"Happiness is the key to success !"

четверг, 14 декабря 2017 г.

Еврейский акцент в архитектуре Кишинева (часть 2)

В результате долгих поисков и изучения еврейских традиций, особенностей религиозных взглядов, украшений, символики, нумерологии и т.д., мне показалось,что эти, часто встречающиеся детали зданий, имеют непосредственное отношение к цицит.

"...ЦИЦИ́Т (צִיצִית, мн. צִיצִיּוֹת, цицийот), пучок нитей, выполняющий, согласно Галахе, определенную ритуальную функцию. ..

... Как свидетельствуют дошедшие до нас изображения, в частности ханаанские, на Древнем Востоке было принято края одежды вельмож и царей украшать кистями (на аккадском языке — сисикту). Возможно, ношение цицит должно было символизировать новоприобретенную свободу и независимость вышедших из египетского рабства израильтян. 


В Талмуде превозносят того, кто верен заповеди цицит: «Тот, кто исполняет заповедь ношения цицит, подобен тому, кто приветствует Шхину» (ТИ., Бр. 1:2, 3а; см. Шхина); ..."  КЕЭ, том 9, кол. 1111-1112

"...Шхина — это Бог, рассматриваемый в терминах пространства и времени как Его присутствие, особенно в земном контексте, когда Он освящает некое место, определенный предмет, какого-то человека или весь народ — откровение святого в несвященной среде..." КЕЭ, том 10, кол. 400-404

Очевидно, таким образом, украшение стилизованными кистями цицит зданий и жилых домов символизировало с одной стороны новоприобретенную свободу, а с другой стороны это было приветствием Шхине, который в свою очередь освящал это сооружение, еврейское сооружение в нееврейской среде.

Изучая материалы еврейской культуры, религии, мне удалось обнаружить одну важную, на мой взгляд,  деталь. В музее Еврейской диаспоры в Тель-Авиве я обнаружил очень интересный экспонат. 


Синагогальный ковчег, место хранения Торы.

"...Синагога Дура-Европос — синагога в античном городе Дура-Европос на Евфрате (вблизи современного Калат-эс-Салихия в Сирии). Здание синагоги было построено в 244-245 годы, о чём свидетельствует найденная при раскопках надпись на арамейском языке. Другая надпись на греческом сообщает, что её основателем был «старейшина евреев» Шмуэль бен Иди..."


Это фрагменты росписи древней синагоги.

Здесь мы видим стилизованное изображение средиземноморского  моллюска Murex trunculus (Мурекс обрубленный), который используется для получения  тхелет, которым, в свою очередь, окрашивают нить в голубой цвет, вплетавшуюся в цицит. 

Стиллизованное изображение моллюска является еще одним из элементов еврейского акцента в архитектуре.

На картинке можно видеть, как выглядит этот моллюск в природе. 

А вот в таком виде этот символ встречается в украшении зданий и сооружений.



Дом Абрама Калантарова в Самарканде, 1905 год, http://cja.huji.ac.il/browser.php


Дом Ханы Эпштейн, ул.Колумна,110


Дом Пинхуса Гринберга, ул. Вероника Микле, 5

Все это было в начале моих исследований. Это были элементы, символы, которые лежат на поверхности. Не все обращают на них внимание, но все их видели и видят ежедневно.


Следующим элементом, который также встречается повсеместно, можно видеть выше.


На последней фотографии дом семьи Саинчук. Фото из коллекции Л.Саинчук.

Естественно у меня возник вопрос, что могут означать эти символы? Но где это можно узнать? У кого спросить? Все опрашиваемые и все возможные источники твердят о том, что никаких еврейских стилей нет. Основной стиль состоит в том, чтобы не выделяться в любой среде.

Оказалось, что подобные элементы можно найти не только в архитектуре.


Ктубба - брачный договор.


Титульный лист книги Зоар.

В результате я обнаружил следующий документ. 

Боаз и Яхин (ивр. ‏בועז‏‎ и ивр. ‏יכין‏‎) — два медных, латунных или бронзовых столба, которые согласно Библии стояли в притворе Храма Соломона — Первого Храма в Иерусалиме[1].

Переводятся с иврита, буквально, как: «Боаз» — «В нём — сила»; «Яхин» — «Он утвердит».

Яхин всегда стоит справа, а Боаз - слева. Это символ двух противоположностей. Мужчина и Женщина, Огонь и Вода, Добро и Зло и т.д.

При соединении этих двух рождается третья колонна, символизирующая совершенство. 

Аналогичные символы используются массонами.


Отличие в том, что у массонов, как видите, Яхин расположен слева, а Боаз - справа. У евреев это ровно наоборот. Очевидно это связано с тем, что евреи пишут справа налево. 

Все это вызвало интерес перейти к изучению Храма Соломона в Иерусалиме, но об этом в следующей части.

Комментариев нет: