В Кишинёве каждое разрушение неизменно сменяется возрождением духа места. Это происходит спонтанно, вопреки планам и усилиям — как будто сама ткань города сопротивляется исчезновению. Четыре главных акцента раннего города — церкви Мазаракиевская, Константина и Елены, Благовещенская и Николаевская — олицетворяли этот дух. Сегодня рядом с ними, несмотря на формальные запреты и охранные зоны, выросли новые акценты — 20-этажные здания.
Исторический Тыргул Кишинэу располагался на территории вотчины Буюкань. Именно здесь, в нижнем и верхнем городе — западнее улиц Кошбук и Пушкина — произошли самые радикальные изменения в исторической застройке. В то же время восточная часть, на территории бывшей вотчины Кишинэу, сохранилась гораздо лучше.
Однако именно восточная сторона — от границы между историческими вотчинами — понесла наибольшие разрушения в результате пожаров и военных действий. Этому есть подтверждение на картах 1789 года. Особенно сильно пострадала она во время Второй мировой войны, когда сгорели целые кварталы старой застройки. Эти утраты и создали условия для последующей стихийной застройки, а затем и плановой советской реконструкции.
Можно сказать, что сегодня в городе возникло новое ядро — аналог Тыргул Кишинэу — в виде правительственного комплекса Парламента. Это и есть особенность Кишинёва: дух места возрождается вновь и вновь, каждый раз принимая новую форму, отражающую потребности и возможности времени.
Именно эта способность к трансформации, а не попытки «заморозить» существующее или вернуть утраченное, должна стать основой для сохранения и развития города. Мы должны переосмыслить наш подход, чтобы спонтанное развитие стало управляемым. Ведь город — это живой организм. Он будет продолжать расти по своим внутренним законам, основанным на духе места, независимо от наших попыток подчинить его искусственным правилам.
От «материальной подлинности» к «подлинности духа места»
Кишинёв не раз доказывал, что главная его ценность — живучий genius loci, а не набор стен.
XVII в. — вокруг «триггера» Николаевской церкви возникает посад и ярмарка.
XIX в. — линия церквей Мазаракиевская - Константина-Елены → Благовещенская → Николаевская задаёт торгово-ремесленный пояс.
XX в. — пожар 1941 г., но уже в 1950-х вдоль той же оси открываются Совнархоз - Почтампт - Горсовет - жилые дома.
XXI в. — на месте старого Târgul Chişinău (вотчина Буюкань, западнее Коşbuc/Пушкина) вырос «новый ярмарочный узел» — комплекс Парламента, Presidency Plaza и каскад 20-этажек.
Дух места «мигрирует», удерживая смысл, — и всегда реагирует на новые потребности.
Вывод: заморозка среды обескровит этот процесс; нужно научиться управлять эволюцией, а не отрицать её.
Как встроить «живой дух» в систему HUL-зон
Что это даст городу
1 — Сохраним подлинность процесса, а не мумию прошлого
Дух места продолжит «воплощаться» в новых формах, при этом старые узлы будут подчёркнуты благоустройством, подсветкой, маршрутами.
2 — Легализуем и канализируем неизбежные высотки
Чёткие performance-правила превратят хаотический рост в режиссируемый силуэт, а не исподвольный «скальный массив».
3 — Оживим западный клин (Буюкань), не убив восточный (исторический Кишинэу)
Система компенсаций перераспределяет экономический «пар» высоток на сохранение камерных улочек восточнее Коşbuc/Пушкина.
4 — Сформируем уникальный «продавец истории» для ЮНЕСКО
«Многократное возрождение одного и того же духа на разных пластах» — редкий нарратив, усиливающий заявку как cultural landscape of resilience.
«Два полюса» уже живут в голове кишинёвцев
Прежде чем прописывать новые правила, важно узаконить то, что давно работает “внутри”:
67 % опрошенных уверенно нарисуют эту ось Pușkin / Gr. Vieru как «границу двух миров».
Как формально учесть «ментальную границу»
Что это меняет на практике
Легитимация правил.
Когда люди видят, что их «внутренняя карта» стала частью официального плана, сопротивление регламентам падает.Лучше ориентируется бизнес.
Девелопер в западном «узле возрождения» понимает: его проект — часть «сценария ярмарки», а не «старого базара».Туристический нарратив становится простым.
Гиду достаточно фразы: «Мы сейчас пересечём линию старого Тыргула — с исторического Кишинэу в новую столицу Буюкань».HIA получает социальный критерий.
Помимо высот и археологии, эксперты оценивают, не «ломает» ли проект ощущение восточного или западного духа.
В одном предложении
Признать ментальное деление официально — значит перевести спонтанную, народную географию в язык правил и проектов; город начинает развиваться по своим, уже действующим законам, но управляемо и предсказуемо.
Комментариев нет:
Отправить комментарий