Введение
Перед тем как приступить к изменению Конституции и принятию новых законов, необходимо провести широкую информационную кампанию для населения. Граждане Молдовы должны быть осведомлены о возможных вариантах развития ситуации – признание независимости Приднестровья или объединение страны в единую политическую и экономическую структуру. Это позволит провести осознанное голосование на референдуме. Помимо этого, необходимо провести детальную оценку финансовых затрат для каждого из сценариев: признание потребует значительных, но посильных расходов на компенсации и международные переговоры, а объединение – масштабных и непосильных инвестиций в инфраструктуру, социальную сферу и экономическую интеграцию.
Жители Приднестровья и Гагаузии также должны участвовать в референдуме, поскольку вопросы, вынесенные на голосование, касаются будущего всего государства. Для этого потребуется определить правовую основу их участия и механизмы обеспечения свободного и прозрачного голосования.
1. Процедура изменения Конституции
Изменение Конституции – сложный процесс, который требует соблюдения нескольких этапов:
📌 Этап 1: Инициатива по изменению Конституции ✔️ Внесение инициативы парламентом, президентом или группой граждан (не менее 200 000 подписей).
✔️ Разработка проекта поправок в Конституцию.
✔️ Обсуждение предложений на общественных слушаниях.
📌 Этап 2: Принятие решения о проведении референдума ✔️ Парламент большинством голосов (не менее 2/3) принимает решение о проведении референдума.
✔️ Определяется формулировка вопросов, выносимых на голосование.
Статьи Конституции, требующие изменений:
Статья 1 (Государственное устройство) – изменение принципа территориальной целостности.
Статья 11 (Нейтралитет государства) – возможные международные гарантии.
Статья 13 (Государственный язык) – уточнение статуса румынского языка.
Статья 110 (Административно-территориальное устройство) – корректировка границ и статуса Приднестровья.
Статья 126 (Экономическая система) – закрепление особого экономического статуса ОЭП.
Статья 127 (Собственность и инвестиции) – механизмы международных инвестиций.
Статья 131 (Государственный бюджет и налогообложение) – новые налоговые режимы для ОЭП.
Статья 132 (Налоговая система) – установление особых налоговых условий для инвесторов.
✔️ Заключаются предварительные международные соглашения, включая меморандумы о сотрудничестве с ЕС, США, Россией, Турцией и Украиной. На этом этапе важно определить дорожную карту интеграции, зафиксировать экономические гарантии и привлечь международных партнеров. Полноценные международные договоры о торговле, инвестициях и безопасности подписываются только после референдума, когда будет известен его итог.
✔️ Назначается дата референдума.
📌 Этап 3: Проведение референдума ✔️ Организация прозрачного голосования по стандартам ОБСЕ.
✔️ Участие всех граждан, включая жителей Приднестровья и Гагаузии.
✔️ Международный мониторинг голосования.
✔️ Подведение итогов и официальное признание результатов.
📌 Этап 4: Внесение изменений в Конституцию ✔️ Подтверждение результатов референдума Конституционным судом.
✔️ Принятие парламентом окончательных изменений в Конституцию.
✔️ Подписание обновленной Конституции президентом и вступление в силу.
2. Принятие первых законов парламентом после положительного результата референдума
После изменения Конституции необходимо срочно принять первоочередные законы, обеспечивающие реализацию решений референдума.
📌 Этап 1: Разработка законодательных инициатив ✔️ Формирование рабочей группы из депутатов, юристов и международных экспертов.
✔️ Определение приоритетных законов, которые необходимо принять.
📌 Закон о создании Объединенного экономического пространства (ОЭП)
🔹 Определение правового статуса ОЭП, его институциональной структуры и механизмов работы.
🔹 Упрощение налогового режима, снижение бюрократических барьеров для бизнеса и иностранных инвесторов.
🔹 Создание специальных экономических зон (СЭЗ) в Кишиневе, Тирасполе и Бендерах.
📌 Закон о гармонизации экономических отношений с Румынией и Украиной
🔹 Упрощение трансграничной торговли и логистики.
🔹 Введение единых стандартов сертификации товаров и услуг.
🔹 Ускоренное оформление таможенных процедур для участников ОЭП.
📌 Закон о налоговых льготах для IT-компаний, стартапов и инвесторов
🔹 Освобождение от налогов на прибыль на 5 лет для технологических стартапов.
🔹 Привлечение иностранных IT-компаний в рамках особого налогового режима.
🔹 Развитие цифровых услуг и стимулирование электронного бизнеса.
📌 Закон о реформе образования и интеграции в европейские стандарты
🔹 Введение единого образовательного пространства с Румынией и ЕС.
🔹 Признание дипломов между Молдовой, Румынией и Украиной.
🔹 Создание международных университетских кластеров с европейским финансированием.
📌 Закон о модернизации транспортной и логистической инфраструктуры
🔹 Финансирование модернизации дорог и железнодорожных узлов между Квинтополисом, ЕС и Украиной.
🔹 Развитие мультимодальных грузоперевозок через порты Одессы и Констанцы.
🔹 Цифровизация логистики и создание электронных таможенных коридоров.
📌 Закон о создании Международного финансового центра Кишинева
🔹 Привлечение международных банков, инвестиционных фондов и биржевых операторов.
🔹 Регулирование цифровых валют и криптовалютных бирж.
🔹 Создание благоприятных условий для международных транзакций и трансфертов.
📌 Закон о привлечении инвестиций в сельское хозяйство и переработку
🔹 Создание особых экономических условий для аграрного сектора.
🔹 Программы субсидирования малых и средних фермеров.
🔹 Запуск государственных и частных инвестиционных фондов для модернизации перерабатывающей промышленности.
📌 Закон о реформе госаппарата и борьбе с коррупцией
🔹 Сокращение бюрократии и цифровизация госуслуг.
🔹 Введение независимого антикоррупционного органа.
🔹 Усиление ответственности за коррупционные преступления.
📌 Закон о сотрудничестве с международными организациями и гарантиях безопасности
🔹 Развитие стратегического партнерства с ЕС, США и Турцией.
🔹 Участие в международных экономических и инвестиционных инициативах.
🔹 Закрепление статуса Молдовы как нейтральной, но экономически интегрированной страны.
📌 Закон о развитии энергетической независимости и альтернативных источников энергии
🔹 Программы стимулирования инвестиций в солнечную и ветряную энергетику.
🔹 Развитие стратегического партнерства с ЕС в сфере энергетической безопасности.
🔹 Уменьшение зависимости от российских энергоресурсов путем подключения к европейской энергетической сети.
✔️ Обсуждение проектов с бизнесом, общественными организациями и гражданами.
📌 Этап 2: Голосование в парламенте ✔️ Вынесение законопроектов на рассмотрение парламента.
✔️ Дискуссии, возможные поправки и голосование.
✔️ Принятие законов большинством голосов.
✔️ Подписание законов президентом и их публикация.
📌 Этап 3: Реализация законов ✔️ Создание институтов для управления Объединённым экономическим пространством (ОЭП).
✔️ Запуск новых механизмов торговли, налогообложения и финансовых операций.
✔️ Начало работы новых экономических зон и развитие инфраструктуры.
✔️ Информационная поддержка граждан по новым возможностям.
Заключение
Процесс изменения Конституции и принятия новых законов – это сложный, но необходимый шаг к устойчивому развитию Молдовы. Информирование граждан, обеспечение прозрачности референдума и эффективное законодательное обеспечение создадут прочную основу для реализации решений, принятых народом. Временные рамки процесса могут составить от 6 до 12 месяцев, включая подготовку и проведение референдума (около 6 месяцев) и последующее принятие законов парламентом (3–6 месяцев).
Оптимизировать сроки можно, начав подготовительные этапы уже сейчас, чтобы совместить референдум с парламентскими выборами осенью. Это позволит не только сэкономить бюджетные средства, но и ускорить реализацию реформ. В таком случае к осени можно будет завершить процесс информирования граждан и юридической подготовки, а сразу после выборов приступить к имплементации новых законодательных актов.
Инициатором этого процесса может выступить как президент, так и парламент. Парламент может инициировать референдум следующим образом: ✔️ Внесение инициативы группой депутатов (не менее 1/3 от общего состава парламента). Возможный сценарий набора 34 голосов: БКС (26 депутатов) + Блок «Победа» (9) + «Возрождение» (4) = 39 голосов. Этого достаточно, чтобы превысить порог в 34 голоса, необходимых для инициирования референдума.
Однако на текущий момент поддержка инициативы на уровне 2/3 невозможна, поскольку:
ПДС (62 депутата) имеет блокирующее большинство и никогда не поддержит подобную инициативу.
Даже если все оппозиционные партии объединятся, они соберут максимум 42 голоса, что значительно меньше 67 необходимых.
Даже в случае значительных политических изменений или раскола в ПДС, вероятность преодолеть порог в 67 голосов остается крайне низкой.
✔️ Определение формулировки вопросов, выносимых на голосование. ✔️ Разработка законодательных механизмов для реализации итогов референдума. ✔️ Таким образом, остается только надеяться на новый состав парламента после осенних выборов. В таком случае эта инициатива может быть использована партиями, участвующими в выборах, что позволит провести референдум весной, а к осени принять все необходимые законы.
Однако, в свете начала новой эры, провозглашенной Президентом Трампом, заключающейся в переходе от конфронтации к взаимодействию, есть вероятность, что ПДС также перейдет к более конструктивному взаимодействию и поддержит эту инициативу. Это могло бы привести к единогласной поддержке всех депутатов, что стало бы лучшим подтверждением понимания текущих мировых процессов и способствовало бы объединению расколотого общества.
Наилучшим вариантом была бы инициатива Президента Молдовы и ее полная поддержка Парламентом. Это обеспечило бы легитимность процесса и позволило бы провести реформы максимально эффективно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий