"Happiness is the key to success !"

суббота, 27 июня 2020 г.

Планы Кишинева 1814-1817 г.г.


Еще один обойденный вниманием генплан Кишинева (рис.1)


Этот план, при всей его простоте и незамысловатости, дает нам очень много материала для размышлений и понятия ситуации в городе в это время.
Что же на нем изображено?
На самом верху можно видеть надпись "ЗАПАДЪ". Это единственная привязка к местности, имеющаяся на этом плане.
Далее идет поясняющий текст: "ПЛАНЪ местоположению состоящему въ г. Кишиневъ въ александровской оного части, назначенной для устройства новаго города казенными, публичными, общественными и партикулярными строениямии означается нижеследующими номерами: 1-а место избранное и занятое Высокопреосвященнейшимъ Митрополитомъ и Екзархомъ Гаврииломъ для построек Митрополитанского дома съ службами, и при ономъ в том же квартале для построения Семинарии, на котором месте въ прошедшем году и каменныя постройка онаго дому со службами производилась - 2-а Три квартала назначенные Высокопреосвященнейшимъ Митрополитомъ и Екзархомъ для постройки осьми домов соборнымъ церковнослужителямъ изъ коихъ по утверждению генерального плана на оную часть четыре места отданы по прозьбам темъ церковнослужителямъ именно: (а) Священнику Илье Гарицыну, (b) Протодиакону Мойсею Чернявскому,  (c) Протоиерею Константину, и (d) Диакону Петру Ланчковскому, - 3-а посередине - плацъ-парадной площади место назначенное для построения соборной церкви, - 4-а Кварталы назначенные для казенных построений какъ присутственныхъ местъ и Губернскихъ домовъ, - 5-а Провантские магазины, назначенные к слому"
Внизу указан исполнитель этого плана и дата разработки : "Бессарабский Губернский Землемеръ и Архитекторъ Титулярный Советникъ Михаилъ Озмидовъ, 1814 года Январь 7 дня"
На этом же плане указано, кто его утвердил: " Инженеръ Генералъ Майоръ Гартингъ" .
"...Иван Маркович Гартинг - Гартинг Иохан Фестус (1768—1831) — инженер-генерал-майор (1799), участник Отечественной войны 1812 года.
Участвовал в Русско-турецкой войне 1806—1812 годов, командовал инженерами армии. В 1812 году командовал инженерами Дунайской армии, затем исполнял должность гражданского губернатора Бессарабской губернии (17.06.1813—10.1817), а также был командующим Дунайского инженерного округа. Умер в 1831 году.
Жена (с 1812 года) — Елена Григорьевна Стурдза (1786—1831), сестра Михаила Стурдза; разводная жена (1807) Александра Гика и мать последнего господаря Молдавского княжества Григория Гика. Во втором браке имела сына Карла (1813—1889). Встречалась с Пушкиным в Кишиневе..."
При наложении этого плана на топографическую карту нетрудно определить, что эта приблизительная картинка, на первый взгляд, выполнена в масштабе ( на ней есть масштабная шкала) и в точности соответствует реальности.
Возникает несколько вопросов в связи с этим планом.
Почему нет никакой привязки к местности, если речь идет об "устройстве новаго города"?
Почему на этом плане не упоминается Покровская церковь в составе Митрополитанского дома со службами и ее расположение? Известно, что в начале 1814 года в Покровской церкви уже начали проводить богослужения.
Почему все улицы уже имеют названия, но нет никакой разбивки их на местности?
Почему размеры площади и ширина улиц отличаются от размеров "образцовых" площадей  кварталов, утвержденных в 1811 году и разосланных для обязательного применения по всем губерниям Российской Империи? Московская улица имеет ширину 20 саженей вместо 10 по образцу, а размер плац-парадной площади 200 саженей вместо 100 саженей образцовой. Такие изменения мог внести только разработчик "образцовых" площадей и кварталов В.Гесте, главный архитектор Российской Империи.
Как получилось, что строительство Митрополитанского дома со службами велось "...на котором месте въ прошедшем году и каменныя постройка онаго дому со службами производилась..."? То есть каменные постройки Митрополитанского дома со службами велись еще в 1813 году, задолго до разработки и утверждения этого плана.
Ответить на все эти вопросы помогают в первую очередь планы города, которые мы рассмотрели в предыдущих частях, т.е. что из себя представлял город Кишинев до 1814 года, а также План города 1814 года (рис.2).


На этом плане План Кишинева 1814 года М. Озмидова, а более точно План центральной части нового города, наложен на план всего города этого периода, ориентируясь на известное нам,по более поздним планам, расположение Митрополии.
Теперь становится все понятно и объяснимо.
Строительство Покровской церкви началось, как минимум еще в 1813 году. Вероятнее всего она строилась на месте бывшей часовни военного лагеря, и никакого специального проекта по ее размещению не требовалось.
Изображенные на плане улицы Московская, Киевская, Губернская и Семинарийская повторяли существующие в то время проезды военного лагеря.
Место, избранное для постройки Митрополитанского дома, было выбрано Митрополитом Г. Бэнулеску-Бодони также еще в 1813 году, так как уже в этом году велось его строительство. Выбрано оно было на месте бывшей плац-парадной площади военного лагеря, рядом со строящейся Покровской церковью.
То есть "новый" город строился не на пустыре, как это можно встретить в некоторых публикациях, а на территории существующего военного лагеря, который еще год назад использовался по прямому назначению во время русско-турецкой войны 1806-1812 года.
Какие изменения претерпела плац-парадная площадь в период с 1812 по 1814 год можно прочитать в опубликованном мной ранее материале "Градостроительные коллизии в развитии Кишинева (часть 4)" от 30 ноября 2007 г.  https://ag-anatoliegordeev.blogspot.com/2017/11/
Все эти факты говорят о том, что Кишинев уже в это время, еще в 1812 году был определен в качестве военной базы и главного города на этой части окупированного Молдавского Княжества. И, соответственно, в разработке генплана такого важного объекта не мог не участвовать В.Гесте. Этим же и объясняется отклонение размеров площади и ширины улиц от "образцовых", обязательных для исполнения.  
Город начинает развиваться исключительно на правом берегу реки, включая в себя уже только две вотчины, Кишинэу и Буюкань, а не четыре, как было до сих пор. Это имеет очень простое и понятное объяснение. Вотчины Вистерничень и Гециоань находились в частной собственности Рышкана, а вотчины Кишинэу и Вистерничень - двум монастырям, причем не Московского патриархата, а Константинопольского и Иерусалимского. А в практике присвоения земель и церквей этих Патриархатов в пользу Московского Патриархата у Г.Бэнулеску-Бодони был большой опыт еще во времена русско-турецкой войны 1787-1791 года. За что, собственно, он и был арестован Александром Морузи в 1792 году и отправлен в Стамбул, где Константинопольский Патриархат лишил его сана. И только благодаря России удалось его вызволить из плена. Так же было и в этот раз. Этим двум монастырям предложили подобные территории в других местах, а на этих землях начали строить новую российскую военную базу для ведения войн на Балканском направлении.
Как мы знаем, до 1812 года Кишинев очень быстро и хаотично застраивался в связи с механическим приростом населения. Кстати, за всю свою историю Кишинев пережил несколько периодов, как  фантастического роста, и каждый раз за счет механического прироста, так и уменьшения населения, вызванного вынужденной эмиграцией.
После землетрясения в 1802 году и до 1812 года, одной из причин притока иммигрантов были следующие события в соседней Российской Империи.
"...9 декабря 1804 года Александр I утвердил предложенное комитетом "Положение об устройстве евреев", которое предусматривало две цели: "истинное благо евреев" и "благоденствие местного населения". "Положение" признавало право личной свободы евреев "под точным покровительством законов наравне со всеми другими российскими подданными"; никому не разрешалось "притеснять, ни даже беспокоить их в отправлении веры и в общей гражданской жизни ни словом, ни делом"...
... Но самой жестокой оказалась 34 статья "Положения". Она определяла крайний срок – 1 января 1808 года‚ после которого "никто из евреев... ни в какой деревне и селе не может содержать никаких аренд‚ шинков‚ кабаков и постоялых дворов... ни продавать в них вина и даже жить в них, под каким бы то видом ни было, разве проездом". А это означало‚ что десяткам тысяч евреев следовало подняться с насиженных мест‚ переселиться из деревень в города и потерять всякие средства к существованию...
... В октябре 1807 года последовало новое распоряжение: "взамен промедления‚ от военных обстоятельств происшедшего... без отлагательства малейшего и послабления" выселить евреев из деревень в ближайшие три года‚ чтобы на каждый год приходилось не менее одной трети от общего их числа. Не забыли позаботиться о благе землевладельцев: если какая-либо деревня принадлежала нескольким помещикам‚ и в ней было несколько евреев-корчмарей‚ следовало их выселять одновременно‚ "дабы помещикам не было подрыва одному перед другим"...
... Тех‚ кто не уходил добровольно‚ выпроваживали силой под конвоем солдат‚ загоняли в города и местечки, оставляя там на произвол судьбы. Тысячи бездомных бродили по дорогам‚ болели‚ умирали..."
ФЕЛИКС КАНДЕЛЬ
ЕВРЕИ РОССИИ
ОЧЕРК СЕМНАДЦАТЫЙ
"Мнение" сенатора Г. Державина. Еврейский комитет при Александре I. Выселение из деревень. Еврейские сельскохозяйственные колонии.

Вот это и послужило основанием того бурного хаотичного строительства в Кишиневе в этот период (рис. 3).


Однако в 1812 году происходят другие события, объясняющие тот факт, что население Кишинева уменьшилось до 7 тыс. человек.
" ... Летописец Манолаке Дрэгич (1801-1887) в своей работе «История Молдовы на протяжении 500 лет. До сегодняшнего дня» (Яссы, 1857) довольно эмоционально описывал драматический момент раздела Молдовы: «Наступил роковой день, когда истек срок соглашения, и каждый должен был остаться там, где он выбрал поселиться окончательно; те незабываемые времена были полны слёз и жалоб, потому что народ, как стада овец, огромной толпой заполонил весь берег Прута от края до края, собираясь из деревень и городов целыми неделями и прощаясь с родителями, братьями и родными, с которыми выросли и жили до сих пор и теперь расставались навсегда»...
Как говорят, история повторяется. Вспомните аналогичные события 1940 года.
Новые власти, для того, чтобы обеспечить очередной вал переселенцев на эти территории, внедрение российских законов осуществляла поэтапно. Вначале, жителям Бессарабии предоставлялись всевозможные льготы в виде освобождения от воинской повинности, всевозможные экономические свободы. Статус Бессарабии на первых порах был аналогичен статусу Финляндии в те времена.
И население начало опять прибывать. В 1818 году население Кишинева было уже 18 тыс. человек.
"...В 1812 г. в Кишинёве была основана Большая синагога. Спустя некоторое время в городе открылась еврейская больница, затем первое еврейское училище с широкой общеобразовательной программой..."
Еврейская община Республики Молдова https://www.jcm.md/ru/communities/chisinau

На известном плане 1817 года (рис.4) можно видеть перечень объектов, которые были построены в период 1813-1817 год.


"...Изьясненiе строенiй въ новомъ городѣ названномъ Александровскою частiю, начатомъ постройкою по проекту съ 1813го года.
18 Митрополитанскiй домъ съ церковiю во имя покрова Пресвятыя Богородицы и при немъ семинарiя.
19 Домъ армянского Архiепископа.
20 Каменная городская больница.
21 Каменный острогъ.
22 Деревянные провiантскiе магазины.
23 Артиллѣрiйскiе конюшни.
24 Публичный садъ
25 Обывательскiе домы.
26 Отвѣденныя мѣста подъ постройку обывательскихъ домовъ.
27 Площадь для продажи разныхъ сьестныхъ припасовъ, на коей отведены мѣста для построенiя лавокъ.
28 Мѣсто для кладьбища греко-христiянского.
29 Мѣсто для кладьбища христiянъ Армянского Католическаго и лютеранскаго исповѣданiй..."
а также перечень строений, уже имеющихся до 1813 года:
"...Изъясненiе строенiй въ старомъ городѣ Кишиневѣ
[т.е. до 1813 г.]
1 Соборная церковь во имя Св Архистратига Михаила.
2 Шесть приходскихъ церквѣй.
3 Армянская церковь.
4 Старообрядческая часовня.
5 Казенной ветхой домъ. (здание Старой Митрополии 1792 года - прим. автора)
6 Гоутбвахта.
7 Деревянныя купеческiя лавки.
8 Деревянныя мясныя и рыбныя лавки.
9 Школа еврейская.
10 Торговыя бани.
11 Кладьбище для христiянъ армянскаго исповѣданiя.
12 Кладьбище еврейское.
13 Шламбаумы съ караульными при вьездахъ въ городъ.
14 Водяныя мельницы съ плотинами.
15 Фонтаны и колодцы.
16 Въ кварталахъ обывательскiе домы.
17 Обывательскiе огороды..."
(по материалам Л.Саинчука)

Если обратиться к нашей схеме, то этот план выглядит в нашем изложении вот так (рис.5) 


CARDO MAXIMUS нового города была параллельна CARDO MAXIMUS военного лагеря (тень от шеста в 9-00 22 декабря в Кишиневе) и была представлена ул. Московской, а DECUMANUS MAXIMUS была представлена осью, перепендикулярной ул.Московской, проходящей через будущую соборную церковь. В пересечении этих двух осей, как и полагалось, размещалась АГОРА или ФОРУМ, в нашем случае главная плац-парадная площадь.
Улица Золотая, ныне Александру чел Бун, выполняла функцию главной улицы города в этот период. Именно на ней строились разбогатевшие жители города. Это продолжалось до тех пор, пока ул. Московская, а в дальнейшем Александровская, не была застроена полностью.
Надо понимать, что это план, то есть проект. На нем изображена система улиц Старого города предлагаемая проектом, а не существующая на самом деле. Мы помним, что М.Озмидову было поручено систематизировать хаотичную застройку Старого города еще в 1813 году. За это время, с 1814 по 1817 год наверняка было сделано что-то в этом направлении, но думаю далеко не все, так как эти работы, как мы помним, продолжались еще и в середине 40-х годов 19 века.

Скорее всего реальность в 1817 году выглядела следующим образом (рис.6). 


"...Если исключить публичные и казенные строения, то в Кишиневе 1817 года можно было насчитать 2199 обывательских домов. 33 дома - каменные, при них службы - каменные, фахверковые и деревянные. Затем было 35 фахверковых домов, в которых стены выстроены "в прокладку" из камня и кирпича (у таких домов - деревянный брусчатый каркас, он состоял из стоек, раскосов, обвязок, заполнялся камнем, кирпичом, глиной и др.; такие дома сохранились, строятся в Германии, Польше, других странах Европы и Балтии - В.К.), но только при двух из них были каменные службы. А 870 домов были деревянные, но стояли на каменных фундаментах. Некоторые из них имели каменные погреба. При шести домах - каменные службы. Крыши были черепичные и деревянные. Таким образом, в Кишиневе каменных, фахверковых и деревянных домов на каменных фундаментах, с черепичными и деревянными крышами насчитывалось 938. А это почти половина обывательских домов города. Конечно же, большинство домов в 1817 году были деревянные, под камышовыми крышами. Их число составляло 1191. Только некоторые из них были на каменных фундаментах, да с каменными погребами..."
Виктор КУШНИРЕНКО (Независимая Молдова, 20021011)

К 1818 году, к году, когда Кишинев посетил Александр I, это уж точно была не деревня, которая не могла конкурировать с Бендерами на роль главного города Бессарабии. И в апреле 1818 года, находясь в Кишиневе, Александр I подписал Устав об особом статусе Бессарабской области, определяющий в качестве столицы Кишинев.

Комментариев нет: