"Happiness is the key to success !"

суббота, 11 декабря 2021 г.

(продолжение) Proiect CODUL URBANISMULUI ŞI CONSTRUCŢIILOR AL REPUBLICII MOLDOVA

 (продолжение)

Состояние в градостроительной сфере в нашей стране можно сравнить, для того, чтобы лучше понимать непосвященным читателям, с огромным предприятием советского образца в начале перестройки. На предприятии действуют еще советские стандарты, нормы, применяются старые технологии, работает огромное количество специалистов и рабочих, а выпускаемая продукция никому не нужна, так как значительно уступает в качестве продукции западных конкурентов, неожиданно появившейся на местном рынке.

Состояние дел в нашей сфере сегодня обстоит именно так. Последние 30 лет мы находимся в состоянии именно такого предприятия. Специалисты и рабочие те же. Вся "новая" нормативная база представляет собой фактически перевод с русского языка нормативной базы середины прошлого века, технологии те же. Продукция, распечатанные карты в различных масштабах, устаревают уже в момент их печати и уже мало кто ими пользуется.

Что делало руководство или новые владельцы такого предприятия для того, чтобы выжить в этих условиях? Они рядом с этим предприятием открывали экспериментальный цех. Он начинал работать параллельно с основным предприятием. В этом цеху начинали работу лучшие специалисты под руководством приглашенных мастеров с Запада. Закупались новые технологии, начинали постепенно, буквально в ручном режиме, выпускать новые, экспериментальные, образцы продукции, разработанные приглашенными специалистами на основе стандартов и норм, не обязательно отвечающим существующим до этого. Постепенно наращивались объемы производства этого экспериментального цеха, и, в один прекрасный момент, старое предприятие просто ликвидировалось.

Молдова, в силу своих небольших размеров, уже используется для проведения экспериментов. Например, скорость интернета у нас одна из самых высоких, внедрение технологий 3G, 4G также происходило у нас в числе первых.

Мне кажется, что сегодня наступило такое время в сфере градостроительства (думаю не только в этой сфере), чтобы открыть новый экспериментальный цех. Другими словами, создать оффшорную зону в области градостроительства на территории всей Молдовы для отработки новых идей в этой области. Зону, свободную от существующих законодательных актов и нормативов в области градостроительства. Зону, где в области разработки градостроительных проектов может работать любой приглашенный или желающий западный специалист, не имеющий местного сертификата. Тендеры на разработку проектов в области градостроительства заменить на архитектурные конкурсы, в которых должна выигрывать представленная градостроительная идея, а не представленная минимальная стоимость разработки.

Например, предложенная профессором Сорбонны Carlos Moreno концепция  15-Minute City  (рис 1 )

https://www.archdaily.com/970873/the-concept-of-15-minute-city-wins-2021-obel-award/617864d593ba2d0165f8ba6f-the-concept-of-15-minute-city-wins-2021-obel-award-photo?next_project=no наверняка не укладывается в существующие нормативные и законодательные акты. В этом году эта Концепция получила международное признание.

The Concept of 15-Minute City Wins 2021 Obel Award

https://www.archdaily.com/970873/the-concept-of-15-minute-city-wins-2021-obel-award#:~:text=The%2015%20minute%2Dcity%20concept,%2C%20green%20areas%2C%20and%20housing.

Однако, в условиях такой офшорной зоны в Молдове вполне можно было бы разработать на базе этой Концепции градостроительные проекты. В этом смысле Молдова представляет собой идеальный вариант для экспериментов в данный момент. Как говорится, "и последние станут первыми". В Молдове в настоящий момент полностью отсутствуют градостроительные проекты всех уровней. Отсутствует Национальный План Обустройства, отсутствует понятие Zona Metropolitana и соответствующие проекты на этом уровне. Отсутствуют Генеральные планы большинства городов и населенных пунктов, включая Кишинев. Отсутствуют и Зональные планы практически во всех городах.

Из этой ситуации, как всегда, есть только два выхода. Либо мы опять потратим кучу денег и получим огромную кучу макулатуры, как в последние 30 лет. Либо мы откроем экспериментальный цех и начнем выпускать современную продукцию, конкурентноспособную во всем мире, потратив на это не больше, а может и меньше.

Создание такой зоны может послужить тем фактором, который необходим для привлечения лучших западных специалистов для реализации своих идей. Отбор этих идей должен вестись исключительно на базе международных архитектурных конкурсов, проводимых обязательно совместно с Международным Союзом Архитекторов UIA.

На базе одного из таких международных конкурсов, помимо проектов национального значения, необходимо разработать несколько проектов международного значения.

Проект  TRIPOLIS: CHISINAU-UNGHENI-IASI (CUI)

http://ag-anatoliegordeev.blogspot.com/2009/10/20.html

Этот проект я предлагал еще в 2008-2009 годах.

Буквально сегодня появилась идея формирования треугольника из городов Кишинев - Черновцы - Яшь.

Primarul de Iași, planuri alături de Chișinău și Cernăuți: „Îmi doresc să formăm un „triunghi” al proiectelor cu impact pozitiv”

https://infoprut.ro/84281-primarul-de-iasi-planuri-alaturi-de-chisinau-si-cernauti-imi-doresc-sa-formam-un-triunghi-al-proiectelor-cu-impact-pozitiv.html?fbclid=IwAR1xJf574cmSc6ukDx53Y1XJC_ObEJSOTjc45ACEp8Pq-oxNM-7LuosbsMM

Совсем недавно появился новый туристический маршрут по железной дороге Одесса - Кишинев - Яшь. Здесь, думаю уже можно начинать вести речь о проекте Квинтополиса Одесса - Тирасполь - Тигина - Кишинев - Яшь.

При этом ни один из них не отрицает необходимость разработки другого. Все эти варианты должны стать предметом Международного Конкурса с финансированием за счет средств Евросоюза или других Фондов. Какой из них окажется более жизнеспособным покажет время.

У Молдовы есть шанс не плестись в хвосте, а превратиться в современную лабораторию по отработке и внедрению новых, современных подходов к решению градостроительных задач. При этом не только планировочных, но также инфраструктурных, транспортных, энергетических, экологических, а также задач по сохранению исторической среды и отдельных памятников.

 

Комментариев нет: