше
уровня торговой площади Старого Базара являются следами пожаров в 1941- 1942
годах. Дело в том, что после отселения евреев из Кишиневского гетто, дома в
этой части стояли пустыми и подвергались разграблениям местными жителями.
Поскольку такие действия наказывались военной администрацией того времени,
грабители нередко поджигали ограбленные дома с целью скрыть следы грабежа.
Вот те некоторые
уточнения и дополнения, которые были внесены на основе фактов, обнаруженных в
результате проведенных археологических раскопок. Будем надеяться, что и в
следующем году раскопки продолжатся и будут столь же результативными. Большое
спасибо всем, кто это организовал и принимал непосредственное участие.
Комментариев нет:
Отправить комментарий