"Happiness is the key to success !"

суббота, 16 декабря 2017 г.

Еврейский акцент в архитектуре Кишинева (часть 4)


Прежде чем перейти к Египту, хочу показать еще фрагменты Кишинева, относящиеся к теме Яхин и Боаз.


А вот и металлические Яхин и Боаз. И листья аканта на капителях. Многие еще наверное помнят, что таких металлических колонн было довольно много на улицах в верхней части. Боюсь, что это буквально последние. Парочку отреставрировали, а эти две в ужасном состоянии.


Вот так это выглядит все вместе. По- моему, ассоциации с Первым Храмом вполне определенные. Или это только мне кажется? Кстати, эти последние фотографии сделаны мной буквально сегодня.

В предыдущей части мы остановились на том, что мне попалась фотография Осириса, Исиды и их сына Хорна, очень напоминающая своим символическим значением каббалистический символ Яхин и Боаз. То есть двух колонн, порождающих третью, совершенную. 


Мне пришли на память знаменитые картинки из Древнего Египта.


Это знаменитые останки Храма в Луксоре. Один обелиск отсутствует, а их было два. Второй стоит в центре Парижа теперь.Но это же очень похоже на Яхин и Боаз в Первом Храме Соломона. Два обелиска, а между ними вход в Храм. И две скульптурных фигуры. Все так, но это 13 век до н.э., где-то лет на 300 старше, чем Первый Храм. 

Храм начали строить раньше лет на сто, это обелиски были установлены в 13 веке. Но это не исключает тот факт, что они были в проекте первоначально. То есть за 400 лет до начала строительства Храма Соломона. А не Исход ли евреев был за 480 лет до строительства Храма в Иерусалиме?


Вот так это выглядело с двумя обелисками. Никакого функционального назначения эти обелиски не имеют. Только символическое. При этом верхние, усеченные части их были покрыты золотом. Вспомните значение Божественного Света Творца, которому придается огромное значение в Иудаизме и Каббале. Эти обелиски ориентированы на юг  и будут гореть при восходе и заходе солнца на фоне темного еще неба. 

Здесь явно прослеживалась связь религий двух цивилизаций. Если  иудаизм является самой древней монотеистической религией, насчитывающей почти шесть тысячелетий, то религия Древнего Египта, насчитывающего около пяти тысячелетий, но при этом не являясь монотеистической, не могла быть прототипом символов Каббалы. Опять оговорюсь, это все мои личные рассуждения, не претендующие на абсолют.

А какой же была религия Египта? У Египтян было много Богов, но среди них был один главный. И то не всегда. В отличие от монотеизма это носит название генотеизм. И только в 14 веке до н.э., во время правления Аменхотепа IV, было введено понятие единого Бога, Атона, и запрещены все остальные Боги. Их имена и упоминания даже сбивались со стен. Сам Аменхотеп IV изменил свое имя на Эхнатон, в честь нового единого Бога Атона, чтобы имя бывшего главного Бога Амина не упоминалось в его имени. Так же он изменил имя и своей жены Нефертити, добавив ей второе имя Нефернефруатон. Эхнатон стал фараоном в 1353 году. Но правление его было недолгим. В 1332 году Эхнатон, по одной из версий, был отравлен. И в Египте опять была восстановлена генотеистическая религия. Что ж это был за всплеск?

Первый Храм Соломона в Иерусалиме был построен через 480 лет после исхода евреев из египетского рабства, которое продолжалось около 400 лет. Точной даты этих событий нет до сих пор. Однако, исходя из моих рассуждений, исход евреев мог произойти именно в описываемый период, то есть в период правления Эхнатона, то есть в середине 14 века до н.э.   

"... Помимо религиозной историографии, высказывалась теория, которая относила дату Исхода ко времени изгнания гиксосов из Египта. К таким выводам приходили как древние историки (Манефон, Иосиф Флавий), так и некоторые современные исследователи-египтологи.

Следуя этой теории, время прибытия патриарха Иакова в Египет приходится на период правления гиксосов, приблизительно на 1730 г. до н. э. и, отнимая от этой даты 400 лет египетского плена, мы получаем ок. 1350 г. до н. э. приблизительным годом Исхода из Египта. Трудно, однако, допустить, что изгнанные из Египта гиксосы и послужили прообразом упоминаемых в Библии евреев уже хотя бы потому, что первые правили Египтом, как минимум, на протяжении двух столетий, тогда как евреи покидали Египет в статусе только что отпущенных рабов..."


Кстати, Фрейд также считал, что последователи Эхнатона покинули Египет вместе с евреями после смаерти Эхнатона. Эта точка зрения признается не всеми, но все же.

Поскольку единой точки зрения на этот факт не существует, то и мы можем себе представить эти события по-своему. С середины 18 до середины 14 века до н.э. евреи находились в Египте в рабстве. В начале 18 века  в таком случае, Иосиф, сын Иакова, находился там в роли Визиря, то есть Премьер-Министра при фараоне. Его влияние было огромным. Поскольку он прожил 110 лет, можно предположить, что период его власти заканчивается где-то в середине 17 века до н.э. Если допустить, что его последователи правили в виде Визирей еще лет сто после него, то мы и получим те двести лет правления евреев в Египте. То есть двухсотлетнее правление евреев может означать правление примерно 3-4 человек. А рабство или мощная эксплуатация евреев могла протекать и параллельно, то есть эти двести лет и еще двести лет до Исхода в середине 14 века до н.э. То есть Исход мог произойти во время правления Эхнатона, вернувшегося в лоно монотеистической религии, под влиянием религии евреев, а, в частности , во время ее влияния в предыдущие годы, во времена правления Иосифа и его последователей. 

Период правления евреев и пребывания их в рабстве, в таком случае, совпадает с периодом Среднего и Нового царства в Египте. Рабство заключалось и в том, что евреев использовали в строительстве. В это время происходит переориентация от строительства пирамид для захоронения фараонов к строительству  Храмов, месту жительства божества. Появляется новая форма колонны с каннелированным стволом и трапециевидной капителью. А может это было под влиянием Иосифа, визиря Египта? Как известно именно он имел огромное влияние на фараона, и именно в вопросах символизма. Вспомните, как он стал такой влиятельной фигурой в Египте? Ему удалось растолковать сон фараона о семи тучных и семи тощих коровах, скорее всего, благодаря тому, что он был посвящен в тайные знания символизма.  

К архитектуре Среднего Царства относится тот же храм Амона в Луксоре, о котором мы говорили выше. Первые обелиски были установлены в Храме Аммона в Карнаке по приказу Тутмоса I в 16 веке до н.э. Они были из красного гранита, покрытого золотом и электрумом (самородное золото, содержащее около 25% серебра). И гораздо выше обелисков в Луксоре. Их высота составляла 30 м. По аналогии с колоннами из полированной бронзы Первого Храма Соломона, они также отражали солнечный свет, горели на солнце. А это  совпадает по времени с временем правления евреев в Египте, как мы говорили выше. Обелиски в Луксоре были установлены в период правления Рамсеса II, в 13 веке до н.э. Исход евреев из Египта также иногда связывают с его правлением. 

Не удивительно в таком случае появление обелисков, признанных окамневшими лучами Амона, либо Атона - единого солнечного божества, обожествленного солнечного диска. Предполагалось, что в окаменевшем солнечном луче внутри заключена часть божества.  

Дворец Эхнатона в городе Ахет-Атон, 1350 год до н.э. Конечно же, это 
модель, реконструкция, поскольку после смерти Эхнатона, египетские 

жрецы уничтожили все, что было связано с его именем.

"...В храмах новой столицы не было помещений недоступных непосвящённым; всякий мог присутствовать на всех стадиях богослужения. Атон светит одинаково и добрым и злым, египтянам и чужеземцам, людям, животным, растениям. В росписях дворцов и вилл летящие птицы, изгибающиеся веточки растений, листья, цветы создают подвижный органический мир природы, сродни творениям критских живописцев и гончаров. 

В храмах Ахетатона уже не было многоколонных залов, гипостили были заменены просторными дворами с многочисленными жертвенниками, так как поклоняться надо было одному солнцу, сиявшему на небе. Ахетатон был построен по единому плану за пять лет и просуществовал всего лишь около четверти века. "


То, что Атон одинаково светит всем людям, это ли не основа возникновения хасидизма?
Вот так изображали Эхнатона и его жену Нефертити с их дочерями.
Не напоминает ли вам это верхнюю группу сфирот КАХАБ, состоящую из Творца, Адама и Евы? 



Они же колонны Яхин и Боаз? Причем здесь Яхин (Эхнатон) также находится справа, как и Адам, а Боаз (Нефертити), слева, как и Ева у евреев. И дети, как совершенство, при соединении этих двух частей. 
И опять Бесконечный свет Творца!


Окно Явлений, откуда Эхнатон и Нефертити бросали дары награжденным. Ничего не напоминает? 

Не служит ли доказательством правильности наших рассуждений тот факт, что все это было тут же уничтожено египетскими жрецами при первой возможности? Как чуждое египетской религии. 

И пару слов о Парижском обелиске. Почему правитель Египта Мухаммед Али-Паша с радостью подарил французам эти обелиски? 



Ведь он подарил оба. Просто французы вывезти смогли только один. И почему французы считали их более ценными, чем Александрийские? При том, что Мухаммед Али-Паша боролся за создание независимого государства Египет. И с такой легкостью подарил, можно сказать, главные символы, окаменевшие лучи, исходящие от Бога Солнца, таящие в себе само божество. 

Здесь вы услышали о новом термине. Это Сфирот. Древо Жизни. Но об этом в следующих частях. 










Комментариев нет: