"Happiness is the key to success !"

вторник, 5 декабря 2023 г.

"Новая" система расселения (территориальная система) Молдовы

 “Новая” система расселения (территориальная система) Молдовы,  но не надо путать с Новым Элементом Расселения (НЭР) Гутнова и Лежавы, популярной в 70-х годах прошлого века. Новая взято в кавычки потому, что на самом деле ничего нового в этом нет))) Новое это только для нас, а для развитых стран это давно известная и применяемая система.


По данным Википедии в Молдове 38,59 % населения (1 305 655 чел.) проживают в городах, 61,41 % (2 077 677 чел.) — в сёлах. 


Новая программа развития городов (Habitat III) была принята 20 октября 2016

года на Конференции Организации Объединенных Наций по жилью

и устойчивому городскому развитию (Хабитат III), которая проходила

в г. Кито. Она также была одобрена на 68-м пленарном заседании

Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 23

декабря 2016 года. Вот, что в ней, говорится:


49. Мы обязуемся оказывать поддержку территориальным системам, которые интегрируют выполнение функций городских и сельских районов в рамках национальных и субнациональных пространственных структур и систем городов и других населенных пунктов, тем самым способствуя устойчивому регулированию и использованию природных ресурсов и земель, обеспечению надежных систем

снабжения и производственно-сбытовых цепей, являющихся связующим звеном между предложением и спросом в городской и сельской местности, с целью содействовать сбалансированному региональному развитию в рамках всей совокупности городских и сельских районов и устранению социальных, экономических и территориальных различий…


Как выглядят наши территориальные системы с этой точки зрения.


Сельское хозяйство в экономике Республики Молдова в 2018 году составляла чуть меньше 12 процентов (сектор услуг 32 процента). При этом чернозем составляет 80 процентов территории всей почвы. В мире больше нет такой страны. 


Почти половина занятости в стране приходится на сельское хозяйство. В Европе на одного занятого в сельском хозяйстве приходится 15 человек, а в Молдове этот показатель равен 1: 1. То есть все съедается внутри страны и даже не хватает. Мы импортируем половину необходимой продукции. При этом доходы в семье на человека по данным статистики на 2022 год в деревне 3,5 тыс лей в среднем, а в городе 5,3 тыс.лей. В Муниципии Кишинэу этот показатель 6,4 тыс. лей. 


Как же так? Обладая самым высоким показателем черноземных земель в мире, Молдова импортирует продукты сельского хозяйства даже из Израиля, у которого и близко нет таких показателей. 


Какое отношение к этому имеет территориальное планирование? 


Рассмотрим ближайшую к нам Коммуну Бачой.Надо отметить, что это не какая-то уникальная ситуация, а вполне себе типовая. Просто на ее примере мы попробуем проанализировать эту проблему. 


В свое время все жители коммуны получили так называемые “коты” в том числе и в виде земельных участков. Участки, в основном, в размере одного гектара. 


То обстоятельство, что эти участки находятся в “чистом поле” и достаточно далеко от мест проживания владельцев, не дает возможности для использования этих участков непосредственно их новыми владельцами. Сохранность выращенного также никак не возможно обеспечить на таком расстоянии. 


Как решили эту проблему в наших условиях? 


Небольшая часть людей тут же продала эти участки за бесценок. Большинство же не желает расставаться с этой землей. И тут появились, так называемые “лидеры”, которые предложили желающим сдать им в аренду имеющиеся у них участки. Фактически создали что-то напоминающее “колхоз”, но на новом уровне развития. Многие с этим согласились, поскольку никаких других вариантов им никто не предложил. 


Что мы получили в итоге? Небольшое число “лидеров” взялись за обработку объединенных земельных наделов, которые, фактически ничем не отличаются от тех полей, которые поделили в 90-е годы. Эффективность такого подхода если не уменьшилась, то, как видим, не увеличилась. А в результате чего она могла увеличиться? Подходы прежние, возможности финансовые меньше. Доходы самих “лидеров” (арендаторов),конечно же выше, чем у арендодателей, но это вознаграждение за то, что они хоть что-то пытаются сделать в этих условиях.


И тут, в этих условиях, появился рынок продаж этих земель с целью последующего перевода их назначения из сельскохозяйственного в назначение под строительство. 

За отдельные участки на этой территории в районе проспекта Дачия площадью один гектар просят 3,5 тыс евро за сотку (350 тыс евро за гектар). Но это просят))) Тем не менее, этот процесс идет и постепенно мы “...тем самым НЕ способствуем устойчивому регулированию и использованию природных ресурсов и земель, обеспечению надежных систем снабжения и производственно-сбытовых цепей, являющихся связующим звеном между предложением и спросом в городской и сельской местности, с целью содействовать сбалансированному региональному развитию в рамках всей совокупности городских и сельских районов и устранению социальных, экономических и территориальных различий… как говорится в Новой Программе развития городов, указанной выше.


И тут мне вспомнилась Голландия! 


Почему Голландия? Площадь Голландии не сильно отличается от площади Молдовы Площадь Голландии 42 тыс кв км, а площадь Молдовы 34 тыс кв км. (рис 1)



При этом на территории Голландии проживает 18 млн человек (данные на 2023 год), а в Молдове - 2,5 млн чел (2023). 


Занятость населения в Молдове 900 тыс чел, то есть 450 - 500 тыс человек заняты в сельском хозяйстве. 


Уровень занятости в Голландии 80% или 14 млн человек. Исходя из того, что 2% заняты в сельском хозяйстве, количество таких занятых составляет 280 тыс чел.


Как говорится, почувствуйте разницу))) 


При этом почвы в Голландии малоплодородны!


Нидерланды являются вторым в мире, после Соединенных Штатов, экспортером сельскохозяйственной продукции, в частности семенного картофеля. Общая стоимость экспорта сельскохозяйственной продукции из Голландии составляет примерно 90 млрд евро в год. В Молдове эта цифра колеблется в районе 1 - 1,2 млрд долл в год.    


ВВП (ППС) Голландии на человека 70 тыс долл, а в Молдове 16 тыс долл. 


В чем же принципиальная разница между Молдовой и Голландией в производстве сельскохозяйственной продукции? 


Трудно назвать все причины отставания Молдовы от Голландии в этом вопросе, но одна из причин заключается именно в неэффективном территориальном планировании, как это не странно прозвучит. 


Сельское хозяйство в Голландии высокотехнологичное производство, использующее все современные инновации. На фрагменте территориальной системы Голландии мы видим совершенно другую, отличную от нашей, функциональную структуру. В нашем случае предусматривается использование исключительно в сельскохозяйственных целях (без права строительства жилых домов для постоянного проживания владельцев). Такая система не способствует появлению эффективных небольших фермерских хозяйств, которых в Голландии 54 тысячи и которые являются основой сельского хозяйства Голландии. 


У нас же около 900 тыс хозяйств!!! Из них более 70% хозяйств площадью до 1 га, а 25% площадью 0,3 - 0,5 га. Хозяйства площадью 1 - 2 га составляют также 25% от всего количества. Оставшиеся 4 - 5% составляют большие хозяйства от 2 - 2,5 тысячи га и более!!! Последних всего 0,1%. Зарегистрированных в качестве юридических лиц всего 3,5 тысячи или 0,3%.


В сентябре 1922 года Кабмин одобрил изменения в регламент, который предусматривает, что на земле сельхозназначения можно будет строить цеха первичной обработки скоропортящихся продуктов.

Также, аграрии смогут не меняя предназначение земли построить бассейн для сбора дождевой воды, которую будет использовать для орошения. Ранее было запрещено строить бассейны на землях сельхозназначения. 


Выдержки из Земельного Кодекса Республики Молдова:

“…Запрещается использование сельскохозяйственных земель в иных целях, кроме как для размещения объектов сельскохозяйственной инфраструктуры, указанных в пункте b) части второй статьи 36, и объектов, относящихся к деятельности по сельскому туризму (агротуризму), предусмотренной статьей 38. В случае использования таких объектов не по назначению, они считаются незаконно построенными, что влечет за собой ответственность, предусмотренную Кодексом о правонарушениях…

…Статья 36

b) земли, занятые складами, холодильниками, предназначенными для хранения сельскохозяйственной продукции, павильонами, предназначенными для первичной переработки скоропортящейся сельскохозяйственной продукции, токами, ремонтными мастерскими, сооружениями для хранения сельскохозяйственных механизмов (агрегатов), животноводческими фермами, а также лесополосы, антиэрозионные озера, водохранилища для сбора ливневых вод, используемых для орошения дороги сельскохозяйственного назначения, осушительные и ирригационные сооружения, агротуристические пансионаты, если они не были отнесены к другой категории назначения;...

[Ст.36 изменена Законом N 318 от 17.11.2022, в силу 26.12.2022]


… Статья 38. Использование земель сельскохозяйственного назначения в деятельности по сельскому туризму (агротуризму)


Собственники земель сельскохозяйственного назначения могут разместить на данных землях структуры по приему туристов категории агротуристического пансионата без изменения назначения соответствующих земель…


[Ст.38 изменена Законом N 270 от 22.09.2022, в силу 01.01.2023]” 


Agroexpert 10.11.2023:


“... Парламент Молдовы одобрил новый земельный кодекс…

...Таким образом, владельцы сельхозземель смогут строить на них склады, холодильники, предназначенные для хранения сельскохозяйственной продукции, мастерские по ремонту и хранению сельхоз агрегатов, зоотехнические фермы, объекты инфраструктуры и первичной переработки получаемой продукции, агротуризма без необходимости изменения назначения земли. Это можно будет сделать на основании утвержденной проектной документации, а также разрешения на строительство, выданного органом местного публичного управления…” пишет https://agroexpert.md/rus/v-moldove/parlament-moldovy-odobril-novyy-zemelinyy-kodeks


Это самые последние изменения. А теперь давайте проанализируем, что это меняет для большинства владельцев земельных участков площадью до 1 - 2 га, которых 95% из всех хозяйств. 

Допустим у вас есть в собственности участок (“кота”) площадью 1 га, расположенная за несколько километров от вашего дома. Какой смысл вам строить на нем что-нибудь из этого перечня: склады, холодильники, предназначенные для хранения сельскохозяйственной продукции, мастерские по ремонту и хранению сельхоз агрегатов, зоотехнические фермы, объекты инфраструктуры и первичной переработки получаемой продукции, агротуризма без необходимости изменения назначения земли, если этот участок находится в нескольких километрах от места вашего проживания? Кроме того, там нет ни воды, ни канализации, ни электричества, ни дорог!!!! 

Без возможности проживания владельцев на своих участках  площадью от 30 соток до 1 - 2 га, а это 60% всех хозяйств, эти изменения вообще ничего не меняют. Частично эти изменения имеют значение для хозяйств площадью 2 - 50 га составляющих 15%. 

Все эти изменения имеют значение для хозяйств с площадью более 50 - 100 га, т.е. для 0,3 - 0,4% всех имеющихся хозяйств. 


Другими словами ставка делается на развитие крупных и очень крупных хозяйств. На появление, рост и становление мелких и средних фермерских хозяйств это не оказывает никакого влияния, а это основа любой экономики. 


А что представляет собой функциональная структура территориальной системы  Голландии? (рис 2)

Здесь мы видим весь перечень разрешенных последними нашими изменениями сооружений на участках от 0,3 га до 1 - 2 га. Главным отличием является то, что на этих участках расположены и жилые дома владельцев участков. Есть и дома для проживания наемных рабочих. Также обратите внимание на наличие и размеры теплиц. Мелочь, а как отличается результат!!!!


Фрагмент территориальной системы коммуны Бачой дает представление о том, что она мало чем отличается от голландской территориальной системы(рис 3, 3-1)



Основное отличие, влияющее на результат, различие функциональных структур, принципов использования территории. Наглядное объяснение того, почему у нас нет самодостаточных, успешных малых и средних фермеров не в виде исключения, а в массовом порядке. 


Достаточно изменить земельный кодекс, добавив пункт о возможности строительства жилья. Сразу же слышу реакцию противников такого решения о возможных злоупотреблениях в этом плане. А разве не может быть злоупотреблений в процессе строительства других объектов из разрешенного списка? С целью предупреждения возможных злоупотреблений является то, что последними изменениями в Земельный Кодекс предусмотрено:

  •   строительство этих объектов можно будет выполнить на основании утвержденной проектной документации, а также разрешения на строительство, выданного органом местного публичного управления

  • в случае использования таких объектов не по назначению, они считаются незаконно построенными, что влечет за собой ответственность, предусмотренную Кодексом о правонарушениях


То же самое может относится и к строительству жилых домов на этих территориях.


В результате мы можем получить функциональную структуру территориальной системы, аналогичную голландской. (рис 4, 4-1)



Такое изменение функциональной структуры территориальной системы “...

способствует устойчивому регулированию и использованию природных ресурсов и земель, обеспечению надежных систем снабжения и производственно-сбытовых  цепей, являющихся связующим звеном между предложением и спросом в городской и сельской местности, с целью содействовать сбалансированному региональному развитию в рамках всей совокупности городских и сельских районов и устранению социальных, экономических и территориальных различий…”


Предлагаемая территориальная система является “открытой”. Она предусматривает бесконечные возможности для изменения функциональной структуры во времени и в соответствии с изменяющимися возможностями и потребностями, как нынешних, так и будущих владельцев этих участков. Это совершенно не исключает возможность изменения назначения земель в случае бонитета ниже 60 или 40 баллов. Но это решение будет приниматься владельцами данных участков и оформляться в соответствии с существующим законодательством либо местными органами власти, либо центральными. 


В результате выигрывают все!!! Цена участков вырастет моментально в цене. В самом населенном пункте вопрос выделения земель под строительство потеряет свою актуальность, тем самым остановится использование ценных сельскохозяйственных земель на границе села для строительства новых домов. Желающие жители Бачой перейдут жить на свои коты и образуют многочисленный отряд мелких и средних фермеров. Не желающие этого останутся в Бачой и могут выгодно продать свои участки желающим по новой цене! Желающих, в этом случае, думаю будет предостаточно. Построить фермерское хозяйство практически в Кишиневе заинтересует не только жителей Бачой. Для владельцев участков это обеспечение устойчивого развития и роста благополучия. 


Город получает производство сельскохозяйственной продукции практически в городской черте! Urban Agriculture в полном своем проявлении. Транспортные расходы по доставке продуктов в город сокращаются в разы. 


Экология этой территории значительно улучшается (рис 5, 5-1)




Вместо голой, хоть и ценной в сельскохозяйственном отношении “пустыни”, мы получаем множество озелененных пространств, причем за счет фермеров. Снижение летних температур за счет озеленения - один из главных направлений улучшения здоровья населения. Эти озелененные пространства выстраиваются в зеленые коридоры, соединяющие существующие здесь леса и лесопарки. По этим коридорам начинается передвижение животных, птиц, насекомых и т.д. Возрождается жизнь. 


Появляются новые объекты для привлечения туристов. В таком случае размещение агротуристических пансионатов вполне реализуемо.


Это не говоря уже о росте экономической эффективности и отдачи этих земель, как в бюджет страны, так и в бюджет коммуны.


Можно на базе Bacioii Noi провести реализацию пилот - проекта с целью отработки всех возникающих в этом процессе неожиданных деталей, если это необходимо (рис 6, 6-1)  



Идея создания кооперативов в сельскохозяйственном производстве, реализованная в развитых странах и продвигаемая западными партнерами у нас, актуальна и при данной территориальной системе. В принципе, существующая на сегодняшний день система использования “кот”, сдаваемых в аренду “лидеру” и есть фактически кооператив. Но результат такого объединения почти равен нулю, как видно из реалий. Но это не минус системы объединения. Объединение множества бедных не делает их богатыми! В условиях новой территориальной системы, разбогатевшие фермеры, объединенные в кооператив на последующих этапах, могут действительно получить еще большие успехи во всех отношениях. Объединение богатых может сделать их еще богаче! 


Нужно иметь в виду, что представленные варианты функциональной структуры являются одним из многочисленных возможных вариантов, предусмотреть которые нам не дано. В целях возможности управления развитием территориальной системы необходимо наличие подобной информационной модели, используемой для симуляции возможных и реальных процессов и изменений в режиме реального времени. 


Одновременно необходимо создать дополнительные разделы в платформе moldova-map.md , например, “Существующие национальные и субнациональные территориальные системы и функциональные структуры” , “Планируемые изменения в национальные и субнациональные территориальные системы и функциональные структуры”, а также “Инвестиционные проекты”. И начать с размещения пилот-проекта Bacioii Noi и других разработанных проектов в формате GIS. 


Комментариев нет: