"Happiness is the key to success !"

пятница, 6 июня 2025 г.

А был ли памятник?

 Выражение «А был ли мальчик?» означает сомнение в самом факте события или существования чего-либо, особенно если вокруг него возникло много разговоров, расследований, эмоций — но при этом нет точных доказательств, или всё оказывается выдуманным, преувеличенным или надуманным.

Происхождение:

Это выражение вошло в обиход из романа Максима Горького «Жизнь Клима Самгина». В одной из сцен старик-профессор, услышав эмоциональный рассказ о несчастном мальчике-сироте, спрашивает:

«А был ли мальчик-то? Может, мальчика-то и не было никакого?»

Смысл: герой выражает скепсис и усталость от разговоров, в которых под видом правды продвигается что-то недоказуемое или сомнительное.


А был ли памятник?

На презентации, организованной Примэрией Кишинёва, разработчики историко-архитектурного опорного плана вновь представили список объектов национального и местного значения — более тысячи наименований. Вновь подчеркнуто, что эта масса зданий якобы составляет ткань исторического центра Кишинёва — объекта национального значения, границы которого были утверждены в начале 1990-х годов решением парламента. Однако возникает закономерный вопрос, созвучный известной фразе из романа Горького:
А был ли памятник?

Или перефразируя: а был ли исторический центр — в том виде, в каком его определяют сегодня?

Не умаляя профессионализма разработчиков и привлечённых специалистов, в том числе из Румынии, важно задать содержательный вопрос:
соответствует ли эта территория современным международным критериям историко-культурной ценности, как они трактуются ИКОМОС и ЮНЕСКО?

Потери, несовместимые с понятием «исторический центр»












Мой город Кишинев


Даже без глубоких исследований очевидно, что территория, объявленная в 1990-е «историческим центром Кишинёва», к тому моменту уже утратила львиную долю своей исторической и архитектурной подлинности:

  • В 1941–1944 гг. центр города был практически стёрт:

    • разрушены здания комплекса Митрополии;

    • уничтожена архитектурная рамка Центральной площади — Епархиальный дом, здания Консистории, памятник Александру II и др.;

    • полностью исчезла дореволюционная застройка проспекта;

    • Городской сад (ныне парк Пушкина) был кардинально перепланирован после войны — утрачены исторические дорожки, ограда, фонари, павильоны и смысловая структура, связанная с дореволюционной культурой.

  • В 1950–1960-х гг. были окончательно ликвидированы:

    • Старый собор и Старый базар — ядро планировки XIX века;

    • Лютеранская кирха и колокольня;

    • лютеранское, старообрядческое, молоканское и немецкое военные кладбища;

    • все торговые павильоны Нового базара.

  • Все исторические церкви, включая кафедральный Собор, которые некогда формировали силуэт Кишинёва, утратили доминирующее значение в городской панораме. Сегодня они затеряны среди современных многоэтажек и административных зданий, визуально вытеснены и почти не воспринимаются как символы или ориентиры городского центра.

Нарушение критериев ЮНЕСКО и ИКОМОС

По определению ЮНЕСКО и ИКОМОС, объект культурного наследия должен обладать аутентичностью и целостностью — как в архитектурном, так и в планировочном, социальном, культурном измерении. На сегодняшний день исторический центр Кишинёва:

  • не обладает архитектурной целостностью;

  • не демонстрирует единый исторический образ;

  • не несёт ясной памяти о ключевых событиях, институтах, культурных слоях (в том числе религиозных и этнических), ранее присутствовавших здесь;

  • не был исследован полноценно с точки зрения стратиграфии, археологии и памяти (например, место бывшего лютеранского кладбища и часовни на месте «Гаудеамуса» — до сих пор не признано зоной охраны).


Нужен новый подход

Задаваясь вопросом «а был ли памятник», мы не отрицаем наличие ценных зданий, подлинных фрагментов или пространств с символическим значением. Но это не тождественно признанию всей территории центром национального значения.

Вместо охранного списка как бюрократического инструмента нам нужен осмысленный, стратифицированный, международно признанный подход, который включает:

  • уточнение зон охраны — на основе подлинности и культурного значения;

  • признание утрат — не как слабости, а как основа для переосмысления;

  • развитие городской памяти — через музеефикацию, реконструкции и диалог с сообществом;

  • гибридные охранные режимы — где сохраняются не только здания, но и культурные практики, уличная жизнь, ритуалы, слои памяти.



А был ли памятник? — Часть вторая: Подмена подлинности

Если говорить не о территории в целом, а о самих объектах, заявленных в реестрах как памятники, то и здесь возникает необходимость поставить вопрос ребром:
а что именно мы охраняем?
Ведь во многих случаях — это не столько исторические памятники, сколько новодельные копии с декоративной функцией.

Начнём с церквей, в том числе кафедрального Собора, восстановленного после десятилетий советского использования. Вплоть до 1990-х годов:

  • Собор и другие культовые здания использовались как склады, выставочные залы, мастерские, дегустационные залы;

  • В результате — утрачены все оригинальные росписи, иконостасы, иконы, утварь;

  • Все эти элементы сегодня — новоделы, выполненные в последние десятилетия;

  • Даже материалы, из которых воссоздавались двери, окна, кровля, а иногда и стены — современные и часто несоответствующие оригиналу;

  • Например, на Чуфлинской церкви позолота куполов появилась буквально в последние годы — это элемент реставрационного символизма, но не истории.

Или возьмём здание Примэрии:

  • После войны от него остались только внешние стены — и то не полностью;

  • На довоенных и современных фото видно, как изменился силуэт центральной части;

  • Сегодня все окна и двери — новодел, часть из них — пластиковые;

  • Балконы местами остеклены белым пластиковым витражом — что прямо противоречит статусу объекта культурного наследия.




Городской банк, ныне — Органный зал:

  • Деревянные элементы (столярка) полностью заменены;

  • Медь и другие отделочные материалы — новые;

  • Внутренние интерьеры: планировка, материалы, оформление — не имеют отношения к историческому облику здания.

То же самое можно сказать про Гимназию Дадиани, сегодня — Национальный художественный музей:

  • Здание внешне восстановлено хорошо, но и фасад, и интерьеры — в значительной мере новые;

  • Историческая субстанция утрачена, а значит, и автентичность — под вопросом.


Парадокс охраны «памятников»

Все вышеуказанные здания хорошо отремонтированы, ухожены, и играют важную роль в культурной жизни города. Но они уже не являются памятниками в смысле, в каком это трактуется международными стандартами:

  • Подлинность (authenticity): утеряна в большинстве конструктивных и декоративных элементов;

  • Целостность (integrity): нарушена не только физически, но и смыслово;

  • Материальность: замещена современными заменителями — даже в ключевых частях зданий.

Вывод:

Таким образом, значительная часть реестра — это архитектурные реконструкции или стилизации, а не подлинные памятники. Продолжая расширять охранные списки без переоценки подлинности объектов, мы рискуем окончательно подменить историческую память декоративной оболочкой, которая не обладает ни культурной, ни правовой, ни эмоциональной силой настоящего наследия.


А что же вы предлагаете?

После всего вышесказанного закономерно прозвучит вопрос:
а что же вы предлагаете?

К сожалению, авторы представленного историко-архитектурного опорного плана, по всей видимости, не задали себе этот вопрос. Или, задав, не позволили себе на него честно ответить. Вместо осмысления реальности, они, нисколько не сомневаясь, продолжили движение в ошибочном направлении.
Это — путь в никуда.

В градостроительстве, как и в медицине, действует железное правило:
если неверно поставлен диагноз — никакие усилия не дадут правильного результата.
Можно мобилизовать сотни экспертов, провести десятки совещаний и презентаций, использовать новейшие технологии, но если изначальная постановка задачи ошибочна — результат будет ошибочным тоже.


Парадокс как точка отсчёта

Но именно здесь, в этом кажущемся тупике, открывается реальный путь вперёд.
И заключается он в том, чтобы превратить слабость в силу, утрату — в основу для идентичности, разрушения — в часть культурного кода.

Кишинёв — город постоянного воскрешения.

Город, который всегда разрушался и всегда строился заново.

  • Его никогда не восстанавливали «как было», как в случае с Варшавой;

  • Не оставляли руины как в Ковентри или Хиросиме;

  • Здесь никогда не шли по пути музеефикации руин, но всегда — по пути новой жизни;

  • Он восстанавливался не в форме, а в функции, сохраняя значение, назначение, дух, но не оболочку.

Это и есть настоящий genius loci Кишинёва:

Город-Феникс, город постоянного перерождения.


Новый вектор: от охраны объектов — к охране духа места

Из этого вытекает конкретное предложение:
📌 перейти от фиктивной охраны недостоверных “памятников” к охране пространств, их духа, смысла, сценариев.

А это означает:

  1. Изменить статус исторического центра, отказаться от фикции "памятник национального значения" в отношении всей территории, поскольку:

    • такое понятие отсутствует в законодательстве;

    • оно не соответствует критериям подлинности и целостности.

  2. Вместо этого:

    • признать исторический центр зоной особого регулирования, где охраняются память, уличные структуры, культурные сценарии, пространственные взаимосвязи;

    • применить гибридный режим регулирования: там, где сохранилось здание — охранять его; там, где утеряна материя — музефицировать след, визуализировать память, внедрять новые архитектурные формы с уважением к контексту;

    • создать стратиграфическую карту памяти — с указанием утраченных объектов, пространств, кладбищ, культовых зданий, рынков, и показать, как город жил, горел, исчезал и вновь восставал.

  3. Разработать новую модель охраны, основанную на:

    • охране ценностных территорий, а не точечных объектов;

    • применении инструментов ИКОМОС и ЮНЕСКО, таких как Historic Urban Landscape;

    • участии жителей — через культурную карту города, коллективную память, образовательные и публичные программы.


Иначе говоря:

Не надо пытаться выдать новоделы за подлинники. Надо признать честно — и построить на этом свою идентичность.

История Кишинёва — это не история сохранённого ансамбля, а история всегда живого организма, который раз за разом поднимается из руин.
И именно это должно стать основой для новой политики охраны наследия.

Город как многослойный организм

Мы должны наконец перестать рассматривать город как набор отдельных объектов. Кишинёв — это многослойный организм, как в археологии, где каждый слой — это след эпохи, памяти, формы жизни.

  • Надземные фрагменты — здания, улицы, памятники — это верхний слой;

  • Подземный уровень — фундаменты утраченных храмов, следы кладбищ, фрагменты мощений, подвалы, катакомбы, старые инженерные сети — это не менее важная часть исторического тела города;

  • Именно под землёй сохранились ключи к пониманию планировочной и культурной логики прежнего города — и без их учёта невозможна подлинная реконструкция духа места;

  • Например, остановка строительства и планирование мемориального сквера на месте бывшего лютеранского кладбища и часовни — это важный шаг в сторону уважения к подземному слою.

Таким образом, Кишинёв следует понимать и охранять не как ансамбль фасадов, а как стратиграфический, живой организм, в котором каждый слой — от подземного до современного — важен и достоин внимания.

(продолжение следует)






Комментариев нет: