На днях D-l I. Stefanita опубликовал на странице в Фейсбуке архивные фотографии ПДП Центральной части г Кишинева, выполненного ПИ “Кишиневгорпроект” в 1989 году (ГАП Бендерский Б.Н.). Не буду вдаваться в подробности и обсуждение этого проекта, так как имел к нему самое непосредственное отношение. Еще один пример того, как реализуются подобные проекты))) Можно возразить, что если бы не развалился Советский Союз и т.д., но это именно те обстоятельства, не зависящие от нас, которые предугадать невозможно. Как будто генплан и ПДП центра 1969 года были реализованы. Или генплан 1952 года и все другие. Ну не дано человеку предсказывать будущее))) И линейного развития не существует!
Но один из разделов этого плана, а именно “Видовое раскрытие памятников архитектуры” (рис 1),
обращает на себя внимание тем, что это было сделано впервые в истории градостроительства Молдовы! И пока что в последний раз)))Даже в методологии разработки историко-архитектурного опорного плана и проекта зон охраны исторических населенных мест, утвержденной в конце 2022 года Министерством Культуры, об этом нет ни слова. На мой взгляд, именно видовое раскрытие памятников является определяющим в процессе разработки градостроительного регламента исторического центра. А что еще?
“... Параллельно с исследованием самих архитектурных памятников выявляется их роль в окружающей среде. Устанавливают, например, необходимую зону видимости памятника и зону его композиционного влияния. Зона видимости определяется фиксацией точек, с которых памятник хорошо просматривается. Соединение наиболее значимых из этих точек, нанесенных на план, образует зону видимости. На плане фиксируют все элементы, ограничивающие зону видимости памятника. Выявляется также зона наибольшего композиционного влияния памятника. Это территория, на которой памятник или ансамбль доминирует, зрительно подчиняет себе окружающее пространство. В процессе реконструкции эта зона, как и зона видимости, может быть усовершенствована путем удаления объектов, мешающих композиционной целостности ансамбля и не представляющих исторической и художественной ценности.
Проделанная работа является основой для составления историко-опорного плана и схем различных регламентации для исторической части города. Историко-опорный план фиксирует также все памятники архитектуры данного района.
Различают четыре разновидности памятников:
архитектурно-исторические сооружения, обладающие высокой художественной ценностью: уникальная церковь, старинный дворец, городской или усадебный ансамбль;
памятники истории. Зачастую они не обладают высокими эстетическими достоинствами, но дороги нам как память о знаменательных событиях, исторических датах или великих людях;
памятники культуры — дом, где творил великий художник, в котором родился и провел часть своей жизни известный писатель или поэт;
старая застройка, которая является элементом исторической среды города и несет в своей структуре характерные черты его многовековой эволюции, хотя может и не представлять художественной ценности… “
“Сохранение и использование исторически ценной застройки”
на сегодняшний день у нас памятники делят на памятники национального и местного значения. С градостроительной точки зрения это не соответствует действительности. Непонятно, правда, когда это произошло.
В нашем же Постановлении о природных и застроенных охранных зонах, утвержденном Правительством Республики Молдова еще в 2000 году, утверждается следующее:
“... ЗДАНИЯ, ИМЕЮЩИЕ АРХИТЕКТУРНУЮ ЦЕННОСТЬ, - строения, которые благодаря принадлежности к определенной типологии, структуре и технике возведения или архитектурному стилю представляют интерес с архитектурной, исторической, художественной и этнографической точек зрения;
ЗДАНИЯ, ИМЕЮЩИЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, - строения или их компоненты, которые благодаря своему внешнему облику, очертанию или месту размещения играют важную роль для создания специфического городского или сельского вида;
ЗДАНИЯ МЕМОРИАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ - здания, которые являются свидетельствами исторических событий, присутствия выдающейся личности в области науки или культуры;... “
Республика Молдова, ПРАВИТЕЛЬСТВО
ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 1009
от 05-10-2000 об утверждении Положения о природных и
застроенных охранных зонах
Опубликован : 12-10-2000 в Monitorul Oficial № 127-129 статья № 1114
ИЗМЕНЕН ПП1143 от 21.11.18, МО13-21/18.01.19 ст.7; в силу с 18.01.19
https://www.legis.md/cautare/getResults?doc_id=112790&lang=ru#
Как видите, памятники не делятся по принятым нами категориям. Это вносит путаницу при принятии решений.
Во времена разработки ПДП центра 1989 года еще не было списка памятников местного значения в том виде, в котором он существует сегодня. Этим объясняется тот список памятников архитектуры, который обозначен в этом плане.
Необходимо и нам сегодня ввести в оборот категории памятников, независимо от того, в каком списке они состоят, а исходя из их градостроительной ценности, определив необходимую зону видимости и зону композиционного влияния. А это и есть видовое раскрытие памятников архитектуры.
Градостроительная ценность памятников практически не меняется со временем. Памятники могут быть снесены, но оставшиеся имеют ту же ценность, что и прежде. Сегодня видовое раскрытие памятников, которое было выполнено в 1989 году, нанесенная на карту современного города, выглядит следующим образом (рис 2).
Нетрудно заметить, что появление новых, “деструктурирующих” , как это называется в новой утвержденной методологии, изменили видовое раскрытие отдельных памятников (рис 3).С помощью современных возможностей можно нанести зоны видимости 100 м и зоны влияния 350 м (рис 4).Предложения по высотному регламенту охранных зон могло бы выглядеть следующим образом (рис 5).Основываясь на видовом раскрытии памятников, можно было бы определить высотный регламент охранной зоны ZP-1, то есть охранной зоны, в которой возможна только реконструкция, реставрация и надстройка мансарды, с целью исключения изменения зон видимости памятников категории М-1 (архитектурно-исторические сооружения, обладающие высокой художественной ценностью: уникальная церковь, старинный дворец, городской или усадебный ансамбль;).Следующим шагом, до разработки охранных зон для каждого памятника в отдельности, можно было бы определить размеры охранной зоны ZP-2, то есть зоны, представляющей собой разницу между 100 м охранной зоной памятников категории М-1 и зоной ZP-1. В этой зоне может быть разрешена надстройка + 1этаж + М существующих зданий или новое строительство, взамен сносимого старого, высотой на 1 этаж + М выше сносимого, с использованием исторической парцелляции.
М-2 категория памятников, к которой относятся все имеющиеся памятники, не вошедшие в категорию М-1 ( здания, имеющие значение для окружающей среды, - строения или их компоненты, которые благодаря своему внешнему облику, очертанию или месту размещения играют важную роль для создания специфического городского или сельского вида;). Для этой категории разрешается реставрация, в отдельных случаях реконструкция с сохранением внешнего вида, а также надстройка мансарды.
ZP-3 охранная 100 м зона памятников категории М-2. В данной зоне разрешается реставрация, реконструкция или новое строительство в габаритах исторической парцелляции. В высотном отношении разрешается увеличение этажности по отношению к соседнему зданию на 1-2 этажа с мансардой. При этом “деструктурирующие” здания при определении высоты в расчет не принимаются.
Не претендую на особую точность данной схемы. В процессе работы над регламентом все детали должны быть уточнены. В данном случае показан один из вариантов решения задач по методологии разработки этого регламента. Возможны другие подходы к решению этой самой важной на сегодняшний день задачи. Окончательные решения было бы правильно принимать после обсуждения разных вариантов.
Но и это не панацея! Только симуляция в 3D с использованием виртуального двойника в каждом отдельном случае и в режиме реального времени может помочь регулировать высотный и стилевой режим, причем не только в историческом центре (рис 6).
Пример из PUZ Oradea 2020 года.Сегодня есть возможности получать анализ видовых раскрытий памятников архитектуры и не только, например, с помощью такого инструмента, как ArcGis CityEngine (рис 7,8,9,10).
Город не должен превратится в музей!
Город должен иметь возможности развиваться!
Развитие против консервации!
В следующей части рассмотрим вопрос, что такое “деструктурирующие” элементы и какова их роль и значение.
(продолжение следует)
Комментариев нет:
Отправить комментарий