"Happiness is the key to success !"

понедельник, 3 октября 2011 г.

World Architecture Day 2011 - Architecture and Human rights

Из множества всех прав и свобод человека, изложенных во Всеобщей декларации прав  человека  ООН, принятой 10 декабря 1948 года, Международном пакте о гражданских и политических правах и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, принятых в 1966 году, а также изложенных и в других последующих документах, наибольшее отношение к нашей профессии имеет право человека на благоприятную окружающую среду, на мой взгляд.

Надо отметить, что все нарушения этого права начинают проявляться на стадии разработки градостроительной документации. Сегодня в нашей стране в иерархии пользователей средой любого уровня, начиная от небольшого села, деревни и кончая столичной агломерацией и собственно столицей, человек находится не на первом месте, и даже не на втором. Все планировочные идеи строятся в первую очередь на обеспечении потребностей транспорта и инженерной инфраструктуры. Все подчинено решению технических проблем в первую очередь. Вторым, немаловажным моментом, является экономическая составляющая планировочных документов. Необходимо добиться определенной плотности застройки, выдержать процент занятости территории и т.д. Основным предметом обсуждения и выявления лучших вариантов является сравнение их технико-экономических показателей в первую очередь.

А где же человек с его правом на благоприятную окружающую среду?

При этом раздел градостроительной композиции как-то выпал из числа необходимых к разработке материалов. Все имеющиеся современные методики ничего не говорят об этой части планировочных документов.

Необходимо вернуть человека на первое место в иерархии участников процесса. В первую очередь должны быть созданы благоприятные условия для жителя, человека, а потом уже, исходя из этого, должны решаться экономические, транспортные и инфраструктурные задачи. Во многих развитых европейских странах эта задача уже решается на протяжении лет 20-30, однако, мы все еще находимся в плену советских подходов, где на первом месте был план, а человек рассматривался как исполнитель задач этого плана, и поэтому задача скорейшей доставки этого исполнителя к месту работы являлась основной при решении транспортных проблем.

Сегодня стоит задача корректировки генерального плана Кишинева. Хотелось бы надеяться, что права человека на благоприятную окружающую среду  будут, в конце концов, обеспечены в разработанном документе.

Комментариев нет: