"Happiness is the key to success !"

вторник, 12 декабря 2017 г.

Еврейский акцент в архитектуре Кишинева (часть 1)



 «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет». 
Ветхий Завет, Книга Бытия (гл. I, ст. 3)


Сегодня, 17-12 -12, то есть 12 декабря 2017 года (24 кислева 5778 года). В этом году вечером этого дня все евреи будут зажигать первую свечу, начинающую процесс зажигания свечей, связанный с праздником Ханука, одного из самых больших еврейских праздников. Зажигать будут первую свечу Меноры, которая является одним из главных еврейских символов. Менора стояла в Первом Храме царя Соломона в Иерусалиме, символизируя собой тот Свет, который создал Бог в первый же день. Напомним, что место, на котором стоял этот Храм в Иерусалиме, было то же место, где происходили все важнейшие события истории, начиная от того, что на этом месте Творец взял прах, из которого создал Адама, а впоследствии на этом же месте Моисей получил скрижали, здесь же Авраам готов был принести в жертву своего сына Исаака. 

Свет в Каббале - это самый главный элемент методики. В каббале различают пять видов света. Есть свет мудрости, милосердия, прямой свет, обратный и окружающий.

Вы можете меня спросить, а при чем тут архитектура Кишинева?

Несколько лет тому назад, в процессе работы над проектом Memory of Vanished Population Groups in today’s East-Central European Urban Environments. Memory Treatment and Urban Planning in L’viv, Chernivtsi, Chisinau and Wroclaw (2011-2017), работая в архивах и библиотеках, изучая материалы, связанные с развитием Кишинева, я все больше понимал, что Кишинев - это еврейский город. А после того, как мой коллега из Швеции, руководитель проекта Бо Ларссон, задал мне вопрос, не знаю ли я, что означают характерные многочисленные архитектурные элементы жилых домов, встречающиеся,в основном, только в Кишиневе, я стал более пристально присматриваться к ним. Для нас, жителей города, они не вызывают вопросов. Мы к ним привыкли, мы видим их каждый день, а вот приезжие, не все, а имеющие определенный исследовательский опыт, тут же обращают на них внимание.

Все это привело к тому, что вот сегодня, после шести лет изучения, я начинаю публиковать серию материалов, посвященных еврейскому акценту в архитектуре Кишинева.

Вас может удивить такая формулировка. Почему акцент? Почему не еврейская архитектура? Существует же русская, японская, немецкая.

Дело в том, что, на мой взгляд, национальных архитектур не существует вообще. Никаких. Скорее можно говорить о региональных особенностях. То же происходит и в других областях искусства. Я бы назвал то, о чем я говорю, акцентом. Во всех языках существуют различные акценты. В том же русском языке, например. Существуют различные акценты у говорящих на русском языке, при чем у носителей этого языка, не говоря уже о иностранцах. И это касается любого языка.  Такие акценты есть и в музыке, и в литературе, и в живописи. Они есть и в архитектуре, и даже в градостроительстве, как это не странно может прозвучать. В том числе и еврейские. Я же буду говорить именно о еврейском акценте в архитектуре, поскольку этот акцент очень ярко выражен, как в планировке, так и в архитектуре Кишинева. 

Кроме этого, у каждого региона есть свои принципы построения объектов архитектуры. Всем известен сегодня фэн-шуй, например. Но такого же рода принципы существуют у всех. У японцев они свои, у русских свои. При строительстве церквей, например, применяется свой ряд непреложных принципов, касающихся нумерологии, в частности. Сколько  глав может быть, как делится пространство, соотношения сторон, размеры и пропорции креста и т.д.  Православные храмы также выполнялись в различных архитектурных стилях, но при этом соблюдались принципы и акцент. Так вот такие же принципы есть и у евреев. Конечно же, не все еврейские дома построены в точном соответствии с этими акцентами и принципами, но все же они существуют и могут быть определены. Другое дело, что глобализация все это поглощает и нивелирует. Но поиски идентичности сегодня являются самыми актуальными во всех областях.

Если говорить о градостроительных объектах, то здесь следует отметить тот факт, что для всех еврейских местечек (штеттл) характерно наличие двухядерного центра. В отличие от других городов и населенных пунктов, имеющих явно выраженный единый центр. Обычно, в отличие от штеттла, это центральная площадь, на которой располагаются здания Местной администрации, Ратуша, например, а также Кафедральный Собор. Эта же площадь, по воскресеньям, используется в качестве рынка по продаже всевозможной продукции местными крестьянами. На этой же площади располагаются все маломальски значительные здания этого населенного пункта.

В еврейских местечках, как правило, такой единый  центр отсутствует.  Двухядерный центр обычно состоит из двух частей: Кафедрального Собора, со своей отдельной площадью, и рядом расположенного Базара, на своей площади. Здания администрации, как правило, в виде замка, крепости или просто дома Губернатора, расположены неподалеку от этого двухядерного центра.

Площадь Кафедрального Собора, в таком случае, выполняет роль христианского центра, а Базарная площадь - еврейского. 

Это характерно для населенных пунктов в котрых еврейское население составляет большинство или хотя бы значительную часть населения. Так как еврейские общины управлялись кагалом, то и надобности в наличии Ратуши на единой площади не было. 

А христианская часть населения обслуживалась в Кафедральном Соборе, выполнявшем в таком случае роль и административного центра.
На плане 18 века, составленном арх. В.Ф. Смирновым, можно видеть именно такой двухядерный центр, о котором мы говорили выше. Объекты центра обозначены мною. На плане, составленном Виктором Федоровичем, этого нет.

В это время Кишинев был центром двух цинутов, Орхей и Лапушна. В нем располагались резиденции двух Пыркалабов, а также две Церкви-Крепости, выполнявшие роль административных центров, поскольку граница этих двух цинутов проходила по реке Бык, разделявшей город на две части. Кишинев располагался на обеих сторонах реки Бык, однако после 1812 года, когда правобережные территории были "предоставлены" прежними их владельцами, двумя монастырями из Ясс, городу, а левобережная часть оставалась в частном владении семьи Рышкану, город начали развивать только на правом берегу. И изображать на планах также только его правобережную часть. А прежним владельцам взамен предоставили территории в других местах. Конечно же против их воли, как я понимаю, так как предоставляемые территории были далеко не равноценными, да и не могли быть таковыми. Объяснялось это просто. Эти монастыри не относились к Московскому Патриархату.
В начале 19 века, в связи с окупацией части Молдавского Княжества Российской Империей, Кишинев был выбран в качестве центра новой 

российской области. В это же время Кишинев начинает бурно расти. Проектируется и начинает застраиваться, так назваемый, Новый

город. Но двухядерная структура  центра, как видим, остается актуальной и в Новом городе.

Такой двухядерный центр сохранился до наших дней. Центральный Рынок (Новый Базар) можно точно назвать самым оживленным местом в Кишиневе. Ежедневно, независимо от дня недели и от времени дня или года, здесь не пройти. Как и на отрезке проспекта Штефан чел Маре, главной улицы города, между ул.Тигина и ул.Пушкина, то есть между Базаром и Центральной площадью.

Часто можно слышать предложения со стороны недовольных жителей города о том, что Базар надо вынести из центра города. Что он, якобы, портит всю картину. Но поскольку это исторически сложившееся образование, сделать это никому не под силу. Надо это понять и относится к этому, как к одной из достопримечательностей города, его особенности, отличающей его от других. Другое дело, что надо благоустроить это место. Много копий сломано в обсуждениях, где сделать пешеходную улицу в Кишиневе. Одну даже успели сделать, потратив кучу денег. Эффекта, правда, желаемого это не принесло. А ведь вся территория Центрального рынка и есть та пешеходно-торговая зона, нуждающаяся в благоустройстве и отдельном плане развития. Причем уже много лет.

Всем известный факт, что Кишинев всегда был многонациональным городом. На его территории всегда уживались, кроме молдован, украинцев и русских, армяне, греки, болгары, немцы, поляки, сербы. Но практически половину населения, в конце 19-начале 20 века, составляли евреи. Массово евреи стали селиться в городе еще в конце 18 века. К слову сказать, жителями того "татарского селища", отмеченного в первом упоминании Кишинева в 1436 году, скорее всего были караимы. Само понятие "татарское селище" абсурд. Татары всегда были кочевниками. Живущие на определенном месте, занимающиеся сельским хозяйством "татары"? Под такое определение больше всего подходят караимы, крымские татары, исповедовавшие иудаизм. Кстати, они были лучшими земледельцами в Крыму, среди прочих татар. Мое предположение состоит в том, что здесь жили караимы, переселившиеся после разгрома крымских татар литовским князем. Внешне они вполне подходили под определение "татары".  Это могло служить определящим фактором при выборе нового места жительства постоянно гонимыми отовсюду евреями. 

Другим важным фактором в этом плане могло служить то обстоятельство, что монастырь Св.Параскевы (Sf.Vinere), владелец вотчины  Кишинэу с 1641 года, относился к Иерусалимской Патриархии, к которой относится Израиль и Палестина.

Гонимые с территории Украины в это время евреи начали селиться и в этих местах. В 1727 году, а также в 1742 году, гонимые с территории России и Малороссии евреи переселялись, как в Польшу, на территорию Речи Посполитой, расположенной в то время за Днестром, так и в Молдавское Княжество.

В 1775 году происходит изгнание евреев из Варшавы и к последующим погромам, что также привело к волне эмиграции в наши края. В 1791 году в Росси была введена так называемая черта оседлости. А в 1795 году после захвата территорий Речи Посполитой Российской Империей, граница Российской империи проходила по Днестру. Польские евреи начали переселяться в Молдавское княжество, где не было таких проблем, как в России. После захвата Бессарабии в 1812 году Бессарабия вошла в черту оседлости Российской Империи. Кроме этого, Бессарабия получила автономию, по типу Финляндского Княжества. Жители Бессарабии были освобождены на 3 года от всех видов налогов и постойной повинности, от призыва в армию и т.д. Это также привлекало переселенцев.

В 1835 году, для привлечения переселенцев в Кишинев, были приняты 3 царских Указа. Переселявшиеся торговцы из других государств получали бесплатно участки на территории Нового города для строительства домов. Также они освобождались на 10 лет от налогов. В первые пять лет полностью, следующие 3 года надо было платить только 30%, и последние 2 года - 50%. Но при этом было условие. В первые пять лет надо было построить жилой дом на выделенном тебе бесплатно участке стоимостью не меньше тех налогов, которые ты должен был бы заплатить. И если ты остаешься, и дом и участок становяться твоей собственностью. Это привело к массовому увеличению численности населения города, за счет приехавших из Польши евреев в том числе.

Если к концу 19-началу 20 века евреи составляли половину жителей города, то, как минимум, 80% промышленности, торговли, финансовых учреждений и предприятий  обслуживания находилось в их собственности. Другими словами, основными заказчиками в строительстве выступали евреи. Большинство красивейших зданий Кишинева принадлежало евреям. Дом Когана, Магазин братьев Фитовых,  в самом центре Кишинева,  располагался в арендованном у Менделя Городецкого здании, Дом Шварцмана на углу ул.Пушкина и Фонтанного переулка и т.д.

Дом Менделя Городецкого на Александровской, фото http://oldchisinau.com/


Дом Шварцмана на ул.Пушкина, Вероника Микле, фото http://oldchisinau.com/


Дом Гольденберга по ул. Армянской, фото автора.

Нам удалось восстановить фамилии всех владельцев строений, находящихся вокруг Старого Базара, одного из двух ядер Старого центра города, по состоянию на 1930 год. Ни одной нееврейской фамилии. То же самое мы сделали по нескольким улицам Кишинева, как в нижней, так и верхней части. Результаты близкие к тому же.



Но, как известно, практически в каждом жилом еврейском доме должно быть предусмотрено потайное помещение, в которм можно было бы спрятаться во время погрома. Это, как правило, было помещение размером около 1,5 м2, где можно было незаметно для погромщиков пересидеть какое-то время. Но как можно доверить строительство дома тем, кто может оказаться потенциальным погромщиком. И вот я обнаружил в сборнике данных, выпущенных в 1914 году по поводу столетия "присоединения" Бессарабии к России, следующую информацию. Там приводились данные о различных сферах деятельности и национальном составе их участников. Так вот в строительстве были заняты, не скажу точно до единицы, но примерно 2,5 тысячи евреев, 860 русских и 165 молдован.

В результате можно сделать вывод о том, что основными заказчиками по строительству в городе выступали евреи, и, в основном евреи, исполняли эти заказы. Другими словами, большая часть зданий города построена евреями по заказу и на деньги евреев.

Это меня натолкнуло на мысль, что должны быть какие-то особенности в архитектуре этих зданий, как я называю, еврейский акцент. 

Думаю, многие из вас видели такие элементы на фасадах кишиневских зданий. Они встречаются, как на небольших жилых зданиях, так и на значительных, по масштабам Кишинева, сооружениях. 


Это фотографии домов, сделанные мной в Кишиневе. Обратите внимание на декоративные элементы фасада, столь привычные для нас, жителей Кишинева. Уверен, что многим из вас они знакомы. 


Дом в  Выжнице,       Синагога в Васильково, http://cja.huji.ac.il/browser.php
Эти фотографии взяты из материалов "The Center for Jewish Art" - Jewish Architecture.


Доходный дом Шаи Стопудиса, ул.Колумна, 77. Доходный дом, ул.Йорга, 12, http://oldchisinau.com/

Оформление книги, Еврейский музей, КЕДЕМ.       Новая синагога в Меджибож (Синагога Алтер Ребе), Украина,  http://medzhibizh.misto.online/photos

   Вот на этом интересном моменте я прерву свое повествование. В следующих частях я попробую объяснить, как я понимаю элементы этого акцента. Не претендую на истину в последней инстанции. Дело в том, что у еврейской символики очень много значений. Я же поделюсь тем, что мне кажется важным. 


   

1 комментарий:

StevenHWicker комментирует...

Wow what a great blog, i really enjoyed reading this, good luck in your work. Parcul dendrarium