"Happiness is the key to success !"

воскресенье, 26 декабря 2021 г.

(продолжение 10) Proiect CODUL URBANISMULUI ŞI CONSTRUCŢIILOR AL REPUBLICII MOLDOVA

 (продолжение 10)

На самом деле традиционный подход к градостроительству, на основе традиционных документов (Национальный план обустройства, Генеральные планы, Стратегии развития и т.д. и т.п.), является параллельной реальностью, в которой живут наши заказчики и разработчики этих материалов. В реальной жизни происходят при этом неожиданные вещи, которые никто и никогда не мог бы предусмотреть.

При этом, тот современный подход к разработке, непрерывный процесс разработки отдельных систем, уже сегодня применяется в реальной жизни. Реконструкция автомобильных корридоров Бельцы -Флорешты - Сорока и Бельцы - Фалешты - Скулень уже свершившийся факт. Это были отдельные проекты, в отсутствие Национального плана обустройства.

Последняя идея соединения Кишинева и Киева новой магистралью, со строительством нового моста через Днестр в районе Сорока - Ямполь, возникла в прошлом году и уже реализуется полным ходом. Об этом до этого не было и речи, даже в STRATEGIA de transport şi logistică pe anii 2013-2022, Aprobată prin Hotărîrea Guvernului nr.827 din  28 octombrie 2013, т.е. не так давно. И это не вина разработчиков.

Опять его Величество Случай превращает в ничто все наши планы и стратегии.  

А вот и совсем свежий пример нетрадиционного подхода к планированию. В октябре этого года было принято решение о реконструкции участка железной дороги Тигина - Галац. Эта дорога проходит по территории трех стран, Украины, Молдовы и Румынии и является транзитным грузовым коридором. После реконструкции поезда смогут двигаться со скоростью 100 км/час. https://traffic.od.ua/news/worldtrans/1238161

Если мы попробуем проанализировать вновь сложившуюся, под влиянием указанных, уже свершивишихся факторов, а не чьих бы то ни было фантазий, обстановку, то мы получим следующую картину (рис. 1).


Вы скажете и в чем здесь влияние случая? Значение отрезка железной дороги Кишинев - Джурджулешть было отражено и в Стратегии 2013 года. Но дело в том, что конкретное решение о реализации и финансировании этого участка было принято только сегодня, спустя 9 лет. И, заметьте, совсем не в том виде, который предусматривала Стратегия. Кишинев - Джурджулешть, предусмотренные в Стратегии, это совсем не то, что Тигина - Джурджулешть. При чем, принципиально не то!

Нетрудно заметить, что мы получили серьезное изменение европейского коридора №9. Если раньше эту роль выполняло Балканское шоссе, проходящее через Кишинев, то сегодня ситуация изменилась кардинально.

Во первых, появляется мощный скоростной грузовой коридор, проходящий на территории Молдовы не через Кишинев, а через Тигину и Тирасполь. Фактически это тот же девятый европейсктй коридор, только  в виде рельсового транспорта, связывающий Бухарест и Киев. Причем, намного эффективнее автомобильного (грузоподъемность и скорость несравнимы с автомобилем). Кишинев остается в стороне от этого мощного фактора развития. С началом работы этого коридора роль диполиса Тигина-Тирасполь значительно возрастет и получит дальнейшее развитие. И это не удивительно, так как в средние века Тигина, расположенная в международном транспортном коридоре, проходящем вдоль реки Днестр, играла более важную роль, чем Кишинев. Это всем известный факт. Таким образом, этот диполис будет находиться на пересечении Кардо Максимус ( Бухарест - Киев) и Декуманус Максимус (Одесса - Кишинев).

Во-вторых, появляется новый европейский автомобильный коридор, связывающий те же Киев и Бухарест, но также минуя Кишинев, что никогда до этого никем не предусматривалось. Этого вы не найдете ни в одной стратегии. Это станет возможным с появлением моста Сорока - Ямполь. Эдесь также, на пересечении Кардо Максимус (Бухарест - Киев) и Декуманус Максимус ( Кишинев - Яссы), получит серьезное развитие диполис Яшь - Унгень. Вспомним, что Яссы, находящиеся  в средние века на более значительных торговых путях, чем Кишинев, имели принципиально более важное значение.

Как видите, очень часто все меняется то в одну, то в другую сторону.

Когда-то, в 19 веке, Кишинев получил свое развитие, как и железную дорогу, в связи с военными планами более крупного актера. Железная дорога была нужна для быстрой переброски военных, техники и продовольствия, для ведения военных действий на Балканах, а Кишинев выполнял роль военной базы. По той же причине и Бельцы получили свое развитие.

Ничего не изменилось и сегодня. Указанный рельсовый коридор Бухарест - Киев отражает новую реальность. В первую очередь, в случае необходимости, он позволит произвести переброску войск более крупного актера в обратном направлении, для поддержки Киева. Заодно, это совпадает и с необходимостью использования этого коридора и в мирное время для нужд экономики. Это именно тот Его Величество Случай, изменивший все планы развития. Это мои догадки по поводу использования в военных целях, но мне кажется они не лишены смысла.

Новый автомобильный транспортный коридор является частью плана "One Belt One Road", реализуемого в настоящее время Китаем, называемый еще "новый Великий Шелковый Путь" (рис.2).

Представленная схема является одним из вариантов. Маршруты меняются в связи с дискретностью реализации и на основании изменяющихся реалий, связанных и с изменением политической обстановки в мире. В Европе существуют обоснованные опасения в том, что, также легко, как товары, по этим маршрутам, в случае необходимости, могут перебрасываться и военные подразделения и техника.  Как видите вполне возможно, что планы военных очень сильно влияют на развитие территорий.

Как бы там ни было, ситуция в Молдове меняется, я бы сказал, кардинально. Такого никто и никогда не мог себе предположить. Наряду с возникновением новых полюсов развития в виде диполисов Тигина-Тирасполь и Яшь-Унгень, возникают и еще два, исторически существовавших ранее, полюса развития. Это также диполис Сорока-Ямполь, в связи с появлением моста между ними. А также диполис Галац - Джурджулешть, а возможно и триполис  Галац - Браила -Джурджулешть.

Снижается значение коридора Одесса - Кишинев - Яссы. Предложенное использование его в виде туристического, возможно, и будет преобладающим.  

Это еще раз подтверждает тот факт, что любое развитие является прерывистым и вероятностным, а не линейным.

Комментариев нет: