"Happiness is the key to success !"

понедельник, 2 декабря 2024 г.

Зональный План Исторического Центра Кишинева: Время Решительных Действий

 


Введение

Разработка Зонального плана исторического центра Кишинева затянулась на долгие годы, и ситуация продолжает оставаться неопределённой. Более семнадцати лет город функционирует без утвержденного зонального плана для своей исторической части. Это привело к пропущенным возможностям для развития, включая отмену или задержку ряда значимых проектов, таких как реставрация ключевых архитектурных памятников и развитие инфраструктуры. Отсутствие плана также стало причиной прекращения некоторых инвестиционных инициатив, которые могли бы существенно улучшить облик исторического центра. Например, заказчик хотел снести даже небольшое одноэтажное здание, не входящее в число памятников, и на его месте построить новое двухэтажное, но получил отказ даже рассматривать этот проект в Национальном совете по охране памятников на вполне законном основании - отсутствует утвержденный Зональный план исторического центра. Это затрудняет развитие Кишинева и создаёт атмосферу правовой и организационной неопределённости, которая тормозит любые инвестиционные инициативы и усилия по сохранению культурного наследия. Без утвержденного плана невозможно привлечь долгосрочные инвестиции в развитие инфраструктуры и восстановление архитектурных памятников, что в итоге приводит к постепенной деградации исторической среды.

Текущее состояние и проблемы

Последний утвержденный Проект детальной планировки (ПДП) центра был разработан ещё в советский период под руководством известных архитекторов, и на протяжении многих лет попытки его обновить не привели к результатам. В 2021 году мэрия Кишинева ввела мораторий на строительство в историческом центре, чтобы ускорить разработку Зонального плана, однако по состоянию на сентябрь 2024 года никакого прогресса в этом направлении достигнуто не было. Мораторий был фактически продлён решением, что все памятники имеют 100 м охранную зону, и исторический центр города, фактически, находится в состоянии консервации. Это означает, что здания продолжают стареть и разрушаться, а необходимые реставрационные работы откладываются на неопределённый срок, что приводит к ухудшению состояния архитектурного наследия.

Отсутствие утверждённого Генерального плана и Зонального плана влечет за собой правовую неопределенность, которая мешает как новому строительству, так и реставрационным проектам. Например, были заморожены проекты реставрации здания Городской Думы и реконструкции ряда исторических фасадов на центральных улицах, а также отменены инвестиционные инициативы по развитию туристической инфраструктуры. Более того, это подрывает инвестиционную привлекательность центра города и создаёт риски его дальнейшего разрушения. Без конкретных правил и четких градостроительных рамок историческая часть Кишинева остается в подвешенном состоянии, что создает опасность для её сохранения. Отсутствие четкой концепции и границ охранных зон открывает двери для недобросовестных застройщиков, которые могут воспользоваться сложившейся ситуацией для строительства объектов, не соответствующих историческому контексту и архитектурному облику центра.

Кроме того, истекает срок действия Генерального плана города, утвержденного в 2007 году, а до сих пор нет ясности, когда будет принят его обновленный вариант. Простое продление срока действия не решит ни одной проблемы, как с проспектом Кантемира, так и с решением тех задач и проблем, возникших за последние 17 лет с момента разработки Генплана. Это создает угрозу не только для исторического центра, но и для всего города в целом. Стратегия устойчивого социально-экономического и пространственного развития муниципия Кишинев, правда до сих пор не утвержденная, служит важным инструментом планирования, определяющим направления развития города. Однако она не заменяет Генплан, а дополняет его, предоставляя стратегические ориентиры и цели.Мы находимся на пороге градостроительного коллапса, когда ни одно из значимых решений не сможет быть принято в правовом поле.

Оценка сроков и затрат

Разработка и утверждение корректуры Генерального плана города, исключающей проспект Кантемира, может занять от 1 до 2 лет, в зависимости от скорости согласований и проведения публичных слушаний. В пессимистическом варианте, с учётом возможных задержек, сложностей в согласовании и недостаточного финансирования, этот процесс может затянуться на 3-4 года. На данный момент ни тендер на корректуру Генерального плана ещё не проводился, ни средства не заложены в бюджете на следующий год, что может дополнительно затянуть процесс. Разработка Зонального плана центра без проспекта Кантемира может потребовать дополнительно от 6 месяцев до 1 года. В пессимистическом сценарии этот процесс может занять от 1,5 до 2 лет, учитывая возможные трудности и задержки. Финансовые затраты на корректировку Генерального плана и разработку Зонального плана могут достигать значительных сумм, исчисляемых в миллионах леев, что обусловлено необходимостью привлечения специалистов, проведения исследований и общественных обсуждений. В пессимистическом варианте затраты могут вырасти ещё больше, учитывая затянутость процесса и необходимость повторного проведения общественных обсуждений и корректировок, что может увеличить общую стоимость до десятков миллионов леев.

Введение нового Градостроительного и строительного кодекса в декабре 2023 года нацелено на решение проблемы, но без своевременного утверждения планировочных документов Кишиневу грозит период долгой стагнации. Градостроительная политика, которая не предусматривает утверждения актуальных документов, рискует оставить город без развития, а его жителей — без комфортной и безопасной городской среды.

Исключение проспекта Кантемира на стадии разработки Зонального плана без соответствующей корректировки Генерального плана города будет считаться нарушением законодательства, установленного Градостроительным кодексом, со всеми вытекающими последствиями. Такие действия могут привести к административным санкциям, штрафам и даже остановке реализации проекта, что еще более осложнит ситуацию.

Альтернативные подходы к планированию

Настало время искать альтернативные подходы. Переход на систему непрерывного адаптивного планирования, отказ от жестких генеральных планов и принятие решений на базе тематических воркшопов могли бы спасти положение. Например, в Таллине, Эстония, успешно применили адаптивное планирование для сохранения исторического центра, что позволило оперативно реагировать на изменения и поддерживать баланс между сохранением наследия и современным развитием. Такой подход позволит оперативно адаптировать планирование к изменяющимся условиям и обеспечить более гибкое и инклюзивное развитие города. Адаптивное планирование предполагает активное участие граждан и профессионалов на всех этапах, что делает процесс более открытым и прозрачным. Это также способствует принятию решений, которые учитывают реальные потребности жителей и отвечают вызовам времени. Однако для этого необходимо переосмысление всей системы градостроительного управления, включая нормативную базу, подготовку специалистов и цифровизацию процессов. Только так можно добиться устойчивого и сбалансированного развития, которое будет учитывать как историческое наследие, так и современные требования к городскому пространству.

Конкретные шаги к улучшению

Кишинев нуждается в решительных мерах и вовлечении всех заинтересованных сторон — специалистов, общественности и властей — для спасения своего исторического центра и обеспечения устойчивого развития на годы вперед. Откладывание принятия решений больше невозможно: судьба исторического сердца Кишинева зависит от того, насколько быстро и эффективно мы сможем перейти от разговоров к действиям.

Город нуждается в конкретных шагах:

  • Разработка временных регламентов для предотвращения разрушения зданий: Это позволит обеспечить базовую защиту от дальнейшего ухудшения их состояния.

  • Активизация реставрационных работ: Включает приоритетное восстановление наиболее ценных архитектурных объектов, что позволит сохранить культурное наследие города.

  • Стимулирование инвестиций в восстановление исторического центра: Предусматривает налоговые льготы и субсидии для частных инвесторов, что поможет привлечь необходимые средства и ускорить процессы восстановления.

Важно помнить, что каждый год промедления стоит городу утраченных памятников, потерянных возможностей для развития туризма и ухудшения качества жизни горожан.

Кроме того, важно разработать механизмы стимулирования частных владельцев исторических зданий к их сохранению и реставрации. Программы софинансирования, налоговые льготы и субсидии могли бы мотивировать собственников вкладываться в восстановление объектов культурного наследия. Только комплексный подход, объединяющий усилия государства, частного сектора и общества, способен обеспечить сохранение исторического центра Кишинева для будущих поколений. Важно также активизировать образовательные и информационные кампании, чтобы привлечь внимание к проблемам исторического центра и сформировать общественную поддержку необходимых мер.

Заключение

Кишинев стоит на развилке: либо мы сможем мобилизовать усилия и обеспечить будущее нашего исторического центра, либо рискуем потерять его навсегда. Судьба города находится в наших руках, и время для действий наступило сейчас. Нужна ясная стратегия, решительные действия и единство всех, кому небезразлично будущее Кишинева. Только тогда мы сможем увидеть наш город процветающим и уважающим свою историю, а его исторический центр — сохранённым и обновлённым, готовым стать культурным и социальным ядром для будущих поколений.


Комментариев нет: