В конце года принято подводить итоги. Попробуем сделать
это в отношении истории Кишинева. Ни для кого не секрет, что существуют
различные гипотезы о том, когда появился Кишинев, каким он был в начале своего
развития, когда началось это развитие, откуда это название и т.п.
Официальная версия звучит так. В 1436 году Кишинев
впервые упоминается в исторических документах и отсюда принято считать его
возраст. Необходимо отметить и тот факт, что еще на моей памяти, датой
основания Кишинева считался 1466 год, и в 1966 году мы торжественно
отпраздновали 500-летие города. Как говорится в этой официальной версии, в это
время Кишинев представлял собой небольшую деревню на несколько домов, и,
практически в таком же виде, дожил до 1812 года. Так отмечается, что на
основании переписи 1774 года в Кишиневе проживало около 600- 800 человек.
Все эти данные основаны на данных известных исторических
документов. Здесь возникает сразу два основания сомневаться в достоверности
этих данных. Первое сомнение составляет тот факт, что это основано на основании
известных в настоящее время документов.
Изменение даты основания Кишинева с 1466 года на 1436 год произошло как раз в
связи с тем, что был обнаружен другой исторический документ. Но мы же не можем
утверждать, что нам сегодня известны все исторические документы. Поэтому
истинность и этой даты мы можем также подвергать сомнению. Второе сомнение
вызывает тот факт, что единственным неоспоримым доказательством в истории могут
служить только результаты археологических раскопок. Таких доказательств
официальной версии не было представлено. Другими словами, ее также можно
отнести к одной из гипотез, требующих доказательства фактами, обнаруженными в
результате археологических изысканий.
Много говорится о том, что никаких археологических
изысканий на территории Кишинева не производилось, и поэтому можно опираться
пока только на исторические документы. Но это далеко не так.
Существует Repertoriul monumentelor arheologice din
or.Chisinau. O.
Larina
,
где зафиксировано множество фактов, полученных в результате археологических
изысканий с 1953 года до наших дней, которые мы попробуем рассмотреть с точки
зрения отношения именно к нашей теме.
Что было на месте Кишинева до 1436 года?
На представленной здесь схеме (рис. 1) обозначены поселения,
эпохи позднего палеолита (40-25 тыс лет до н.э.), XII-V веков
до н.э., VIII-IX веков
н.э., золотоордынского периода.
Более подробно ознакомиться с каждым памятником и его описанием
можно по ссылке http://ag-anatoliegordeev.blogspot.com/2020/03/chisinaul-istoric-si-zona-de-dezvoltare.html
Весьма интересен следующий факт. Заметьте, это факт, подтвержденный раскопками и физичиским наличием доказательств!
"...D1.10.
Durlesti X. Cetate getica
(IV-III i.e.n.). Este situata la 2 km nord de orasel, la 500 m de la soseua
Poltava, in padure, pe panta unui deal nu prea mare, format de intersectia a
doua depresiuni. Descoperita in 1983 de catre Hancu I. Bibl. Hancu I., 1992,
p.6.
https://ag-anatoliegordeev.blogspot.com/2020/03/chisinaul-istoric-si-zona-de-dezvoltare.html
Вокруг этой крепости обнаружены остатки нескольких
поселений того же времени, а также некрополь.
Другими словами, на этом месте люди проживали со времен
позднего палеолита и до наших дней. Кроме того, это подтверждает и гипотезу о
том, что эта крепость с поселением вокруг, являлась частью системы крепостей, в
которую входила и известная нам крепость в Старом Орхее того же периода. И эта
система существовала, как минимум, в IV-II
веках
до н.э. Это уже факты, а не гипотеза.
Здесь я бы хотел внести небольшую ясность. Мы можем
обнаружить остатки поселений или крепостей только тех, которые были в свое
время разрушены и не получили своего дальнейшего развития в результате того,
что люди их покинули и перебрались в другое, расположенное поблизости, новое
место. Потому что поселения или крепости, благополучно существовавшие, получили
свое дальнейшее развитие и погребли под собой остатки предыдущих поселений или
крепостей. Мы же знаем, что и в Орхей, и в Лапушне, и в Кишиневе были крепости.
Во всяком случае так они обозночались на старых картах. Однако ни остатков
ранних поселений, ни даже остатков крепостей в этих местах мы пока не
обнаружили. Крепости Старого Орхея и Дурлешть мы обнаружили только потому, что
они были разрушены и брошены современниками.
Наличие на территории Кишинева крепости в районе
Пушкинской Горки отчасти подтверждается результатами раскопок, произведенными
группой под руководством М.Ткачука в 2018 году.
"...Тем не менее, мы обнаружили тут немало
артефактов XIX и XVIII столетий, а заодно остатки рвов и валов, служивших,
возможно, для защиты артиллерийской батареи времен русско-турецких войн..."
https://noi.md/ru/obshhestvo/mark-tkachuk-proizoshla-vstrecha-s-sovershenno-neizvestnym-nam-gorodom-kishinevom
"...На Пушкинской горке археологическая экспедиция
обнаружила следы оборонительных инженерных сооружений..."
Остатки рвов и валов, скорее всего, относятся и к более
ранним периодам. Но это требует дальнейшего изучения.
Археологические факты не подтверждают столь молодой
возраст Кишинева, представленный в официальной версии.
Скорее всего это связано с тем, что мы пока точно не
уверены в том, какое имя носило это поселение до того, как ему было дано имя
Кишинев. Одно не вызывает сомнений, что во времена переселения мадьяр, в этом
месте уже существовало поселение, название которому было дано еще в те времена.
Не случайно известны еще два исчезнувших поселения с таким же названием на
территории Молдовы. Одно было в районе Требужень, а второе в районе Каушань.
Имеется на сегодняшний день и Кишинэу-Криш в Румынии, между Арадом и Орадя,
расположенный на реке Криш.
Наличие в этом месте поселения в золотоордынский период
подтверждается и археологическими раскопками, произведенными также группой под руководством
М.Ткачука в 2018 году.
"...Участники экспедиции обнаружили в раскопе у
Армянской церкви и фрагменты золотоордынской керамики XIV века. По словам
историков, это тоже своеобразная сенсация. Точно такой же керамикой, например,
арабские путешественники XIV века пользовались в городе Шехр аль Джедид — так
называли Старый Орхей. Это дает основание полагать, что в XIV веке на месте
нынешнего исторического центра Кишинева было золотоордынское поселение. А это
значит, что первое упоминание этого места в 1436 году как некоего «Акбашева
Кешенева» «у криницы, напротив леска, где есть татарское селище», может быть
своеобразным эхом предшествующего столетия, когда эти территории входили в
состав Золотой Орды..."
Этот археологический результат фактами подтверждает
сразу два предположения. Первое, что на
этом месте было золотоордынское поселение до 1436 года. Второе, что это
поселенеи находилось в одной системе с аналогичным поселением Шехр аль Джедид
на месте Старого Орхея. До 1436 года, в золотоордынский период и ранее,
поселение на этом месте скорее всего носило названиеТираз, во всяком случае так
обозначено поселение на реке Бык на всех ранних европейских картах, вместе с
Лапушной и Орхеем. А мы уже имеем доказательства того, что в те времена
поселение на месте Кишинева существовало. Отсутствие названия Кишинев на этих
картах может означать только то, что это поселение носило другое имя. Об этом
более подробно можно ознакомиться на https://ag-anatoliegordeev.blogspot.com/2020/05/blog-post.html
А что же представлял собой Кишинев до 1812 года?
Действительно ли это была деревня?
Очередным фактом того, что во времена посещения его
турецким путешественником Эвлия Челеби в 1665 году, Кишинев был городом,
является его описание Кишинева, а также тот факт, что двигаясь из Цуцоры в
Кишинев, потратив на это примерно 12 часов, он со своей свитой, проплывая мимо
Орхея, не остановился в нем на ночлег, а проделал дополнительно четырехчасовой
перезд в Кишинев, где и остановился на ночлег.
http://ag-anatoliegordeev.blogspot.com/2020/03/1665.html
Это говорит о том, что еще в 1665 году Кишинев был более развитым и благоустроенным поселением, чем Орхей.
А вот и подтверждение этого факта археологическими
раскопками той же группы М. Ткачука:
"...Уже 350 лет назад Кишинёв был не захолустным
городишкой, а вполне себе серьёзным городом с состоятельными горожанами и
неплохо устроенным бытом..."
Очередным подтверждением факта о размерах и уровне развития города в конце XVIII века являются результаты археологических изысканий под руководством С. Мустяца в конце этого, 2021 года (рис.2). https://www.facebook.com/photo/?fbid=10158878531062284&set=pcb.10158878536562284
Это подвалы под зданием так называемой Старой Митрополии,
построенной в 1792 году, а затем, с 1942
года, Церковного Музея, разрушенного в 50-е годы прошлого столетия.
Можно найти сведения о том, что в этом же здании была и
резиденция Митрополита, однако из текста, опубликованного в "Cronica Eparhiala", Inaugurarea Muzeului Bisericesc din Chisinau,стр.
24-25, 1942 год,
можно видеть, что резиденция Митрополита и Здание Старой Митрополии были
расположены в двух разных зданиях.
"3. Casa in care
a fost resedinta Mitropolitului Gavriil sa fie restaurata si degajata de
cladire ce inconjoara.
4.
Cladirea Mitropoliei Vechi sa fie transformata in Muzeul Bisericesc..."
В этом же документе указана дата основания здания Старой
Митрополии (1792 год) и дата открытия Музея (1942 год).
Есть мнение, что это здание было построено таможенником Teodor Sabau как
жилой дом, который в 1812 году был занят Митрополитом под Митрополию. Но как
можно объяснить тот факт, что здание Старой Митрополии ну никак не похоже на
чей либо жилой дом. Сломать жилой дом таможенника и построить на его месте
здание Митрополии не имело смысла, так как в 1813 году Митрополит Гавриил
Бэнулеску Бодони уже вел строительство комплекса новой Митрополии, что
подтверждает план 1814 года.
Скорее всего речь все-таки идет о двух разных зданиях,
как это и сказано в "Cronica
Eparhiala"
за 1942 год. В 1792 году было построено здание Старой Митрополии. Похоже уже в
те времена Кишиневу отводилась роль военной базы и граница после войны
планировалась по Пруту. Однако в 1795 году территорию Молдовы пришлось покинуть
в связи с тем, что граница была установлена по реке Днестр. В 1812 году, когда
граница уже оказалась по Пруту, Старой Митрополии временно было возвращено ее
назначение, а в качестве резиденции Митрополита и его свиты на время
строительства нового комплекса, был занят расположенный поблизости дом
таможенника.
Однако, в любом случае, открывшиеся нам подвалы еще раз
подтверждают версию о том, что город Кишинев, как в середине XVII века,
как минимум, так и в конце XVIII
века,
представлял собой большой богатый город, с развитыми строительными
технологиями, а никак не деревню с населением 600-800 жителей.
Подводя итоги, можно с уверенностью, на основании
неоспоримых фактов, заключить:
·
поселения на месте Кишинева существовали на
всем протяжении, начиная с периода позднего палеолита, т.е. еще 40 тыс. лет до
н.э., а это старше египетских пирамид
·
поселение на месте Кишинева, вместе с
поселением в Старом Орхее, входило в систему военных гарнизонов, расположенных
в крепости еще с IV
века
до н.э.
·
поселение на месте Кишинева существовало, как
в VIII-IX веках
нашей эры, так и во времена переселения мадьяров в IX-X веках,
а также и в золотоордынский период, до ее распада в начале XV века
·
Кишинев был богатым городом с богатыми
жителями еще в XVII
веке,
не говоря уже о конце XVIII
века
·
На территории Пушкинской Горки находилось
какое-то оборонительное сооружение, имеющее рвы и валы по периметру.
Указанные факты никак не укладываются в официально признанную версию, которую скорее всего придется пересматривать. При этом следует заметить, что в следующем году планируется провести новую серию археологических изысканий.
Комментариев нет:
Отправить комментарий