(продолжение 6)
Какие преимущества имеет отказ, как от разработки жесткого
генерального плана, так и такого же жесткого PUZ Centru?
Главным преимуществом является тот факт, что мы не тратим не только деньги на разработку этих, очень дорогих, документов, но также и не тратим самый главный, невозобновляемый ресурс, время, а также не теряем имеющиеся возможности. Лучше всего показать это на конкретном примере с бывшим заводом "Aroma" (рис. 1)
https://www.nikaimobil.md/ru/item/kishinjov-centr-zavod-a-o-aroma.
Владелец этой территории желает, вместо безликой промышленной застройки,
построить новый современный комплекс: жилье, инфраструктура, рабочие места,
парковки и т.д. Одна из огромнейших проблем, возникших на пути реализации этого
решения, состоит в том, что участок расположен в центральной, исторической
части города. Другая, не менее важная проблема, заключается в том, что на этой
территории расположен памятник местного значения, жилой дом, построенный во
второй половине XIX
века.
При этом не сам памятник создает проблемы. Заказчик планирует включить его в
состав нового комплекса и произвести его реставрацию. Проблема состоит в том,
что памятники, в соответствии с законодательством, должны иметь определенную
охранную зону.
Казалось бы, а в чем здесь проблема? Но дело в том, что проекты
охранных зон памятников должны выполняться по заказу Министерства Культуры и в дальнейшем утверждаться. Эти работы не
выполнялись последние лет 30, а то и более. В соответствии с существующим
законодательством, в случае отсутствия утвержденных охранных зон, принимается
охранная зона размером 100 метров. То есть, при длине квартала примерно 150
метров, мы должны сохранить существующую застройку практически всего, что есть
вокруг? То есть сохранить убогие промышленные объекты с навесными железобетонными
панелями?
На той же конференции, о которой я говорил выше, заказчик
на вопрос, когда будет определена охранная зона данного памятника, получил
ответ от присутствующего на конференции главного архитектора Муниципия Кишинэу
Светланы Доготару, что для этого надо закончить разработку Зонального плана
Центра. Ни в коем случае не хочу обвинять в затягивании времени Главного архитектора.
В данном случае, в условиях существующего законодательства, другого ответа не
сможет дать ни один другой чиновник.
Теперь давайте себе представим, сколько времени и средств
надо потратить для того, чтобы разработать и утвердить охранные зоны всех,
входящих в исторический центр, то ли 700, то ли 800 памятников? Думаю ответ
очевиден любому.
А что же можно предложить взамен? Как это не
парадоксально, ответ будет следующий: отказаться от разработки такого
Зонального плана. Как я уже предлагал ранее http://ag-anatoliegordeev.blogspot.com/2021/12/3-proiect-codul-urbanismului-si.html
В соответствии с таким подходом, данная территория входит
в утвержденный перечень территорий, определенных для возможного нового
строительства. В случае инициативы владельца, у местной власти имеется
основание на выдачу документов на обязательное прооведение международного архитектурного
конкурса ( в нашем случае заказчик и сам проявляет такую инициативу). В процессе
разработки программы и условий проведения конкурса, одним из условий должно
быть определение размеров охранной зоны тех памятников, которые могут повлиять
на развитие рассматриваемой территории. В таком случае заказчику не требуется ждать
окончания разработки всех 700-800 памятников, входящих в проект Зонального
плана. Финансирование разработки проекта охранных зон в таком случае ложится на
заказчика, а утверждение осуществляется в установленном порядке. Что же
касается данного, конкретного случая, на мой взгляд, охранная зона этого,
конкретного, памятника по ул. Петру Мовилэ, 37, совпадает с границами его
наружных стен, так как все историческое окружение, в котором он когда-то
находился, давным-давно уничтожено. Не существует даже границ того участка и
двора, которые могли бы определять границы охранной зоны.
Затем, по результатам архитектурного конкурса на лучший
проект застройки этой территории, определенного, как профессиональным жюри, так
и голосованием жителей города, может быть выдан Градостроительный сертификат на
проектирование. В идеале, конкурсные проекты должны были бы разрабатываться в
формате, позволяющем импортировать все эти варианты в цифровую модель города,
позволяющую выполнять различные симуляции развития, как, например, появление в
городе того или другого объекта, и принимать рещения более обоснованно. Разработанный
в дальнейшем проект также включается в цифровую модель, представляющую собой
постоянно обновляющийся мастер-план, но уже в виде утвержденного проекта, а
после окончания строительства, в виде существущего комплекса.
Этот проект мог бы послужить пилот-проектом, на котором
можно было бы откатать все возникающие вопросы, и начать применять такую практику
на всех остальных, определенных для нового строительства, территорий, но уже
утвержденных Муниципальным Советом.
Такой же подход надо было бы распространить и на другие
территории, которые не входят в центральную, историческую часть города,
утвердив Муниципальным Советом аналогичную схему территорий для нового
строительства, заменяющую генплан ( см. http://ag-anatoliegordeev.blogspot.com/2021/12/4-proiect-codul-urbanismului-si.html).
Таким образом можно отказаться от разработки устаревших
"жестких" градостроительных проектов, не имеющих отношения к реальной
жизни, в пользу постоянно обновляющихся мастер-планов, основанных на реальности.
Новые сообщения можно читать и на https://www.patreon.com/user?u=66941653, поддерживая, при желании, и финансово.
Комментариев нет:
Отправить комментарий