(продолжение 10)
На самом деле традиционный подход к градостроительству,
на основе традиционных документов (Национальный план обустройства, Генеральные
планы, Стратегии развития и т.д. и т.п.), является параллельной реальностью, в
которой живут наши заказчики и разработчики этих материалов. В реальной жизни
происходят при этом неожиданные вещи, которые никто и никогда не мог бы
предусмотреть.
При этом, тот современный подход к разработке, непрерывный
процесс разработки отдельных систем, уже сегодня применяется в реальной жизни. Реконструкция
автомобильных корридоров Бельцы -Флорешты - Сорока и Бельцы - Фалешты - Скулень
уже свершившийся факт. Это были отдельные проекты, в отсутствие Национального
плана обустройства.
Последняя идея соединения Кишинева и Киева новой
магистралью, со строительством нового моста через Днестр в районе Сорока - Ямполь,
возникла в прошлом году и уже реализуется полным ходом. Об этом до этого не
было и речи, даже в STRATEGIA de transport şi logistică pe
anii 2013-2022, Aprobată prin Hotărîrea Guvernului nr.827 din 28
octombrie 2013, т.е. не так давно. И это не
вина разработчиков.
Опять его Величество Случай превращает в ничто все наши
планы и стратегии.
А вот и совсем свежий пример нетрадиционного подхода к
планированию. В октябре этого года было принято решение о реконструкции участка
железной дороги Тигина - Галац. Эта дорога проходит по территории трех стран,
Украины, Молдовы и Румынии и является транзитным грузовым коридором. После
реконструкции поезда смогут двигаться со скоростью 100 км/час. https://traffic.od.ua/news/worldtrans/1238161
Если мы попробуем проанализировать вновь сложившуюся, под
влиянием указанных, уже свершивишихся факторов, а не чьих бы то ни было
фантазий, обстановку, то мы получим следующую картину (рис. 1).
Вы скажете и в чем здесь влияние случая? Значение отрезка
железной дороги Кишинев - Джурджулешть было отражено и в Стратегии 2013 года. Но
дело в том, что конкретное решение о реализации и финансировании этого участка
было принято только сегодня, спустя 9 лет. И, заметьте, совсем не в том виде,
который предусматривала Стратегия. Кишинев - Джурджулешть, предусмотренные в
Стратегии, это совсем не то, что Тигина - Джурджулешть. При чем, принципиально
не то!
Нетрудно заметить, что мы получили серьезное изменение
европейского коридора №9. Если раньше эту роль выполняло Балканское шоссе,
проходящее через Кишинев, то сегодня ситуация изменилась кардинально.
Во первых, появляется мощный скоростной грузовой коридор,
проходящий на территории Молдовы не через Кишинев, а через Тигину и Тирасполь. Фактически
это тот же девятый европейсктй коридор, только
в виде рельсового транспорта, связывающий Бухарест и Киев. Причем,
намного эффективнее автомобильного (грузоподъемность и скорость несравнимы с
автомобилем). Кишинев остается в стороне от этого мощного фактора развития. С
началом работы этого коридора роль диполиса Тигина-Тирасполь значительно
возрастет и получит дальнейшее развитие. И это не удивительно, так как в средние
века Тигина, расположенная в международном транспортном коридоре, проходящем
вдоль реки Днестр, играла более важную роль, чем Кишинев. Это всем известный
факт. Таким образом, этот диполис будет находиться на пересечении Кардо
Максимус ( Бухарест - Киев) и Декуманус Максимус (Одесса - Кишинев).
Во-вторых, появляется новый европейский автомобильный
коридор, связывающий те же Киев и Бухарест, но также минуя Кишинев, что никогда
до этого никем не предусматривалось. Этого вы не найдете ни в одной стратегии.
Это станет возможным с появлением моста Сорока - Ямполь. Эдесь также, на
пересечении Кардо Максимус (Бухарест - Киев) и Декуманус Максимус ( Кишинев -
Яссы), получит серьезное развитие диполис Яшь - Унгень. Вспомним, что Яссы,
находящиеся в средние века на более
значительных торговых путях, чем Кишинев, имели принципиально более важное
значение.
Как видите, очень часто все меняется то в одну, то в
другую сторону.
Когда-то, в 19 веке, Кишинев получил свое развитие, как и
железную дорогу, в связи с военными планами более крупного актера. Железная
дорога была нужна для быстрой переброски военных, техники и продовольствия, для
ведения военных действий на Балканах, а Кишинев выполнял роль военной базы. По
той же причине и Бельцы получили свое развитие.
Ничего не изменилось и сегодня. Указанный рельсовый
коридор Бухарест - Киев отражает новую реальность. В первую очередь, в случае
необходимости, он позволит произвести переброску войск более крупного актера в
обратном направлении, для поддержки Киева. Заодно, это совпадает и с
необходимостью использования этого коридора и в мирное время для нужд
экономики. Это именно тот Его Величество Случай, изменивший все планы развития.
Это мои догадки по поводу использования в военных целях, но мне кажется они не
лишены смысла.
Новый автомобильный транспортный коридор является частью плана "One Belt One Road", реализуемого в настоящее время Китаем, называемый еще "новый Великий Шелковый Путь" (рис.2).
Представленная схема является одним из вариантов.
Маршруты меняются в связи с дискретностью реализации и на основании изменяющихся
реалий, связанных и с изменением политической обстановки в мире. В Европе
существуют обоснованные опасения в том, что, также легко, как товары, по этим
маршрутам, в случае необходимости, могут перебрасываться и военные
подразделения и техника. Как видите
вполне возможно, что планы военных очень сильно влияют на развитие территорий.
Как бы там ни было, ситуция в Молдове меняется, я бы
сказал, кардинально. Такого никто и никогда не мог себе предположить. Наряду с
возникновением новых полюсов развития в виде диполисов Тигина-Тирасполь и
Яшь-Унгень, возникают и еще два, исторически существовавших ранее, полюса
развития. Это также диполис Сорока-Ямполь, в связи с появлением моста между
ними. А также диполис Галац - Джурджулешть, а возможно и триполис Галац - Браила -Джурджулешть.
Снижается значение коридора Одесса - Кишинев - Яссы. Предложенное
использование его в виде туристического, возможно, и будет преобладающим.
Это еще раз подтверждает тот факт, что любое развитие является прерывистым и вероятностным, а не линейным.
Комментариев нет:
Отправить комментарий