"Happiness is the key to success !"

воскресенье, 17 декабря 2017 г.

Еврейский акцент в архитектуре Кишинева (часть 5)

Для того, чтобы закончить с темой строительства обелисков в Египте, можно проанализировать, в какой период они применялись в архитектуре Древнего Египта.

Архитектура Древнего Египта делится на пять периодов. Архитектура Раннего царства (до 30 века до н.э.), Древнего царства (30-20 век до н.э.), Среднего царства (20 - 18 век до н.э.), Нового царства (18 - 8 век до н.э.) и Позднее царство (8 - 4 век до н.э.).

Так вот, обелисков не было ни в период Раннего и Древнего царств, а также в Позднем царстве. И лишь в период Среднего и Нового царств мы встречаем эти элементы Храмов. А этот период сопадает по нашим расчетам с временем пребывания евреев, как это было описано выше. Не странное ли совпадение? Ни до, ни после. При этом общий архитектурный стиль практически не менялся. Отличие лишь в том, есть обелиски перед пилонами или нет. 


Слева ступенчатая пирамида в Медуме в период Древнего царства, посередине Храм в Луксоре с двумя обелисками в период Нового царства, справа Храм Гора в Эдфу в период Позднего царства. 

А какое влияние символов Каббалы оказало на архитектуру Синагог?

" Синаго́га (от греч. συναγωγή, «собрание»; ивр. ‏בֵּית כְּנֶסֶת‏‎, бейт кне́сет — «дом собрания»; идиш ‏שול‏‎, шул — «школа»), после разрушения Иерусалимского храма — основной институт еврейской религии, помещение, служащее местом общественного богослужения и центром религиозной жизни общины[1]..."

"...Синагога Гамлы была построена в 1 в. до н. э. и является древнейшей из обнаруженных до сих пор...

... Ранние синагоги в Галилее (3–4 вв.) были прямоугольными в плане, их площадь колеблется в пределах от 100 кв. м до 400 кв. м. Обычное соотношение длины и ширины — 11:10...

... Эти синагоги обладают уникальной чертой: их фасады с входными дверями (обычно тремя) обращены к Иерусалиму...

... В знаменитой синагоге в Дура-Европос (244–245) стены были украшены богатыми фресками; отсутствовало женское отделение...

... Еврейские общины раннего средневековья были малочисленны, что отразилось в размерах синагог этого периода, которые иногда представляли собой просто большую комнату. Вплоть до 18 в. евреи избегали богатой внешней отделки здания синагоги, чтобы не привлекать внимание местных властей, которые нередко вообще запрещали строительство новых синагог...


... Одна из старейших средневековых синагог Центральной Европы, сохранившихся в своем первозданном виде, — синагога в Вормсе (была разрушена нацистами в «Хрустальную ночь» в 1938 г., отреставрирована в 1961 г.). Сооружение этой синагоги началось в 1034 г.; в конце 12 в. здание было перестроено — раннероманский стиль был, однако, изменен на позднероманский. План этой синагоги стал прототипом средневековых двунефных синагог в Центральной Европе...


...Многие из этих синагог, особенно расположенные вне городских стен, были построены как крепости для защиты от нападения казаков или татар (например, Форштадская синагога во Львове, синагога в Жолкве, Луцке, Пинске)...

... Уникальным архитектурным явлением были польские деревянные синагоги, получившие особое распространение с середины 17 в. В деревянном синагогальном зодчестве проявились фольклорные мотивы и творческая фантазия строителей. Площадь молитвенного помещения обычно составляла 15 кв. м, женское отделение образовывало пристройку или помещалось на внутренней галерее. Характерным для этих синагог было добавление «зимней комнаты», которая, как правило, была оштукатурена, чтобы сохранялось тепло. Наиболее старая из известных деревянных синагог — в Ходорове близ Львова (1651)..."


Остатки синагоги в Кафр Бирим (3 век н.э.). Одна из старейших синагог.

Дело в том, что в соответствии с религией иудаизма, Храм может быть только один. Поэтому синагоги начали строить только после разрушения Второго Храма в 1 веке до н.э.

Это старейшая синагога, дошедшая до наших дней. Она изображена на банкноте.


Она также носит название "Большой синагоги". Такое название давали синагогам, выполнявшим одновременно роль крепости. 


Синагоги крепости - это отдельный стиль. В основном квадратные в плане, часто по 3 проема на каждой стене, символизирующих 12 колен израилевых. Обычно с плоской крышей, высоким парапетом, защищающим воинов на крыше от нападающих. Иногда по углам располагались смотровые башенки.

Слева синагога в Жолкве, посередине синагога в Пинске, справа синагога в Луцке.

Как уже говорилось выше, наивысший расцвет в строительстве синагог произошел в 18-19 веках. 

В это время появляются различные течения в иудаизме. Это нашло отражение и в архитектуре синагог конечно же. Одной из общих черт для архитектуры синагог этого периода является возрождение забытых до этого времени символов Каббалы. 

Синагога в Мако, Венгрия, 1830 год. Ортодоксальное течение.

Вот они знакомые нам Яхин и Боаз. Большая Синагога в Антверпене, Бельгия, 1910-1914 год. Ортодоксальное течение.


Синагога в Тимишоаре, Румыния, 1910 год, Ортодоксальное течение.

Синагога в Мальмо, Швеция, 1903 год, Ортодоксальное течение.

Большая Синагога Кишинев, Молдова, 1812 год, Ортодоксальное течение.


Дровяная Синагога, Кишинев, Молдова, 1835 год, Ортодоксальное течение

Хоральная Синагога в Бухаресте, Румыния, 1864 год, Прогрессивное течение

Синагога в Будапеште, Венгрия, арх.Отто Вагнер, 1872 год, течение Статус Кво


Синагога в Трнаве, Словакия, 1897 год, течение Статус Кво.

Новая Вест Енд Синагога, Лондон, Великобритания, 1877 год, течение Объединенные Синагоги


Новая Синагога в Лондоне, Великобритания, 1914 - 1915 год, течение Объединенные Синагоги.

Синагога в Шомбатели, Венгрия, 1880 год, течение Неолог

Крепость Синагога в Тимишоаре, Румыния, 1863-1865 годы, течение Неолог.

Синагога Клуж-Напока, Румыния, 1886-1887 год, течение Неолог

Синагога Ицхака Охел в Бухаре, Узбекистан, 1900 год, Бухарские евреи

Синагога в Куба, Азербайджан, 1907 год, Горские евреи

Синагога в Они, Грузия, 1895 год, Грузинские евреи.

Синагога Моше Дер' и в Каире, Египет, Караимы

Большая Синагога в Эдирне, Турция, 1906 год, Сефарды.

Источник фото синагог The Center for Jewish Art


Синагога Хобарта в Тасмании, 1830 год.

 После просмотра всех этих фотографий, можно сделать следующее заключение. Все эти синагоги построены в соответствии с действовашими в то время региональными стилями (именно региональными, а не национальными). Однако все они имеют свой еврейский акцент. Это не трудно видеть теперь, после того, как мы ознакомились с некоторыми каббалистическими символами. В каждом случае архитектор по своему интерпретирует эти символы, но они являются практически неизменным атрибутом синагог. В этих примерах уже можно наблюдать появление новых каббалистических элементов, дополняющих Яхин и Боаз. Речь идет опять о том Сфирот, о котором я обещал вам рассказать. В архитектуре этих синагог уже появляется деление в соответствии с группами сфир, изображение невидимой сфиры Даат, направление движения Бесконечного Света Творца и превращение его в узкие струйки Света, и т.д.

Вы можете спросить, какое отношение к архитектуре Кишинева имеют все эти Храмы и синагоги? Какое отношение архитектура Храмов и синагог имеет к архитектуре жилых домов? Для того, чтобы лучше понять еврейский акцент в архитектуре жилых домов Кишинева, необходимо пройти этот путь. Обратите внимание, до сих пор мы не рассматривали примеры синагог такого течения, как Хасидизм. И не просто так. Но об этом в следующей части.

Комментариев нет: