"Happiness is the key to success !"

суббота, 20 марта 2010 г.

Valea Morilor

К вопросу о реконструкции парка “Valea Morilor”.

В настоящее время неожиданно возник вопрос об утверждении Концепции обустройства зоны отдыха «Valea Morilor». Возможно неожиданно для меня, но все мои коллеги также слышат об этой концепции впервые.
Вот как выглядит данный вопрос в Повестке дня заседания Муниципального Совета:

8. Despre aprobarea concepţiei privind amenajarea zonei de agrement „Valea Morilor”.
RAPORTOR: Vladimir Modârcă, director al Direcţiei generale arhitectură, urbanism şi relaţii funciare

Заметьте, ЗОНЫ ОТДЫХА!
В тот же день в Интернете и в средствах массовой информации появилась визуальная информация по этой теме. То, что было представлено на всевозможных сайтах, вызвало бурю негодования, как простых жителей, так и профессионалов. Большинство же оценок (от восторженных сравнений с Дубаи до критического сравнения с распухшими гениталиями) свелось к тому, что это не имеет ничего общего с зоной отдыха, а совсем наоборот. Прощай Камсик!!!
Объявленный на следующий день круглый стол по обсуждению данной концепции оказался еще более неожиданным, чем появление самой концепции. В процессе презентации нас запутали, по-моему, окончательно. Показали вариант Chișinăuproiect, затем вариант фирмы ARD и, наконец, дипломный проект студентки Технического Университета. Сопровождалось это все объяснениями, что все это еще не определенно и попросили представителей Академии Наук и экологов высказать свое мнение по данной концепции. Правда, в соответствии с действующим законодательством, это надо было бы сделать до выноса концепции на утверждение Муниципальному Совету.
Теперь о действующем законодательстве. Рассматриваемый объект, а именно парк “Valea Morilor” дважды памятник, о чем никто из авторов не сказал. Во-первых, данный парк находится под охраной государства как памятник ландшафтной архитектуры под номером 21, а также имеет охранную зону 100-150 м, что не указано в данном проекте. Кроме этого, он находится под охраной государства, как памятник истории и архитектуры национального значения под номером 311 в Регистре памятников. Данный вид памятников может иметь охранную зону до 500 м, что должно быть определено разрабатываемым Генпланом. Этого также не было указано.
Исходя из вышесказанного, следует, что утвердив данную концепцию (любую из представленных), Муниципальный Совет нарушил бы действующее законодательство, а именно, требования двух законов:
• Об охране памятников №1530 от 22.06.1993
• О фонде территорий охраняемых государством №230 от 13.10.2005
Это правда не новость для Муниципального Совета, так как Генплан Муниципия утвержден также с нарушением того же Закона об охране памятников. Ядро исторического центра, являющееся памятником национального значения под номером 308 Регистра памятников ( существующая сеть улиц, скверов и отдельных зданий), разрушено предлагаемой Генпланом сетью улиц и пр. Кантемира, разрушающего большую часть исторической средневековой сети улиц, скверов и улочек нижней части города.
Если же все-таки попытаться жить по законам, а не по понятиям, то порядок разработки и утверждения данной концепции должен быть следующий.
• Необходимо выяснить мнение жителей города по поводу предназначения данной зоны. Для меня очевидно, что большинство выскажется за сохранение зоны отдыха, а не размещение нового Культурно-Делового Центра города в данном месте.
• Совместно с Министерством Культуры, Министерством Экологии, Академии Наук разработать Регистр монументов внутри границ данной зоны. Данный Регистр должен определить, что является памятниками внутри границ, а что нет. Например, является ли Зеленый театр памятником или нет. Является ли гранитная и каскадная лестница памятником или нет. Можно ли изменять контуры озера и оформление берегов или нет. В каких местах необходимо проводить археологические исследования, а в каких нет. В это же время должен быть разработан Regulamentul privind intervenţia în zonele de protecţie ale monumentelor şi folosinţa lor, что также предусмотрено действующим законодательством.
• Указанные документы должны быть утверждены Парламентом по представлению Правительства. Не сделав этих шагов, мы не имеем права ничего изменять в данном памятнике. Это может быть не правильно по понятиям, но по закону это так.
• На базе разработанных и утвержденных документов, а также общим назначением данной зоны, определившемся из опроса населения, надо объявить международный конкурс на Концепцию обустройства данной зоны. Премиальный фонд в 100-150 тыс. лей позволит получить массу материалов и идей для обсуждения населением города.
• На базе отобранного, в результате конкурса, проекта необходимо будет разработать Проект зонирования и Градостроительный Регламент данной зоны (с указанием функционального назначения, возможным процентом застройки территории и максимальной общей площадью на каждом участке, а, соответственно, и этажности), и утвердить их Муниципальным Советом. Это позволит иметь ясные и понятные правила игры для потенциальных инвесторов. Без такой информации ни один серьезный инвестор рассматривать наши предложения не станет. С другой стороны, это позволит исключить изменения в поведении инвестора в процессе реализации проектов.
• Все это можно разработать до следующих выборов в местные органы власти и требовать от кандидатов конкретного плана действий по реализации данного проекта. Это время до выборов может оказаться достаточным для проведения археологических исследований на данной территории.
• На базе имеющихся материалов можно будет приступать к поиску инвесторов и к реализации данного проекта.
Вопрос о поиске инвесторов является важным, но, все же, вторым в плане этапов разработки данного проекта. Вообще-то, надо заметить, что давно должна была бы быть создана служба городского маркетинга и привлечения инвестиций, как это есть в других городах, например, в Тбилиси, Вильнюсе и т.д. Серьезные инвесторы по городам не ездят в поиске проектов. По городам сегодня ездят, в большинстве случаев, недобросовестные инвесторы (чтобы никого не обидеть). К серьезным инвесторам надо идти самим, рекламировать свои проекты и предложения. Такие города, как Тбилиси, Вильнюс, участвуют в ежегодных форумах инвесторов в Каннах, Ницце. http://www.tbilisi.gov.ge/index.php?lang_id=RUS&sec_id=4481 Здесь можно ознакомиться, как Мэрия Тбилиси была представлена в 2009 году в Каннах.
Совсем не обязательно инвестору предлагать участки на той же территории парка. Это могут быть другие территории, определенные заранее Генпланом города для развития. К сожалению этого нет в материалах утвержденного Генплана, но я надеюсь эта ошибка может быть исправлена в процессе корректуры Генплана в 2011 году, так как корректуру, в соответствии, опять же, с действующим законодательством, мы должны делать раз в 4 года.
Ниже приведены выдержки из существующих законодательных и нормативных актов.

Приложение №1
LEGE Nr. 1530
din 22.06.1993
privind ocrotirea monumentelor* 
Publicat : 02.02.2010 în Monitorul Oficial Nr. 15-17 art Nr : 23
Art.6. – Hotărîrile organelor de stat pentru ocrotirea monumentelor privind evidenţa, studierea, punerea în valoare, protejarea, conservarea şi restaurarea monumentelor sînt obligatorii pentru toate persoanele fizice şi juridice.

Art.12. – (1) În scopul de a preveni deteriorarea monumentelor indicate la alineatul (3) al articolului 2, organele de stat pentru ocrotirea monumentelor, de comun acord cu Ministerul Arhitecturii şi Construcţiilor, Academia de Ştiinţe, întocmesc lista zonelor de protecţie ale monumentelor şi o propun spre confirmare Guvernului.
(2) Ministerul Culturii şi Turismului elaborează Regulamentul privind intervenţia în zonele de protecţie ale monumentelor şi folosinţa lor.
(3) Zonele de protecţie se stabilesc pe baza unor investigaţii şi avize concludente şi amplu documentate, confirmate de organele de stat pentru ocrotirea monumentelor.
(4) Avizele asupra zonelor de protecţie ale monumentelor sînt luate în mod obligatoriu în considerare la întocmirea planului general de construcţii urbane şi rurale.
Art.63. – Dacă tratatul internaţional la care Republica Moldova este parte prevede alte norme decît cele stabilite de prezenta lege, se aplică prevederile tratatului internaţional.


Aprobat
prin Hotărîrea Parlamentului
nr.1531-XII din 22 iunie 1993

REGISTRUL

monumentelor Republicii Moldova ocrotite de stat


311. Chişinău
Parcul Valea Morilor Mijl.sec.XX Ist. Arhit. N

Приложение №2

LEGE Nr. 230
din 13.10.2005
pentru modificarea şi completarea anexei nr. 11 la Legea nr. 1538-XIII
din 25 februarie 1998 privind fondul ariilor naturale protejate de stat
MONUMENTUL
DE ARHITECTURĂ PEISAJERĂ
Art.72. - Monumentul de arhitectură peisajeră are ca obiectiv păstrarea şi dezvoltarea compoziţiilor arhitectonice peisajere şi servesc ca depozit al genofondului de plante.
Art.73. - Se declară monument de arhitectură peisajeră parcurile vechi, parcurile silvice, aleile cu valoare istorică, culturală, ştiinţifică, estetică, economică şi recreativă.
Art.74. - Terenul monumentului de arhitectură peisajeră se exclude din circuitul economic, dar rămîne la dispoziţia deţinătorului, şi se află în subordinea autorităţii administraţiei publice locale.
Art.75. - (1) Pe teritoriul monumentului de arhitectură peisajeră se interzice orice activitate nelegată de destinaţia lui, care ameninţă integritatea configuraţiilor arhitectonice peisajere.
(2) Orice lucrare de reconstrucţie şi restabilire a monumentului de arhitectură peisajeră se efectuează după un proiect aprobat de autoritatea centrală pentru mediu.
Capitolul 13
Anexa nr.11

MONUMENTELE DE ARHITECTURĂ PEISAJERĂ

Nr. crt. Denumirea Suprafaţa (ha) Amplasamentul Deţinătorii de terenuri
1 2 3 4 5

21 Parcul de cultură 113,9 oraşul Primăria
şi odihnă "Valea Morilor" Chişinău municipiului Chişinău;

ZONA DE PROTECŢIE A OBIECTELOR ŞI A
COMPLEXELOR DIN FONDUL ARIILOR PROTEJATE
d) pentru grădina dendrologică, monumentul de arhitectură peisajeră şi grădina zoologică -100-150 m;

Комментариев нет: