"Happiness is the key to success !"

вторник, 23 июня 2020 г.

План Кишинева 1800 года (продолжение)


Как всегда, двигаясь от общего к частному, неизбежны корректуры предыдущих рассуждений.
В данном случае, речь идет о той "картинке" с изображением плана Кишинева 1800 года, которую мы рассматривали в предыдущем сообщении.
Всматриваясь в ее контуры более внимательно, а также учитывая то, что все объекты довольно точно расположены, нетрудно было предположить, что отсутствие прямоугольности - это не графическая ошибка исполнителя.
Опираясь на систему существующих улиц, пришлось откорректировать представленную ранее схему. Вот так выглядит теперь План Кишинева 1800 г., разработанный неизвестным нам пока что автором (рис.1)





Соответственно, изменился и Проект 1802 года, пока что нам неизвестный (рис.2)


То же самое, Проект 1807 года (рис.3)


Соответственно, и план того, что происходило в реальности в 1807 году (рис.4)


После этого мне пришло в голову нанести все это на современный план города для того, чтобы большинству читателей стало понятно, где же это все было. На фото, а не на карте.

План Кишинева 1800 года на фото современного города выглядел бы вот так (рис.5)



При этом обратите внимание, что контур того первоначального квадрата, обозначающего укрепленные стены  самого древнего военного лагеря, "каменный квадрат в окружности 300 саженей", обозначенного красным цветом, вписывается в новые планирумые контуры города. Площадь остается на том же месте, но значительно больших размеров.

Так же на фото современного города был нанесен Проект 1802 года, на котором можно видеть планируемую новую Ильинскую церковь с площадью перед ней (рис.6)



Поскольку завалы в виде груды камней и сгоревших бревен ( а в Кишиневе в 18 веке практически все дома и церкви, за редким исключением, были деревянные, крытые камышом) были расположены в пределах красного квадрата, то понятно желание создать новый центр за пределами этих завалов. Здесь же можно видеть Архангельскую церковь на старом месте. Очевидно, где-то именно в это время, зарождается двухядерный центр. На месте завалов планируется размещение торговой площади, отдельно от центральной.

Однако, в силу описанных в предыдущей части событий, реальная ситуация в 1807 году представляла собой вот такую картину (рис.7)



Где-то в это же время был выполнен и проект разбивки еврейского центра с базарной площадью и синагогой (рис.8)


Интересен тот факт, что первый послевоенный роддом расположен точно в центре той пентаграммы, что лежала в основе планировки площади Старого Базара. Его местоположение безусловно было, если не предложено, то уж сто процентов согласовано, со Щусевым А.В., поскольку его строительство было начато сразу после войны и окончено в начале 1950 года, то есть процесс принятия решений и проектирования происходил еще при жизни академика. А он как раз в это время был занят разработкой Схемы генплана Кишинева, утвержденной в 1947 году. То, что Щусев А.В. был массоном - факт известный. Его учителем был Репин И.Е., также известный массон. Да вспомните, хотя бы, его проект Мавзолея В.И. Ленина. Это же в чистом виде зиккурат. То, что это случайное совпадение, мне как-то не очень верится. Но факт вполне символичный!

Постепенно, в работе над этими схемами, появилась возможность расшифровать ту "картинку", увязав ее с существующими улицами (рис.9).

 И тут вспомнилась одна деталь нашего города, которой по какой-то причине не придавалось до сих пор никакого значения. Речь идет о части явно исторической стены, расположенной вдоль ул. Романэ и выполняющей функцию забора 2-ой городской больницы. Фотографии этой стены я сделал еще в 2011 году. Еще тогда она меня очень поразила и заинтересовала. И вот, по- моему, становится понятно, что это за стена. Это, как можно видеть на схеме, стена одного из кварталов по плану 1800 года, длиной, практически, на всю длину квартала и с арочным входом или въездом посередине (рис.10, 11, 12, 13).






Обращает на себя внимание то факт, что скорее всего эта стена была возведена на старых фундаментах или даже наращивалась старая стена (рис. 14)


Вполне возможно, что новый планировочный контур города по проекту 1800 года также было решено обнести крепостной стеной. Скорее всего, это не было выполнено в полном объеме, но начать именно с этого места, свободного от завалов, вполне могли. Вот так выглядит продолжение этой стены вдоль ул. А Ботезату (рис.15).


Как бы там ни было, но это место требует срочных археологических исследований, которые смогут очень много чего рассказать. Ну и реставрации, конечно же, в любом случае, как самой стены, так и прилегающих территорий. Это может стать одним из полюсов привлекательности для туристов.

В результате, появилась возможность подписать ту "картинку", "переведя" ее теперь уже на понятный всем, современный язык (рис.  16).



Одним из главных выводов является вывод о том, что в 1800 году местным архитектором был разработан План развития города Кишинева на государственном языке с переводом на русский. Известная нам картинка является лишь частью всего одноименного дела, представленного на утверждение в Молдавский Диван. Эта картинка является лишь архитектурной "подачей", как назвали бы ее наши современные архитекторы, или презентацией. В составе дела явно был еще и план на топографической подоснове, представляющий собой "рабочий" чертеж. И это План именно города Кишинева, а не План границ вотчин, что следует из его названия на оригинале. Кроме того, теперь точно известно, что в 1800 году город Кишинев включал в себя все четыре вотчины. Доминировавшими зданиями на левом берегу были Замок / Дом Донича, Господарская церковь и Мазаракиевская церковь-крепость. Благовещенская церковь не играла такой важной роли в формировании силуэта города. На правом берегу это были Дом Рышкана, церковь-крепость Константина и Елены и здание Старой почты. Никакой церкви в Гециоань не было и не планировалось.Центральная, самая развитая часть города, располагалась на территории вотчины Буюкань, а не Кишинэу. Основными церквями-крепостями были две церкви: Мазаракиевская и Константина и Елены. Они располагались на противоположных сторонах реки, обе на вершинах холмов. Между ними была вполне доступная визуальная связь (рис. 17).


Еще одним доказательством, что это были церкви-крепости, является наличие кладбища возле церкви Константина и Елены, где хоронили всех знатных людей того времени (рис 18),


а также остатки старых стен (рис. 19).


К сожалению, и кладбище, и старые стены незаслуженно забыты. Один из родственников барона Стюарта приезжал в 80-е годы в Кишинев из Шотландии, встречался с руководством города, благодарил за сохранение от сноса дома его предков, но очень возмущался состоянием именно этого кладбища. Правда про то, что могила их предка была погребена под кинотеатром "40 лет ВЛКСМ", он ничего не сказал. Об этом последнем факте мне поведал его брат, в то время еще живший в Кишиневе. 

В заключение могу уже с уверенностью сказать, что перед нами , как бы мы сказали сегодня, "презентация" проекта развития Кишинева 1800 года, выполненная в понятной для членов Молдавского Дивана (Боярского Совета) графической форме. Больше, чем уверен, что был еще "рабочий чертеж" (специалисты знают что это), выполненный в виде плана на топографической подоснове, на понятном инженерам и землеустроителям "языке", но непонятном членам Совета.
Далее планирую рассказать, как развивались события с планировкой и реальной застройкой Кишинева в период до 1818 года. 

Комментариев нет: