Один из примеров работы с иформационной моделью на стадии
Simulation
с
помощью инструментов GIS. Попробуем
разработать вариант сети немоторизованных видов транспорта для Кишинева. Правда,
к немоторизованным видам транспорта относят велосипед, самокат, рикшу, скэйтборд
и т.д. Самокат с батареей, электробайк, мопед относят к моторизованным видам
транспорта. В нашем случае речь не идет об использовании этих видов в качестве
развлечения, спорта или передвижения на частном, немоторизованном или
моторизованном, транспортном средстве. Мы будем говорить об отдельном виде
общественного транспорта. Для удобства, чтобы отличать его от остальных видов
общественного транспорта, назовем обе эти группы NMT - немоторизованный транспорт,
используемый также электрическую энергию от батарей. Другими словами, в
качестве немоторизованного общественного транспорта мы будем рассматривать
электробайки, например. В условиях существующего рельефа города это может быть
самый удобный вид общественного транспорта. Средняя скорость электробайка в
городских условиях может достигать 20 км/час. Максимальная скорость - 25
км/час. В некоторых городах ограничивается скорость движения электробайков 15 км/час.
Итак, мы хотим организовать сеть маршрутов и пунктов
проката/возврата электробайков в городе. Начало этому уже есть. Все желающие
могут попробовать все виды подобного транспорта в парке Valea Morilor, а также получить
бесплатный 15-минутный тест-драйв там же (http://electro.darwin.md/ru/).
Можно взять на прокат велосипед (https://velomesto.com/ru/kishinyov/bike-rental/).
Но это все еще не общественный транспорт. Это
использование данных транспортных средств в целях развлечения, спорта или
отдыха.
Первую услугу по аренде электросамокатов запустили в октябре этого года в столице (https://iride.md/map). Проект, который поддерживают ПРООН и Глобальный экологический фонд, направлен на содействие развитию экологически чистого альтернативного транспорта (рис 1 https://liktv.org/v-kishineve-mozhno-vzjat-na-prokat-jelektrosamokaty/).
Правда таких пунктов проката только два. Один возле бывшего кинотеатра "Патрия", а другой на углу улиц Букурешть и Еминеску, но это уже лучше, чем ничего. Пока это нельзя назвать сетью или общественным транспортом, но уже сделан первый шаг в этом направлении.
Попробуем построить подобную инфраструктуру в нашем
городе, используя современный инструмент управления развитием городов,
описанный в предыдущем сообщении http://ag-anatoliegordeev.blogspot.com/2020/11/future-city.html
а также плотность дневного населения в радиусе 20 минутной пешеходной доступности от центров скопления объектов торговли (рис 3).
Нам известно, что основной точкой притяжения дневного населения в Кишиневе является Центральный рынок. Центральный рынок ежедневно посещают 60-40 тыс. человек, а в предпраздничные дни 100 тыс. и более. Для сравнения Kauffland в среднем посещают 5 тыс. человек. Исходя из этого, попробуем на базе Information Architecture и Model, с помощью GIS технологий, перейти к стадии Simulation и разработать различные варианты инфраструктуры NMT. В качестве отправной точки инфраструктуры примем Центральный рынок и попробуем связать его с остальными центрами концентрации дневного пребывания населения в других районах. После анализа различного рода маршрутов, времени, скоростей движения и радиуса обслуживания станций проката транспортных средств, с помощью инструментов анализа, встроенных в инструмент GIS, мы получили следующую картину (рис 4).
Мы получили кратчайшие связи между входами на Центральный рынок и центрами концентрации магазинов и дневного населения разных районов. Время на преодоление всего расстояния практически во всех случаях одно и то же, т.е. 20-30 минут в зависимости от скорости 10 - 20 км/час. Пункты проката расположены на расстоянии 5 минут при скорости 10 км/час. Приняты скорости обычного велосипеда. В случае применения электробайка и скорости 15 км/час время немного уменьшится. Радиус обслуживания станций проката принят 5 минут для пешехода со скоростью 5 км/час. Станции располагались также исходя из наличия значимых объектов или концентрации населения.
Это один из вариантов такой инфраструктуры. Привожу его в
качестве примера, как работает современный инструмент управления и развития
городов. В основе данной инфраструктуры лежит существующая сеть улиц города.
Можно на базе анализа, на стадии перехода от Information Architeсture к Model
добавить какие-либо связи, улучшающие, на наш взгляд существующую дорожную сеть.
После этого, возможно перейти к Simulation
и
проанализировать другие варианты инфраструктуры.
В любое время можно внести изменения в этот вариант и проанализировать изменения. Т.е. данный вариант не является окончательным и может изменяться в соответствии с изменением внешних факторов и пожеланиями заказчика. Что не менее важно, можно его развивать, усложняя инфраструктуру.
Вот так работает данный современный инструмент управления не только для решения подобных задач, но и всех остальных.
Необходимо отметеить, что в условиях пандемии создание инфраструктуры NMT должно быть в перечне первоочередных задач и всячески поддерживаться на национальном уровне. Это могут быть дотации, освобождение от налогов и т.д. Тем более, что создание такой инфраструктуры носит не временный, только на период пандемии, характер, а является одним из важных элементов устойчивого развития.
Комментариев нет:
Отправить комментарий