"Happiness is the key to success !"

пятница, 17 декабря 2021 г.

(продолжение 6) Proiect CODUL URBANISMULUI ŞI CONSTRUCŢIILOR AL REPUBLICII MOLDOVA

(продолжение 6)

Какие преимущества имеет отказ, как от разработки жесткого генерального плана, так и такого же жесткого PUZ Centru?

Главным преимуществом является тот факт, что мы не тратим не только деньги на разработку этих, очень дорогих, документов, но также и не тратим самый главный, невозобновляемый ресурс, время, а также не теряем имеющиеся возможности. Лучше всего показать это на конкретном примере с бывшим заводом "Aroma" (рис. 1)


 https://www.nikaimobil.md/ru/item/kishinjov-centr-zavod-a-o-aroma.

Владелец этой территории  желает, вместо безликой промышленной застройки, построить новый современный комплекс: жилье, инфраструктура, рабочие места, парковки и т.д. Одна из огромнейших проблем, возникших на пути реализации этого решения, состоит в том, что участок расположен в центральной, исторической части города. Другая, не менее важная проблема, заключается в том, что на этой территории расположен памятник местного значения, жилой дом, построенный во второй половине XIX века. При этом не сам памятник создает проблемы. Заказчик планирует включить его в состав нового комплекса и произвести его реставрацию. Проблема состоит в том, что памятники, в соответствии с законодательством, должны иметь определенную охранную зону.

Казалось бы, а в чем здесь проблема? Но дело в том, что проекты охранных зон памятников должны выполняться по заказу Министерства Культуры и  в дальнейшем утверждаться. Эти работы не выполнялись последние лет 30, а то и более. В соответствии с существующим законодательством, в случае отсутствия утвержденных охранных зон, принимается охранная зона размером 100 метров. То есть, при длине квартала примерно 150 метров, мы должны сохранить существующую застройку практически всего, что есть вокруг? То есть сохранить убогие промышленные объекты с навесными железобетонными панелями?

На той же конференции, о которой я говорил выше, заказчик на вопрос, когда будет определена охранная зона данного памятника, получил ответ от присутствующего на конференции главного архитектора Муниципия Кишинэу Светланы Доготару, что для этого надо закончить разработку Зонального плана Центра. Ни в коем случае не хочу обвинять в затягивании времени Главного архитектора. В данном случае, в условиях существующего законодательства, другого ответа не сможет дать ни один другой чиновник.

Теперь давайте себе представим, сколько времени и средств надо потратить для того, чтобы разработать и утвердить охранные зоны всех, входящих в исторический центр, то ли 700, то ли 800 памятников? Думаю ответ очевиден любому.

А что же можно предложить взамен? Как это не парадоксально, ответ будет следующий: отказаться от разработки такого Зонального плана. Как я уже предлагал ранее http://ag-anatoliegordeev.blogspot.com/2021/12/3-proiect-codul-urbanismului-si.html

В соответствии с таким подходом, данная территория входит в утвержденный перечень территорий, определенных для возможного нового строительства. В случае инициативы владельца, у местной власти имеется основание на выдачу документов на обязательное прооведение международного архитектурного конкурса ( в нашем случае заказчик и сам проявляет такую инициативу). В процессе разработки программы и условий проведения конкурса, одним из условий должно быть определение размеров охранной зоны тех памятников, которые могут повлиять на развитие рассматриваемой территории. В таком случае заказчику не требуется ждать окончания разработки всех 700-800 памятников, входящих в проект Зонального плана. Финансирование разработки проекта охранных зон в таком случае ложится на заказчика, а утверждение осуществляется в установленном порядке. Что же касается данного, конкретного случая, на мой взгляд, охранная зона этого, конкретного, памятника по ул. Петру Мовилэ, 37, совпадает с границами его наружных стен, так как все историческое окружение, в котором он когда-то находился, давным-давно уничтожено. Не существует даже границ того участка и двора, которые могли бы определять границы охранной зоны.

Затем, по результатам архитектурного конкурса на лучший проект застройки этой территории, определенного, как профессиональным жюри, так и голосованием жителей города, может быть выдан Градостроительный сертификат на проектирование. В идеале, конкурсные проекты должны были бы разрабатываться в формате, позволяющем импортировать все эти варианты в цифровую модель города, позволяющую выполнять различные симуляции развития, как, например, появление в городе того или другого объекта, и принимать рещения более обоснованно. Разработанный в дальнейшем проект также включается в цифровую модель, представляющую собой постоянно обновляющийся мастер-план, но уже в виде утвержденного проекта, а после окончания строительства, в виде существущего комплекса.

Этот проект мог бы послужить пилот-проектом, на котором можно было бы откатать все возникающие вопросы, и начать применять такую практику на всех остальных, определенных для нового строительства, территорий, но уже утвержденных Муниципальным Советом.

Такой же подход надо было бы распространить и на другие территории, которые не входят в центральную, историческую часть города, утвердив Муниципальным Советом аналогичную схему территорий для нового строительства, заменяющую генплан ( см. http://ag-anatoliegordeev.blogspot.com/2021/12/4-proiect-codul-urbanismului-si.html).

Таким образом можно отказаться от разработки устаревших "жестких" градостроительных проектов, не имеющих отношения к реальной жизни, в пользу постоянно обновляющихся мастер-планов, основанных на реальности.

Новые сообщения можно читать и на https://www.patreon.com/user?u=66941653, поддерживая, при желании, и финансово. 

(продолжение 5) Proiect CODUL URBANISMULUI ŞI CONSTRUCŢIILOR AL REPUBLICII MOLDOVA

 (продолжение 5)

"...Скорее всего, мы попробуем перевести генплан в режим постоянного обновляющегося мастер-плана. Потому что любой жесткий документ, который мы примем, не будет иметь никакого отношения к реальной жизни..."

"...Мы ушли от дешевых безликих "панелей", ушли от застройки в стиле спальных районов, перешли к современной квартальной планировке. Много что еще изменили в подходах к планированию и проектированию. Любой проект рассматриваем не как отдельный дом, а в режиме комплексной застройки: жилье, инфраструктура, рабочие места и так далее..." 

https://realty.ria.ru/20210802/genplan-1743953474.html

Это еще одна цитата из интервью с мэром Москвы Сергеем Собяниным.

В первом приведенном абзаце еще раз подтверждается тот факт, что генплан, в виде жесткого документа, не имеет никакого отношения к реальной жизни. Это должна быть цифровая модель, обеспечивающая наличие постоянно обновляющегося мастер-плана. Ознакомившись вчера с выставленными на сайте dgaurf.md Департамента архитектуры Примарии Кишинэу материалами второго этапа разработки Плана обустройства территории Муниципия Кишинев, мне показалось, что мы опять получили традиционный "жесткий документ" взамен той цифровой модели, в которой мы все нуждаемся. Очень хотелось бы ошибаться.

Во втором абзаце этой цитаты сформулирован главный принцип в борьбе с тем, существовавшим до сих пор, принципом деления территорий на спальные, промышленные и т.д. районы, а также с той точечной застройкой, которая доминирует во всех наших городах и населенных пунктах сегодня.

Вот что говорится на официальном сайте Правительства Москвы, Градостроительная политика, 25 октября 2013 г.

"...Курс на квартальную застройку, которая может сделать жизнь в мегаполисе более комфортной, был объявлен новой градостроительной командой во главе с главным архитектором. Подобный градостроительный подход характерен для всей Европы..."

https://stroi.mos.ru/mobile/articles/buduschee-za-kvartalnoi-zastroikoi?gclid=Cj0KCQiAnuGNBhCPARIsACbnLzq99hm267z6t0qee1x9DpD12dR92ZQeEa_B3cgdCTY2GlTRKEb-RfkaAhj8EALw_wcB

Вот несколько примеров, реализуемых в настоящее время.

"...На прошедшей неделе состоялась презентация жилого комплекса «ТЫ И Я» на северо-востоке Москвы. По ряду параметров он превышает заявленный формат комфорт-класса, и, с другой стороны, полностью соответствует популярной в Москве парадигме квартальной застройки, добавляя некоторые нюансы – новый вид общественных пространств для жильцов и квартиры с высокими потолками в первых этажах..." 12 июля 2021 года (Рис.1, 2, 3)




"...Концепция ЖК «ТЫ И Я» разработана бюро Катерины Грень, а рабочие стадии проекта, как и функции генпроектировщика, выполнила компания «Олимпроект». Комплекс расположен на участке площадью чуть менее 6 га, часть из которых занята стадионом..."

https://archi.ru/russia/93935/v-ritme-kvartalnoi-zastroiki

Здесь можно ознакомиться, как с принципами квартальной застройки, так и с тем, как могла бы выглядеть аналогичная квартальная застройка, расположенная в жилом районе Будешть в Кишиневе.

https://ag-anatoliegordeev.blogspot.com/2021/04/blog-post.html

https://ag-anatoliegordeev.blogspot.com/2021/04/blog-post_9.html

Этот проект предусматривает комплексную застройку: жилье, инфраструктура, рабочие места и т.д.  

Такой подход необходимо распространить и у нас, а именно на тех территориях, на которых возможно новое строительство. Об этих территориях говорилось в предыдущих частях этого сообщения. Кстати, не могу не отметить тот факт, что буквально вчера, 16 декабря 2021 года, в рамках конференции "Vision of Chisinau", проходящей в Artcor, Александр Нисенбойм, владелец территории бывшего завода "Aroma" в Кишиневе, высказал аналогичную идею. Он предлагает на этой территории, которая входит в список территорий для нового строительства, представленный выше, разместить также комплексную застройку, включающую в себя полный комплекс услуг: жилье, инфраструктуру, рабочие места, парковки и т.д. Это обязательно необходимо поддержать, так как этот проект может быть пилот-проектом, определяющим подход к освоению других территорий, предназначенных для нового строительства, большинство из которых также находится в частной собственности. Более того, он предлагает организовать архитектурный конкурс, с привлечением, наряду с местными архитекторами, специалистов из Румынии и Голландии. Это предложение необходимо всячески поддержать и распространить на все другие территории, определенные для нового строительства. Ввести проведение международных конкурсов в качестве обязательной практики для территорий нового строительства. При этом необходимо понимать, что выигрыш должен быть обоюдным. Не может выигрывать только город, выставляя требования, гарантирующие заведомый проигрыш владельца. В случае, когда требования к застройке этих участков со стороны руководства города, по каким-либо объективным причинам, приводят к проигрышу владельца, эти потери должны быть компенсированы за счет соучастия городских властей в реализации данного проекта средствами из бюджета города, либо каким-либо другим путем, обеспечивающим рентабельность данного проекта. 

Необходимо еще раз отметить тот факт, что возможность осуществления принципов квартальной застройки также должна найти отражение в новом Градостроительном кодексе. Существующая нормативная база не позволяет вернуться к такому типу застройки в полной мере, так как вся существующая нормативная база ориентирована на проектирование микрорайонами.

Новые сообщения можно читать и на https://www.patreon.com/user?u=66941653, поддерживая, при желании, и финансово. 

четверг, 16 декабря 2021 г.

(продолжение 4) Proiect CODUL URBANISMULUI ŞI CONSTRUCŢIILOR AL REPUBLICII MOLDOVA

(продолжение 4)

В продолжение темы, как обойтись без разработки дорогостоящего Зонального плана Центра Кишинева и остановить процесс разрушения исторической среды, представляю пример того, как можно обойтись без разработки традиционного генерального плана, на примере Кишинева (рис. 1).


На этом плане также представлены территории, на которых возможно дальнейшее развитие в виде нового строительства. Это территории бывшей промышленной застройки, воинского назначения, занятой гаражами и заброшенными объектами. Это единственный возможный резерв в границах города. Еще раз уточняю, это территории, на которых возможно новое строительство, а совсем не обязательно. Все зависит от планов и желания, с одной стороны, жителей города и местных властей, а с другой стороны со стороны собственников этих объектов. И с той, и с другой стороны может быть проявлена инициатива в этом плане. Других территорий просто физически нет!

Достаточно утвердить такую схему на заседании Муниципального Совета, и это послужит тем градострительным регламентом, который необходим для дальнейшего управления развитием. В процессе освоения каких либо участков этих территорий, будут вноситься изменения в этот регламент, но на основе реальных фактов, а не на основе каких бы то ни было планов градостроительных.

На остальных территориях будет разрешено производить следующие работы:

·         реставрация (в случае памятников),

·        ремонт,

·        реконструкция (в пределах существующих границ здания, с возможностью надстройки одного этажа).

·        реконструкция с изменением границ существующих зданий, в случае расположения этих зданий на территориях, находящися в частной собственности.

 Традиционные Генеральные планы являются продуктом советской эпохи, когда главным лозунгом был лозунг "мы наш, мы новый мир построим". В те времена пытались изменить все, начиная со сноса районов с индивидуальной застройкой для строительства новых многоэтажных микрорайонов, со сноса исторических кварталов для устройства широких, "современных" проспектов и бульваров, до изменения направления течения рек и изменения всего глобального мироустройства.

Это время закончилось! Проспект Кантемира яркий пример такого подхода. Пора заняться приведением в порядок того, что мы имеем. И исходить из того, что мы имеем, из тех возможностей, которые унас существуют в реальности. Хватит пытаться управлять будущим и тратить на эти бессмысленные проекты огромные деньги из бюджета, то есть наши с вами деньги. Нам нужны мастерпланы, т.е. хозяйственные планы, в которых будут определяться этапы и сроки реальных действий по улучшению существующей среды и инфраструктуры.

Вот тут надо отметить, что, если основные стратегические направления развития города нам уже вроде бы понятны, то основные направления развития транспорта необходимо еще сформулировать и утвердить Муниципальным Советом.

Эти направления всем известны:

·        создание безопасной для пешеходов инфраструктуры.

·        создание безопасной инфраструктуры для малогабаритных видов транспорта.

·        развитие инфраструктуры общественного транспорта, основанного на принципе мультимодальных и интермодальных перевозок, как в границах города, так и в границах Метрополий.

·        развитие инфраструктуры для автомобилей.

При этом необходимо утвердить и новую иерархию участников движения:

·        в центре внимания находятся пешеходы,

·        за ними следуют передвигающиеся на малогабаритных видах транспорта

·        затем, передвигающиеся на общественных видах транспорта,

·        грузовой транспорт,

·        передвигающиеся в автомобилях.

Если вернуться к схеме территорий для возможного нового строительства, другими словами, к зонам интенсификации застройки, нетрудно заметить, что все они находятся в непосредственной близости к существующей инфраструктуре железной дороги. Этот факт, реальность существующая, может послужить основанием для того, чтобы объявить развитие рельсового транспорта на базе существующей инфраструктуры, основным направлением в развитии общественного транспорта, как в городе, так и в масштабе Метрополии. Эта возможность до сих пор никак не используется.

Все это требует отражения в новом Градостроительном Кодексе, так как все вышесказанное не имеет никакой возможности реализации на базе существующей нормативной базы и законодательства в области градостроительства.

Новые сообщения можно читать и на https://www.patreon.com/user?u=66941653, поддерживая, при желании, и финансово. 

среда, 15 декабря 2021 г.

(продолжение 3) Proiect CODUL URBANISMULUI ŞI CONSTRUCŢIILOR AL REPUBLICII MOLDOVA

 (продолжение 3)

Возникает естественный вопрос, а как же без Стратегии развития?

Действительно, без определения основных, а именно стратегических направлений правильное, т.е. удовлетворяющее большинство жителей, развитие невозможно.  

Однако, давно известно, что таких направлений не может быть более четырех, пяти. Если речь идет именно о стратегических направлениях развития.

Мне кажется, что эти направления также давно известны и сформулированы, правда не в виде какого-либо документа, а в виде высказывающихся мнений горожан:

·        Зеленый город

·        Город для жителей, а не для автомобилей

·        Город, привлекающий и удобный для туристов

·        Умный Город

·        Центр развития информационных технологий

·        15 Minutes City

Этот список может быть изменен или дополнен, но ничего больше в принципе не требуется. Было бы хорошо, после дополнительного обсуждения, утвердить решением Муниципального Совета эти или другие, но утвердить, основные стратегические направления.

Требуется Мастер план, т.е. хозяйственный план, в котором расписана очередность выполнения работ, разработанный с участием населения.  Этот план служит основанием для разработки ежегодных бюджетов. И он не должен быть долгосрочным.

Если же вернуться к развитию территорий, то, исходя из того, что расползание территорий за существующие границы признано неприемлемым в глобальном масштабе, резервами для развития внутри границ территорий являются территории бывших промзон, например.

Это глобальный тренд уже в последние лет двадцать.

Вот так этот вопрос решили недавно в Москве:

"...КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИЙ (КРТ) это вид градостроительной деятельности, направленный на обновление и развитие территорий бывших промзон..."

https://investmoscow.ru/industries/territorial-evolution

"...В Москве проекты комплексного развития территорий по реорганизации бывших промышленных территорий города объединяет проект «Индустриальные кварталы».
В городе вместо «зон отчуждения» появятся «точки притяжения»... "

https://iquarters.ru/

Это не требует предварительной разработки Генерального плана Москвы, как это было раньше. Утвержден перечень таких территорий, которые могут разрабатываться, как по инициативе городских властей, так и по инициативе частных инвесторов. После окончания разработки эти материалы являются основанием для корректировки Плана Земельного Зонирования, то есть все проходит по инициативе снизу вверх, а не по принципу сверху вниз, как по существующему законодательству.

Чтобы стало понятней, приведу пример того, как можно было бы, используя такой подход, решить проблемы разрушения исторического центра Кишинева, не прибегая к разработке Зонального Плана.

Не претендую на исключительность, однако представлю один из вариантов. Думаю, возможны и другие варианты, и хотелось бы с ними ознакомиться. Надеюсь, что критика будет конструктивной, т.е. не только критика предложенного мною, а предложение других вариантов для обсуждения.

С помощью современных технологий нетрудно получить схему расположения территорий, которые заняты бывшей промышленной застройкой, воинскими частями, гаражами, заброшенными объектами (рис.1)


Эти территории представляют собой единственный возможный резерв территорий для будущего развития в историческом центре города. Повторяю, возможного развития, совсем не обязательного.

На основе этой схемы можно представить уже список территорий исторического центра, исключительно на которых возможно именно новое строительство, или код DE (Dezvoltare) (рис.2).


На всех остальных территориях разрешены только

·        реставрация (в случае памятников),

·        ремонт,

·        реконструкция (в пределах существующих границ здания, с возможностью надстройки одного этажа).  

Каждая из территорий с кодом DE должна иметь свои атрибуты, в виде CUT, POT, максимальная высота и т.д.

Такую схему можно было бы утвердить решением Муниципального Совета и тем самым положить конец всем неясностям и проблемам, связанным с разрушением исторической среды и отдельных памятников.

При этом, необходимо принять такое правило, что утвержденные Муниципальным Советом Градостроительный документы не могут подлежать корректировке хотя бы год, если не больше. В течение этого года, не останавливая жизни города, можно было бы посмотреть, как это работает, и, при необходимости, внести требуемые коррективы.

Аналогично, можно было бы разработать и утвердить Муниципальным Советом аналогичные территории в границах города, территории возможного развития с кодом DE, и вести дальнейшие разработки этих территорий, не дожидаясь разработки Генерального плана, а еще лучше, отказавшись от его разработки.

вторник, 14 декабря 2021 г.

(продолжение 2) Proiect CODUL URBANISMULUI ŞI CONSTRUCŢIILOR AL REPUBLICII MOLDOVA

 (продолжение 2)

Какие виды градостроительных документов нам нужны, исходя из имеющегося на сегодняшний день опыта?

"...Москве больше не нужен жесткий «советский» генплан, считает Сергей Собянин. Власти планируют перейти к обновляющемуся мастер-плану города. «Любой жесткий документ, который мы примем, не будет иметь никакого отношения к реальной жизни» - рассказал мэр столицы в интервью РБК...

...Генпланы почти не разрабатываются в мире, например, его нет в Лондоне, подчеркнул Собянин. «Генплан — это советская кондовая история», — уверен мэр..."

http://www.giprogor.ru/news/1178-vlasti-moskvy-namereny-otkazatsya-ot-generalnogo-plana

"...Нынешнюю форму генплана, регламентированную Градкодексом, Собянин охарактеризовал как «советскую кондовую историю», подчеркнув, что «распланировать на 20 лет вперед невозможно...

... Как утверждает Илья Заливухин, начиная с Генплана 1971 года, ни один документ этого рода в Москве не был выполнен более, чем на половину. Ныне (формально) действующий Генплан-2009 и вовсе оказался невостребованным . Это, по мнению эксперта — прямое доказательство того, что форма генерального плана как юридического документа, регламентирующего градостроительство на ближайшие минимум 15 лет, устарела и требует замены...

... генеральный план в том виде, в каком он предусмотрен Градостроительным кодексом, в Москве действительно не нужен, это лишний документ, - признает урбанист Петр Иванов. - Все градостроительные решения принимаются Градостроительно-земельной комиссией при Москомархитектуре...

... Ныне действующий Генплан не соответствует современному состоянию Москвы и потому фактически не действует — поэтому большой беды, если от разработки следующего Генплана откажутся, пожалуй, не случится...

... В Москве в любом случае — есть мастер-план или нет — сохранится, думаю, старая градостроительная практика: если коммерческой компании нужно что-то построить, она идет в мэрию и договаривается, - рассуждает Петр Иванов. - Например, строительство школы в обмен на возможность строительства жилого комплекса. Это в ряде случаев выгодно для города, хотя стратегией здесь, конечно, и не пахнет..."

https://www.mk.ru/moscow/2021/08/02/vozmozhnyy-otkaz-sobyanina-ot-genplana-razvitiya-moskvy-poluchil-ocenku-urbanistov.html

"...Сейчас, по словам Собянина, городу необходим не генплан, а стратегия развития, и для этого нужно работать над мастер-планом города в целом. «Но это не документ, а процесс. Процесс обсуждения, осмысления, куда мы двигаемся. Поэтому, честно говоря, мне не хочется никакой новый генплан разрабатывать..."

Подробнее на РБК:
https://www.rbc.ru/business/02/08/2021/610695b19a7947263e81193d

Это сказано в августе 2021 года, т.е. практически сегодня. Как я и говорил, даже Москва отстает в принятии современных решений в области градостроительства и это не сильно отличается  от положения дел у нас. Поэтому, если мы хотим принимать современные решения, желательно привлекать опыт коллективного Запада.

А вот с тем, что касается сохранения существующей  "градостроительной практики", отмеченной московским экспертом Петром Ивановым, когда коммерческая компания идет в мэрию и договаривается, трудно не согласиться. Это действительно очень важный элемент влияния на происходящие в городе процессы, который невозможно предусмотреть никакими планами.

Так же важно понимание того, что, как сказал мэр Москвы, "это не документ, а процесс"!!!

Каким же образом можно все это учесть? Как должен выглядеть новый современный инструмент управления развитием территорий?

"...Согласованность всех действий и своевременную перенастройку принятых решений обеспечит цифровая информационная модель управления развитием территории – ЦИМ УРТ.

ЦИМ УРТ представляет собой комплекс взаимосвязанных цифровых данных и набор инструментов для мониторинга и оперативного регулирования качественных и количественных характеристик в зависимости от сложившегося или планируемого сценария развития города. Основное назначение ЦИМ – информационно-аналитическое обоснование эффективности принимаемых решений, а также своевременное внесение изменений в программы по развитию инфраструктуры в целях обеспечения их согласованности с осуществляемым и планируемым жилищным и иным инвестиционным строительством. ЦИМ также предназначена для оперативного управления развитием города, в том числе для исполнения функций и предоставления услуг в электронном виде.

Таким образом, можно заключить, что новый цифровой генеральный план – это не традиционный документ, это цифровая модель, состоящая из четырёх связанных друг с другом блоков данных: цифровая информационная платформа; стратегия; планирование и зонирование; оперативное управление..."

(рис.1)


https://urtmag.ru/public/584/

Это один из возможных вариантов. Меня в таком делении на блоки смущает ориентация на то линейное развитие, лежащее в основе разработке любых стратегий и долгосрочного планирования, которого в природе, как нам стало известно лет сто назад, не существует. Однако, в целом, я полностью согласен с тем, что это должна быть цифровая модель!

Мне больше по душе другой инструмент, а именно Future City, который я уже описывал, и с которым можно ознакомиться перейдя по ссылке http://ag-anatoliegordeev.blogspot.com/2020/11/future-city.html

Можно обсуждать, какой вариант лучше, но одно ясно, что " новый цифровой генеральный план – это не традиционный документ, это цифровая модель".

 (продолжение следует)

суббота, 11 декабря 2021 г.

(продолжение) Proiect CODUL URBANISMULUI ŞI CONSTRUCŢIILOR AL REPUBLICII MOLDOVA

 (продолжение)

Состояние в градостроительной сфере в нашей стране можно сравнить, для того, чтобы лучше понимать непосвященным читателям, с огромным предприятием советского образца в начале перестройки. На предприятии действуют еще советские стандарты, нормы, применяются старые технологии, работает огромное количество специалистов и рабочих, а выпускаемая продукция никому не нужна, так как значительно уступает в качестве продукции западных конкурентов, неожиданно появившейся на местном рынке.

Состояние дел в нашей сфере сегодня обстоит именно так. Последние 30 лет мы находимся в состоянии именно такого предприятия. Специалисты и рабочие те же. Вся "новая" нормативная база представляет собой фактически перевод с русского языка нормативной базы середины прошлого века, технологии те же. Продукция, распечатанные карты в различных масштабах, устаревают уже в момент их печати и уже мало кто ими пользуется.

Что делало руководство или новые владельцы такого предприятия для того, чтобы выжить в этих условиях? Они рядом с этим предприятием открывали экспериментальный цех. Он начинал работать параллельно с основным предприятием. В этом цеху начинали работу лучшие специалисты под руководством приглашенных мастеров с Запада. Закупались новые технологии, начинали постепенно, буквально в ручном режиме, выпускать новые, экспериментальные, образцы продукции, разработанные приглашенными специалистами на основе стандартов и норм, не обязательно отвечающим существующим до этого. Постепенно наращивались объемы производства этого экспериментального цеха, и, в один прекрасный момент, старое предприятие просто ликвидировалось.

Молдова, в силу своих небольших размеров, уже используется для проведения экспериментов. Например, скорость интернета у нас одна из самых высоких, внедрение технологий 3G, 4G также происходило у нас в числе первых.

Мне кажется, что сегодня наступило такое время в сфере градостроительства (думаю не только в этой сфере), чтобы открыть новый экспериментальный цех. Другими словами, создать оффшорную зону в области градостроительства на территории всей Молдовы для отработки новых идей в этой области. Зону, свободную от существующих законодательных актов и нормативов в области градостроительства. Зону, где в области разработки градостроительных проектов может работать любой приглашенный или желающий западный специалист, не имеющий местного сертификата. Тендеры на разработку проектов в области градостроительства заменить на архитектурные конкурсы, в которых должна выигрывать представленная градостроительная идея, а не представленная минимальная стоимость разработки.

Например, предложенная профессором Сорбонны Carlos Moreno концепция  15-Minute City  (рис 1 )

https://www.archdaily.com/970873/the-concept-of-15-minute-city-wins-2021-obel-award/617864d593ba2d0165f8ba6f-the-concept-of-15-minute-city-wins-2021-obel-award-photo?next_project=no наверняка не укладывается в существующие нормативные и законодательные акты. В этом году эта Концепция получила международное признание.

The Concept of 15-Minute City Wins 2021 Obel Award

https://www.archdaily.com/970873/the-concept-of-15-minute-city-wins-2021-obel-award#:~:text=The%2015%20minute%2Dcity%20concept,%2C%20green%20areas%2C%20and%20housing.

Однако, в условиях такой офшорной зоны в Молдове вполне можно было бы разработать на базе этой Концепции градостроительные проекты. В этом смысле Молдова представляет собой идеальный вариант для экспериментов в данный момент. Как говорится, "и последние станут первыми". В Молдове в настоящий момент полностью отсутствуют градостроительные проекты всех уровней. Отсутствует Национальный План Обустройства, отсутствует понятие Zona Metropolitana и соответствующие проекты на этом уровне. Отсутствуют Генеральные планы большинства городов и населенных пунктов, включая Кишинев. Отсутствуют и Зональные планы практически во всех городах.

Из этой ситуации, как всегда, есть только два выхода. Либо мы опять потратим кучу денег и получим огромную кучу макулатуры, как в последние 30 лет. Либо мы откроем экспериментальный цех и начнем выпускать современную продукцию, конкурентноспособную во всем мире, потратив на это не больше, а может и меньше.

Создание такой зоны может послужить тем фактором, который необходим для привлечения лучших западных специалистов для реализации своих идей. Отбор этих идей должен вестись исключительно на базе международных архитектурных конкурсов, проводимых обязательно совместно с Международным Союзом Архитекторов UIA.

На базе одного из таких международных конкурсов, помимо проектов национального значения, необходимо разработать несколько проектов международного значения.

Проект  TRIPOLIS: CHISINAU-UNGHENI-IASI (CUI)

http://ag-anatoliegordeev.blogspot.com/2009/10/20.html

Этот проект я предлагал еще в 2008-2009 годах.

Буквально сегодня появилась идея формирования треугольника из городов Кишинев - Черновцы - Яшь.

Primarul de Iași, planuri alături de Chișinău și Cernăuți: „Îmi doresc să formăm un „triunghi” al proiectelor cu impact pozitiv”

https://infoprut.ro/84281-primarul-de-iasi-planuri-alaturi-de-chisinau-si-cernauti-imi-doresc-sa-formam-un-triunghi-al-proiectelor-cu-impact-pozitiv.html?fbclid=IwAR1xJf574cmSc6ukDx53Y1XJC_ObEJSOTjc45ACEp8Pq-oxNM-7LuosbsMM

Совсем недавно появился новый туристический маршрут по железной дороге Одесса - Кишинев - Яшь. Здесь, думаю уже можно начинать вести речь о проекте Квинтополиса Одесса - Тирасполь - Тигина - Кишинев - Яшь.

При этом ни один из них не отрицает необходимость разработки другого. Все эти варианты должны стать предметом Международного Конкурса с финансированием за счет средств Евросоюза или других Фондов. Какой из них окажется более жизнеспособным покажет время.

У Молдовы есть шанс не плестись в хвосте, а превратиться в современную лабораторию по отработке и внедрению новых, современных подходов к решению градостроительных задач. При этом не только планировочных, но также инфраструктурных, транспортных, энергетических, экологических, а также задач по сохранению исторической среды и отдельных памятников.

 

пятница, 10 декабря 2021 г.

Proiect CODUL URBANISMULUI ŞI CONSTRUCŢIILOR AL REPUBLICII MOLDOVA

 Проект этого важнейшего документа разрабатывается уже более 10 лет. Во всяком случае есть комментарии к этому проекту, опубликованные на сайте Ассоциации Архитекторов Молдовы, где говорится о том, что в 2012 году этот проект был рассмотрен на заседании Консилиума этой Ассоциации https://aam.md/node/71/

20 апреля 2016 года Кодекс был утвержден Кабинетом Министров и 6 июня 2016 года проект этого документа был зарегистрирован в Парламенте Республики Молдова.

Однако Решением Правительства от 1 ноября 2019 года этот проект был отозван из Парламента.

16 сентября 2021 года Комиссия Парламента по экономике, бюджету и финансам объявила о проведении общественных обсуждений данного документа. 21 сентября и 9 ноября 2021 года были проведены консультации по корректировке данного Кодекса (рис 1)

https://multimedia.parlament.md/proiectul-codului-urbanismului-si-constructiilor-va-fi-supus-audierilor-publice/

Возможно я что-то пропустил в этой истории. Также мне неизвестны причины, по которым этот документ, спустя 3 года после утверждения Правительством, был отозван, не получив своего утверждения Парламентом.

Честно говоря, меня это не сильно удивляет. Вспомните, сколько важнейших градостроительных документов, разработанных в последние 30 лет, либо не нашли применения (Генеральный план 2007 года), либо не были утверждены (PUZ Centru, Комплексная транспортная схема), либо не завершены до сих пор (Стратегия развития транспорта, Корректура Генерального плана и т.д.).

Отсутствие современного Градостроительного Кодекса является одной из важнейших причин такого положения. Здесь ключевое слово СОВРЕМЕННОГО!

Для того, чтобы получить такой современный документ, на мой взгляд, необходимо было бы определить для начала перечень проблем и задач, стоящих перед нами в настоящее время.

Основных стратегических проблем всего три:

·        отсутствие современных  профессиональных кадров

·        отсутствие современной законодательной и нормативной базы

·        отсутствие современной системы образования и подготовки кадров

Наша отрасль не является уникальной в этом отношении. Точно те же проблемы существуют и в остальных отраслях.

Если не решить эти три основные проблемы, то можно разрабатывать и утверждать сколько угодно Кодексов. Это ничего не изменит. И доказательством служит 30-летний опыт последних лет. Назовите хоть один градостроительный документ, который соответствует современным требованиям.

Необходимо, наконец, признаться, что без участия специалистов из-за рубежа, мы не сможем получить, отвечающие современным вызовам и предлагающим современные способы решений, градостроительные документы. При этом, я бы предостерег привлекать специалистов из бывших союзных республик, при всем к ним уважении. Они сегодня находятся в той же позиции, что и мы. Некоторые может более продвинуты, но тем не  менее. К сожалению градостроительная наука за последние 30 лет на просторах бывшего Советского Союза не финансировалась и не развивалась. Все современные технологии, как и знания в области градостроительства, находятся сегодня на коллективном Западе, и это нельзя не учитывать, если мы действительно хотим решить проблемы, а не сделать очередной документ, который будет валяться на полке.

Но это не так просто, как кажется, привлечь специалистов из-за рубежа. Не создав специальных, льготных условий для привлекаемых специалистов, мы не добъемся ничего. Что именно можно и нужно сделать на этом пути и должно быть отражено в этом Кодексе.

И начать привлечение западных специалистов необходимо именно для разработки нового проекта Градостроительного Кодекса, но поставив им задачи, которые мы сформулируем на местном уровне.

Но даже самый лучший привлеченный специалист, работая в нашей существующей законодательной и нормативной базе, мало что, а скорее ничего современного сделать не сможет. Эта проблема не менее важная, чем отсутствие специалистов. На разработку новых современных законодательных актов и нормативной базы могут уйти годы. Примером может служить история с разработкой данного Кодекса.

Сегодня уже закончилась эра Ньютона (принципы линейного развития) и Гуттенберга (печатные материалы заменены цифровыми). Это требует полного изменения подхода к разработке градостроительных материалов, законодательной базы и нормативных актов. Один из примеров современного подхода к разработке материалов для управления развитием https://ag-anatoliegordeev.blogspot.com/2020/11/future-city.html

А что же делать? Когда-то было принято такое решение, связанное с отсутствием нормативной базы на национальном уровне. В случае отсутствия местных нормативов применялись аналогичные нормативы России. В сегодняшних условиях необходимо определиться с аналогичным решением, но какую из нормативных баз принять за основу, необходимо решить, консультируясь также с иностранными экспертами из Евросоюза. В Евросоюзе не существует единых нормативов.

Однако все эти решения надо рассматривать, как временные. Необходимо обеспечить современный уровень образования и подготовки специалистов на месте. Исходя из существующего положения в этой сфере, можно с уверенностью заключить, что на это также могут уйти годы. Методически наша система образования в области подготовки архитекторов находится в середине прошлого века. А градостроителей вообще не готовят. О технологиях GIS и их возможностях мало кто слышал! То есть ничего другого, кроме привлечения современных преподавателей из-за рубежа, нам не остается и в этой сфере. И с их помощью в корне изменить всю систему преподавания и подготовки будущих современных специалистов. Что сделать для того, чтобы привлечь таких специалистов из-за рубежа, должен также ответить этот документ. Учитывая тот факт, что современные технологии позволяют проводить занятия он-лайн, можно решить этот вопрос с привлечением лучших на сегодняшний день специалистов.

Кроме этих, стратегически важных вопросов, существует еще большое количество тактических вопросов. Например, существует и такая проблема, как правильное определение границ объектов для градостроительного планирования. На сегодняшний день границами объектов принимаются административные границы. Но в градостроительстве границами служат не административные, а географические границы. Вот вам конкретный пример. Мы все, не задумываясь, говорим о Зональном плане Центра Кишинева. А разве этот проект делается в административных гранциах сектора Центр? В административные границы сектора Центр входят и Телецентр, и Табакэрия, и часть вдоль улицы Мунчештской. Границы исторического центра также не совпадают, так как границы исторического центра проходят по ул. Измаильской, а в состав этого проекта входят и территории за ул. Измаильской. То есть, мы не задумываясь приняли географические границы, границы того плато, на котором размещен центр Кишинева. Точно также, нельзя делать Генеральный план города, не учитывая, например, Дурлешты, так как они находятся за административной границей города. Точно также, нельзя разрабатывать проект Муниципия Кишинев в его административных границах, так как в географические границы Кишинева уже давно входят все населенные пункты, как минимум, в зоне 30 км доступности. Это первое кольцо Zonei Metropolitana Chisinau. Во второе кольцо входят все населенные пункты в радиусе 60 км доступности. Эти границы также могут измениться в связи с появлением Trenul Metropolitan и увеличением его скорости до 130-160 км/час. В соседней Румынии уже сегодня начинают строить участки железных дорог с такой скоростью. Пример изменения границ в связи с изменением скорости передвижения можно посмотреть здесь https://ag-anatoliegordeev.blogspot.com/2020/07/blog-post_28.html

Существующее деление на регионы Nord, Centru, Sud, Municipiul Chisinau является также примером использования административных границ вместо географических. Пора отменить такое деление и принять закон, аналогичный закону, принятому в Румынии еще в 2001 году, в соответствии с которым было утверждено  понятие Zona Metropolitana и утвержден перечень из 22 зон. Далее каждая зона создавала органы управления в виде Ассоциаций Межкоммунитарного развития, Ассоциаций развития межкоммунитарного транспорта и т.д.

И еще много таких тактических задач и проблем можно будет получить в результате обсуждений.

Однако, все это было бы правильно оформить в виде начального документа,определяющего основные цели и задачи Градостроительного Кодекса, утвердить Правительством, и на базе этого задания, с участием специалистов из-за рубежа, наших специалистов и наших юристов, подготовить проект  нового современного Градостроительного Кодекса. 

Новые сообщения можно читать и на https://www.patreon.com/user?u=66941653, поддерживая, при желании, и финансово.