"Happiness is the key to success !"

пятница, 10 декабря 2021 г.

Proiect CODUL URBANISMULUI ŞI CONSTRUCŢIILOR AL REPUBLICII MOLDOVA

 Проект этого важнейшего документа разрабатывается уже более 10 лет. Во всяком случае есть комментарии к этому проекту, опубликованные на сайте Ассоциации Архитекторов Молдовы, где говорится о том, что в 2012 году этот проект был рассмотрен на заседании Консилиума этой Ассоциации https://aam.md/node/71/

20 апреля 2016 года Кодекс был утвержден Кабинетом Министров и 6 июня 2016 года проект этого документа был зарегистрирован в Парламенте Республики Молдова.

Однако Решением Правительства от 1 ноября 2019 года этот проект был отозван из Парламента.

16 сентября 2021 года Комиссия Парламента по экономике, бюджету и финансам объявила о проведении общественных обсуждений данного документа. 21 сентября и 9 ноября 2021 года были проведены консультации по корректировке данного Кодекса (рис 1)

https://multimedia.parlament.md/proiectul-codului-urbanismului-si-constructiilor-va-fi-supus-audierilor-publice/

Возможно я что-то пропустил в этой истории. Также мне неизвестны причины, по которым этот документ, спустя 3 года после утверждения Правительством, был отозван, не получив своего утверждения Парламентом.

Честно говоря, меня это не сильно удивляет. Вспомните, сколько важнейших градостроительных документов, разработанных в последние 30 лет, либо не нашли применения (Генеральный план 2007 года), либо не были утверждены (PUZ Centru, Комплексная транспортная схема), либо не завершены до сих пор (Стратегия развития транспорта, Корректура Генерального плана и т.д.).

Отсутствие современного Градостроительного Кодекса является одной из важнейших причин такого положения. Здесь ключевое слово СОВРЕМЕННОГО!

Для того, чтобы получить такой современный документ, на мой взгляд, необходимо было бы определить для начала перечень проблем и задач, стоящих перед нами в настоящее время.

Основных стратегических проблем всего три:

·        отсутствие современных  профессиональных кадров

·        отсутствие современной законодательной и нормативной базы

·        отсутствие современной системы образования и подготовки кадров

Наша отрасль не является уникальной в этом отношении. Точно те же проблемы существуют и в остальных отраслях.

Если не решить эти три основные проблемы, то можно разрабатывать и утверждать сколько угодно Кодексов. Это ничего не изменит. И доказательством служит 30-летний опыт последних лет. Назовите хоть один градостроительный документ, который соответствует современным требованиям.

Необходимо, наконец, признаться, что без участия специалистов из-за рубежа, мы не сможем получить, отвечающие современным вызовам и предлагающим современные способы решений, градостроительные документы. При этом, я бы предостерег привлекать специалистов из бывших союзных республик, при всем к ним уважении. Они сегодня находятся в той же позиции, что и мы. Некоторые может более продвинуты, но тем не  менее. К сожалению градостроительная наука за последние 30 лет на просторах бывшего Советского Союза не финансировалась и не развивалась. Все современные технологии, как и знания в области градостроительства, находятся сегодня на коллективном Западе, и это нельзя не учитывать, если мы действительно хотим решить проблемы, а не сделать очередной документ, который будет валяться на полке.

Но это не так просто, как кажется, привлечь специалистов из-за рубежа. Не создав специальных, льготных условий для привлекаемых специалистов, мы не добъемся ничего. Что именно можно и нужно сделать на этом пути и должно быть отражено в этом Кодексе.

И начать привлечение западных специалистов необходимо именно для разработки нового проекта Градостроительного Кодекса, но поставив им задачи, которые мы сформулируем на местном уровне.

Но даже самый лучший привлеченный специалист, работая в нашей существующей законодательной и нормативной базе, мало что, а скорее ничего современного сделать не сможет. Эта проблема не менее важная, чем отсутствие специалистов. На разработку новых современных законодательных актов и нормативной базы могут уйти годы. Примером может служить история с разработкой данного Кодекса.

Сегодня уже закончилась эра Ньютона (принципы линейного развития) и Гуттенберга (печатные материалы заменены цифровыми). Это требует полного изменения подхода к разработке градостроительных материалов, законодательной базы и нормативных актов. Один из примеров современного подхода к разработке материалов для управления развитием https://ag-anatoliegordeev.blogspot.com/2020/11/future-city.html

А что же делать? Когда-то было принято такое решение, связанное с отсутствием нормативной базы на национальном уровне. В случае отсутствия местных нормативов применялись аналогичные нормативы России. В сегодняшних условиях необходимо определиться с аналогичным решением, но какую из нормативных баз принять за основу, необходимо решить, консультируясь также с иностранными экспертами из Евросоюза. В Евросоюзе не существует единых нормативов.

Однако все эти решения надо рассматривать, как временные. Необходимо обеспечить современный уровень образования и подготовки специалистов на месте. Исходя из существующего положения в этой сфере, можно с уверенностью заключить, что на это также могут уйти годы. Методически наша система образования в области подготовки архитекторов находится в середине прошлого века. А градостроителей вообще не готовят. О технологиях GIS и их возможностях мало кто слышал! То есть ничего другого, кроме привлечения современных преподавателей из-за рубежа, нам не остается и в этой сфере. И с их помощью в корне изменить всю систему преподавания и подготовки будущих современных специалистов. Что сделать для того, чтобы привлечь таких специалистов из-за рубежа, должен также ответить этот документ. Учитывая тот факт, что современные технологии позволяют проводить занятия он-лайн, можно решить этот вопрос с привлечением лучших на сегодняшний день специалистов.

Кроме этих, стратегически важных вопросов, существует еще большое количество тактических вопросов. Например, существует и такая проблема, как правильное определение границ объектов для градостроительного планирования. На сегодняшний день границами объектов принимаются административные границы. Но в градостроительстве границами служат не административные, а географические границы. Вот вам конкретный пример. Мы все, не задумываясь, говорим о Зональном плане Центра Кишинева. А разве этот проект делается в административных гранциах сектора Центр? В административные границы сектора Центр входят и Телецентр, и Табакэрия, и часть вдоль улицы Мунчештской. Границы исторического центра также не совпадают, так как границы исторического центра проходят по ул. Измаильской, а в состав этого проекта входят и территории за ул. Измаильской. То есть, мы не задумываясь приняли географические границы, границы того плато, на котором размещен центр Кишинева. Точно также, нельзя делать Генеральный план города, не учитывая, например, Дурлешты, так как они находятся за административной границей города. Точно также, нельзя разрабатывать проект Муниципия Кишинев в его административных границах, так как в географические границы Кишинева уже давно входят все населенные пункты, как минимум, в зоне 30 км доступности. Это первое кольцо Zonei Metropolitana Chisinau. Во второе кольцо входят все населенные пункты в радиусе 60 км доступности. Эти границы также могут измениться в связи с появлением Trenul Metropolitan и увеличением его скорости до 130-160 км/час. В соседней Румынии уже сегодня начинают строить участки железных дорог с такой скоростью. Пример изменения границ в связи с изменением скорости передвижения можно посмотреть здесь https://ag-anatoliegordeev.blogspot.com/2020/07/blog-post_28.html

Существующее деление на регионы Nord, Centru, Sud, Municipiul Chisinau является также примером использования административных границ вместо географических. Пора отменить такое деление и принять закон, аналогичный закону, принятому в Румынии еще в 2001 году, в соответствии с которым было утверждено  понятие Zona Metropolitana и утвержден перечень из 22 зон. Далее каждая зона создавала органы управления в виде Ассоциаций Межкоммунитарного развития, Ассоциаций развития межкоммунитарного транспорта и т.д.

И еще много таких тактических задач и проблем можно будет получить в результате обсуждений.

Однако, все это было бы правильно оформить в виде начального документа,определяющего основные цели и задачи Градостроительного Кодекса, утвердить Правительством, и на базе этого задания, с участием специалистов из-за рубежа, наших специалистов и наших юристов, подготовить проект  нового современного Градостроительного Кодекса. 

Новые сообщения можно читать и на https://www.patreon.com/user?u=66941653, поддерживая, при желании, и финансово. 

Комментариев нет: